Объектные и субъектные признаки человека-индивидуальности и понятие о нем




Индивидуальность рассматривается в психологии как вершина развития личности. До­стижение индивидуальности означает наиболее полную реализацию психического потенци­ала индивида, в результате чего человек превращается в уникальное явление, единственное и неповторимое существо в ряду себе подобных.

Уникальность предполагает не только непохожесть на других, но также качественно новую значимость человека, его особую ценность для сообщества людей. Эта ценность определяется тем, что человек-индивидуальность содержит в себе качества, обеспечиваю­щие оригинальные решения общечеловеческих проблем. Такой человек всегда ценен для общества, потому что он видит новые перспективы его развития.

В то же время уникальность выделяет и отделяет человека от других, что становит­ся предпосылкой его одиночества, которое переживается как негативная сторона жизни.

Индивидуальность с трудом находит понимание со стороны окружающих людей, потому что человек-индивидуальность думает, говорит и поступает не так, как все, а это нарушает взаи­моотношения в человеческом сообществе. Человек «не такой, как все» воспринимается в пси­хологическом контексте как «не наш». Он вызывает раздражение и отвергается. Вокруг него возникает атмосфера всеобщего нерасположения со стороны людей «обычных» и жесткой конкуренции со стороны других индивидуальностей. Жить при постоянном нерасположении со стороны окружающих людей — это тяжелое испытание для любого человека.

Выход из этого противоречия человек вынужден искать сам.

Это предполагает обращение к себе как самодостаточному человеку, Связано это с самосознанием и самоотношением человека. Здесь важно для каждого из нас достигнуть эффекта тождественности самому себе. Эта проблема обозначена в психологической науке как проблема самоидентификации.

Достижение самотождественности предполагает самореализацию психического по­тенциала человека в его общественно полезной деятельности, что связано с ощущением состоявшейся личности и чувством собственного достоинства, которое не в последнюю очередь обусловлено превосходством одного человека над другими. Однако стремление к превосходству ставит человека в позицию соперника по отношению к другим людям, в ре­зультате чего возникает состояние повышенной напряженности. А здесь кроется еще один источник конфликтных отношений и с окружающими людьми, и с самим собой. Выход из этого состояния может быть найден через трудоемкий процесс самосовершенствования.

Самосовершенствование предполагает концентрацию психической и физической энер­гии человека на преодолении собственных недостатков, на поиск и реализацию внутренних резервов. Постоянное обращение к себе посредством внутреннего диалога позволяет чело­веку шаг за шагом убедиться в своих возможностях и соответствии их своим притязаниям. Уменьшение разрыва между ними лежит в основе чувства самодостаточности и достижения тождественности самому себе.

Однако осознание этого разрыва порождает одновременно чувство неудовлетворенно­сти собой и обстоятельствами жизни. Неудовлетворенность собой стимулирует активность человека в отношении к себе, а неудовлетворенность обстоятельствами — в отношении к условиям жизни. И в том и в другом случае человек вынужден совершать преобразователь­ную работу, если он хочет достигнуть внутренней гармонии и личного счастья.

Следовательно, индивидуализация — это многотрудный путь человека к самому себе. На этом пути он открывает миру свой субъектный потенциал, заключенный в его способ­ностях и характере — основных результирующих компонентах психологической структуры личности. Поэтому индивидуализация приводит к обнаружению талантов и незаурядных характеров человека. В свою очередь, они проявляются в своеобразном стиле поведения и деятельности, по которым мы с наибольшей убедительностью различаем друг друга как индивидуальности. Например, писателей-классиков трудно спутать по стилистике их пись­менной речи, а живописцев по манере письма. Тексты и картины классиков нами легко угадываются именно в силу их ярко выраженной индивидуальности, то же самое можно сказать о музыкальном искусстве и архитектуре.

Итак, индивидуальность человека проступает в субъектных качествах его способностей, характера, стиля поведения и деятельности, в опредмеченных результатах его труда. Но вместе с тем возникает вопрос об индивидуализации объектных качеств человека. Про­исходит ли индивидуализация его телесной организации? И если да, то в чем она про­является? Иными словами, запечатлевается ли субъектная индивидуализация во внешнем облике человека?

Задаваясь этим вопросом, мы сталкиваемся с проблемой распознавания человека по его антропологическим признакам и конституциональным особенностям его внешнего об­лика. В практической плоскости этой проблемой более других озабочена криминалистика, которая занимается вопросами опознания преступников, жертв, свидетелей. Она формули­руется как проблема идентификации участников происшествия по элементам их внешно­сти. Это нашло отражение в «словесных портретах», а также в дерматоглифике, изучающей дактилоскопические узоры кожи на пальцах и кистях рук.

В настоящее время антропологическая медицина пытается установить связи между дактилоскопическими узорами руки и предрасположенностью человека к различным видам заболеваний.

Для психологии важен факт неповторимости дактилоскопического узора, который мож­но рассматривать как выражение генетически обусловленной индивидуальности человека в ряду его объектных особенностей. Однако установить прямую зависимость способностей и характера человека от своеобразия кожных узоров на руке человека оказывается весьма проблематично, хотя хиромантия как гадание по руке это делает с завидной легкостью. Наука отвергает достоверность подобных предсказаний.

Тем не менее, дактилоскопия полностью себя оправдала в рамках проблемы опознания людей. В то же время криминалистика не оставляет без внимания лицо человека, особен­ности его строения (пропорции). Разрабатываются специальные технологии антропологиче­ских измерений и расчетов пропорциональных отношений между элементами лица человека.

В этом деле имеется значительный прогресс благодаря трудам антрополога М. М. Ге­расимова, который разработал точнейшую технологию восстановления лица по черепу. Благодаря этой технологии были восстановлены лица многих исторических личностей. На­пример, в числе недавних работ экспертов-антропологов можно отметить восстановление по останкам черепа внешности Николая II, что позволило идентифицировать его личность и место предполагаемой гибели.

Особый интерес для психологии развития индивидуальности представляет явление асим­метрии левой и правой половин лица. На это обращал внимание М. М. Герасимов, который связывал асимметрию лица с индивидуализацией внешнего облика. Асимметрия лица усили­вается с возрастом человека, и обусловлено это не только изменениями костной основы, но и функциональной асимметрией парных органов человеческого тела, в том числе дифферен­цированной работой левого и правого полушарий человеческого мозга. Б. Г. Ананьев считал проявление яркой асимметрии в человеке признаком высокого уровня его индивидуализации. Исследования этой проблемы позволяют считать данную гипотезу устоявшимся научным по­ложением, которое открывает обнадеживающие перспективы для разработки практической диагностики индивидуализации личностного роста и психологического развития человека.

Другим важнейшим показателем объектно-субъектной индивидуализации человека, об­наруженным в моих опытах на опознание людей по фотографиям, является экспрессия лица, заключенная в его мимике. Наиболее успешные испытуемые при опознании лиц ссылались на выразительные особенности мимики. Эта выразительность определялась эмоционально окрашенными словами с очевидной психологической нагрузкой. Например, грустное, злое, веселое лицо и т. п. Это свидетельствует о том, что наиболее надежными признаками иден­тификации человека при опознании выступают экспрессивные компоненты его внешнего облика. Именно в них заключена предельно возможная индивидуализация объектных осо­бенностей человека. Но вместе с тем в них включены данные о психологических качествах субъектного содержания. Это свидетельствует о более целостном отражении человека при опознании, что и обеспечивает высокий уровень эффективности этого процесса.

Экспрессия мимики и пантомимики человека содержит в себе не только объектное своеобразие личности, но и приобретенные субъектом черты выразительного поведения. Она воспроизводит в себе объектно-субъектную целостность человека и служит надежным признаком его индивидуализации.

Индивидуальность — единичное явление в человеческом сообществе. Если в телесной организации каждый человек рождается с признаками индивидуальности, то психическая организация человека на уровне качественного проявления достигает индивидуальности в результате многотрудного развития телесно-психического потенциала в целом. На этом пути человек преобразует свои индивидные свойства через типологизацию своей лично­сти в качества неповторимого субъекта социального взаимодействия, совместной жизне­деятельности людей, общения, труда, познания и других форм человеческой активности. В результате он достигает тождества с самим собой, что представляет собой конечную цель его бытия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: