Укажите один правильный ответ




 

1. Наблюдение за здоровыми новорожденными 1 группы здоровья на первом месяце жизни проводится врачом:

а) 2 раза

б) 3 раза

в) 4 раза

г) 5 раз

 

2. Для определения функционального состояния ЦНС в период адаптации детей в школе используют:

а) плантографию

б) пробу Мартинэ

в) пневмотахометрию

г) тест Малиновского

д) корректурные пробы

 

3. Для исследования зрительного анализатора в период адаптации детей в школе используют:

а) тест Малиновского

б) пробу Мартинэ

в) корректурные пробы

г) плантографию

д) пневмотахометрию

 

4. Для определения функционального состояния сердечно-сосудистой системы в период адаптации детей в школе используют:

а) плантографию

б) корректурные пробы

в) пробу Мартинэ

г) тест Малиновского

д) пневмотахометрию

 

 

Укажите все правильные ответы

 

5. Динамическое наблюдение за здоровым новорожденным предусматривает:

а) сбор анамнеза

б) анализ данных обменной карты из родильного дома

в) анализ факторов риска

г) рекомендации по питанию и уходу

д) консультации эндокринолога, отоларинголога, кардиолога, гастроэнтеролога

е) анализ кала на дисбактериоз

ж) осмотр педиатром в декретированные сроки


 

6. На первом патронаже к новорожденному ребенку проводится:

а) оценка биологического, генеалогического и социального анамнеза

б) оценка физического развития

в) расчет питания

г) оценка нервно-психического развития

д) оценка соматического состояния ребенка

е) определение группы здоровья и группы «риска»

ж) план наблюдения за ребенком

з) назначение витамина Д3

 

7. На третьем патронаже к новорожденному ребенку проводится:

а) оценка состояния здоровья

б) клинический анализ крови и общий анализ мочи

в) оценка наличия или отсутствия транзиторных состояний

г) консультация отоларинголога

д) рекомендации по уходу

е) рекомендации по вскармливанию

ж) приглашение на прием в поликлинику в возрасте 1 месяца

 

8. При первом посещении новорожденного в поликлинике проводится:

а) оценка физического и психомоторного развития

б) оценка соматического состояния

в) оценка группы здоровья и запись первого эпикриза в форме 112

г) консультация стоматолога

д) рекомендации по вскармливанию и уходу

е) консультация окулиста

ж) консультация невропатолога

з) консультация хирурга-ортопеда


4) Ситуационные задачи для разбора на занятии:

Ситуационная задача 1

Новорожденная девочка поступила под наблюдение участкового педиатра в возрасте 7 дней.

Ребенок от 2 беременности (первая закончилась выкидышем). Матери 22 года, студентка, страдает бронхиальной астмой. Во время беременности постоянно пользовалась тайледом, вентолином. 2 раза переболела ОРВИ. Во время настоящей беременности в квартире был ремонт, беременная находилась дома. У родственников по линии отца и матери различные атопические заболевания. Роды срочные, путем кесарева сечения. Оценка по шкале Апгар 6/8 баллов. Закричала не сразу. Масса тела 2800 г, длина 50см. К груди приложена на 2-е сутки, сосала вяло по 30-40 минут, срыгивала.

При осмотре: ребенок на естественном вскармливании. Сосет вяло, с перерывами, необильно срыгивает. Интервалы между кормлениями выдерживает. Девочка достаточно активна. Физиологические рефлексы живые, мышечный гипертонус. Кожа и слизистые оболочки чистые. Пупочная ранка чистая, сухая. Большой родничок 3х3 см, не выбухает. Дыхание пуэрильное, хрипов нет. Тоны сердца ясные, ритмичные, шумов нет. Живот мягкий, безболезненный. Печень +1 см, селезенка не пальпируется. Стул 5 раз в день, желтый, кашицеобразный.

Задания:

  1. Ваш диагноз.
  2. В какой группе здоровья будет наблюдаться ребенок.
  3. Оцените имеющиеся факторы риска и их направленность.
  4. Составьте план диспансерного наблюдения на педиатрическом участке.
  5. Оцените массо-ростовой индекс при рождении у данного ребенка.
  6. Какие советы по питанию необходимо дать матери ребенка?

Эталон ответа

  1. Период новорожденности. Внутриутробная гипотрофия, гипоксия плода 1 степени, ранний восстановительный период.
  2. Группа здоровья IIБ.

Ситуационная задача 2

Мать с девочкой 4,5 месяцев пришли на прием к участковому педиатру с жалобами на ухудшение аппетита, неустойчивый стул, периодическую рвоту, беспокойство.

Наследственность не отягощена. Ребенок от первой нормально протекавшей беременности. Роды срочные, физиологичные. Родилась с массой 3200 г, длиной 54 см. На естественном вскармливании до 3 месяцев. Острыми инфекционными заболеваниями не болела. Поликлинику посещает ежемесячно. Осмотрена ортопедом, невропатологом, окулистом в 1 месяц, патологии не выявлено. Прибавка в массе за 1-ый месяц – 700 г, за 2-о1 – 850 г, за 3-ий – 800 г. На приеме в 3 месяца врач отметил начальные признаки рахита и назначил спиртовой раствор витамина Д2, не указав дозу. Мать давала витамин Д2 без строгого отсчета капель. За прошедший период девочка получила целый флакон препарата.

При осмотре: состояние ребенка средней степени тяжести. Лицо осунувшееся, периорбитальный цианоз. Рефлексы и мышечный тонус снижены. Во время осмотра у ребенка 2 раза возникала рвота. Пьет охотно. Масса тела 5300 г, длина 62 см. Кожа сухая, бледная, с сероватым оттенком, эластичность снижена. Гиперемия конъюнктивы век и глазного яблока. Тургор тканей снижен. Дыхание пуэрильное, хрипов нет. Тоны сердца приглушены. ЧСС 136 в 1 минуту. АД 96/50 мм рт. ст. Живот мягкий. Печень +3 см, плотноватой консистенции. Селезенка у края реберной дуги. Мочеиспускание учащенное, безболезненное. Проба Сулковича положительная (+++).

Задания:

  1. Ваш диагноз.
  2. Какие дополнительные исследования следует провести для уточнения диагноза?
  3. С какой целью проводится проба Сулковича? Какова ее диагностическая значимость?
  4. Показана ли госпитализация?
  5. Нуждается ли ребенок в лечении?
  6. Были ли допущены участковым педиатром ошибки в ведении этого ребенка?
  7. Возможные последствия для здоровья данного ребенка.
  8. Составьте план диспансерного наблюдения за данными ребенком.

 

Эталон ответа

  1. Гипервитаминоз Д, средней степени тяжести. Постнатальная гипотрофия 1 степени.

Ситуационная задача 3

Участковый врач пришел на первый патронаж к новорожденной девочке 8 дней. Ребенок от 2 беременности, протекавшей на фоне ОРВИ в 1 триместре, гестоза во 2 половине (рвота, анорексия, повышение артериального давления до 140/90 мм рт. ст.), по поводу чего беременная госпитализировалась. Предыдущая беременность закончилась выкидышем. Роды в срок. Оценка по шкале Апгар 7/8 баллов. Масса тела 3200 г, длина 50см. К груди приложена на следующие сутки, сосала активно. Выписана из родильного дома на 6-ые сутки в удовлетворительном состоянии.

Отец страдает мочекаменной болезнью, у сестры матери – пиелонефрит, нефроптоз, у бабушки по отцовской линии – подагра.

При осмотре: ребенок удовлетворительного питания. Обращают внимание стигмы дисэмбриогенеза: птоз век, гипертелоризм, деформация ушных раковин, неполная синдактилия 2 и 3 пальцев стоп, пупочная грыжа. Кожа и слизистые оболочки чистые. Пупочная ранка чистая, эпителизируется. Дыхание пуэрильное, хрипов нет. Тоны сердца ясные, ритмичные, шумов нет. ЧСС 120 в 1 минуту. Живот мягкий, безболезненный. Печень +2 см, селезенка не пальпируется. Стул 3 раз в день, кашицеобразный.

Задания:

  1. Оцените состояние ребенка на момент патронажа.
  2. В какой группе здоровья будет наблюдаться ребенок? По развитию какой патологии он угрожаем?
  3. Перечислите факторы риска.
  4. О чем свидетельствуют стигмы дисэмбриогенеза? Каков порог «стигматизации» новорожденных?
  5. Необходимы ли дополнительные обследования и в какие сроки?
  6. Какие мероприятия следует проводить при расширении пупочного кольца?
  7. Составьте план диспансерного наблюдения на педиатрическом участке.
  8. Какие советы по профилактике необходимо дать матери ребенка?

Эталон ответа

  1. Риск по патологии ЦНС, заболеваниям почек, обменным нарушениям.
  2. Группа здоровья IIБ.

Ситуационная задача 4

Участковый врач пришел на первый патронаж к мальчику 18 дней. Ребенок от 1 беременности, протекавшей на фоне ОРВИ в 8 и 32 недели. В 38 недель заболела пневмонией. Роды на фоне остаточных явлений пневмонии. Ребенок закричал сразу. Оценка по шкале Апгар 7/9 баллов. Масса тела 3200 г, длина 50 см. К груди приложен через 2 дня, сосал вяло. В родильном доме обращали на себя внимание: вялость, бледность кожных покровов с сероватым оттенком. К концу первых суток в шейных и паховых складках появились элементы пиодермии. Получал антибактериальную терапию (ампициллин в/м), на 3-ий день переведен из родильного дома с больницу в связи с генерализацией пиодермии и появлением симптомов токсикоза. Лечился цефамизином (в/м 10 дней). Выписан на 17-ые сутки в удовлетворительном состоянии. В связи с гипогалактией у матери ребенок переведен на искусственное вскармливание смесью «Туттели». Высасывает 80-90 мл 7 раз в день.

При осмотре: обращает внимание вялость, мышечная гипотония, гипорефлексия. Кожные покровы чистые, розовые, в паховых складках гиперемия. Слизистые оболочки чистые. Пупочная ранка эпителизировалась. Дыхание пуэрильное, хрипов нет. Тоны сердца ясные, ритмичные, шумов нет. ЧСС 120 в 1 минуту. Живот мягкий, безболезненный. Печень +3 см, селезенка у края реберной дуги. Стул разжижен, 3-5 раз в день, без патологических примесей.

Задания:

  1. Оцените состояние ребенка.
  2. Определите группу здоровья, направленность и степень риска.
  3. Выделите факторы, способствовавшие возникновению данного состояния.
  4. Каковы принципы диспансерного наблюдения в первые месяцы жизни?
  5. Какие рекомендации по уходу за ребенком необходимо дать матери?
  6. Как ухаживать за здоровой кожей новорожденного?
  7. Оцените характер вскармливания на момент осмотра.
  8. Необходимы ли дополнительные обследования ребенка?
  9. Можно ли проводить ребенку иммунизацию и в какие сроки?

Эталон ответа

  1. Группа риска по гнойно-септическим заболеваниям, степень риска «высокая».
  2. Группа здоровья IIБ.

Ситуационная задача 5

Первый патронаж к мальчику 13 дней. Ребенок от 2 беременности (предыдущая закончиласьб рождением здорового ребенка). В 1 триместре настоящей беременности – молодая и здоровая мать перенесла острый бронхит, лечилась сульфадиметоксином, тавегилом. Ребенок родился с массой тела 2960 г, длина 51 см. На 3-ий день жизни в связи с обнаружением грубого систолического шума, он был переведен в специализированное отделение, обследован, диагноз: ВПС – дефект межжелудочковой перегородки, НК 0 ст. Выписан на педиатрический участок 12-ые сутки с рекомендациями кардиолога.

При осмотре: состояние ребенка удовлетворительное, грудь сосет активно. Кожа и слизистые оболочки чистые, цианоза нет. Дыхание пуэрильное, хрипов нет. Область сердца без видимых изменений, границы относительной сердечной тупости не расширены. Тоны сердца звучные, ритмичные, выслушивается грубый систолический шум, занимающий большую часть систолы, с р. мах. в IV межреберьи слева от грудины. Шум проводится по всей грудной клетке. Акцент и расщепление 2 тона над легочной артерией. ЧСС 126 в 1 минуту, при нагрузке – до 140 в 1 минуту. Живот мягкий, безболезненный. Печень +2 см, селезенка не пальпируется. Стул 3 раз в день, кашицеобразный. Рефлексы новорожденного живые.

Задания:

  1. По какой группе здоровья должен наблюдаться ребенок?
  2. Совместно с какими специалистами должен наблюдаться ребенок?
  3. Какая лечебная тактика может быть применена к данному пациенту?
  4. Оцените массо-ростовой индекс при рождении.
  5. Укажите нормальные границы относительной сердечной тупости у новорожденного.
  6. Чем обусловлено наличие акцента и расщепления 2 тона над легочной артерией при данной патологии?
  7. Какие варианты исходов могут быть при данной патологии

Эталон ответа

  1. Врожденный порок сердца – дефект межжелудочковой перегородки, НК0.
  2. Группа здоровья III.

 

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Шабалов Н.П. (под ред.) Педиатрия. Учебник для медицинских вузов. 4-е издание, исправленное и дополненное. – С-Пб., СПЕЦЛИТ, 2007- 911с.

Дополнительная:

1. А.В. Мазурин, И.М. Воронцов. Пропедевтика детских болезней. – Спб: ООО «Издательство ФОЛИАНТ», 2009. – 1008 с.

2. Берман Р.Э. Педиатрия по Нельсону: в 5 т.: пер. с англ./ Под ред. А.А. Баранова. – Т.1. – М.: ООО «Рид Элсивер», 2009. – 824 с.

3. Шабалов Н.П. Детские болезни: учебник. 6-е изд. В двух томах. Т.1. – СПб: Питер, 2007. – 928 с.

4. Детские болезни. Учебник для студентов медицинских вузов. 2-е издание./Под ред.акдемика РАМН А.А. Баранова. – Издательская группа «ГЕОТАР-Медиа», 2009. – 1008 с.

5. Поликлиническая педиатрия: учебник / Под ред. профессора А.С. Калмыковой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 624 с.

6. Рациональная фармакотерапия детских заболеваний: Рук. для практикующих врачей / Под общей ред. А.А. Баранова, Н.Н. Володина, Г.А. Самсыгиной. – М.: Литтерра, 2007. – В 2 книгах.

7. Статьи в периодической печати. Научно-практические журналы «Педиатрия», «Диетология детского возраста», «Вопросы современной педиатрии», «Вопросы практической педиатрии», «Российский вестник перинатологии и педиатрии».

 

Методические рекомендации подготовлены

доцентом кафедры Н.Н. Кораблевой

 

Методические рекомендации утверждены на заседании кафедры

протокол №___ от «_______________»

 

Зав. кафедрой, д.м.н. М.А. Мурашко

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: