музыкального образования. Обоснуйте взаимосвязь общего и профессионального образования.




К определению содержания образования в педагогической ли­тературе существует несколько подходов. В традиционной педа­гогике, содержание образования опреде­ляется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также как определенный уро­вень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутых в результате учебно-воспитательной работы. Это так называемый знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержания образования. Знания при таком подходе к содержанию образования становятся абсолютной ценностью и за­слоняют собой самого человека.

В последнее десятилетие утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. Этот подход нашел отражение в работах И. Я. Лернера и М. Н. Скаткина, В. С. Леднева, Б. М. Бим-Бада и А. В. Петровского.

Так, И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин под содержанием образо­вания понимают педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обес­печить формирование всесторонне развитой личности,

Содержание общего образования обеспечивает участие школьников в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует их ми­ровоззрение, систему ценностей и идеалов, обусловливающих гражданскую пози­цию каждого индивида, его отношение к миру и определение своего места в нём. Источник содержания образования - социальный опыт человечества, закреп­лённый в материальной и духовной культуре. Социальный опыт включает 4 эле­мента:

система знаний (о природе, обществе, технике, человеке, кос­мосе), раскрывающая правильную научную картину мира. Зна­ния, усвоенная информация помогают человеку сориентировать­ся в окружающем мире;

опыт осуществления способов деятельности - в ходе его усвоения формируются умения и навыки, функции которых состоят в воспроиз­ведении и сохранении накопленной культуры, благодаря чему обеспечивается ре­продуктивная деятельность общества;

опыт творческой деятельности предполагает перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельное видение проблемы, видение альтернативы ее решения. Формируются новые способы деятельности известного опыта; его функция - дальнейшее развитие культуры.

опыт ценностного отношения к миру, к людям, к себе опреде­ляет направленность действий обучающегося в образователь­ном процессе в соответствии с его потребностями и мотивами. В этом случае усвоенный школьником социальный опыт транс­формируется в его личный опыт, личный способ действия.

Все названные компоненты содержания образования взаимо­связаны: умения без знаний невозможны, творческая деятельность осуществляется на основе определенных знаний и умений, воспи­танность предполагает знание о той действительности, к которой устанавливается то или иное отношение, которая вызывает те или иные эмоции, предусматривает поведенческие навыки и умения.

При личностно-ориентированном подходе к определению сущ­ности содержания образования абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Такой подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворить образовательные, духовные, культурные и жиз­ненные потребности личности, гуманное отношение к развиваю­щейся личности, становление ее индивидуальности и возможно­сти самореализации в культурно-образовательном пространстве.

Личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие целостного человека: его природных особенностей (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружени­ком) и свойств субъектов культуры (свободы, гуманности, духов­ности, творчества).

Содержание образования имеет исторический характер, по­скольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Это означает, что оно изменя­ется под влиянием требований жизни, производства и уровня раз­вития научного знания.

Содержание образования фиксируется в учебных планах, учебных программах, учебниках, учебных пособиях.

Таким образом, содержание образования – это система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения к миру и себе. Усвоение этой системы призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, которая будет подготовлена к сохранению и развитию материальной и духовной культуры общества.

Муз. образование на сегодняшний день рассматривается как освоение системы знаний, умений, навыков и эмоционально-чувственного опыта в процессе специально организованного обучения, а также через муз. практику или самообразование. Приобретение знаний, умений, навыков и эмоционально-чувственного опыта, составляющих содержание муз. образования, позволяет осуществлять ту или иную муз. деятельность как в области самодеятельного любительского музицирования, так и профессиональной сфере (сочинение, исполнение, преподавание, изучение музыки).

Требования к содержанию муз. образования

Содержание муз. образования в том или ином учебном заведении регламентируется учебными планами и программами. Основными дисциплинами ДШИ являются:

Игра на инструменте или вокал (в зависимости от отделения: инструментального или хорового);

Предметы совместного музицирования (ансамбль, аккомпанемент, оркестр, хоровой класс);

Сольфеджио;

Муз. литература.

Помимо названных предметов, учебные планы предусматривают изучение других дисциплин, способствующих разностороннему муз. развитию школьников, предметы по выбору учащихся. Следующим важнейшим нормативным документом, определяющим содержание образования, является учебная программа, где в «сжатом виде» изложена информация об учебном материале, подлежащим изучению и освоению.

Система муз. образования включает в себя: массовое муз. воспитание (дошкольное муз. воспитание, муз. воспитание в средней школе, внешкольные формы муз. воспитания) и профессиональное муз. образование. Начальное муз. образование предусматривает овладение игрой на муз. инструменте (соло, ансамбль и оркестр), развитие слуха, приобретение некоторых теоретических и исторических знаний о муз. искусстве в рамках обучения в ДШИ. Среднее звено профессионального муз. образования составляют муз. колледжи и колледжи искусств, а также колледжи, в которых обучение профессии осуществляется параллельно с общим средним образованием. Высшее звено профессионального муз. образования представляют консерватории (академии музыки), университеты искусств, некоторые отделения педагогических вузов. Каждое из звеньев профессионального муз. образования строится на основе определённой подготовки: среднее – общей базовой или средней школы, высшее – законченного среднего специального или профильного общего среднего образования (н-р, общеобразовательной школы с муз. уклоном).

 

В целом музыкальное обучение рассматривают как процесс совместной творческой деятельности преподавателя и ученика, ведущий к определенному результату, немаловажное значение в котором имеет репродуктивная и творческая деятельность учащегося. Эмоциональное восприятие музыки является основой для достижения положительных результатов в обучении. На усвоение того или иного материала влияет и мотивационная установка ученика, и такие дидактические принципы обучения, как активность и сознательность (осознанность) воспринимаемого материала, которые целесообразно использовать в процессе преподавания.

 

Общее образование имеет своей целью общетеоретическую подготовку учащихся по основам важнейших наук о природе и обществе, развитие их умственных и творческих способностей для овладения той или иной профессией и для дальнейшего жизненного самоопределения. Общее образо­вание человек получает по окончании средней общеобразователь­ной школы.

Профессиональное образование заключается в овладении уча­щимися профессиональными умениями и навыками в соответст­вующих сферах производственной и духовной деятельности.

Непрерывное педагогическое образование (НПО) - это социально-педагогическая система взаимосвязанных форм, этапов, средств, способов подготовки учителя, повышения его профес­сионального мастерства, развития личностных качеств и способ­ностей на протяжении всей жизни.

Цель НПО состоит в формировании разносторонне развитой, гармоничной, свободно мыслящей, творческой личности учителя. Ведущими характеристиками такой личности являются высокий уровень развития психолого-педагогической культуры, потреб­ность в самообразовании и самовоспитании, в совершенствовании педагогического мастерства; любовь к детям, ответственность за их судьбу, понимание их возрастных и индивидуальных особен­ностей; политическая, экономическая и компьютерная грамот­ность, сформированность научного мировоззрения; высокий уро­вень общей культуры и эрудиции; социальная активность. В концепции непрерывного педагогического образования (1991) рассматриваются три этапа профессионального становле­ния учителя, которые образуют единую систему: I- допрофессиональная подготовка (средние общеобразова­тельные школы, гимназии, лицеи, учреждения внешкольного обу­чения и воспитания);

II - профессиональное образование (университеты, колледжи);

III - послевузовское образование (аспирантура, докторантура, ИПК, ФПК).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: