К определению содержания образования в педагогической литературе существует несколько подходов. В традиционной педагогике, содержание образования определяется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также как определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутых в результате учебно-воспитательной работы. Это так называемый знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержания образования. Знания при таком подходе к содержанию образования становятся абсолютной ценностью и заслоняют собой самого человека.
В последнее десятилетие утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. Этот подход нашел отражение в работах И. Я. Лернера и М. Н. Скаткина, В. С. Леднева, Б. М. Бим-Бада и А. В. Петровского.
Так, И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин под содержанием образования понимают педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности,
Содержание общего образования обеспечивает участие школьников в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует их мировоззрение, систему ценностей и идеалов, обусловливающих гражданскую позицию каждого индивида, его отношение к миру и определение своего места в нём. Источник содержания образования - социальный опыт человечества, закреплённый в материальной и духовной культуре. Социальный опыт включает 4 элемента:
система знаний (о природе, обществе, технике, человеке, космосе), раскрывающая правильную научную картину мира. Знания, усвоенная информация помогают человеку сориентироваться в окружающем мире;
опыт осуществления способов деятельности - в ходе его усвоения формируются умения и навыки, функции которых состоят в воспроизведении и сохранении накопленной культуры, благодаря чему обеспечивается репродуктивная деятельность общества;
опыт творческой деятельности предполагает перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельное видение проблемы, видение альтернативы ее решения. Формируются новые способы деятельности известного опыта; его функция - дальнейшее развитие культуры.
опыт ценностного отношения к миру, к людям, к себе определяет направленность действий обучающегося в образовательном процессе в соответствии с его потребностями и мотивами. В этом случае усвоенный школьником социальный опыт трансформируется в его личный опыт, личный способ действия.
Все названные компоненты содержания образования взаимосвязаны: умения без знаний невозможны, творческая деятельность осуществляется на основе определенных знаний и умений, воспитанность предполагает знание о той действительности, к которой устанавливается то или иное отношение, которая вызывает те или иные эмоции, предусматривает поведенческие навыки и умения.
При личностно-ориентированном подходе к определению сущности содержания образования абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Такой подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворить образовательные, духовные, культурные и жизненные потребности личности, гуманное отношение к развивающейся личности, становление ее индивидуальности и возможности самореализации в культурно-образовательном пространстве.
Личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие целостного человека: его природных особенностей (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъектов культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества).
Содержание образования имеет исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Это означает, что оно изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания.
Содержание образования фиксируется в учебных планах, учебных программах, учебниках, учебных пособиях.
Таким образом, содержание образования – это система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения к миру и себе. Усвоение этой системы призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, которая будет подготовлена к сохранению и развитию материальной и духовной культуры общества.
Муз. образование на сегодняшний день рассматривается как освоение системы знаний, умений, навыков и эмоционально-чувственного опыта в процессе специально организованного обучения, а также через муз. практику или самообразование. Приобретение знаний, умений, навыков и эмоционально-чувственного опыта, составляющих содержание муз. образования, позволяет осуществлять ту или иную муз. деятельность как в области самодеятельного любительского музицирования, так и профессиональной сфере (сочинение, исполнение, преподавание, изучение музыки).
Требования к содержанию муз. образования
Содержание муз. образования в том или ином учебном заведении регламентируется учебными планами и программами. Основными дисциплинами ДШИ являются:
Игра на инструменте или вокал (в зависимости от отделения: инструментального или хорового);
Предметы совместного музицирования (ансамбль, аккомпанемент, оркестр, хоровой класс);
Сольфеджио;
Муз. литература.
Помимо названных предметов, учебные планы предусматривают изучение других дисциплин, способствующих разностороннему муз. развитию школьников, предметы по выбору учащихся. Следующим важнейшим нормативным документом, определяющим содержание образования, является учебная программа, где в «сжатом виде» изложена информация об учебном материале, подлежащим изучению и освоению.
Система муз. образования включает в себя: массовое муз. воспитание (дошкольное муз. воспитание, муз. воспитание в средней школе, внешкольные формы муз. воспитания) и профессиональное муз. образование. Начальное муз. образование предусматривает овладение игрой на муз. инструменте (соло, ансамбль и оркестр), развитие слуха, приобретение некоторых теоретических и исторических знаний о муз. искусстве в рамках обучения в ДШИ. Среднее звено профессионального муз. образования составляют муз. колледжи и колледжи искусств, а также колледжи, в которых обучение профессии осуществляется параллельно с общим средним образованием. Высшее звено профессионального муз. образования представляют консерватории (академии музыки), университеты искусств, некоторые отделения педагогических вузов. Каждое из звеньев профессионального муз. образования строится на основе определённой подготовки: среднее – общей базовой или средней школы, высшее – законченного среднего специального или профильного общего среднего образования (н-р, общеобразовательной школы с муз. уклоном).
В целом музыкальное обучение рассматривают как процесс совместной творческой деятельности преподавателя и ученика, ведущий к определенному результату, немаловажное значение в котором имеет репродуктивная и творческая деятельность учащегося. Эмоциональное восприятие музыки является основой для достижения положительных результатов в обучении. На усвоение того или иного материала влияет и мотивационная установка ученика, и такие дидактические принципы обучения, как активность и сознательность (осознанность) воспринимаемого материала, которые целесообразно использовать в процессе преподавания.
Общее образование имеет своей целью общетеоретическую подготовку учащихся по основам важнейших наук о природе и обществе, развитие их умственных и творческих способностей для овладения той или иной профессией и для дальнейшего жизненного самоопределения. Общее образование человек получает по окончании средней общеобразовательной школы.
Профессиональное образование заключается в овладении учащимися профессиональными умениями и навыками в соответствующих сферах производственной и духовной деятельности.
Непрерывное педагогическое образование (НПО) - это социально-педагогическая система взаимосвязанных форм, этапов, средств, способов подготовки учителя, повышения его профессионального мастерства, развития личностных качеств и способностей на протяжении всей жизни.
Цель НПО состоит в формировании разносторонне развитой, гармоничной, свободно мыслящей, творческой личности учителя. Ведущими характеристиками такой личности являются высокий уровень развития психолого-педагогической культуры, потребность в самообразовании и самовоспитании, в совершенствовании педагогического мастерства; любовь к детям, ответственность за их судьбу, понимание их возрастных и индивидуальных особенностей; политическая, экономическая и компьютерная грамотность, сформированность научного мировоззрения; высокий уровень общей культуры и эрудиции; социальная активность. В концепции непрерывного педагогического образования (1991) рассматриваются три этапа профессионального становления учителя, которые образуют единую систему: I- допрофессиональная подготовка (средние общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, учреждения внешкольного обучения и воспитания);
II - профессиональное образование (университеты, колледжи);
III - послевузовское образование (аспирантура, докторантура, ИПК, ФПК).