Литературоведческие термины




АЛЛЕГОРИЯ (греч. albs - иной и agoreuo - говорю) - конкретное изоб­ражение предмета или явления действительности, заменяющее абстрактное понятие или мысль. Зеленая ветка в руках человека издавна являлась аллегорическим изображением мира, молот являлся А. труда и т. д. Происхождение многих аллегорических образов следует искать в культурных традициях племен, народов, наций: они встречаются на знаменах, гербах, эмблемах и приобретают устойчивый характер. Многие аллегорические образы восходят к греческой и римской мифологии. Так, образ женщины с завязанными глазами и с весами в руках - богини Фемиды -А. правосудия, изображение змеи и чаши - А. медицины. А. как средство усиления поэтической выразительности широко используется в художественной литературе. Она основана на сближении явлений по соотнесенности их существенных сторон, качеств или функций и относится к группе метафорических тропов.

АНТИТЕЗА (от греч. antithesis -противоречие, противоположение) - резко выраженное противопоставление понятий или явлений.

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная...

(Н. Некрасов)

Антитеза усиливает эмоциональную окраску речи и подчеркивает высказываемую с ее помощью мысль. Иногда по принципу антитезы построено все произведение («Сон и смерть» А. Фета).

Л. Крупчанов

АССОНАНС (франц. assonance, от лат. assono - звучу в лад) - 1) неточная, неполная рифма, основанная на совпадении либо ударных гласных, либо слогов, на к-рые падает ударение, либо комплексов согласных, смежных с одинаковыми ударными гласными, причем окончания рифмуемых слов не совпадают. В современной советской поэзии А. приобрел весьма широкое распространение и отличается исключительным богатством видов и форм.

Пароход подошел,

завыл, погудел -

и скован,

как каторжник беглый.

На палубе

700 человек людей,

Остальные -

негры.

(В. Маяковский)

2) Концентрированное повторение в поэтическом произведении гласных звуков.

А. Гербстман.

ВАРИАНТ (от лат. varians, varian-tis - изменяющийся) - в широком смысле слова все текстовые отличия, имеющиеся между автографами, копиями, списками или печатными изданиями одного произведения. В узком смысле слова термин «В.» в различных областях литературной науки имеет разное содержание. Так, в фольклористике В. называется текст, получающийся в результате каждого данного исполнения произведения сказителем. Поэтому разные В. одного и того же произведения обнаруживаются не только у разных исполнителей, но могут появляться даже у одного исполнителя под воздействием различных причин (постепенное забывание деталей, особый творческий подъем во время данного конкретного исполнения и т. п.). В древнерусской лит-ре В. называют отдельные виды текстов, дошедших до нас в разных списках (см.), но имеющих общие характерные приз­наки (общие ошибки, вставки и т. и. изменения), объясняющееся близо­стью их происхождения (ср.- рсдакция, извод).

В текстологии новой русской лит-ры термином «В.» обозначают разночтения между источниками, появляющиеся в результате авторской работы над текстом, но не ведущие к созданию другой редакции (см.) произведения.

Е.Прохоров.

ГИПЕРБОЛА (от греч. hyperbole' - преувеличение) - чрезмерное пре­увеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. Средствами Г. автор усиливает нужное впечатление или подчеркивает; что он прославляет, а что высмеивает. Г. встречается уже в древнем эпосе у разных народов, в частности в русских былинах. В русской лит-ре к Г. охотно прибегали Н. В. Гоголь, С.-Щедрин и особенно В. Маяковский («Я», «Наполеон», «150 000 000»). В поэтической " речи Г. Часто переплетается с другими художественными средствами (метафоры, олицетворения, сравнения и др.). Обратная Г. –художественное преуменьшение («мальчик с пальчик») - литота (см.).

Е. Аксенова.

 

ЕДИНОНАЧАТИЕ, или анафора (от греч. anaphora - вынесение вверх) - распространенная стилистическая фигура, состоящая в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (слов, полустиший, строк, строф, фраз и т. д.):

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид...

(А. Пушкин)

Анафора может быть не только словесной, но и звуковой, е повторением отдельных созвучий:

Черно глазую девицу,

Черно гривого коня!..

(М. Лермонтов)

синтаксической:

Мы не скажем командиру,

Не расскажем никому.

(М. Светлов)

На анафоре может строиться целое стихотворение:

Почему, как сидишь озаренной,

Над работой пробор наклони,

Мне сдается, что круг благовонный

Все к тебе приближает меня?

Почему светлой речи значенья

Я с таким затрудненьем ищу?

Почему и простые реченья

Словно темную тайну шепчу?

Почему как горячее жало

Чуть заметно впивается в грудь?

Почему мне так воздуху мало,

Что хотел бы глубоко вздохнуть?

(А. Фет)

Я. Трофимов

ЗВУКОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧИ - художественно-выразительное, выполняющее определенные стилистические функции применение в прозаическом или стихотворном тексте тех или иных элементов звукового состава языка: согласных и гласных звуков, ударных и безударных слогов, пауз, различных видов интонаций, однородных синтаксических оборотов, повторений слов и др.

Наиболее частой, формой 3. о. р. является повторение однородных звуковых элементов (звуковые повторы), создающих различные виды симметрического звукового построения речи. Поскольку повторение однородных звуков, входящих в состав слов, связанных данным звуковым повтором, выделяет эти слова в речевом потоке, привлекает к ним внимание, постольку они произносятся в известной мере подчеркнуто сравнительно с другими, получают определенную интонационную значимость. В силу этого 3. о. р. всегда связана с интонацией.

В характеристике различных видов 3. о. р. различают повторения звуков по их качеству (ассонанс - повторение гласных и аллитерация повторение согласных) и по месту (анафора, единонача-тие - повторение начальных, эпифора, концовка - конечных, кольцо - в начале и в конце, стык - в конце и в начале слов, фраз, стихотворных строк или полустиший и т. д.).

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ - один из элементов звукописи, сущность к-рого заключается в наличии непосредственной связи между звуками слов и их смыслом. В самостоятельном виде встречается в народных загадках (3. действию, свойственному отгадке «Взял я с собой трах-тах-ту...» отгадка: ружье), ско­роговорках («От топота копыт пыль по полю несется»), баснях (3. кваканью лягушек: «О как, о как нам к вам, к вам, боги, не гласить» - А. П. С у м а р о к о в). В основных жанрах поэзии в прозы 3. в самостоятельном виде встречается редко…

А.Горбстман

 

ИНВЕРСИЯ (от лат. inversio - перестановка) - стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок: «Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням» (А. Пушкин).

А. Головенченко

ИРОНИЯ (от греч. eironeia - притворство, насмешка) - осмеяние, со­держащее в себе оценку того, что осмеивается; одна из форм отрицания. Отличительным признаком И. является двойней смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый; чем больше противоречие между ними, тем сильней И. Осмеиваться может как сущность предмета, так в отдельные его стороны. Т.о., характер И., объем отрицания, вы­раженный в ней, не одинаков; в первом случае И. имеет значение уничтожающее, во втором - корректирующее, совершенствующее. В иск-ве это проявляется в сатирическом (см. Сатира) и юмористическом изображении (см. Комическое).

 

КАЛАМБУР (франц.) - стилистический -оборот или самостоятельная миниатюра, основанная на сходном звучании слов или словосочетаний, имеющих разное значение, обычно придающая речи оттенок комизма. К. строятся на омонимах, омографах, шуточной этимологизации слов и пр. Напр.: «Я приехал в Москву, плачу и плачу» (П. Вяземский, Письмо к жене, 1824); «Хочешь чаю, Никанор? - предложил хозяин. - Нет, спасибо, я уже отчаялся» (Е. Петров)…

Д.Санин

КОНТЕКСТ (от лат. contextus - тесная связь, соединение) - относительно законченная часть (фраза, период, строфа и т. д.) текста, в к-рой отдельное слово (или фраза и т. д.) получает точный смысл и выражение, отвечающие именно дан­ному тексту в целом. К. придает речи законченную смысловую окраску, определяет художественное единство текста. Поэтому оценить фразу или слово можно только в контексте

В более широком смысле контекст можно считать произведение в целом.

А. Захарпин

ЛИТОТА (от греч. litotes - простота, малость, умеренность) - троп, противоположный гиперболе (см.). Л. – это образное выражение, оборот, в к-ром содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета или явления. Л. есть в народных сказках: «мальчик с пальчик», «избушка на курьих ножках», «мужичок с ноготок».

К Л. часто обращался Н. Гоголь: «Такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить» (Н. Гоголь).

Лит.: Томашевский Б., Стилистика в стихосложении Л., 1959.

И. Трофимов

МЕТАТЕЗА - перестановка звуков или слогов в слове или фразе. Используется как комический приём: рюзлак - рюкзак, мармор - мрамор; в траве кузнел сидечик - в траве сидел кузнечик и т.д.

МЕТАФОРА (греч. metaphord - перенос) -' вид тропа, в к-ром отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или *по контрасту.

М. образуются по принципу олицетворения («вода бежит»), овеществления («стальные нервы»), отвлечения («поле деятельности») и т. д. В роли М. могут выступать различные части речи: глагол, существительное, прилагательное. М. придает речи исключительную выразительность:

В каждый гвоздик душистый сирени,

Распевая, вползает пчела...

Вознеслась ты под свод голубой

Над бродячей толпой облаков...

(А. Фет)

М. представляет собой нерасчлененное сравнение, в к-ром, однако, легко усматриваются оба члена:

Со снопом волос своих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда...

Покатились глаза собачьи.

Золотыми звездами в снег...

(С. Есенин)

Помимо словесной М., большое распространение в художественном твор­честве имеют метафорические образы или развернутые М.:

Ах, увял головы моей куст,

Засосал меня песенный плен,

Осужден я на каторге чувств

Вертеть жернова поэм.

(С. Есенин)

Иногда все произведение целиком представляет собой широкий, развернутый метафорический образ. Таково стихотворение А. Пушкина «Телега жизни...». См. ст. Троп.

Л. Крупчанов

МЕТОНИМИЯ (от греч. metono-madzo - переименовывать) - вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими более или менее реальных понятий или связей. В М. явление или предмет обозначается с помощью других слов и понятий. При этом сохраняются сближающие эти явления признаки или связи; так, когда В. Маяковский говорит о «стальном ораторе, дремлющем в кобуре», то читатель легко угадывает в атом образе метонимическое изображение револьвера. В этом отличие М. от метафоры. Представление о понятии в М. дается с помощью косвенных признаков или вторичных значений, но именно это и усиливает поэтическую выразительность речи:

Ты вел мечи на пир обильный;

Все пало с шумом пред тобой;

Европа гибла; сон могильный

Носился над ее главой...

(А. Пушкин)

Здесь М. «мечи» - воины. Наиболее распространена М., в к-рой название профессии заменено названием орудия деятельности:

Когда же берег ада

Навек меня возьмет,

Когда навек уснет

Перо, моя отрада...

(А. Пушкин)

Здесь М. «уснет перо». См. ст. Троп.

Л. Крупчанов

НЕБЫЛИЦА

1.выдуманная история, повествование, не соответствующее действительности; выдумка, вымысел. «Расхвастался о том, где он бывал, и к былям небылиц без счету прилагал» И. А. Крылов. «Всю ночь читаешь небылицы» А. С. Грибоедов. « Распускать небылицу, глупее которой трудно выдумать» Н. В. Гоголь.

2. разновидность шутливых произведений словесности; сказка, выдумка. Механически водя карандашом по ватману, я придумывал какие-нибудь забавные стишки или короткие небылицы, записывал на клочках бумаги, а потом, спустившись в гардероб, находил ее пальто и вкладывал их в карман. Борис Левин, «Блуждающие огни», 1995 г. (цитата из Национального корпуса русского языка).

 

ОБРАЗ Художественный О. - форма отражения действительности искусством, конкретная и вместе с тем обобщенная картина человеческой жизни, преображаемой в свете эстетического идеала художника, созданная при помощи творческой фантазии. Художественный О. - одно из средств познания и изменения мира, синтетическая форма отражения и выражение чувств, мыслей, стремлений, эстетических эмоций художника. Его основные функции: познавательная, коммуникативная, эстетическая, воспитательная…

А.Мясников

ОКСЮМОРОН (от греч. oxymoron - остроумно-глупое) - один из худо­жественных тропов (см.); сочетание противоположных по смыслу определений, понятий, в результате к-рого возникает новое смысловое качество.

О., встречающийся, как правило, в поэтических произведениях, всегда содержит элемент неожиданности:

Никогда не забуду (Он был или не был)

Этот вечер.

(А. Б л о к)

Кому сказать мне, с кем мне поделиться

Той грустной радостью, что я остался жив.

(С. Есенин)

На О. нередко строится заголовок произведения (Л. Толстой, «Живой труп», В. Вишневский, «Оптимистическая трагедия»

Е. Аксенова

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, или прозопопея (греч. prosopopoiia, от prosopon - лицо и poieo - делаю) - такое изображение неодушевленных или абстрактных предметов, при к-ром они наделяются свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать. О. было связано в древности с анимическим мировоззрением и всевозможными верованиями (напр., О. в античной мифологии). О. как иносказание, стилистический термин - один из весьма распространенных художественных тропов (см.)- Таково О. в сказках, баснях, в художественной лит-ре:

О чем ты воешь, ветер ночной,

О чем так сетуешь безумно?

(Ф. Тютчев)

К ней прилегла в опочивальне

Еe сиделка – тишина.

(А.Блок)

Е. Аксенова

РИТМ (от греч. rhythmus - такт, производное значение - «соразмерность») - повтором тех или иных сходных явлений через определенные, соизмеримые промежутки. Еше Аристоксен (4 в. до н. а.) характеризовал Р. как членение на сопоставимые отрезки: «Если ощущаемое нашим чувством движение таково, что распадается в каком-либо порядке на более мелкие подразделения, это называется ритмом»… Ритмическое течение стихотворного произведения существует не изолированно, а в живом единстве с содержанием, переплетаясь с интонационно-синтаксической структурой, звуковой инструментовкой и другими компонентами, образующими стих.

В. Никонов

РИФМА (от греч; rhythmos - соразмерность) - повтор отдельных звуков или звуковых комплексов, связывающих окончания двух или более строк (в этом отличие' Р. от аллитерации древнегерманского и тюркского стиха). В Р. могут повторяться отдельные звуки («морозы - розы»), слова («молод - молот») [простая Р.], группы слов (составная Р.), в исключительных случаях - целые строки (панторифма). Иногда один или несколько; звуков одного рифмующего слова не встречает соответствия в другом (у В. Маяковского: «строфа - факт»). В организации стиха Р. принадлежит очень важная роль: она связана со звуком, ритмом, лексикой, интонацией и синтаксисом, строфикой… В зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах Р. бывают муж с к в е, женские, дактилические, гипердактилические с ударением соответственно на последнем, предпоследнем, третьем от конца слова слоге и на четвертом и далее слогах от конца слова…По расположению в строках Р. делятся на парные, или смежные (схема рифмовки: аабб), перекрестные, в которых рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки (схема: абаб), охватные (опоясанные, кольцевые), в к-рых созвучны первая и четвертая, вторая и третья строки (схема: абба). В начале стихотворения А. С. Пушкина «Клеветникам России» (1831) двустишие со смежной рифмой сменяется четверостишием с опоясанной рифмой:

О чём шумите вы, народные витии?

Зачем анафемой грозите вы России?

Что возмутило вас? волнения Литвы?

Оставьте: это спор славян между собою.

Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,

Вопрос, которого не разрешите вы.

…При взаимодействии с рифмующимся словом двух или более слов возни­кает составная рифма: «Гарольдом - со льдом», «колокол - молоко лакал» и т. п. Один из видов составной рифмы с неожиданным сочетанием слов - каламбурная Р.: «поколочу - по калачу». Характерны каламбурные рифмы поэта-сатирика 60-х гг. 19 в. Д. Минаева:

Область рифм - моя стихия

И легко пишу стихи я,

Без раздумья, без отсрочки

Я бегу к строке от строчки,

Даже к финским скалам бурым

Обращаюсь с каламбуром.

Крайне редко встречается разноударная Р., в которой ударные гласные не совпадают. Напр., у В. Маяковского: «отчего — рабоче­го», «со стороны — экстренный».

Лит.: Жирмунский В., Рифма, ее история и теория, П., 1923; Штокмар М. П., Рифма Маяковского, М.,1958; Томашевский Б. В., К истории русской рифмы, в его сб.: Стих я язык, М. - Л., 1959, с. 69-131;Гончаров Б. П., Рифма и ее смысловая выразительность, в сб.: Изучение стихосложения я школе, М., 1960, с. 59 - *5; его же, О рифме Маяковского, «Филологич. науки», 1972, № 2; 3ападов А. В., Державин и русская рифма XVIII в., в кн.: XVIII век. Сб. 8, Л., 1969,

Б. Гончаров

 

СИНЕКДОХА (от греч. synekdoche), - один из тропов, вид метонимии (см.), состоящий в перенесении значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения. С. - выразительное средство типизации. Наиболее употребительные виды С:

1) Часть явления называется в значении целого:

А в двери -

бушлаты,

шинели,

тулупы.

(В. Маяковский)

2) Целое в значении части - Василий Теркин в кулачном поединке с фашистом говорит:

- Ах, ты вон как! Драться каской? Ну не подлый ли народ!

3) Единственное число в значении общего и даже всеобщего:

Там стонет человек от рабства и цепей... (М. Лермонтов)

И гордый внук славян, и финн...

(А. Пушкин)

4) Замена числа множеством:

Мильоны вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы.

(А. Блок)

5) Замена родового понятия видовым:

Бьем грошом. Очень хорошо!

(В. Маяковский)

6) Замена видового понятия родовым:

«Ну что ж, Садись, светило!»

(В. Маяковский)

Е.Аксенова

 

СРАВНЕНИЕ - вид тропа (cm.) в к-ром одно явление или понятие проясняется путем сопоставления его с другим явлением. С. может быть отнесено к первичным видам тропа, так как при перенесении значения с одного явления на другое сами эти явления не образуют нового понятия, а сохраняются как самостоятельные. «Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория» (М. Шолохов). Представление о черноте и мрачности степи и вызывает у читателя то тоскливо-тягостное ощущение, к-рое соответствует состоянию Григория. На­лицо перенесение одного из значений понятия - «выжженная степь» на другое - внутреннее состояние персонажа…

Л.Крупчанов

СТОПА - в античной метрике повторяющаяся группа слогов, состоящая из одного долгого и одного или нескольких кратких. Долгий слог является сильной частью С. в называется арсисом; краткие слоги составляют ее слабую часть, называемую тезисом. В русском силлабо-тоническом стихе С- называется группа слогов, состоящая из одного ударного и одного или нескольких безударных, повторение к-рых определяет размер стиха. По количеству слогов С. делится на дву-, трех- и четырехсложные. Различаются двусложные С: хореическая, где ударный слог предшествует безударному, и ямбическая, где ударный слог следует за безударным; трехсложные С.: дактилическая, где удар­ным является первый из трех слогов, амфибрахическая, где ударным является второй из трех слогов, и анапестическая, где ударным является третий слог; четырехсложные - пеоны, различающиеся в зависимости от того, на какой из четырех слогов падает ударение (напр., в пеоне первом ударение приходится на первый слог), и др. Наиболее употребительными в русском стихе являются С. дву- и трехсложные. Не являясь (вопреки распространенному взгляду) основной ритмической единицей стиха, С. сохраняет значение при анализе внутристрочного построения стиха и служит определению ритмического своеобразия силлабо-тоники.

См. Лит. в ст. Стихосложение.

А. Карпов

СТРОФА (от греч. strophe - поворот) - сочетание стихов, объединенных общий рифмовкой и представляющих ритмико-синтаксическое целое, резко отделенное от смежных стихосочетаний большой паузой, завершением рифменного ряда и иными признаку…

В.Никонов

ЭПИТЕТ (от греч. epitheton - приложение) - слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее к.-л. его свойства, качества или признаки.

В то же время признак, выраженный Э., как бы присоединяется к предмету, обогащая его в смысловом и эмоциональном отношении. Это свойство Э. и используется при создании художественного образа:

Но люблю я, весна золотая,

Твой сплошной, чудно смешанный шум;

Ты ликуешь, на миг не смолкая,

Как дитя, без заботы и дум...

(Н.Некрасов)

Свойства Э. проявляются в слове лишь тогда, когда оно сочетается с другим словом, обозначающим предмет или явление. Так, в приведенном примере слова «золотая» и «чудно смешанный» приобретают свойства Э. в сочетании со словами «весна» и «шум». Возможны Э., которые не только определяют предмет или подчеркивают к.-л. стороны, но и переносят на него с другого предмета или явле­ния (не выраженного непосредственно) новое, дополнительное качество:

И мы тебя, поэт, не разгадали,

Не поняли младенческой печали

В твоих как будто кованых стихах.

(В. Брюсов; К портрету М. Ю. Лермонтова)

Такие Э. называют метафорическими. Как видим, Э. подчеркивает в пред­мете не только присущие ему, но и возможные, мыслимые, перенесенные черты и признаки. Это дает основание причислить Э. к группе тропов (см.). В качестве Э. могут быть использо­ваны различные (значащие) части речи (существительное, прилагатель­ное, глагол).

К особой группе Э. относятся по­стоянные эпитеты (см.), к-рые упо­требляются только в сочетании с од­ним определенным словом: «живая вода» или «мертвая вода», «добрый молодец», «борзый конь» и т. д. По­стоянные Э. характерны для произ­ведений устного народного творче­ства. Распространенные попытки раз­граничить определение «логическое» пли «необходимое» и Э. как «образное определение» малопродуктивны, т. к. в стилистическом контексте всякое определение может иметь вырази­тельное значение. В выражений «ве­ликий, могучий, правдивый и свобод­ный русский язык» (Тургенев) слово «русский» м. б. рассмотрено и как логическое определение, и как Э., т. к. завершает интонационное нарастание и получает поэтому осо­бое стилистическое значение.

Л. Крупчанов




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: