ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ




Сущность новизны работы чаще всего формулируется словами «разработаны», «обоснованы», «раскрыты», «установлены» и т. д. Диссертанту нужно помнить, что новизна всегда выявляется сравнением предлагаемого метода или способа решения задачи с уже существующими аналогичными решениями. И в диссертации должны быть четко описаны отличия новых предложений от существующих аналогов.

Так же четко следует изложить в работе и практические результаты исследования. Практическая значимость работы – это та выгода, которую получит общество от результатов данного диссертационного исследования.

Если в диссертации развивается методология научных исследований, то есть принципы и способы организации научной деятельности, то ее практическая значимость может быть доказана фактами публикаций основных результатов диссертанта в его монографиях, учебниках, научных статьях. Кроме того, практическую значимость могут подтвердить наличие авторских свидетельств, актов внедрения результатов исследования в практику; факты, свидетельства использования разработок автора в процессе обучения в высших и средних учебных заведениях, при выполнении государственных и региональных программ развития какой-либо отрасли, при подготовке новых нормативных и технических документов.

Если характер работы методический, то практическая значимость может быть связанна с разработкой научно обоснованных и апробированных условий эксперимента, методов и средств выполнения того или иного вида деятельности, нормативных и методических документов, утвержденных или рекомендованных заинтересованными организациями.

Если характер исследования прикладной, если, например, он связан с вопросами развития и использования трудовых и материальных ресурсов или процессов, то практическая значимость работы может подтверждаться научными обоснованиями направлений и способов повышения эффективности труда, оптимизации основных производственных и непроизводственных фондов, материальных и топливно-энергетических ресурсов, других факторов деятельности предприятий. В качестве свидетельства практической значимости могут выступать также технико-экономические обоснования, связанные с планированием, выполнением и внедрением научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок различных институтов и организаций.

В работах теоретического характера можно обсудить предположение, что результаты диссертационного исследования обретут практическое значение в будущем, и условия, при которых это может произойти.

 

ПУБЛИКАЦИИ ДИССЕРТАНТА

Речь идет о публикациях, в которых отражаются основные промежуточные результаты диссертационного исследования.

Опубликование этих результатов позволяет проверить реакцию научного сообщества на идеи соискателя. Положительные отзывы являются хорошим стимулом продолжения исследований. Критические отзывы помогают вовремя откорректировать работу.

Подготовка и оформление публикаций создает навыки формулирования собственных мыслей, выделения главного и второстепенного при обработке фактического материала. Более того, каждая публикация может стать одним из разделов диссертации

Традиционным видом публикации считается научная статья. Она подразумевает четкую тематическую направленность, глубокий анализ и основательную научную проработку материала; наличие широких теоретических и практических обобщений значимых явлений, событий; аргументированность выводов и предложений, а также оперативность, актуальность, информационную новизну. Научная статья имеет ограниченный объем, минимальное количество графиков, рисунков, таблиц, и поэтому, как правило, посвящена одной теме и одному предмету исследования.

Существует несколько типов научных статей [1]:

Теоретическая статья. Если статья относится к области точных или технических наук, то в ее основе, как правило, лежат результаты, полученные расчетным путем, и данные экспериментальных проверок этих результатов. Такая статья строится на сопоставлении расчетных и экспериментальных данных, на их анализе и оценках. В ней могут приводиться выводы формул, количественные и качественные характеристики моделей, обсуждаться условия экспериментов, и т.д. На известные положения, на ранее полученные результаты в подобных статьях обычно только ссылаются, указывая литературный источник.

Теоретические статьи в области гуманитарных наук наполняются рассуждениями, сравнениями, словесными доказательствами. Опорным материалом для такого рода статей служат данные из научных трудов, литературных источников, официальных документов, архивов, статистических сборников. Отличительная черта – использование цитат, которые могут привлекаться в качестве исходного, базового материала для анализа или в качестве аргументов, подтверждающих точку зрения автора статьи.

Научно-техническая статья. В научно-технических статьях, где содержатся результаты незаконченных научных исследований (предварительная публикация), автор стремится сделать заявку, закрепить приоритет, апробировать полученные данные или широко информировать научную общественность о проводимых исследованиях или разработках, вызвать дискуссию, привлечь внимание специалистов к проблеме с целью поиска путей ее решения.

Обзорная статья. Опирается на обширную информацию, относящуюся к предмету или группе предметов исследования, объединенных единством темы, временем действия, функциональными отношениями, общностью целевого назначения, принципами устройства изделий. Назначение обзорной статьи – свести вместе и показать явления, события; проанализировать их, сопоставить, выявить наиболее важные и перспективные направления в развитии науки и техники, их отдельных отраслей, групп или единичных предметов, явлений, событий. Обзорная статья может ретроспективно осветить события, привлечь внимание к проблеме, объединить различные точки зрения.

От авторов статей обычно требуется, чтобы статья имела следующую композицию:

• введение с кратким изложением научной задачи, истории вопроса, и других сведений, необходимых для подготовки читателя к восприятию информации;

• формулировку цели, методики, условий, допущений, ограничений исследования; изложение и анализ полученных результатов;

• оценку теоретической и практической значимости результатов исследования;

• общие выводы и предложения.

Название статьи должно быть достаточно кратким и соответствовать ее содержанию.

Публикуют работы в специализированных изданиях. Это могут быть тематические сборники, отраслевые сборники научных трудов, межотраслевые или общенаучные издания.

Основные научные результаты соискателей ученых степеней должны быть опубликованы в рецензируемых научных журналах и изданиях [9]. Так называемый список ВАК. Результаты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук должны быть опубликованы хотя бы в одном рецензируемом журнале или издании.

К опубликованным работам, отражающим основные научные результаты диссертации, также относят:

• патенты на изобретения, полезную модель, промышленный образец;

• свидетельства на программы для ЭВМ;

• зарегистрированные базы данных;

• работы, опубликованные в материалах всероссийских и международных конференций и симпозиумов;

• статьи, депонированные в организациях государственной системы научно-технической информации;

• рукописи работ, аннотированных в научных журналах;

• публикации в электронных научных изданиях.

В Положении о порядке присуждения ученых степеней [9] указывается, что при написании диссертации соискатель обязан ссылаться на автора и (или) источник заимствования материалов или отдельных результатов.

При использовании в диссертации идей или разработок, принадлежащих соавторам, коллективно с которыми были написаны научные работы, соискатель обязан отметить это обстоятельство в диссертации.

В случае использования заимствованного материала без ссылки на автора и (или) источник заимствования диссертация снимается с рассмотрения без права повторной защиты.

 

ПЛАН НАУЧНОГО СЕМИНАРА С КОММЕНТАРИЯМИ

В соответствии с рабочей программой научного семинара изучение изложенных выше материалов осуществляется, главным образом, путем самостоятельной работы магистрантов, и закрепляется обсуждением на семинарских занятиях. Тематика занятий и самостоятельной работы студентов в первых двух семестрах приведена в табл. 13.1 и табл. 13.2.


 


Таблица 13.1 – План научного семинара в первом семестре

Тематика семинарских занятий и самостоятельной работы Номера недель и общая трудоемкость, (час.) Комментарии Контроль выполнения работы
       
1.1. Понятие научной деятельности и диссертации как научного произведения. Цели и задачи исследования. Научная гипотеза. Определение объекта и предмета исследования. 1-2 (24) Самостоятельное изучение этой темы затем отрабатывается путем анализа и обсуждения авторефератов кандидатских диссертаций. Это способствует развитию компетенций ПК-1, ПК-2. Сопоставление мнений разных авторов и их обобщение помогает развитию компетенций ПК-3 и ПК-4. Работа в группе; дискуссия
1.2. Типовой план научного исследования. Примеры типовых планов. 3-4 (24) Тот же подход, что в теме 1.1 Работа в группе; дискуссия
1.3. Введение в методологию научного исследования. 5-6 (24) То же, что в темах 1.1 и 1.2 Дискуссия
1.4. Признаки научной новизны диссертационной работы. Практическая значимость работы. 7-8 (24) То же, что в темах 1.1, 1.2, 1.3. Работа в группе. Дискуссия
1.5. Презентации научных направлений кафедры (знакомство с преподавателями – научными руководителями курсовых проектов и (МД)). 9-10 (24) Способствует развитию полного спектра компетенций (ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4) Ноябрь – первый срок выбора научного руководителя. Основание: заявление студента, согласие научного руководителя (Приложение Б).
1.6. Мастер-классы и обсуждение проблем экономики предпринимательства с представителями бизнеса (знакомство с научными руководителями и консультантами курсовых проектов и МД от бизнеса) 11-12 (24) То же, что в теме 1.5. То же, что в теме 1.5 (Заявление в соответствии с Приложением Б)
1.7 Рациональный подход к выбору проблемы исследования. Причинно-следственный анализ проблемы. Выбор темы исследования. Формирование научной гипотезы. Определение рабочего названия диссертации. 13-14 (24) Анализ, обобщение, принятие решений, обоснование. Способствует развитию компетенций ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Тема диссертации с обоснованием целей и задач исследования. Отчет в формате научной публикации.
1.8. Введение к диссертации. Типовое содержание введения. Составление первого варианта введения к диссертации. Публичная защита этого варианта на семинаре.. 15-16 (24) То же, что в теме 1.8. Вариант введения (декабрь). Презентация.
1.9 Презентация первого варианта введения к диссертации на семинаре. 17-18 (24) Публичное обсуждение введения к диссертации может способствовать развитию компетенций ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Вариант введения (декабрь). Подготовленная презентация, которая может стать основой для оформления научной публикации.
Всего в первом семестре:      

Таблица 13.2 – План научного семинара во втором семестре

Тематика семинарских занятий и самостоятельной работы Номера недель и общая трудоемкость, (час.) Комментарии Контроль выполнения работы
       
2.1 Презентация планов диссертаций. Цели и задачи исследования. Обсуждение запланированных к разработке признаков научной новизны. 1-4 (48) Анализ и синтез. Обобщение. Принятие решений. Выступление на семинаре (ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4) Вариант плана диссертации. Выступление на семинаре. Дискуссия
2.2. Обсуждение результатов изучения литературы в предметной области с учетом поставленных целей и задач. Результатов коррекции научной гипотезы, темы и плана диссертации. 5-8 (48) Аналитическая работа. Применение новых знаний (ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4) Новые варианты цели и задач. Обсуждение в группах. Отчет – аналитический обзор – в формате соответствующего пункта плана диссертационной работы.
2.3. Обсуждение выбранных методов разработки выделенных элементов научной новизны. 9-12 (48) Разработка выделенных элементов научной новизны (ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4) Презентация полученных результатов. Дискуссия
2.4. Научные публикации магистранта. Правила подготовки и оформления научных публикаций. Обсуждение примеров. 13-16 (48) Подготовка научных публикаций. Проекты подготовленных публикаций. Апрель – второй срок выбора научного руководителя. Основание: заявление студента, согласие научного руководителя (Приложение Б).
2.5. Сообщения по подготовленным публикациям на семинаре 17-18 (24) Презентация и защита представляемых к публикации научных результатов с приглашением научных руководителей магистрантов. Коррекция и согласование тем и планов диссертации с научными руководителями. Итоговый отчет за второй семестр (при наличии публикаций не представляется). Утверждение плана диссертации (апрель-май). Утверждение темы диссертационной работы на заседании кафедры.
Всего во втором семестре:      

 



При составлении отчетов, предусмотренных пунктами п.п. 1.7, 2.2 плана семинарских занятий первого и второго семестра, посвященных обоснованию выбора темы, целей, задач и плана исследований, имеет смысл следовать правилам написания научных статей. Во-первых, это поможет автору быстрее освоить общепринятый стиль изложения научных результатов, а, во-вторых, сократит время написания диссертации и подготовки соответствующих публикаций.

Напомним, что от авторов статей обычно требуется, чтобы статья имела следующую композицию:

• введение с кратким изложением научной задачи, истории вопроса, и других сведений, необходимых для подготовки читателя к восприятию информации;

• формулировку цели, методики, условий, допущений, ограничений исследования; изложение и анализ полученных результатов;

• оценку теоретической и практической значимости результатов исследования;

• общие выводы и предложения;

• список использованных источников.

Название статьи должно быть достаточно кратким и соответствовать ее содержанию. Рекомендуемый объем этих отчетов – до 10 страниц текста.

Что касается обзора литературы, предусмотренного пунктом п.2.2 плана второго семестра, то его назначение заключается в изучении предмета исследования и создании развернутой и обоснованной базы написания магистерской диссертации. Поэтому к его подготовке следует подойти с особым вниманием.

В обзоре должен быть дан краткий, обобщенный анализ отечественных и иностранных данных по теме, имеющий целью ввести читателя в круг поставленных проблем и охарактеризовать уровень их изученности и освещения. Работа над обзором означает не простое компилятивное суммирование установленных по данным литературы фактов, а применение именно аналитических подходов и принципов критического, сравнительного разбора с выявлением причин и следствий, оценкой достижений и недостатков. Автору нужно показать степень владения материалом.

Информационная база обзора литературы должна составлять не менее 25 источников. Рекомендуемый объем отчета по данному разделу – 15-20 страниц текста. Оформление – в виде научной статьи. Срок представления – конец марта.

В первой половине мая представляется итоговый отчет за второй семестр (п. 2.5). Его структура и содержание должны быть согласованы с оглавлением диссертации в части введения и первой главы, посвященной познанию предмета исследования, или критическому анализу состояния изучаемой проблемы. Важно, чтобы в оценке этого отчета принимал участие научный руководитель магистранта. При наличии публикаций дополнительного отчета не требуется.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: