Основн.модели соотношения философии и частн.наук




Философия и ее роль в научном познании

Решение вопроса о соотношении философии и част­ных наук можно свести к двум основным моделям: а) абсолютизация одной из этих сторон (метафизи­ч.подход); б) взаимосвязь, взаимодействие обеих сторон (диалектич.подход).

Характеризуя первый тип, следует выделить глав­ные формы: спекулятивное умозрение и позитивизм

Спекулятивное умозрение строило свою «абсолютн.модель» мира, не опираясь на частнонаучное знание. Это — тип концептуального знания, которое выводится без обращения к опыту, к фактам, только при помощи рефлексии, т.е. направляя мышление на осмысление соб­ственных форм путем рассмотрения самого знания как та­кового. Наиболее характерные виды спекулятивного умоз­рения — натурфилософия (философия природы) и фило­софия истории.

Натурфилософия — преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостно­сти. Границы между естествознанием и натурфилософией, как и место самой натурфилософии в системе фи­лософского знания, менялись в истории философии. В античности натурфилософия сливалась с за­чатками естественно-научных знаний и обычно именова­лась физикой. Натурфилософия была важнейшей состав­ной частью философских систем Нового времени, разрабатывалась представителями немецкой

классической философии (Шеллин­гом и Гегелем).

Философия истории — раздел философии, связанный с умозрительной интерпретацией истори­ческого процесса и исторического познания.

Уже в античной философии содержались определенные представления о прошлом и будущем человечества, одна­ко они еще не складывались в законченную систему взгля­дов. Начиная с XVI—XVII вв. философия истории стано­вится одним из главных разделов философских систем. Ее становление как самостоятельной философской дисцип­лины исторически связано с именами Вольтера, Вико, Гердера, Сен-Симона и Гегеля.

Позитивизм философское направление, основанное на принципе, что все подлинное, «положительное» (по­зитивное) знание может быть получено как резуль­тат отдельных специальных (частных) наук и синтети­ческого объединения этих результатов. Философия как особая наука, претендующая на самостоятельное иссле­дование действительности, не имеет права на существо­вание. «Наука — сама себе философия» — вот кредо по­зитивизма.

Конт считал, что наука не нуж­дается в стоящей над ней философии. Это не исключает синтеза частнонаучного зна­ния, за которым можно сохранить старое название «фило­софия».

язык, полумистические понятия («абсолют­ный дух», «чистый разум» и т. п.).

Вопрос о соотношении философии и науки решался не только метафизически односторонне (умозрение и позитивизм), но и диалектически. Наиболее характерными здесь являются: диалектически-идеалистический под­ход (Шеллинг,Гегель); диалектико-материалистический подход (Энгельс).

Диалектическая натурфилософия Шеллинга возникла как ответ на потребность в философском осмыслении массы новых естественнонаучных результатов, которые были по­лучены к концу XVIII в. Опираясь на естественнонаучные открытия своего времени, Шеллинг сформулировал идеи целостно­сти и развития природы, ее «полярности» («насыщеннос­ти» противоречиями), всеобщей связи ее явлений и др..

Говоря о необходимости союза философии и частных наук, Гегель утверждал, что необходимо, чтобы философия согласовывалась с действительностью и опытом — это «пробный камень» истинности философского учения.

Диалектика как Логика и теория познания, согласно Гегелю, не отбрасывает в сторону эмпирическое содержа­ние частных наук, а признает его, пользуется им и делает его своим собственным содержанием. Она также призна­ет всеобщее в этих науках, законы, принципы и т. п., но она вводит в эти категории другие — философские — ка­тегории и удерживает их. Различие, таким образом, со­стоит лишь в этом изменении категорий. Отсюда Гегель делает свой знаменитый вывод о том, что «всякая наука есть прикладная логика».

Энгельс осуществил глубокое диалектико-материалистическое переосмысление философии Гегеля с учетом обобщения важнейших результатов развития естественных и гуманитарных наук. На материале есте­ствознания Энгельс показал, что в природе сквозь хаос бесчисленных изменений прокладывают себе путь диалек­тические законы развития. Особенно большое значение в этом отношении име­ли сделанные в 30—50 гг. XIX в. три великих открытия — закон сохранения и превращения энергии, теория клетки и концепция Дарвина.

Эти и другие открытия «удостоверили диалектику в при­роде» и показали, что все в природе в конце концов со­вершается диалектически, а не метафизически. А это зна­чит, что представители частных наук должны перейти от метафизического метода мышления к диалектике как «высшей форме мышления».

Идеи о соотношении на­уки и философских учений высказал Вернадский:

1. Положение философии в структуре культуры очень своеобразно. Она неразрывно и многообразно связана с религиозной, социально-политической и научной жизнью; существует все растущий диапазон ее понимания.

2. Можно быть хорошим философом без всякой уче­ной подготовки. Наряду с этим философии можно и нужно учиться, но нельзя с помощью только уче­ния сделаться философом.

3. Факт, против которого спорить не приходится, со­стоит в том, что одновременно сосуществуют многие раз­личные, независимые и разнообразные, сходные и несход­ные, противоречащие философские системы и концепции, и выбор между ними на основе истинности одной из них не может быть логически сделан. Сила философии — в ее разнородности и в большом диапазоне этой разнород­ности. Поэтому не может быть и речи о согласовании философских концепций о нахождении какого-нибудь единого, общего представления.

4. В основе философии лежит примат человеческого разума, философия всегда рационалистична. Размышление и углубленное проникновение в аппарат размышления — в разум, неизбежно входят в философскую работу. Для философии разум есть верховный судья, законы разума опре­деляют ее суждения.

6. Ученый не может не считаться с работой философа, должен критически использовать его достижения, но не может придавать ей того же значения, какое он придает основной части своего специального знания — анализу фак­тов, эмпирическим обобщениям, гипотезам и теориям и т. п.

7. Наука и философия находятся непрерывно в тес­нейшем контакте, так как касаются од­ного и того же объекта исследования — внешней им ре­альности. Граница между философией и наукой — по объектам их исследования — исчезает, когда дело идет об общих вопросах естествознания («философия науки»).





Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: