Категориальный аппарат исследователя




Анализ технических систем

Диалектические переходы в технических системах на ранних этапах их развития

С.Л. Горобченко, Санкт-Петербург

Несмотря на значительный освоенный инструментарий анализа этапов развития технических систем (ТС), они во многом имеют характер простого описания "событийности" таких переходов без анализа их необходимости, существенности и содержательности. Главным способом анализа переходов ТС являются достаточно субъективные оценки, которые даются при использованииS-кривой. Обычно постулируется, что критерии, выводимые из наблюдения за технической системой, проходящей свой жизненный этап по S-кривой, гарантирует точное установление ее перехода на следующий этап.

В тоже время остаются без внимания исследователей задачи, связанные с состоянием "предрождения" больших технических систем, их зарождением и развитием на ранних этапах, не используется категориальный аппарат диалектики, который позволил бы найти верные оценки их реального состояния. Очевидно, это связано с большими трудностями, которые возникают при исследовании таких, еще не полностью родившихся систем и отсутствием понимания, по каким же критериям и как диагностировать самое начало развития технической системы.

Однако, во многих случаях, решение этих задач весьма востребовано, как например, при оценке жизнеспособности ТС, ее существенности для надсистемы, и просто при анализе: сможет ли пробиться данная ТС или данный товар (под которым мы также можем понимать техническую систему) на рынок.

Работа посвящена поиску диагностических инструментов раннего обнаружения развивающейся технической системы на основе диалектического подхода.

 

Методологические основы диагностики переходов

В качестве методологической основы этапов перехода и, в дальнейшем, и дальнего прогнозирования ТС у нас не может быть никаких других способов, как только использование диалектического метода. Как мы знаем, диалектический метод включает в себя три основных закона диалектической логики и использование категориального аппарата. Именно их совокупность в действии может помочь нам найти надежный вектор в исследовании начала развития технической системы, рождающейся или "исторгающейся" из недр надсистемы для удовлетворения ее потребностей.

Для лучшего анализа и понимания движения ТС на ранних ступенях развития нам поможет выдержка из экономических рукописей Маркса [1]. Она показывает взаимосвязь диалектических категорий между собой, что может дать основу для диагностики развития ТС:

"Снятое к а ч е с т в о равняется количеству, снятое к о л и ч е с т в о равняется мере, снятая м е р а равняется сущности, снятая с у щ н о с т ь равняется явлению, снятое я в л е н и е равняется действительности, снятая д е й с т в и т е л ь н о с т ь равняется понятию, снятое п о н я т и е равняется объективности, снятая о б ъ е к т и в н о с т ь равняется природе, с н я т а я природа равняется субъективному духу, снятый о б ъ е к т и в н ы й дух равняется нравственному объективному духу, снятый н р а в с т в е н н ы й дух равняется искусству, снятое и с к у с с т в о равняется религии, снятая р е л и г и я равняется абсолютному знанию".

В современных исследованиях, проводимых в рамках применения диалектического метода, используется категориальный аппарат, краткое описание которого в целях лучшего понимания движения категорий, показанных Марксом, мы приводим ниже:

 

Категориальный аппарат исследователя

Основными категориями познавательной деятельности в диалектической логике являются:

 

1. Общее - особенное – единичное.

2. Причина и следствие.

3. Необходимость и случайность.

4. Возможность и действительность.

5. Содержание и форма.

6. Сущность и явление.

 

Дадим их краткое описание в контексте нашего исследования.

1. Общее - особенное - единичное. Во всех объектах и явлениях могут быть выделены общие, особенные и единичные понятия. Они тесно взаимосвязаны между собой. Единичное и особенное несет в себе черты общего. Общее же существует только в единичном и особенном и через них. Категории важны для понимания явлений в развитии.

2. Причина и следствие. Категории проявляются, когда одно явление вызывает к жизни другое. Первое при этом является причиной, второе - следствием. При этом одна причина может вызывать разные следствия в разных условиях. Причину следует отличать от повода. В своем развитом виде причины тесно переплетаются и взаимодействуют со следствиями, когда различить их становится практически невозможно.

3. Необходимость и случайность. Вещи и явления проявляются как случайным, так и необходимым образом. При этом необходимость пробивает себе дорогу через случайное. А случайность выступает как форма проявления и дополнение необходимости.

4. Возможность и действительность. Категории отражают возникновение и развитие предметов и явлений. Нечто становится действительностью, когда есть соответствующие условия (возможность). Так, вещь появляется не только тогда, когда есть необходимость в этом, но и когда созданы материальные условия и предпосылки для ее возникновения. Сама возможность появления вещи определяется предшествующим развитием.

5. Содержание и форма. Содержание - это элементы и процессы, протекающие в предмете. Форма - это установившаяся связь и определенный порядок элементов в предмете. В познании наиболее важно устанавливать внутреннюю форму и содержание. Они не существуют друг без друга. Содержание играет при этом ведущую роль, а его изменение ведет к изменению формы.

6. Сущность и явление. Явление - это совокупность внешних признаков предмета, тогда как сущность - это коренные, внутренние свойства предмета. При этом они не существуют друг без друга и само явление есть выражение сущности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: