Основн. концепции философии науки: модели развития




Модель внешнего развития Куна

Основн.понятием концепции явл. парадигма, т.е. господствующ.теория, задающ. норму, образец научн.исследования в какой-либо области науки, определен. видение мира учеными. Парадигма основана на вере. Кун уточняет это многозначн.понятие, выделяя 2 значения:

1) совокупность верований, ценностей, фактов, кот. придерживаются члены дан. Научн.сообщества (социологич. смысл);

2) образцовый пример прошлых достижений науки, заменяющ. правила решения задач в нормальн.науке (методологич. смысл).

Модель научн. развития включает фазы: предпарадигматич. период —> нормальн. науку —> экстраординарн. науку (научн.революцию) -> фазу нормальн. науки и т.д.

Предпарадигматический период свойствен для ранних стадий незрелой науки, когда происходит конкуренция различн.точек зрения — кандидатов на парадигму. Он характеризуется частыми и глубокими обсуждениями законности методов, проблем и стандартн. решений науки, конкуренцией между научными школами. Этот период находится за пределами рассмотрения куновской модели развития, т.к. спецификой развитой науки является наличие в ней парадигмы.

В Период нормальной науки основания науки не подвергаются сомнению, а происходит ее обычное функционирование: рутинное решение стандартн.научн. задач. В норм. науке предусмотрены правила, очерчивающ. природу допустим. решений, и шаги, посредством кот. они достигаются.

Дан. период хар. кумулятивным ростом научн.знания, происходящим при неизменности внутренней структуры научн. дисциплины, кот. не меняется в процессе нормальн. функционирования науки.

Экстраординарные исследования — главное звено модели развития науки Куна — наступают, когда профессионалы больше не могут избежать аномалий, разрушающ.существующую в науке традицию. Происходит смена парадигм -научной революцией. Научн. Рев.начинается с кризиса — возникновения нов. кандидата на парадигму и борьбы за его признание. Такие изменения влекут за собой перестройку каждой отдельной дисциплины, источник ее расположен вне дисциплины, в наддисциплинарн. образованиях.

Переход от одной парадигмы к др. через научн.революции —образец развития зрелой науки.

Революции в науке явл. логич.результатом накопившихся в ходе функционирования нормальн. науки аномалий, отдельн.из кот. могут привести к замене теории. Тогда происходит выбор между двумя или более теориями. Кун называет эту фазу развития науки кризисной, или экстраординарной, и характеризует ее симптомами:

1. Появляется открыто выражаемая неудовлетворенность теорией, выполняющей роль парадигмы.

2. Регламентирующ.правила, до сих пор пригодн. для решения научн.проблем, продолжают применяться и далее, но чем дольше длится кризисное состояние, тем более они модифицируются и дополняются.

3. В этот период выражается готовность опробовать различные вещи, результаты кот. можно либо предсказать весьма неопределенно, либо вообще невозможно предсказать. 4. склонность к философскому анализу оснований ведущей исследоват. традиции, что связано с попыткой определить и перепроверить неявно сформулированные регламентирующие правила.

Научные революции- характерн. черта развития современ. дисциплин.науки, не всегда отчетливо обнаруживаются в периоды нормальной науки, так как при переходе к новой парадигме ее сторонники, стремясь увековечить ее господство, заново переписывают все учебники и содержащуюся в них историю данной дисциплины. Научн. революции связаны с перестройкой фундаментальн. основ той или иной области науки или науки в целом. Сведение научн.революций к локальн. изменениям неоднократно подвергалось критике со стороны методологов науки. Рассматривая подобн. изменения в качестве модели внешн. развития научн.дисциплины, можно выделить характерные революционно-подобные периоды в истории практически любой научной дисциплины.

 

Эволюционная модель внутреннего развития науки Тулмина

Рассматривая науку как исторически развивающееся рациональное предприятие, применяет для исследования развития научных идей общую теорию эволюции, понимаемую им как обобщение дарвиновской теории популяций. Тогда историческое развитие интеллектуальной дисциплины (выбираемой в качестве единицы методологич.анализа научн.дисциплины как исторически развивающегося интеллектуального предприятия) будет представлять собой популяцион. процесс, в виде общей формы развития через инновации и отбор. В данном случае имеет место иная реализация гипотетической общей теории эволюции, чем теория естественного отбора Дарвина.

При изучении концептуальн. развития определен. Научн.традиции сталкиваемся с процессом избирательного закрепления предложенных научным сообществом интеллектуальных вариантов. Поэтому важно иметь в виду два различных аспекта эволюционного анализа развития идей:взаимосвязь и непрерывность, дающие возможность выделить определенную научную дисциплину со своей собственной системой понятий, методов и основополагающих целей, с одной стороны, и продолжительные преобразования, ведущие к ее перестройке или распаду. Рассматривая концептуальные изменения в рамках какой-либо мировоззренческой традиции, различает:

• единицы отклонения, циркулирующ.в дан. дисциплине в некотор.период времени;

• единицы эф.модификации, т.е. те немногие варианты, кот.включаются в интеллектуальн. традицию дан.дисциплины на основе их постоянного критического отбора.

Выделяет:

а) нововведения — возможн. способы развития сущ. традиции, предлагаемые ее сторонниками;

б) отбор — реш. ученых выбрать некотор. из предлагаем.нововведений.

Демонстрирует популяцию идей определен. исторически развивающейся дисциплины в трех аспектах:

1) во временном срезе, связанном с отношениями между одновременно сущ. идеями;

2) в генеалогическом представлении, т.е. прослеживается линия жизни отдельн. идеи, понятия…….;

3) в эволюцион. модели- введение интеллектуальн.варианта в ходе дискуссии, принятие избран. вариантов в состав признанного круга идей.

Возникновение научн.дисциплин и нововведений возможны при условии существования коллективн. Научн.профессии. Использует понятие интеллектуальн.профессии, кот. представляет институализирован.дисциплину как популяцию уже не научных идей, а смих ученых, выдвигающ. эти идеи.

Вместо революционного объяснения выдвигает эволюцион.объяснение (внутрен. развития дисциплины), кот. должно показать, как прогрессивно трансформируются концептуальн. популяции.

Оценка теоретич. вариантов в развитой научн.дисциплине производится 3 способами.

1. оценка всегда осущ. в виде сравнения.

2. При определении, имеет ли тот или иной теоретич. вариант большую или меньшую способность объяснения, привлекаются оценки неформальн. свойства..

3. Преимущества того или иного интеллектуальн. варианта в редких случаях поддаются простой оценке, поскольку в процессе решения спец. проблем появляются побочн. Теоретич.воздействия, оказывающ. решающее влияние на мнение научн. сообщества в пользу или против данн.нововведения.

Строя эволюционную концепцию соотношения науки и техники, выделяет три взаимосвязанные, но самостоятельн.сферы — науку, технику и практическое использование, в каждой из которых внутренний инновационн.процесс происходит по эволюцион. схеме. Для описания взаимодействия этих процессов использует схему:

1) создание новых вариантов (фаза мутаций);

2) создание новых вариантов для практического использования (фаза селекции);

3) распространение успешных вариантов внутри каждой сферы на более широкую сферу науки и техники (фаза диффузии и доминирования).




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: