Тема: «Местное самоуправление»




Задание: самостоятельно изучите тему и ответьте на вопросы:

1) Что такое местное самоуправление? (МСУ)

2) Какие нормативно-правовые акты регламентируют деятельность органов МСУ?

3) Перечислите виды органов МСУ.

4) Что входит в компетенцию органов МСУ? (какие вопросы решают)

5) Каковы принципы организации органов МСУ?

6) Перечислите основные органы МСУ.

 

Под местным самоуправлением понимается признаваемое и гарантируемое в законодательном порядке право, реальная возможность и способность населения непосредственно или через создаваемые им органы, под свою ответственность и в интересах местного населения, с учётом его исторических и иных традиций решать основные вопросы местного значения.

Подобное определение местного самоуправления содержится в Европейской хартии о местном самоуправлении, принятой в 1990 (ст. 3), и в федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.8.1995 (ст. 2).

В Конституции РФ декларируется, что в Российской Федерации «признаётся и гарантируется местное самоуправление», что оно самостоятельно в пределах своих полномочий и что «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти» (ст. 12).

Юридическая дисциплина, которая занимается изучением системы правовых норм, действующих на территории муниципальных образований, называется муниципальным правом.

Муниципальные образования могут быть самых различных видов, в т.ч. городские, районные, поселковые, сельские, волостные, станичные. В соответствии с действующим законодательством муниципальные образования могут создавать свои объединения– ассоциации и союзы муниципальных образований. Они создаются и действуют на добровольной основе. Местное самоуправление осуществляется на территории отдельного поселения городского, сельского несколько поселений, объединенных общей территорией, части поселения. Таким образом, вертикаль власти в России включает в себя три ступени: федеральную, субъекта РФ и местную. Однако надо учитывать, что на уровне федерации и субъекта РФ осуществляется власть государственная, а на уровне муниципального образования - местная. Здесь есть принципиальное различие. Обязательным атрибутами муниципального образования являются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Правительство РФ ведёт учёт (реестр) муниципальных образований, действующих на всей территории страны. Всего в России в настоящее время существует ок. 14 тыс. муниципальных образований. При Президенте России образован Совет по местному самоуправлению, действующий на совещательных началах.

Каждое муниципальное образование имеет свою собственность, бюджет, органы местного самоуправления, устав, свои собственные, отличающие его от других муниципальных образований, формальные атрибуты в виде гербовых эмблем, флагов, иногда– гимнов.

Правовую основу местного самоуправления составляет система правовых норм, на базе которых оно образуется и осуществляется.

Такие нормы содержатся в Конституции России, особенно в главе 8 «Местное самоуправление», в федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в специальных федеральных законах, касающихся различных сторон местного самоуправления, таких, как «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» и др.

В круг вопросов местного значения входят те, что затрагивают проблемы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Иными словами, круг дел, решение которых способствует установлению на территории данного муниципального образования условий для нормальной жизни жителей. Проблемы, с которыми Вы сталкиваетесь каждый день: незапланированное отключение горячей и холодной воды, незакрытый люк перед подъездом дома, отсутствие детской площадки, трещина в стене дома, горы мусора на улице - все эти и многие другие каждодневные вопросы решаются на уровне местного самоуправления. Обычно, перечень вопросов местного значения приводится в Уставе муниципального образования.

Полномочия местного самоуправления включают вопросы, не отнесенные к компетенции государственных органов. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Это означает, что по предметам своего ведения органы местного самоуправления уполномочены принимать решения самостоятельно без оглядки на губернатора (главы субъекта РФ).

Местное самоуправление в РФ создаётся и реализуется на основе ряда фундаментальных принципов. Среди них следует назвать, во-первых, принцип, который непосредственно связан с его автономным, относительно самостоятельным характером. В Конституции РФ в связи с этим указано, что местное самоуправление «обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения», а также владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ст. 130, п. 1).

Второй принцип– использование многообразных форм в процессе осуществления местного самоуправления. Согласно Конституции местное самоуправление осуществляется как непосредственно путём участия населения в референдумах, выборах, собраниях, так и через выборные и другие органы местного самоуправления. В их числе– выборный представительный орган (Дума), занимающийся нормотворческой деятельностью в объёме полномочий муниципального образования, а также вопросами, касающимися местного бюджета, охраны общественного порядка, налогов, сборов и др.; исполнительный орган (администрация), занимающийся исполнительно-распорядительной деятельностью в пределах муниципального образования; выборные должностные лица– главы муниципальных образований, председатели представительных органов и др.

Третий принцип– строгий учёт мнения населения в процессе реализации местного самоуправления, а также «исторических и иных местных традиций» (ст. 131, п. 1). Согласно законодательству мнение населения является обязательным при решении всех вопросов местного значения, включая определение структуры и порядка деятельности органов местного самоуправления, изменение границ территорий, в рамках которых осуществляется местное самоуправление, и других вопросов.

Четвёртый принцип– невмешательство и недопустимость подмены деятельности органов местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами. Этот принцип распространяется также на процесс формирования органов местного самоуправления и назначения соответствующих должностных лиц.

Пятый принцип– материальная, правовая и иная гарантированность местного самоуправления. Этот принцип декларируется и закрепляется не только в обычных нормативно-правовых актах, касающихся местного самоуправления, но и в Конституции РФ. В частности, в статье 133 Конституции, которая гласит, что местное самоуправление в РФ «гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления», которые были установлены Конституцией и федеральными законами.

 

 

Задание для дистанционного обучения

по учебной дисциплине «Обществознание» на 15.02.17 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: