Артикуляционная гимнастика для постановки звука «С».




Развитие фонематического восприятия.

Игра "Похлопаем". Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

Исправление нарушений произношения звука /С/

Комплекс упражнений: «Улыбка», «Лопатка», «Катушка», «Чистим зубы», «Качели», «Вкусное варенье».

Исправление межзубного сигматизма.

а). Ребенку предлагается выполнить упражнение «Катушка»;гда ребенок научится выполнять хорошо это упражнение, предлагается «Катушку» убрать в глубь рта, но кончик языка удерживать на месте - за нижними зубами. Посередине языка логопед кладет спичку и просит тихо подуть, чтобы воздушная струя проходила посередине языка. Затем спичка убирается. Произносится звук /С/. Если все-таки дефект сохраняется, рекомендуется какое-то время проговаривать слоги, затем слова со спичкой посередине языка или с закрытыми зубами.

б). Если ребенок не удерживает язык за нижними зубами, логопед удерживает его следующим образом: заносим в рот согнутую спичку, один конец которой располагается к корням нижних зубов, а другой удерживает логопед. Ребенка просим достать кончиком языка край спички и в таком положении произносить звук /С/.

в). Если долго не удается научить удерживать язык за нижними резцами, учим ребенка произносить звук /С/ с закрытыми зубами.

Исправление шипящего сигматизма.

Сначала ребенку предлагается различить правильное и неправильное звучание звука /С/ (свист – шипение). Затем перед зеркалом показываются различия между правильной и дефектной артикуляцией. Дополнительно используются кинестетические ощущения, изображая артикуляцию с помощью кистей рук. Добившись правильной артикуляции, включается выдох, дается возможность ощутить холодную струю выдыхаемого воздуха.

Можно временно использовать межзубную артикуляцию звука /С/. В дальнейшем необходимо перейти к нормальному зубному произношению со сжатыми зубами, как это делается при исправлении межзубного сигматизма (вариант в).

Исправление бокового сигматизма.

 

После курса массажа логопед (дефектолог) может приступить к выполнению тех упражнений, которые не получались у ребенка (например, «Дудочка», «Чашечка» и т. д.) то есть добиваемся образования «желобка» по средней линии языка.

В качестве базы используется звук /Т/. Звук /Т/ произносится с некоторым придыханием. Наличие придыхания контролируется при помощи ощущения струи воздуха на кисти руки.

На следующем этапе работы ребенку предлагается опустить кончик языка за нижние резцы. Зубы сжимается и произносится звук, близкий к /Ц/, в составе которого слышатся звуки /Т/ и /С/.

Постепенно в ходе упражнений звук /С/ удлиняется, а затем – отделяется. После чего ребенку объясняется, что это правильно произносимый звук /С/.

Постановка звука /С/ от звука /И/.

Ребенка просят выполнить упражнение «Улыбка», затем приоткрыть рот и произнести звук /И/. В это время обращаем его внимание на положение языка (лежит в полости рта, кончик - за нижними резцами). Просим ребенка несколько раз произнести /И/, затем, удерживая язык в этом же положении, произнести /С/.

 

Артикуляционная гимнастика для постановки звука «С».

«Заборчик»

Ход выполнения: Улыбнуться так, чтобы было видно верхние и нижние зубы, при этом удерживать позу на счет от 1 до 5.

«Наказать непослушный язычок»
Ход выполнения: Улыбнуться, приоткрыв рот. Произносить: «пя-пя-пя», положив широкий язык на нижнюю губу, как бы похлопывая язык. После чего попытаться удержать широкий язык в спокойном положении (широкий язык распластан на нижней губе) при открытом рте под счет от 1 до 5.
Важно обращать внимание на нижнюю губу, которая не должна подворачиваться и воздушную струю, которая должна «идти» ровно.

«Качели»
Ход выполнения: Улыбнуться, открыть рот и широким кончиком языка дотронуться до альвеол (подержать там язык в течение 3 секунд) и опустить язык за нижние резцы (удержать язык в таком положении около 3 секунд). Выполнять упражнение следует около 5 — 9 раз. Важно обратить внимание на губу и нижнюю челюсть — они должны быть неподвижны при выполнении упражнения, а также губы не должны натягиваться на зубы.

«Почистим зубы»
Ход выполнения: Улыбнуться, открыть рот и широким кончиком языка погладить нижние зубы, начиная слева и двигаясь направо.
Важно обратить внимание на губу и нижнюю челюсть — они должны быть неподвижны при выполнении упражнения, а также язычок должен пройтись по всем зубкам.

«Горка»

Ход выполнения: Улыбнуться, открыть рот и широким кончиком языка дотронуться до основания нижних резцов, удерживать язык в таком положении на счет до 5. При этом спинка языка должна быть напряжена и выгнута. Важно, чтобы нижняя челюсть не двигалась, а кончик языка был неподвижен.

«Загнать мяч в ворота»
Ход выполнения: Улыбнуться, открыть рот. Поставить кончик языка за нижние резцы и образуя по середине языка дорожку, на одном выдохе загонять ватный шарик в импровизированные ворота. Упражнение сложное и может получиться не с первого раза, важно обращать внимание на щеки: они не должны надуваться. В начале щеки можно придерживать руками.

«Насос»

Ход выполнения: ребенок произносит звук с-с-с и одновременно делает движения руками, как будто он качает насос.

«Холодный ветерок»
Ход выполнения: п оложите на ладонь кусочек ваты, поднесите ее к подбородку и произносите с-с-с-с, ребенок должен почувствовать, что струя воздуха, действительно, холодная.

Постановка звука.

Цель этого этапа - добиться правильного звучания изолированного звука.

Выделяют несколько способов постановки звука:

1. По подражанию – с опорой на слуховой образ, на зрительное восприятие артикуляции. Это связано с тем, что у детей достаточно хорошо развито подражание. Однако по подражанию чаще всего можно поставить звук лишь тогда, когда он отсутствует. У умственно отсталых детей постановка звука по подражанию осуществляется чрезвычайно редко.

2. Механический способ постановки с использованием вспомогательных средств (шпателя, зонда и т.д.). С механической помощью артикуляторным органам придается определенное положение. Например, ребенок произносит звук с, логопед помещает зонд или шпатель под язык и слегка приподнимает его в направлении верхних альвеол, слышится шипящий звук. При данном способе ребенок сам не осуществляет поиск, его органы артикуляции только подчиняются действиям логопеда. После длительных тренировок он без механической помощи принимает необходимую позу, помогая себе шпателем или пальцем.

3. Постановка от других звуков, правильно произносимых, без механической помощи. Например, звук с можно поставить от звука и. Предлагается произнести звук и, закусить боковые края языка коренными зубами, и подуть на спинку языка так, чтобы ветерок «погулял» по язычку.

4. Постановка звука от артикуляционного уклада. Например, звук ш можно поставить от «чашечки». Ребенку предлагают сделать «чашечку» вне ротовой полости, убрать ее внутрь рта и подуть на язык.

5. Смешанный способ постановки основывается на совмещении предыдущих способах постановки звука.

При артикуляции звука [ с ]

1. Кончик языка упирается в нижние передние зубы.

2. Губы растянуты, как при улыбке, и не закрывают зубов.

3. Зубы сближены или сомкнуты

4. Воздух выдыхаем с силой посередине языка, по «желобку»; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя.

5. Голосовые складки разомкнуты.

.

Футбольный мяч.

Во дворе футбольный мяч

Целый день носился вскачь.

Вместе с нами он играл,

Но сучка не увидал.

Напоролся на него:

С_______________.

Нам жалко так его!

(Е.Г. Карельская)

С каким звуком сдулся мячик, должен показать ребёнок: «С_________».

Мячик заклеили, а теперь его надо накачать. Покажите, как гномик Язычок, с помощью насоса, накачивает мяч. Правда, без помощи ребёнка, ему вряд ли справиться! Ребенок демонстрирует работу насоса, а заодно и тренируется в правильном произнесении звука [С] (упражнение «Насос »). Артикуляция должна быть четкой: губки улыбаются, кончик языка надёжно закреплён за нижними резцами, воздух выталкивается отрывисто: с-с-с-с … Язык должен быть абсолютно симметричным (не съезжать вбок!). Проделывая все это, ребенок научится направлять струю воздуха посередине язычка.

Автоматизация звука

Когда правильный звук появился в речи ребенка, нужно автоматизировать правильное звукопроизношение. Для этого используются игры, игровые упражнения, чистоговорки, шутки, загадки, поговорки, скороговорки, песенки, рассказы, в которых часто встречается звук С и СЬ.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: