Решение - это выбор альтернативы.




Тема 7. Принятие решений – 3 ч.

7.1. Природа процесса принятия решений

7.2. Рациональное решение проблем

7.3. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений

 

Менеджером можно назвать человека только тогда, когда он принимает организационные решения или реализует их через других людей. Принятие решений, как и обмен информацией, - составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления. В данной тема мы рассмотрим типы решений, принимаемых управляющими, используемые способы, методы повышения эффективности этого процесса и основные фак­торы, которые необходимо учитывать при принятии управленческих решений.

 

Природа процесса принятия решений

Ни один человек, взрослея, не может не познать на практике процесса принятия решений. Способность принимать решения раз­вивается с опытом. Каждый из нас в течение дня принимает сотни, а на протяжении жизни - тысячи решений.

Решение - это выбор альтернативы.

Каждодневные решения принимаются без систематичного продумывания. Выбор одежды, меню в столовой и т.д. В управлении принятие решений более систематизированный процесс, чем в частной жизни. Ставки здесь много выше. Менед­жер выбирает направление действий не только для себя, но и для организации и других работников. Часто решения крупных руково­дителей могут сильно влиять на жизнь многих людей.

Ответственность за принятие важных организационных решений тяжелое моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших уровнях управления.

Организационные решения. Подобно процессу коммуникаций, принятие решений отражается на всех аспектах управления. Компетентность в данной области отличает менеджера от не менеджера и эффективно работающего менеджера от неэффективно работающего коллеги.

В области принятия решений западные ученые выделяют четыре роли руководителя: предприниматель, специалист по исправлению нарушений в работе, распределитель ресурсов и специалист по достижению соглашений. Все эти роли в той или иной мере периодически исполняет каждый менеджер.

Выбор альтернативы, - это, по сути дела, ответ на ряд воп­росов. Каждая управленческая функция связана с несколькими общими решениями, требующими претворения в жизнь (табл.1).

Таблица 1

Решения, типичные для функций управления

Планирование 1. Какова наша сверхзадача или природа нашего бизнеса? 2. Какими должны быть наши цели? 3. Какие изменения происходят во внешнем окружении и как они могут отразиться в будущем на организации? 4. Какую стратегию и тактику следовало бы нам выбрать для достижения поставленных целей?
Организация деятельности 1. Каким образом следует структурировать работу организации? Как целесообразно укрупнить блоки выполняемых работ? 2. Как скоординировать функционирование этих блоков, чтобы оно протекало гармонично, и не было противоречивым? 3. Принятие, каких решений на каждом уровне организации следует доверять людям, в частности руководителям? 4. Следует ли нам изменять структуру организации из-за измене­ний во внешнем окружении?
Мотивация 1. В чем нуждаются мои подчиненные? 2. В какой мере эти потребности удовлетворяются в ходе деятельности, направленной на достижение целей организации? 3. Если удовлетворение работой и производительность возросли, то почему это произошло? 4. Что можем мы сделать, чтобы повысить уровень удовлетворен­ности работой и производительностью подчиненных?
Контроль 1. Как нам следует измерять результаты работы? 2. Как часто следует давать оценку результатов? 3. Насколько мы преуспели в достижении наших целей? 4. Если мы недостаточно продвинулись к поставленным целям, то почему это случилось, и какие коррективы следовало бы внести?

Организационное решение - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные зани­маемой им должностью. Цель организационного решения - обеспе­чение движения к поставленным перед организацией задачам. Наиболее эффективным организационным решением явится выбор, который будет на самом деле реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели.

Организационные решения могут быть запрограммированные и незапрограммированные.

Запрограммированное решение есть результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что предпринимаются при решении математического уравнения. В этом случае число возможных альтернатив ограничено, и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией.

Незапрограммированные решения требуются в ситуациях, которые в определенной мере новы, внутренне не структуриро­ваны или сопряжены с неизвестными факторами. К их числу отно­сятся решения типа: какими должны быть цели организации, как усовершенствовать структуру подразделения, как усилить моти­вацию подчиненных. Здесь много неизвестных факторов и множест­во вариантов выбора.

Рассматривая процессы принятия решений, следует отметить, что принимать решения сравнительно легко. Трудно принять хорошее решение. Принятие решения - это психологический процесс, а человеческое поведение не всегда логично. Иногда нами движет логика, иногда - чувства. Поэтому неудивительно, что способы для принятия решений варьируют от спонтанных до высокологичных. Чаще всего процесс принятия решений имеет интуитивный, основанный на суждениях или рациональный характер.

Интуитивные решения. Чисто интуитивное решение - это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее решение, не занимается при этом сознательным взвешиванием "за" и "против" по каждой альтернативе и не нуж­дается даже в понимании ситуации. Просто человек делает выбор. То, что мы называем озарение или шестым чувством, и есть интуитивное решение.

Решения, основанные на суждениях. Такие решения иногда кажутся интуитивными, поскольку логика их не очевидна. Решение, основанное на суждениях, - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях раньше, чтобы спрогнозирован результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситу­ации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, ко­торая принесла успех в прошлом.

Поскольку решение на основе суждения принимается в голове управляющего, оно обладает таким значительным достоинством, как быстрота и дешевизна его принятия. Оно опирается на здравый смысл, но истинный здравый смысл встречается очень редко, т.к. зачастую ситуация искажается потребностями людей и другими факторами. Вероятно, одного лишь суждения недостаточно для принятия реше­ния, когда ситуация уникальна или очень сложна.

Еще важнее, что руководитель, чрезмерно приверженный суждению и накопленному опыту, может сознательно или бессознательно избе­гать использования возможностей вторжения в новые области. Бо­язнь новых сфер деятельности может кончиться катастрофой.

Руководитель в состоянии существенно повысить вероятность правильного выбора, подходя к решению рационально. Главное различие между решениями рациональным и основанным на суждении заключается в том, что первое не зависит от прошлого опыта. Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса типа описанного ниже.

Таким образом, управленческое решение на предприятии - творческий акт субъекта управления (индивидуального или группового лица), определяющий программу деятельности коллектива по эффективному разрешению назревшей проблемы на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии.

Разрабатываемое УР должно удовлетворять ряду требований и включать условия их достижения:

1. Соответствие действующему законодательству и уставным документам предприятия – условие достижения: контроль со стороны юриста, референта.

2. Достижение своевременности (нельзя спешить или запаздывать) - Знания и интуиция руководителя.

3. Наличие четкой целевой направленности и адресности (исполнителям должно быть ясно, на что направлено разрабатываемое решение и какие средства будут использоваться) - Формирование и доведение целей, сроков выполнения до каждого работника.

4. Отсутствие в тексте противоречивостей решения самому себе или ранее реализованным - Контроль со стороны юриста, референта.

5. Возможность организованной выполнимости - Заключение специалистов или экспертов

6. Наличие параметров для внешнего или внутреннего контроля его выполнения - Составление рабочих документов.

7. Учет возможных отрицательных последствий при реализации решений в экономической, социальной и других областях - Заключение внешних экспертов.

8. Наличие у руководителей соответствующих полномочий (прав и ответственности) для реализации управленческих решений - Внедрение должностных инструкций и положение об отделах и службах.

9. Наличие возможности обоснованного положительного результата - Набор расчетов и предположений

При решении сложных задач и особенно тех, результаты решения которых могут оказать влияние на эффективность деятельности организации, типовая технология РУР включает в себя этапы целеполагания, оценки ситуации, определения проблемы, управленческого решения, реализации решения. При решении простых задач использование всех этапов и стадий типовой технологии необязательно. Рассмотрим эту технологию.

 

  Этап целеполагания Этап постановки целей Цель - это желаемое, возможное и необходимое состояние системы или значение какого -либо из её отдельных параметров. Редко удается ограничиться одной целью, поэтому бывают цели, которые надо достигнуть, и цели, которые надо сохранить Результат: Что я хочу?
  Этап оценки ситуации · Сбор информации, обработка информации Результат: Что я имею?
  Этап определения проблемы · В чём суть проблемы? место и время её возникновения, сущность и содержание проблемы, границы воздействия проблемы на деятельность организации, какие факторы привели к возникновению проблемы, являются ли они управляемыми или неуправляемыми, являются ли они внешними или внутренними Результат: В чём состоит различие между тем, что я хочу и тем, что я могу?
  Этап управленческого решения определение возможных вариантов решения, сопоставление на основе моделирования, выбор наиболее оптимального варианта. Результат: Какой наиболее оптимальный вариант достижения того, что я хочу, в тех условиях, которые я имею?
  Этап реализации решения комплекс плановых, организационных, экономических и социальных мероприятий по выполнению принятых решений. Результат: Какова последовательность работ, и какие условия нужно создавать, чтобы реализовать тот вариант достижения того, что я хочу в тех условиях, которые я имею?

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: