Артикуляция и произношение.




Внешний вид.

Люди судят о нас по внешнему впечатлению, которое мы производим в течение первых пяти секунд знакомства и по первым пяти секундам разговора.

Уважайте себя — иначе, что бы вы ни делали, вы не заслужите уважения других. Любите себя — без этой любви к себе вы никогда не научитесь любить даже собственную собаку. Не надо искать виноватых в том, что в вашей жизни не хватает счастья, ваше счастье зависит от вас самих. Если ваш внешний вид не внушает почтения или ваша манера держаться оставляет желать лучшего, то слушатели просто отключаются от вас. В этом случае вы не сможете донести до людей то, что вы хотели им сообщить.

«Классический стиль» всегда говорит о хорошем вкусе его обладателя. Наряд должен быть изящным и свободным. Простая, сдержанная одежда — поддержка для вас. Кроме всего прочего, она позволяет зрителю видеть именно вас, а не то, что на вас надето. Таким путем вы сможете ненавязчиво выразить свою индивидуальность. Манера одеваться достаточно много расскажет о вас — о вашем образовании, о том, что вы собой представляете и к чему стремитесь.

Если вы уверены в том, что ваша одежда работает на вас и соответствует вашему образу, то можете совершенно забыть о ней, сосредоточившись только на своей работе.

Визуальная вибрация.

Некоторые цвета и рисунки тканей, блестящий металл в украшениях и оправах очков, грим ярких тонов вызывают нательный эффект, называемой визуальной вибрацией. Глаза помогают донести до телезрителей смысл ваших слов. Ваше лицо должно быть выразительным, глаза слушателей должны быть прикованы к нему.

Поэтому не следует выбирать то, что своим блеском или мерцанием будет рассеивать внимание аудитории. Если вы появились в студии телевидения, значит, вам предстоит иметь дело с мощным светом, при котором довольно сложно сохранить баланс некоторых цветов — в частности, таких контрастных, как белый, черный и красный. Красный цвет в особенности содержит максимум того, что вызывает визуальную вибрацию. Вы увидите красное пятно задолго до того, как разглядите самого человека. Красный цвет неустойчив, он «растекается» вне контуров изображения и нарушает фокусировку. В группе из четырех человек вы сразу же отметите красный костюм или галстук, но не разглядите самого человека.

На телеэкране могут сливаться и вибрировать некоторые рисунки тканей, такие, как полоски, горошек, радужные разводы, клетка, пестрые узоры. Раньше вы могли уже обратить внимание на странное мерцание (его еще называют эффект муаровых разводов), возникающее в том случае, когда тележурналист решает надеть полосатую рубашку, галстук в мелкий горошек или клетчатый. Незадолго до того, как отправиться на студию, быстро оглядите себя в зеркале, полузакрыв глаза. Если какой-либо из ваших аксессуаров затмевает вас, снимите его. Запомните, зрители должны видеть в первую очередь вас.

Цветовой спектр.

Глазу и камере сложно объединить крайние цвета спектра. Поэтому у видеокамер возникают проблемы при воспроизведении: белое лицо и черное платье, черное лицо и белый костюм или же контрастный черно-белый рисунок ткани. Темные цвета поглощают свет и зрительно уменьшают изображение. Светлые, напротив, отражают свет и зрительно увеличивают изображение. Некоторые цвета, к примеру, красный и оранжевый, вибрируют — они слишком резкие и доминирующие. Желтый и зеленый, в свою очередь, бросают мрачный отсвет на кожу.

Чем ближе к середине спектра, тем лучше будет смотреться цвет, тем больше он будет вам идти. Наиболее выигрышно смотрятся серые, голубые, жемчужные тона.

РОЛЬ ГОЛОСА

Ваш голос важен так же, как ваша внешность, манеры, текст вашего выступления. Это тот инструмент, с помощью которого вы донесете свое сообщение до аудитории. Взаимопонимание между вами и телезрителями зависит от ваших голосовых и речевых данных. Вы можете расшевелить людей или усыпить их, очаровать или оттолкнуть. Человеческий голос — могущественный инструмент. Сознание того, что у вас хороший голос, придаст вам уверенности и даст возможность легко раскрывать перед собой двери.

СТРУКТУРА ГОЛОСА

Голос не просто «исходит из отверстия на лице». Голос — это нечто неизмеримо большее. При правильном использовании голоса в речь вовлекается все тело, от макушки до пяток. Ваше тело является как бы музыкальным инструментом, порождающим ваш голос.

Для того чтобы задействовать весь голосовой аппарат, необходим воздух, поставляемый легкими. Чтобы получить приятный грудной голос, который будет разноситься на большое расстояние, надо дышать с помощью диафрагмы. Она имеет очень большое значение для формирования голоса, поскольку проталкивает воздух, который вдыхают наши легкие, сквозь горло и губы.

Правильная осанка важна для хорошей работы сердца и достаточного снабжения тела кислородом. Хорошая работа сердца не дает крови слишком приливать к ногам под действием силы тяжести.

Почему ходьба успокаивает? Активная деятельность поддерживает работу сердца. Почему люди часто начинают ходить из угла в угол, когда они обеспокоены, не уверенны, ожидают какого-то важного сообщения? Если вы бывали за кулисами в театре, то могли заметить, что многие артисты и певцы расхаживают по коридорам перед выходом на сцену. Они не просто вспоминают слова своей роли; таким образом, они способствуют лучшему кровообращению. Иногда они даже потирают руки несколько преувеличенным жестом. Это тоже способствует прогреванию мышц, расслаблению предплечий, плеч и шеи — всех тех мышц, которые опосредствованно связаны с голосом.

Ваша осанка зависит от того, насколько плотно ваши пятки упираются в пол. Равномерно распределите свой вес на ноги, выпрямьтесь во весь рост, слегка откиньте голову. Таким образом, вы сможете полностью контролировать свой голосовой аппарат. От пяток до макушки все ваше тело участвует в создании резонанса для вашего красивого голоса.

Когда вы поймете, какие основные элементы участвуют в формировании голоса, вы сможете выработать собственные приемы его улучшения. Голос создается в глубине вашего организма, а не только в области голосовых связок. Глубокое диафрагмальное дыхание поддерживает весь процесс; гортань проталкивает воздух сквозь вибраторы, резонирующие ткани и полости; артикуляторы позволяют произносить звуки и слова.

Резонанс.

Это результат вибрации воздуха в голосовых плоскостях, то есть в синусах, носоглотке, гортани и грудной клетке. Для резонанса требуется правильное глубокое дыхание. Ребенок с высоким голосом приводит в движение очень малый объем воздуха. Баритон с грудной клеткой размером с бочку колеблет большой объем воздуха.

Вы можете сделать свой голос ниже, если будете наполнять легкие до глубины диафрагмы и освобождать гортань для создания большей вибрации и резонанса. Резонанс дает вашему голосу силу и уверенность. Когда вы входите в людное помещение, то ваш резонирующий голос будет хорошо слышен, несмотря на шум. Если в комнате шумно, говорите тише, а не громче. Вы сразу поймете, что люди прекрасно слышат то, что вы говорите.

Тип голоса.

Поскольку усилители искажают верхние диапазоны человеческого голоса, вам следует определить самый низкий возможный для вас тип голоса, при котором вы будете чувствовать себя удобно. Это значит, что источник голоса должен располагаться как можно ниже, но быть естественным для вас.

Сопрано — самый высокий женский голос;

Альт — самый низкий;

Меццо-сопрано — средний;

Тенор — самый высокий мужской голос;

Бас — низкий;

а глубокий бас (баритон) имеет исключительно низкий естественный диапазон.

Ваш разговорный голос соответствует одному из этих типов. Вы можете понизить свой голос, если будете говорить «прямо из носков»: вы плотно упираетесь пятками в пол, выпрямляете спину, при этом ваша диафрагма автоматически прогибается, заставляя голос исходить из источника более низкого, чем носовая полость.

Высота тона.

Характеризует высоту произносимых вами звуков и зависит от частотной вибрации гортани. Для того чтобы голос не звучал монотонно, он должен охватывать, по крайней мере, октаву. Это значит — четыре ноты выше середины и четыре ноты ниже. Высокий голос, как правило, неприятен для слуха. Он также с трудом поддается записи без искажения. Чем ниже вам удастся расположить свой голос, тем больше шансов, что он не будет искажен усилительными приборами. Если испытываете напряжение, то высота голоса повышается. Если вы сердитесь, голос становится резким и пронзительным. Если устали, голос становится хриплым. Если опечалены, то и диапазон, и высота голоса понижается.

Громкость.

Она непосредственно связана с объемом воздуха в легких. Осторожно контролируя силу и энергию звука, вы регулируете громкость своего голоса. При наличии микрофонов нет необходимости говорить громко, поскольку индикатор громкости может просто зашкалить.

Слышимость.

Слышимость голоса не зависит от громкости. Совсем необязательно говорить громко, на повышенных децибелах. Слышимость голоса — это способность использовать все принципы правильного управления голосом, чтобы ваш естественный голос распространялся равномерно и был хорошо слышен.

Тембр.

Позволяет на слух идентифицировать различные голоса. Не следует путать тембр с высотой голоса и другими характеристиками. Например, вы всегда отличите голос известного певца или актера.

Экспрессия.

Для того чтобы ваша речь стала выразительной, старайтесь зрительно представить себе то, о чем вы говорите. Внесите живую ноту в ваше произношение, в звуки вашего голоса, внесите чувство и цвет в вашу речь. Упражняйтесь, читая вслух драматические пьесы, и приучайтесь различать на слух нужное выражение.

Помните, что всякая экспрессия должна быть в первую очередь естественна. Избегайте театральности и искусственности в своих речах.

Тон.

Характеризуется высотой голоса, вибрацией и модуляцией. Хороший голос отличается легкими изменениями тона. Интонации — это «подъемы» и «спуски» голоса. Монотонность утомительна для уха, так как постоянный тон использует одну и ту же высоту. С помощью изменения тона вы можете совершенно изменить значение слов.

Гнусавость.

Гнусавые ноты неприятны для слуха. Такие звуки очень резки, так как в резонансе участвует совсем небольшой объем воздуха в области лица. Когда раздается гнусавый звук, мышцы горла и шеи напряжены.

Для того чтобы устранить гнусавость, необходимо расслабить горло, как если бы вы хотели издать глубокий звук «аааааааааа». При этом устанавливается правильное расстояние между корнем языка и мягким небом. Небный язычок поднимается и закрывает носоглотку, так что звук не выходит через ноздри.

Если ваша гортань раскрыта, то вы не почувствуете вибрации в носовых полостях.

Дыхание.

Дыхание — самая естественная и необходимая вещь. Когда вы дышите правильно, вы сохраняете и равновесие тела, и спокойствие. Автоматически настраиваете свой голосовой аппарат так, чтобы использовать диафрагму.

Тело человека не накапливает кислород, оно должно получать его постоянно. Для того чтобы хорошо наполнить легкие, высоко поднимайте грудь. Наполняйте легкие снизу вверх — вдыхайте так, чтобы живот надувался. Затем наполните грудную клетку под ребрами, затем до подмышек. Продолжайте вдыхать воздух, пока не почувствуете, что наполнились им до самых ключиц. Заполните все резонансные объемы, включая гортань и нос. У вас должно быть ощущение, что вы наполнились воздухом от брюшной мышцы до горла.

Одежда у горла и в талии должна быть удобной и свободной. Тогда вы сможете легко и без ограничений дышать.

Слышимое дыхание.

При современных чувствительных микрофонах небольшие паузы для вдоха бывают слышны. Постоянные вдохи между предложениями отвлекают слушателей. Слышимое дыхание — поверхностное, которое затрагивает только верхушки легких и рот. Если вы дышите нижними отделами легких и горлом, то дыхание незаметно. Значит, для того чтобы дыхание было неслышным, углубите свое дыхание, переместите его вниз, в живот.

Не стискивайте зубы.

Вы не можете хорошо артикулировать, если у вас сжаты зубы. Для того чтобы четко произносить звуки, необходим зазор между верхними и нижними зубами. Артикуляция требует пространства. Если зубы слишком сжаты, то раскрыть гортань для резонанса практически невозможно. Постоянная привычка держать зубы сжатыми приводит к нечеткой артикуляции.

Есть несколько способов создать пространство между зубами. Попробуйте сделать так, чтобы ваша челюсть «отвисла», и вы заметите, насколько проще и естественнее выговариваются слова. Некоторые упражняются с винной пробкой между зубами.

Артикуляция и произношение.

Правильная четкая артикуляция — непременное требование. Ваше произношение всех букв алфавита должно хорошо восприниматься телезрителями.

«Ленивые губы» — вы не заботитесь о четкости своей артикуляции в повседневной жизни, проглатываете некоторые буквы или звуки.

При нормальном разговоре зрители легко вас понимают. Но если вам приходится преодолевать шум в помещении, покашливание, треск аппаратуры, искажения микрофонов, то ваша артикуляция должна быть безупречной. Кроме того, если вы говорите слишком быстро, то срезаете часть гласных и согласных звуков. Ухо слушателя не улавливает того, что вы произнесли, и смысл сказанного теряется. Замедлить речь очень просто — нужно четко артикулировать, произносить все звуки и слоги.

Не надо рисковать, употребляя незнакомые слова — вы можете произнести их неправильно. Пусть словарь станет вашим другом. Если вам встречаются трудные длинные слова, пользуйтесь словарем как учебником и выработайте у себя привычку обращаться к нему почаще.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: