Критерии оценки сжатого изложения




Раздел 2.2. Изложения с творческим заданием для подготовки к ГВЭ-9 по русскому языку обучающихся с ОВЗ

Изложения с творческим заданием (маркировка буквой «А») для подготовки к ГВЭ-9 по русскому языку обучающихся с ОВЗ

Данные тренировочные материалы предназначаются преимущественно для подготовки обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших обучающихся.

Инструкция для обучающихся

1. Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по предложенному тексту. Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос.

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Тексты изложений с творческим заданием

Изложение с творческим заданием № АИ-9-1

Богата наша страна местными речениями и диалектами.

Но существует вершина – чистый и гибкий русский литературный язык. Обогащение его за счёт местных слов требует строгого отбора и большого вкуса. Потому что есть немало мест в нашей стране, где в языке и произношении, наряду со словами – подлинными перлами, есть много слов корявых и фонетически неприятных.

Местное слово может обогатить язык, если оно образно, благозвучно и понятно.

Для того чтобы оно стало понятным, совсем не нужно ни скучных объяснений, ни сносок. Просто это слово должно быть поставлено в такой связи со всеми соседними словами, чтобы значение его было ясно читателю сразу, без авторских или редакторских ремарок.

Одно непонятное слово может разрушить для читателя самое образцовое построение прозы.

Нелепо было бы доказывать, что литература существует и действует лишь до тех пор, пока она понятна. Непонятная нарочито заумная литература нужна только ее автору, но никак не народу.

Чем прозрачнее воздух, тем ярче солнечный свет. Чем прозрачнее проза, тем совершеннее ее красота и тем сильнее она отзывается в человеческом сердце. Коротко и ясно эту мысль выразил Лев Толстой: "Простота есть необходимое условие прекрасного".

Из многих местных слов, которые я услышал, к примеру, во Владимирской и Рязанский областях, часть, конечно, непонятна. Но попадаются слова превосходные по своей выразительности. Например, старинное, до сих пор бытующее в этих областях слово "окоём" – горизонт.

На высоком берегу Оки, откуда открывается широкий горизонт, есть сельцо Окоёмово. Из Окоёмова, как говорят его жители, "видно половину России".

Горизонт – это всё то, что может охватить наш глаз на земле, или, говоря по-старинному, все то, что «емлет око». Отсюда и происхождение слова «окоём».

Очень благозвучно и слово «Стожары», – так в этих областях народ называет звездные скопления. Это слово по созвучию вызывает представление о холодном небесном пожаре.

Такие слова украсят и современный литературный язык.

В поисках слов нельзя пренебрегать ничем. Никогда не знаешь, где найдёшь настоящее слово.

 

(По К. Г. Паустовскому)

(300 слов)

Задание

1. Напишите сжатое изложение по фрагменту очерка К. Г. Паустовского «Словари».

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: Почему интересно узнавать историю происхождения слов?

Критерии оценивания экзаменационной работы по русскому языку в форме ГВЭ-9 (письменная форма)

 

Комплект критериев оценки изложения и выполнения творческого задания к изложению

Изложение и выполнение творческого задания к изложению оцениваются по критериям, представленным в таблицах № 3–5.

Грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность изложения и выполнения творческого задания (сочинения) оцениваются по специальным Критериям оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого (см. таблицу № 6, для глухих и слабослышащих обучающихся – см. таблицу № 6.1).

Оценка смысловой цельности, речевой связности и последовательности созданного экзаменуемым текста (см. таблицу № 5) даётся за выполнение двух видов работы в целом (изложение и творческое задание).

Критерии оценки сжатого изложения

При оценке сжатого изложения следует учитывать объём сжатого изложения. Экзаменуемым рекомендован объём от 70 слов. Если в изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Объем сжатого изложения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть сокращен: может быть сокращен до 40 слов (если в изложении 30 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов).

Таблица № 3.1

 

  Критерии оценки сжатого изложения Баллы
ИК1 Содержание изложения  
  Экзаменуемый точно передал основное содержание текста для изложения    
Экзаменуемый не передал основное содержание текста для изложения  
ИК2 Сжатие исходного текста  
  Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста  
Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста  
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1–ИК2  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: