Тема семинара относится к разделу программы «История философии».




Темы семинарских занятий

Семинар 1. Классическая философия Древней Греции.

План

1. Жизнь и учение Сократа.

2. Жизнь и учение Платона.

3. Жизнь и учение Аристотеля.

Тема семинара относится к разделу программы «История философии».

Цель семинара: изучить основные идеи представителей классической древнегреческой философии; показать их значение для мировой философии.

Методические рекомендации

Своей вершины развития греческая философия достигла в V- IVвв. до н.э. Этот период получил название «классического » (от лат. «образцовый»). В древнегреческой философии она связана с учениями афинских философов: Сократа, его ученика Аристокла, вошедшего в историю под именем Платон (от греч. «широкоплечий») и ученика Платона Аристотеля.

Каждый из этих мыслителей внес свой великий вклад в мировую философию. Например, Сократ совершил поворот от натурфилософии к философии человека, введя в древнегреческую философию новую идею человека как микрокосмоса. Сократ разработал основы диалектики как учения о диалоге и предложил новый метод «майевтика » (по аналогии с профессией его матери-повитухи). Суть метода заключалась в умении иронично задавать вопросы, провоцируя собеседника сомневаться в собственных представлениях о чем-либо и начать самостоятельное размышление. Итогом становилось рождение мысли, что, по мнению философа, являлось подлинным рождением человека. Сократ стал образцом для подражания, поскольку следовал теоретическим принципам в практической жизни, не изменив им даже перед лицом смерти. Философ был убежден в существовании общей для всех людей Истины и необходимости следовать ей (в обществе это означает неукоснительное исполнение законов, даже если они не справедливы). Необходимо рассмотреть основные причины, которые привели к гибели Сократа.

Основной особенностью учения Платона является его универсальность.Философ рассмотрел комплекс проблем, в котором органично сочетались, дополняя друг друга, все основные сферы философии: онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании), этика (учение о морали, добре и зле), эстетика (учение о красоте), социальная философия (учение об обществе). Это дало основание английскому философу А. Уайтхеду спустя две с половиной тысячи лет сказать, что вся западная философия есть лишь многочисленные примечания к философии Платона. Особое внимание необходимо обратить, во-первых, на учение Платона об эйдосах (идеях), составляющих Мир Идей - иерархически устроенный мир идеальных сущностей всех вещей и явлений, на вершине которого находится Благо. Во-вторых, рассмотреть, как соотносятся между собой «мир идей» и «мир теней». В-третьих, изучить основные положения учения Платона об идеальном государстве.

Самым одаренным учеником Платона считается Аристотель. Значение его учения заключалось в том, что, во-первых, он стал первым историком и систематизатором всего научного и философского знания античности. А, во-вторых, в том, что все философские и научные изыскания мыслителя отличала не только глубина, но и тщательная, скрупулезная проработка. Следует отметить выдающиеся заслуги Аристотеля в создании новой науки – логики, которая разрабатывала законы последовательного, доказательного мышления. Также важен вклад Аристотеля в развитие этики и политической философии, в разработку им категориального аппарата философии.

Необходимо обратить внимание на то, что все представители классической древнегреческой философии считали разум главным инструментом познания, что определило рационалистическую (от лат. «разум») направленность их философии.

В завершении необходимо сделать выводы о том, насколько актуальны идеи выдающихся греческих философов для современного человека.

 

Вопросы для самоподготовки:

1. В чем смысл высказывания Сократа «Я знаю, что я ничего не знаю, но другие не знают и этого»?

2. Как понимать идею Сократа о человеке как микрокосмосе? Можно ли считать ее научнообоснованной?

3. Почему классик немецкой философии Г.Гегель назвал Сократа «этически безупречной личностью»?

4. В чем значение сократического метода?

5. Что есть идеи (эйдосы) Платона?

6. Почему Платону не удалось реализовать теоретическую модель «идеального государства» на практике?

7. В чем смысл мифа о пещере Платона?

8. Что означают приписываемые Аристотелю слова «Платон мне друг, но истина дороже»?

Семинар 2. Западноевропейская философия эпохи средневековья и Нового времени.

План

1. Жизнь и учение Фомы Аквинского.

2. Проблема познания в философии Рене Декарта и Блеза Паскаля.

3. Философия французского Просвещения.

Тема семинара относится к разделу программы «История философии».

Цель семинара: изучить особенности западноевропейской философии эпохи средневековья и Нового времени на примере учений Ф. Аквинского, Б. Паскаля, французских просветителей; показать их значение для мировой философии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: