Возникновение промышленного дизайна в США.




Определение дизайна как проектировочной деятельности.

Дизайн (англ. design - проектировать, конст­руировать) - проектная художественно-техническая деятельность по раз­работке промышленных изделий с высокими потребительскими свойства­ми и эстетическими качествами, по формированию гармоничной предмет­ной среды жилой, производственной и социально-культурной сфер. Объек­тами промышленного дизайна являются промышленные изделия (произ­водственное оборудование, бытовая техника, мебель, посуда, одежда и пр.).

достаточно часто «дизайн» означает собственно деятельность худож­ников в промышленности, значительно чаще - продукт этой деятельности (вещь или систему вещей), а иногда - область организации деятельности, взятую как целое. В некоторых случаях «дизайн» трактуется предельно расширительно и далеко выходит за рамки обозначения деятельности ху­дожника по решению задач промышленного производства.

в его сферу входят выставочный дизайн, полиграфический дизайн, дизайн одежды, ландшафтный дизайн, непредметный дизайн, компьютерный дизайн. Таким обра­зом, проектирование промышленных изделий давно уже является не един­ственной, а часто и не основной задачей дизайнера.

 

Возникновение промышленного дизайна в США.

Дизайн в Америке возник позже, чем в Европе. термин «индустриальный дизайн» был предло­жен в Соединенных Штатах Америки Джозефом Синеллом в 1919 г.

1925 г., знаменитая Международная выставка современного декоративного и промышленного искусства в Париже. Американцы не представили свои изделия. Идея перенять в Европе все что можно для усовершенствова­ния американского коммерческого искусства.

Ни Ле Корбюзье, ни Гропиус, ни Мельников, ни Родченко, занимаясь дизайном, не думали о торговле. Но именно о ней помышляли на парижс­кой выставке 1925 г. американцы, среди которых был и Норман Белл Геддес, который стал пионером американского дизайна.

Норман Белл Геддес был по профессии театральным художником, оформлял спектакли, писал декорации, добивался драматических эффектов, используя острые приемы композиции сценического реквизита и театрального освещения. Он соперничал с драматургом, режиссером, актерами. Он создавал свой собственный спектакль - спектакль вещей. Именно поэтому его пригласили стать художником витрин.

Геддес эстетически освоил обтекаемые формы, те самые, под знаком которых несколькими годами позже и родился дизайн. Он популяризировал их в своей книге «Горизонты» (1932), иллюстрированной фантастическими изображениями каплевидных автомобилей и автобусов, обтекаемого поезда-трубы, торпедообразного океанского лайнера и огромного «летающего крыла» с каплевидными поплавками для посадки на воду. Именно Геддес проектировал обтекаемые
корабли, самолеты еще до того, как они были освоены промышленностью.

Все шло к тому, чтобы от витрин художники перешли к проектированию промышленных изделий. В 1927 г. в США возникла первая профессиональная дизайнерская фирма Уолтера Дорвина Тига - исключительно энергичного и обладающего практической жилкой художника рекламы. Однако неизвестно, сколько бы времени он оставался одиночкой, если бы не великий кризис 1929 г. Можно сказать, что дни бедствий американской промышленности стали временем рождения американского дизайна.

Бизнесмены стали нанимать художников, графиков и даже театральных декораторов для придания своим товарам внешнего вида, который привлекал бы покупателей.

Наиболее очевидный сдвиг в этом направлении произошел в 1927 г., когда Генри Форд прекратил выпуск автомобилей своей знаменитой модели «Т».

Столкнувшись с насыщением рынка и конкуренцией со стороны компании «Дженерал моторc», Форд истратил 18 миллионов долларов на нереоснащение своих предприятий для выпуска нового автомобиля модели «А», имевшей гораздо более изящную, обтекаемую форму. Опыт Форда продемонстрировал деловому миру важную роль дизайна для успешного сбыта любого вида потребительских товаров. В период кризиса изготовители стали все больше внимания уделять дизайну продукции: сначала как средству борьбы со своими прямыми конкурентами, а позднее - как способу восстановления здоровой экономики в стране.

Норман Белл Геддес, Уолтер Дорвин Тиг, Раймонд Лоуи и Генри Дрейфус, пионеры этой профессии

Программу американского дизайна, пожалуй, точнее всего выразил общепризнанный авторитет в этой области Раймонд Лоуи: «Дизайн - это то, что заставляет чаще звонить магазинную кассу». Норман Белл Геддес вынужден был на страницах «Нью-Йорк Тайме» опровергать обвинения в предательстве искусства: «Мы живем в эпоху промышленности и бизнеса.

Быстрое развитие дизайна в Соединенных Штатах не в последнюю оче­редь было обусловлено формированием общества массового потребления, которое возникло там раньше, чем в Европе. Такие потребительские това­ры, как автомобили, стиральные машины, холодильники, радиоприемни­ки, бытовые электроприборы, в 20-е гг. XX в. стали доступными большин­ству американцев.

основной линией аме­риканского дизайна считают прагматизм. По мнению А. Хальда, «в 30-е годы новые идеи и новая этика дизайна прибыли в США с эмигрантами из Европы, "хороший дизайн" стал концепцией».

В 1944 г. в Нью-Йорке Г. Дрейфус, У. Д. Тиг и Р. Лоуи организовали Общество промышленных дизайнеров.

В США, которые первыми ощутили кризис перепроизводства в конце 20-х гг., дизайн начал развиваться как коммерческая служба. С его помо­щью потребителя вынуждают покупать новые часы, хотя еще тикают ста­рые. Известный критик ди­зайна Ральф Каплан писал о том, что «первые успешные дизайн-опера­ции подействовали на экономику как магия. Лучшим приме­ром здесь является деятельность Раймонда Лоуи.

 

3. Специфика дизайна как техники моделирования социальных изменений.

Историческое развитие дизайна связано с поступательным изменением науки и техники и совершенствованием социальных структур. дизайн, дизайнерское творчество - это часть человеческой культуры, но насколько велика эта часть и когда она появилась существует две основных точки зрения на время возникновения дизайна.

Первую составляют теории, связывающие появление дизайна с началом промышленного производства в конце 18-го века. Вторая позиция настаивает на существовании дизайна с момента возникновения человеческой культуры. Например, исследователь дизайна Быстрова Т. Ю. считает, что дизайн был практически всегда: она указывает на то, что дизайн, как и искусство, и медицина «присутствовали в культуре в скрытом виде и не были представлены ни как отдельный социальный институт, ни как профессия или специализированный вид деятельности».

Рассмотрев различные позиции о временном интервале существования дизайна, можно заключить, что у всего есть свои истоки, поэтому дизайн не мог появиться ниоткуда в конце 18-го - начале 19-го вв. Его история далеко уходит корнями ко времени появления человечества. Это проявляется в использовании принципов, положенных в основу дизайна, - таких, как: функциональность, эргономичность, польза, удобство в обращении, эстетическая выразительность, экологичность и др. данные принципы были применимы и в древности при создании человеком простейших предметов обихода, и в наши дни, при проектировании интерьеров, мебели, техники и т. д. но, конечно, по-равному.

дизайн называют феноменом проектной деятельности человека, которому присуще специфическое свойство - проектное сознание, суть которого состоит в стремлении осуществлять изменения в окружающей среде, в том числе искусственной, планировать решение возникающих при этом задач. Не только профессионалы-проектировщики (конструкторы, технологи, архитекторы, дизайнеры), но и государственные и общественные деятели, научные работники, менеджеры и другие постоянно ставят и решают различные проектные задачи.
Основные переводы термина «дизайн» включают такие понятия, как: проект, план, чертеж, узор, умысел, намерение, конструкция, проектирование, конструирование, композиция и даже произведение искусства. Само слово «проект» буквально значит «брошенный вперед», что подчеркивает связь дизайнерской деятельности не только с настоящим, но и будущим. Значит, дизайн - это деятельность, основанная на потребностях и идеях человека, которая состоит из: подготовки предварительных эскизов или планов, создания проекта, т.е. это материальная реализация замысла и направлена она не только на удовлетворение потребностей и запросов заказчиков, но и на планирование дизайна будущего.
Смысловые корни термина «дизайн» восходят к латинскому «designare» - определять, обозначать. Итальянское «disegno» со времен Ренессанса обозначало проекты, рисунки, а также основополагающие идеи. В Англии понятие «design» (англ. design - проектировать, конструировать) распространилось в 16-м веке и представляло собой проектную художественно-техническую деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими свойствами и эстетическими качествами, по формированию гармоничной предметной среды жилой, производственной и социально-культурной сфер.
Исследователь дизайна В.Ю. Медведев предлагает следующее определение дизайна: «Дизайн - это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребностям человека как утилитарным, так и эстетическим».

здесь подчеркивается, что термином «дизайн» может обозначаться не только сама дизайн-деятельность (ее процесс), но и ее метод, и ее результат (дизайн-продукт). определяется сущность дизайна как проектная творческая деятельность, совмещающая в себе художественное и техническое начала. Указывается, что объектами дизайна являются разнообразные изделия, комплексы, системы (формирующие предметную среду), рассчитанные именно на промышленное производство. И подразумевается, что, ориентируясь на индустриальное производство, дизайнеры, безусловно, не забывают о его эффективности, рентабельности (равно как и о прибыльности в торговле). Как наиболее существенное в этой дефиниции выделяется антропоцентрическая нацеленность дизайна, выражающаяся в стремлении учитывать возможности человека, использующего тот или иной дизайн-продукт, и весь круг его потребностей, запросов, предпочтений, воплощаемых и в утилитарно-технических и социально-культурных (в том числе эстетических) свойствах произведений дизайна.
Сейчас достаточно часто слово «дизайн» означает собственно деятельность художников в промышленности, значительно чаще - продукт этой деятельности (вещь или систему вещей), а иногда - область организации деятельности, взятую как целое. В некоторых случаях «дизайн» трактуется предельно расширительно и далеко выходит за рамки обозначения деятельности художника по решению задач промышленного производства. несмотря на то, что дизайн начал зарождаться на базе техники, искусства и науки, ассимилируя и поглощая элементы их всех, он сумел стать особым и самостоятельным видом деятельности, со своими специфическими целями, задачами, средствами, функциями.

 

4. Особенности социально-проектного мышления.

5. Теоретические концепции западного дизайна.

А.Баумгартен ввел термин «эстетика»-1735

И.Кант ввел понятия «польза» и «красота»

Дж.Рескин обозначил главную задачу искусства:оказание действенной пользы в обыденной жизни (в промышленности), против машинного производства.

У.Моррис звал назад к ремесленному труду,акцентировал внимание на роли эстетического в предметной среде

Г.Земпер –форма вещи определяется ее функцией, материалом, технологией производства.Искал новую эстетику в изделиях машинного пр-ва.Автор проекта павильонов Первой промышленной выставки (1851)

Ф.Рело пытался решить проблему эстетичности технических объектов-машин

Теория Германского Веркбунда. Осознали необходимость кардинальных мер по совершенствованию потребительского уровня продукции промышленности Германии.

Г.Мутезиус(1861-1927)-автор программы Союза, в кот.формулировал общие соц-культ.установки и цели: необходимость типизации продукции на основе типовых образцов, отрицание отклонений в сторону индивидуальной исключительности или подражательности.

П.Беренс(1869-1940)-впервые разработал «фирменный стиль». Считал необходимым сочетание художественной образности формы с ее технологической естественностью. Под его началом воспитывались В.Гропиус, Л.Мисс ванн дер Роэ, Ле Корбюзье.

Х.Ван де Вельде (1863-1957)-отстаивал творческую индивидуальность художника, против установления канона и типизации. Один из создателей ар нуво.

Теория функционализма.

Ллойд Райт(1869-1956)-форма, функции едины.

Ульмская школа и Т.Мальдонадо(1922)-худож.конструирование ориентировано на использование научно обоснованных методов и имеет гуманистическую направленность.

Теория формы. Противоп. Функционализму. Акцент на абстрактные формы.Осмысление дизайна как свободной игры форм.

Г.Рид(1893-1968)дизайн-это абстрактное искусство,цель-создавать новые эстетические стандарты для новых методов производства.Фабрика должна приспосабливаться к художнику.

Дж.Понти(1891-1979)-позиция художественная,антитехническая. Существование «суперискусства».

М.Билл(1908-1999)-представитель Ульмской школы, директор.Концепция школы: «Мы рассматриваем искусство как высшую степень выражения жизни и стремимся организовать жизнь как произведение искусства»

Концепция коммерческого дизайна. Пионеры дизайна У.Тиг(1883-2960)и Р.Лоуи (1893-1986).

Их вклад в дизайн –стайлинг-придание изделиям чисто внешних эстетических свойств.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: