Порядок выполнения контрольной работы студентами заочной формы обучения
В контрольной работе каждому студенту необходимо раскрыть по два теоретических вопроса и решить задание. Теоретические вопросы и задания выбираются студентом в соответствии с таблицей, и их выбор зависит от заглавных букв имени и фамилии студента. Ответы на вопросы контрольной работы можно выполнять в тетради шариковой авторучкой синего цвета или машинописным способом на листах формата А4.
Таблица – Выбор теоретических вопросов и заданий контрольной работы
Заглавная буква имени студента | Номер вопроса | Заглавная буква имени студента | Номер вопроса | Заглавная буква фамилии студента | Номер задания | Заглавная буква фамилии студента | Номер задания | |||||||||
А | О | А,Б | М, Н | |||||||||||||
Б, В | П, Р | В, Г | О, П | |||||||||||||
Г, Д | С, Т | Д, Е | Р, С | |||||||||||||
Е, Ж | У, Ф | Ж, З | Т, У, Ф | |||||||||||||
З, И | Х, Ц, Ч | И | Х, Ц, Ч | |||||||||||||
К, Л, | Ш, Щ, Э | К | Ш, Щ, Э | |||||||||||||
М, Н | Ы, Ю,Я | Л | Ы, Ю, Я |
Список теоретических вопросов
1. Основные понятия менеджмента
2. Роли и труд менеджера
3. Эволюция управленческой мысли
4. Понятие организации. Классификация форм организаций
5. Жизненный цикл организации
6. Внутренняя среда организации
7. Внешняя среда бизнеса
8. Понятие и процесс стратегического планирования
9. Определение миссии и целей организации
10. Анализ внешней и внутренней среды
11. Разработка, реализация и оценка стратегии организации
12. Типы стратегий
13. Текущее планирование в организации
14. Методы календарного планирования
15. Понятия делегирование, полномочия, ответственность
16. Линейные и штабные полномочия
17. Централизация и децентрализация управления
18. Департаментализация, типы и виды организационных структур, их достоинства и недостатки
19. Сущность и процесс мотивации
20. Содержательные теории мотивации
21. Процессуальные теории мотивации
22. Понятие контроля. Этапы процесса контроля
23. Виды контроля
24. Формальные и неформальные организации
25. Стадии развития группы
26. Условия, влияющие на эффективность работы в группе
27. Основы управления конфликтом
28. Понятие руководства, лидерства, власти и влияния
29. Формы и способы власти и влияния
30. Авторитет руководителя
31. Поведенческие теории лидерства
32. Ситуационные теории лидерства
33. Структура управления персоналом
34. Сущность и задачи менеджера в области коммуникации
35. Процесс коммуникации. Виды коммуникаций
36. Коммуникационные сети
37. Коммуникационные стили
38. Понятие и типология решений, факторы неопределенности в процессе принятия решений
39. Процесс подготовки и принятия решения
40. Методы моделирования и количественного анализа для решения управленческих проблем
41. Эффективность управленческих решений
42. Определения менеджмента
Задания
Задание 1. Распределите должности по уровням иерархии в организации, включая неуправленческих служащих:инспектор, руководитель подразделения, председатель Правления, служащий секретариата, координатор, директор производства, руководитель отдела, глава исполнительной власти, член Совета директоров, канцелярский служащий, вице-президент, коммерческий директор, квалифицированный рабочий, мастер, бригадир, главный бухгалтер, президент, директор завода, продавец.
Задание 2. Распределите основные задачи менеджеров по уровням управления, обоснуйте свои взгляды:
- формулирование целей организации и подразделений;
- координация работы нижестоящих руководителей;
- взаимодействие организации с внешней средой;
- непосредственная организация и руководство работниками, занятыми основной деятельностью;
- разработка долгосрочных планов;
- контроль использования сырья и оборудования;
- разработка краткосрочных планов;
- руководство отдельными специализированными подразделениями и функциями;
- адаптация организации к различным переменам.
Задание 3. Проанализировав ситуацию, определите на какой стадии жизненного цикла находится ваше предприятие (по выбору) сегодня.
Задание 4. Сформулируйте миссию своей организации (по выбору), учитывая специфику ее деятельности и факторы, влияющие на ее выбор.
Задание 5. Сформулируйте кредо своей организации (по выбору). Возможна ли реализация всех постулатов в условиях российского бизнеса?
Задание 6. «Уроки августовского кризиса»
Закрытое акционерное общество «Красная заря», предприятие по производству трикотажного белья и изделий спортивного ассортимента имеет почти вековую историю. Сегодня на нем работают 850 работников и производят около 20 млн. трикотажных изделий и свыше 2 тыс. тонн полотна. Оно является лидером своей отрасли. В 1993-94 гг. за счет собственных средств был построен и введен в эксплуатацию производственный корпус площадью более 10 тыс. кв.м с самым современным оборудованием, что позволяет обновлять ассортимент выпускаемой продукции на 30%, обеспечивает 100 %-ный контроль качества. Предприятие активно расширяет сеть фирменных секций-салонов в крупных торговых домах.
Тем не менее, в период августовского кризиса 1998 г. оно оказалось в тяжелых экономических условиях. Его цель по обеспечению средней отраслевой рентабельности была переориентирована на выживание. Была разработана рыночная стратегия, направленная на капитализацию прибыли и ее инвестирование в современную технику, технологию и социальную сферу, на повышение качества и конкурентоспособности продукции в своем сегменте; на маркетинговую концепцию; на развитие товаропроводящей сети; на обучение персонала.
По мнению генерального директора Н.Г.Калининой, меры, принятые для реализации стратегии, помогли им не только выжить, но и восстановить некоторые потерянные позиции в своей отрасли и увеличить влияние на рынке трикотажных изделий. Был сохранен самый важный ресурс организации - коллектив работников. На вопрос, были ли они готовы к августовскому кризису, Калинина ответила: «И да, и нет. Но кризис научил нас многому. Мы убедились, что успех организации сегодня определяется не столько состоянием внутренней среды, сколько динамикой внешнего окружения. Поэтому мы стараемся не только стабилизировать внутреннее состояние, но и уделять большое внимание взаимосвязи с нашими поставщиками, потребителями и другими составляющими внешней среды».
Задание 7. Сформулируйте миссию и общие цели организации (по выбору) на дальнейшую перспективу.
Задание 8. Проанализируйте внешнюю и внутреннюю среду организации (по выбору), составьте SWOT-анализ.
Задание 9. Исходя из анализа внешней и внутренней среды сформулируйте стратегию организации.
Задание 10. Попытайтесь конкретизировать понятия «делегирование» (кому какая задача делегирована) и «ответственность» (какие сотрудники несут ответственность и какие действия предприняты после обнаружения ошибок) в следующих проблемных ситуациях:
Ситуация 1. Сотрудник принят на работу по монтажу печатных плат видеомагнитофонов. В процессе контроля готовой продукции обнаружен брак монтажа печатных плат.
Ситуация 2. Врач-хирург поручил медицинской сестре в ходе процесса проводимой операции перелить кровь больному. Пациент умер из-за неправильно выбранной медицинской сестрой группы крови для переливания.
Ситуация 3. В результате ошибки инженера не заказаны комплектующие для производства подъемных механизмов. Поэтому обязательства завода по отгрузке готовой продукции не выполнены в срок.
Задание 11. Предположите, что Вы решили создать малую организацию по ремонту и обслуживанию компьютеров, какую организационную структуру Вы изберете и почему?
Задание 12. Согласны ли Вы с теорией А. Маслоу? В чем недостаток теории по Вашему мнению?
Задание 13. Содержательные теории мотивации имеют между собой много общего, заполните таблицу 1 «Соотношение теорий».
Таблица – Соотношений содержательных теорий мотивации
Теория Маслоу | Теория Герцберга | Теория МакКлелланда |
Самовыражение | ||
Уважение | ||
Причастность | ||
Безопасность | ||
Физиологические потребности |
Задание 14. Подумайте и изложите, как лучше организовать текущий контроль в малой организации по ремонту компьютеров?
Задание 15. Используя методы менеджмента с целью повышения эффективности, проведите самоконтроль Вашего рабочего времени (за неделю и в среднем за один день), затраченного на получение знаний в ДГАУ по десяти видам деятельности, оформив результаты в таблице.