Методические рекомендации




Характер и направленность общественного развития России

Во второй половине XIX в.

Вопросы:

1. Отмена крепостного права: сущность, содержание и историческое значение.

2. Политические преобразования 60-70-х гг. XIX столетия.

3. Идейные течения и общественно-политическая жизнь российского общества во второй половине XIX в.

Методические рекомендации

При рассмотрении основных проблемсеминарского занятия следует обратить внимание на то, что в период царствования Александра II в России проводились преобразования, направленные на модернизацию всего уклада общественной жизни Российской империи. Реформы охватили три основных сферы: социально-экономическую (освобождение крестьян); политическую (введение местного самоуправления, реформирование суда и армии); культурно-образовательную (реформы школ, университетов и цензуры). Следствием преобразований стало широкое развитие товарно-денежных отношений, промышленности, рынка рабочей силы, социального расслоения крестьянства. В результате преобразований в России начался переход к индустриальному (капиталистическому) обществу того же в целом типа, который существовал в передовых странах Западной Европы, завершился промышленный переворот.В тоже время, преобразования 60-70-х гг. XIX в. содержали в себе элементы противоречивости и непоследовательности. Реформаторство не затронуло коренных основ самодержавной монархии, политического строя империи, экономических и социальных устоев общества.

При изучении первого вопроса семинара необходимо обстоятельно рассмотреть Крестьянскую реформу 1861 г. как важнейшее событие российской истории XIX в. Важно подробно остановиться на предпосылках и причинах отмены крепостного права, этапах разработки реформы, условиях освобождения крестьян, содержании и значении реформы. Целесообразно проанализировать социально-классовый характер реформы, т.е. её соотнесённость с интересами дворян (помещиков), крепостных и государственных крестьян, дворовых слуг. Заострить внимание на противоречиях реформы и её исторические последствия. Для глубокого уяснения данной проблемы следует изучить понятийный аппарат реформы и умело применять его в ходе исторического анализа данной проблемы.

При подготовке ко второму вопросу следует, прежде всего, вычленить основные направления политических преобразований: реформа органов местного самоуправления (земская и городская реформы), судоустройства и судопроизводства страны (судебная реформа), военная реформа, преобразования в сфере образования, финансовая реформа. Анализ каждой реформы осуществлять по следующему алгоритму:

- целевые установки реформы;

- содержание и противоречивость реформы;

-правовая база реформы;

- порядок введения новых установлений и учреждений;

- итоги, значение и последствия реформы.

При изучении земской и городской реформ особое внимание уделить их взаимодействию с центральными и местными органами власти.

При подготовке третьего вопроса семинарского занятия необходимо, прежде всего, уделить внимание причинам подъема общественного движенияв стране в период буржуазных реформ 60-70-х гг. в. В их числе — сохранение старой социально-политической системы и в первую очередь самодержавного строя с его полицейским аппаратом, привилегированным положением дворянства, отсутствием демократических свобод. Не менее значимая причина — нерешенность аграрно-крестьянского вопроса, который оставался центральным в общественной жизни страны. Половинчатость реформ 60-70-х годов и колебания правительственного курса (то меры в сторону либерализации, то усиление репрессий) также активизировали общественное движение. Особой причиной активизации общественно-политической деятельности в стране стало разнообразие и острота социальных противоречий. К прежним противоречиям — между крестьянами и помещиками — добавились новые, вызываемые развитием капитализма: между рабочими и предпринимателями, либеральной буржуазией и консервативным дворянством, между политикой унификации государственного строя на окраинах и национальным своеобразием народов, входивших в состав Российской империи.

Необходимо отметить, что отличительной чертой общественной жизни России второй половины XIX в. являлось отсутствие мощных антиправительственных выступлений широких народных масс. Крестьянские волнения, вспыхнувшие после 1861 г., были подавлены силовым путём, правительственные репрессии обезглавили революционное движение. Политическую инертность проявляла буржуазия. Все это давало почву для торжества воинствующего консерватизма и обусловливало узкую социальную базу для деятельности революционеров. В тоже время, общественно-политические движения второй половины XIX в. оставили яркий след в общественном сознании.

Анализ идейных течений и общественно-политических движений целесообразно осуществлять по следующему алгоритму:

- классифицировать идейные течения по трём основным группам: правительственное (консервативное), либеральное и революционно-демократическое;

- уяснить отличия (идеи, программные установки, формы и методы борьбы) между тремя основными группами;

- проанализировать историческую практику борьбы либералов и революционеров с царизмом.

- сделать вывод о значении общественно-политической сферы деятельности для будущего развития страны.

К семинарскому занятию необходимо подготовить:

а) доклад по теме: «Политический террор народовольцев: причины, цели, итоги».

б) реферат по монографии В.В. Корнеева « Кулаки и кулачество в дореволюционной России»[1].

Продолжительность выступления с сообщением (доклад, реферат) — 8-10 мин.

При подборе литературы и определении содержания сообщений студентам целесообразно проконсультироваться с преподавателем.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы причины осуществления «великих реформ» в России? Какие обстоятельства вынудили правительство пойти на отмену крепостного права?

2. В чьих интересах осуществлялась Крестьянская реформа? Почему крестьяне не приняли реформу 1861 года?

3. Что изменилось в судоустройстве России после проведения судебной реформы? Какие новые принципы суда и судопроизводства были заложены в основание реформы?

4. Как повлияла земская и городская реформы на развитие общественного самоуправления? Почему демократическая интеллигенция не приняла этих преобразований?

5. Почему во второй половине XIX в. растет революционное движение масс? Чем объяснить нарастание индивидуального террора со стороны народнических организаций в отношении верховной власти, осуществляющей либеральные преобразования?

Рекомендуемая литература:

Корнеев В.В. Электронный ресурс. Учебно-методические и научные материалы для подготовки к семинарским занятиям. Семинар 5\5.

Инв. №2382у. Ольштынский Л.И. Курс истории для бакалавров. Учебное пособие. - М.: Логос, 2012.

Инв. №29030, 29031. Корнеев В.В. Феномен кулачества в дореволюционной России. М.: УРСС, 2013.

Инв. №1717у. История России: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 (2008).

Инв. № 2082у. История России с древнейших времен до наших дней: в 2-х т. / Под ред. А. Н. Сахарова. – М., 2010. Т. 1.

Инв. №1777у. Семенникова Л.И Отечественная история: учебник для вузов-9-е изд., М.: КДУ, 2008.

Инв. №1924у. Фортунатов В.В. Отечественная история: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2009.

Инв. №1744у. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / МГУ им. М.В. Ломоносова. – М, 2008.

Инв. №1746к, 1747к. Виноградов А. В. Отечественная история в таблицах и схемах. Учебно-методическое пособие. В 2-х частях. – Новогорск, 2001.

Захарова Л. Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России 1856-1861. – М., 2004.

Леонтович В.В. История либерализма в России. - М., 1995.

 

Разработал: доцент кафедры философии, истории и культурологии

В.В. Корнеев


[1] Монография В.В. Корнеева, в т.ч. в электронном виде, имеется в библиотеке Академии, а также на кафедре философии, истории и культурологии. При подготовке реферата использовать методические рекомендации, разработанные ПМК «История».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: