Основные виды документов в РФ.
Все документы можно разделить на: организационно-правовые, распорядительные, справочно-информационные, справочно-аналитические, по личному составу предприятия и бухгалтерского учета и отчетности.
Организационно-правовые документы.
Это документы, необходимые для учреждения предприятия и организации его производственно-хозяйственной деятельности.
Первую часть из них составляет Комплект учредительных документов предприятия:
- заявление в регистрационную палату;
- протокол № 1 собрания учредителей,
- учредительный договор;
- устав предприятия;
- свидетельство о регистрации предприятия в регистрационной палате;
- свидетельства о регистрации в органах статистики, налоговой инспекции, пенсионном и страховых фондах, государственном реестре и т.п. организациях. Эта часть документов выдается или заверяется внешними организациями.
Вторую часть составляет комплекс взаимоувязанных документов, регламентирующих текущую деятельность на предприятии и организацию работы трудового коллектива. Эти документы разрабатывается на предприятии и утверждается его руководством. Это:
- структура предприятия;
- штатное расписание;
- текущие планы и программы деятельности;
- положения о структурных подразделениях;
- внутренний распорядок на предприятии;
- должностные инструкции сотрудников;
- инструкция о ведении делопроизводства и т.п.
Эти документы, а также документы бухгалтерского учета и отчетности, документы планирования, финансирования и кредитования обычно включают в раздел «Организационные документы» в качестве подразделов.
Организационно-распорядительные документы – это разновидность организационных документов, но дополнительно имеющих указание, что, кому и к какому сроку необходимо сделать.
На предприятиях в основном используются распорядительные документы, заверяемые одним лицом: приказ, распоряжение, указание и поручение.
Коллективным распорядительным документом может быть протокол собрания (совещания, заседания и т.п.), если в него по результатам голосования включены поручения конкретным лицам с указанием сроков исполнения.
Справочно-информационные и справочно-аналитические документы - документы, содержащие факты, данные, характеристики и другие сведения, необходимые предприятию в его производственно-хозяйственной деятельности (служебные письма и телеграммы, отправляемые и получаемые через отделения связи; телефаксы, письменные и звуковые документы электронной почты, справки, акты, протоколы, докладные, служебные и объяснительные записки, отчеты, прогнозы и другие).
Документы по личному составу предприятия - документы, характеризующие работников и их трудовые правоотношения с администрацией предприятия и другими сотрудниками Это: Личное заявление, Приказ о назначении на должность, Листок по учету кадров, Автобиография, копии свидетельств и аттестатов, Трудовая книжка и др. документы, объединяемые в комплект «Личное дело».
Что изучает предмет «делопроизводство».
Составной частью практической деятельности является документирование событий, фактов и процессов, то есть подготовка и оформление соответствующих документов. В реальных условиях действующего предприятия документы выполняют функции: учетно-отчетные, контрольные, правовые, исторического свидетельства и т.д., служат ценным источником новой информации.
Руководители и специалисты предприятий 50- 90 % рабочего времени заняты работой с документами или их созданием. Эта деятельность получила название «делопроизводство».
Делопроизводство – это деятельность по разработке, учету, систематизации и хранению документов для ускорения их поиска и исполнения; это совокупность работ по документированию деятельности учреждения и по организации документов в нем.
Объект делопроизводства - оформление документов, отражающих деятельность предприятия и организация документооборота в учреждении.
Предмет делопроизводства - правильность оформления документов, отражающих деятельность предприятия; надлежащая организация документооборота в учреждении согласно требованиям ГОСТа.
Суть делопроизводства составляют процессы документирования разнообразной информации и работа с документами.
Документирование – это запись информации о процессах, фактах и событиях на материальном носителе и обеспечение ее элементами-идентификаторами, называемыми реквизитами.
Документ – это информация, зафиксированная на бумажном или любом другом носителе, имеющая реквизиты.
Реквизиты – это опознавательные элементы документа, определяющие его правоотношения с субъектами и объектами деятельности предприятия. Реквизиты документа подразделяют на постоянные и переменные.
Постоянные реквизиты – это символы и индексы, наносимые на типовые заготовки документов (бланки и формы) типографским или другим способом.
Переменные реквизиты – это символы и индексы, вносимые в документ в процессе его подготовки и оформления.
Документация – это комплект документов, сгруппированных по какому-либо признаку. Комплекты документов могут быть сгруппированы по наименованиям и названиям (номинативный признак), по предметному, отраслевому, географическому, хронологическому или другому признаку.
Группировка, систематизация и хранение документации относятся к деятельности делопроизводства.
С производственной и технологической точки зрения делопроизводство на предприятии – это часть организационно-управленческих процессов, все чаще называемых документационным обеспечением управления (ДОУ).
С юридической точки зрения делопроизводство на предприятии - это документирование производственно-хозяйственных и трудовых правоотношений.
Общее и специальное делопроизводство. Общее делопроизводство охватывает документы, обязательные для любых видов предприятий независимо от их статуса, ведомственной принадлежности или формы собственности. Документы общего делопроизводства хранятся в папках с названием «Дело».
Дело – это папка с документами, имеющая номер, название, указание на принадлежность, год начала ведения и срок хранения.
В специальное делопроизводство выделяют документы ограниченного доступа или характерные только для отдельных видов предприятий. Это может быть конструкторская, технологическая, законодательно-правовая, архивная, социально-культурная и др. документация. Документация специального делопроизводства может быть помещена в папку, сброшюрована или переплетена.
Для учета Дел составляется их перечень, называемый номенклатурой.
Номенклатура дел предприятия — это систематизированный перечень номеров и названий Дел, с указанием количества их томов, сроков хранения и статьи из документа, определяющего эти сроки.
Большое количество документов в качестве корреспонденции находится в движении, образуя документооборот.
Документооборот – это движение документов внутри предприятия и между предприятиями с момента их создания до отправки на хранение или на уничтожение.
Важную часть делопроизводства составляет организация хранения исполненных, но имеющих временную или историческую ценность документов. Хранятся документы в архивах.
Архив – это место долговременного хранения документации со специальной организацией массивов документов, гарантирующей возможность доступа к ним по определенным правилам.
Архивное дело – это составная часть делопроизводства, обеспечивающая организацию систематизированного долговременного хранения документов.
Функция документирования процессов и событий - главная. В первую очередь – документирование создания предприятия и организации его производственно-хозяйственной деятельности.