Краткая характеристика пассивного эксперимента




При пассивном эксперименте информация об исследуемом объекте накапливается путем пассивного наблюдения, то есть информацию получают в условиях обычного функционирования объекта. Активный эксперимент проводится с применением искусственного воздействия на объект по специальной программе.

При пассивном эксперименте существуют только факторы в виде входных контролируемых, но неуправляемых переменных, и экспериментатор находится в положении пассивного наблюдателя. Задача планирования в этом случае сводится к оптимальной организации сбора информации и решению таких вопросов, как выбор количества и частоты измерений, выбор метода обработки результатов измерений.

Наиболее часто целью пассивного эксперимента является построение математической модели объекта, которая может рассматриваться либо как хорошо, либо как плохо организованный объект. В хорошо организованном объекте имеют место определенные процессы, в которых взаимосвязи входных и выходных параметров устанавливаются в виде детерминированных функций. Поэтому такие объекты называют детерминированными. Плохо организованные или диффузные объекты представляют собой статистические модели. Методы исследования с использованием таких моделей не требуют детального изучения механизма процессов и явлений, протекающих в объекте.

Примером пассивного эксперимента может быть анализ работы схемы, которая не имеет входов, только выходы, и повлиять на ее работу невозможно.

Хорошим примером пассивного эксперимента с диффузным объектом являются измерения метеорологических параметров (температуры, скорости ветра и т.д.) при природных катаклизмах.

Активный эксперимент позволяет быстрее и эффективнее решать задачи исследования, но более сложен, требует больших материальных затрат и может помешать нормальному ходу технологического процесса. Иногда отсутствует возможность проведения активного эксперимента (например, при исследовании явлений природы). Тем не менее, учитывая преимущества активного эксперимента, тогда, когда это возможно, предпочтение отдают ему.

При активном эксперименте факторы должны быть управляемыми и независимыми.

Активный эксперимент предполагает возможность воздействия на ход процесса и выбора в каждом опыте уровней факторов. При планировании активного эксперимента решается задача рационального выбора факторов, существенно влияющих на объект исследования, и определения соответствующего числа проводимых опытов. Увеличение числа включенных в рассмотрение факторов приводит к резкому возрастанию числа опытов, уменьшение - к существенному увеличению погрешности опыта. Фактор считается заданным только тогда, когда при его выборе указывается его область определения – совокупность значений, которые может принимать данный фактор. В эксперименте используется ограниченная часть области определения, задаваемая обычно в виде дискретного множества уровней. Выбранные факторы должны быть однозначно управляемыми и операциональными, то есть поддающимися регулированию с поддержанием на заданном уровне в течение всего опыта при соблюдении последовательности необходимых для этого действий. Должна быть назначена также точность измерения факторов в выбранном диапазоне измерения.

Совокупности факторов должны отвечать требованиям совместимости и независимости. Соблюдение первого требования означает, что все комбинации факторов осуществимы и безопасны, второго - возможность установления фактора на любом уровне независимо от уровней других факторов.

 

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

На основании исходных данных представленных в приложении необходимо определить вид функциональной зависимости между исследуемыми показателями. Для этого необходимо рассчитать:

1. Параметры уравнения (а; в) линейной зависимости у = ах + в.

2. Коэффициент корреляции для определения тесноты связи и направления.

3. Среднее квадратичное отклонение (σx; σy).

4. Коэффициенты вариации (vx; vy).

5. Установить зависимость исследуемых показателей (х; у) от фактора времени (t), построить график зависимости объема продаж; и прибыли от фактора времени.

На основании полученных показателей сделать соответствующие выводы.

Ее решение дает следующие выражения для расчета параметров:

 

=

=13.22

 

Периоды x y x2 xy
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
Сумма (Σ)        

 

 

Коэффициент корреляции — параметр, который характеризует степень линейной взаимосвязи между двумя выборками, рассчитывается по формуле:

 

= 3,07793E-06


 

Коэффициент корреляции определяет степень, тесноту линейной связи между величинами и может принимать значения от –1 (строгая обратная линейная зависимость) до +1 (строгая прямая линейная зависимость). Приближенно принимают следующую классификацию корреляционных связей:

- сильная, или тесная при коэффициенте корреляции rв>0,70;

- средняя - при 0,50<rв<0,69;

- умеренная - при 0,30<rв<0,49;

- слабая - при 0,20<rв<0,29;

- очень слабая - при rв<0,19.

 

Для характеристики вариации признаков рассчитать:

Среднеквадратическое отклонение по формулам

= 93,171

=1346,58

Коэффициент вариации по формулам:

= 0,170894478

=0,638553447

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований: Учебное пособие / М.Ф. Шкляр. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. – 244с.

2. Чкалова О.Н. Основы научных исследований. – К.: Высш. шк., 2011. – 120 с.

3. Кожухар В.М. Основы научных исследований. - М.: Дашков и К°, 2012. - 288 с.

4. Алексеев В.П. Основы научных исследований и патентоведение. учебное пособие/ Алексеев В.П., Озёркин Д.В.- Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2012.-171с.

5. Воронцов И.И. Основы научных исследований: Учебное пособие/ И.И. Воронцов. - Черкесск: РИО КЧГТА, 2008. - 125 с.

6. Кузнецов, И.Н. Научное исследование: Методика проведения и оформление: учебное пособие/ И.Н. Кузнецов.- И.: Дашков и К., 2004,- 432 с.

7. Кузнецов, И.Н. Основы научных исследований. учебное пособие/ Кузнецов И.Н.-М.: Дашков и К, 2013.- 284 с.

8. Маюрникова Л.А. Основы научных исследований в научнотехнической сфере: Учебное пособие/ Маюрникова Л.А., Новосёлов СВ. — Кемерово: Кемеровский технологический институт пищевой промышленности, 2009.— 123 с.

9. Сычев, А.Н. Защита интеллектуальной собственности и патентоведение: Учебное пособие/ Сычев А.Н. — Томск: Эль Контент, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2012.— 160 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: