Тема 3 «Методика воспитания звуковой культуры речи




1. Понятие звуковой культуры речи, задачи работы.

2. Особенности звукопроизношения детей дошкольного возраста.

3. Этапы работы по становлению звукопроизношения у детей, их характеристика

4. Методика занятий по обучению звуковой культуре речи в старших группах ДОУ.

 

Ответ на вопрос № ___1______
Для формирования звуковой культуры речи необходимо: - формировать четкое и ясное звукопроизношение (развитие фонематического слуха) - формированить арфоэпически правильной речи; - формировать выразительнойсть речи. Воспитание звуковой культуры предполагает: формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата; воспитание орфоэпически правильной речи – умения говорить соблюдая нормам литературного произношения. В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях: развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, чёткой артикуляции; развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух). При работе педагогу необходимо учитывать возрастные нормы и особенности детей.    
Ответ на вопрос № ___3______
Обучение звукопроизношению осуществляется в соответствии с этапами работы над звуками, принятыми в логопедии. I этап – подготовительный, предполагающий подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи. Он включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания. В младенческом возрасте процесс сосания развивает мыщцы языка, артикуляционный аппарат, также как и прежевывание твердой пищи и лизание. С целью подготовки речевого аппарата используются разнообразные упражнения, которые проводятся в основном в игровой форме, что создаёт условия для многократного их повторения. Развитию моторики артикуляционного аппарата служат различные игры на звукоподражание: «Кто как кричит?», «Что звучит?», «Чей домик?» и др. Используются звукоподражания шуму ветра, рокоту самолёта, карканью вороны, жужжанию жука, цоканью копыт лошади и др. Также на данном этапе происходит развитие фонематического слуха. Ребенок сначала слушает звуки окружающего мира, потом пытается их повторить. Дидактические игры: «Произнеси звук», «Громко-тихо» (если громко-топаем ногами, тихо-хлопайтие в ладоши), «Кто сказал первым? Последним?» (Мяу-мяу-гав), «Найди такую же звучащую коробочку». Для развития речевого дыхания используют дыхательные тренажеры: «Бабочки», «Снежинки», «Листочки». Дети дуют на них с разной силой. Вдыхать через нос, выдыхать через рот. II этап – основной этап: становление звуков речи, или постановка звука. (с 4 лет). Это создание новой нервной связи между звуковыми (восприятие произнесённого звука), двигательно-кинестетическими (самостоятельное воспроизведение звука) и зрительными (зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями. Постановка звуков начинается с лёгких по артикуляции звуков и кончается более трудными; последовательность их сохраняется как для фронтальной, так и для индивидуальной работы (шипящие, свистящие, р, л). Структура:1. Обучение произношению изолированного звука (сначала гласные, потом согласные простые, шипящие, сонорные). В средней группе-гласные звуки, педагог показывает артикуляцию, в старшем возрасте- объяснение артикуляции, т. к припроизношении согласных звуков не видно, как поставить язык. (Игровые приемы-пошуршите как листочки, порычи как медведь и пр.) 2. Включение звука в слоги. Сначала в открытые слоги:ма, мо, му, мы, затем ам, ом, ум (средний возраст). В старшем возрасте-сложные звуки:жда, ждо, жду и обратно: адж, одж и т.д. 3. Включение звука в слова. Произносить набор слов с соответствующим звуком 4. Включение в связную речь. Проговаривание чистоговорок, предложенией (скажи «ж», скажи «жа», скажи «жаба». III этап – закрепление и автоматизация звуков. Вновь появившийся звук надо поддерживать всем средствами (одобрение ребёнка, поощрение и т.д.). С точки зрения высшей нервной деятельности, автоматизация звука есть введение вновь созданной и закреплённой относительно простой связи – речевого звука – в более сложные последовательные речевые структуры – в слова и фразы, в которых данный звук или пропускается совсем, или произносится не правильно (О.В. Правдина). Ребенок должен произносить звук в речи не задумываясь (заучиванпие чистоговорок, дидактические игры на звукопроизношение, проговаривание слов в свободной деятельности, индивидуально) IV этап - этап дифференциации смешиваемых звуков. В основе его лежит дифференцировочное торможение. Работа над дифференциацией звуков начинается только тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены ребёнком в любом сочетании и всё же употребляются не всегда верно и один звук подменяется другим. Дети не отличают новый звук от некоторых сходных с ним звуков и путают их (вместо сушка – «шушка», вместо Саша – «Шаша»). На всех этапах обучения звукопроизношению рекомендуются упражнения в форме игр: с картинками, игрушками, звукоподражанием, с элементами движений, с пением; чтение и заучивание стихов, прибауток, потешек, чистоговорок. Пересказ коротких рассказов и рассказывание по картинкам с учётом возраста и стоящих задач обучения начинается с этапа автоматизации звука. Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи используют скороговорки, чистоговорки, загадки, стихи. Специальные упражнения побуждают пользоваться вопросительной, восклицательной и повествовательной интонацией.  

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: