Делового форума малого и среднего бизнеса - 2016




ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕНИИ РОССИЙСКО – КИТАЙСКОГО

 

30 – 31 мая 2016 года в здании Главного медиа-центра, г. Сочи, прошел Российско-китайский деловой форум малого и среднего бизнеса – 2016, посвященный различным вопросам и актуальным приоритетам развития и стимулирования торгово-экономических отношений России и Китая на уровне малого и среднего предпринимательства, включая привлечение инвестиций, создание совместных предприятий, субконтрактацию, экспортно-импортное взаимодействие, сотрудничество в сфере науки и трансфера технологий и т.д.

Особенно актуально все вышеперечисленное становится в текущих условиях, которые могут обеспечить малым и средним предприятиям максимальные возможности для благоприятного развития их деятельности и эффективного роста бизнеса через участие в глобальных производственно-сбытовых цепочках и взаимодействие с крупными международными компаниями, действующими как на территории России, так и за рубежом, а возможности для развития деятельности в сфере импортозамещения только стимулируют бизнес на повышение собственной конкурентоспособности и внедрение инновационных технологий и решений.

Именно поэтому Китай – выступающий как приоритетный и стратегический партнер России - в настоящее место является идеальной площадкой для приобретения малыми и средними предприятиями практического опыта интернационализации и выхода на международные рынки.

 

Организаторы Форума с российской стороны: Российско-Китайский комитет дружбы, мира и развития, Российско-Китайский деловой совет, Центр координации поддержки экспорта Краснодарского края, Союз инновационно-технологических центров России.

При поддержке: Министерство экономического развития Российской Федерации.

Организатор с китайской стороны: Китайско-Российский комитет дружбы, мира и развития.

Оператор с российской стороны: Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса.

Оператор с китайской стороны: Китайская ассоциация по развитию предприятий за рубежом.

Активное участие в организации и подготовке конференции приняли:

· Агентство стратегических инициатив;

· Российский экспортный центр;

· ЭКСАР;

· Корпорация МСП;

· МИА «Россия сегодня»;

· МГУ им. М.В. Ломоносова;

· Аппарат Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей;

· Исполнительный комитет «Деловой России»;

· Центр организации сотрудничества с региональными и профессиональными объединениями КНР при Российско-Китайском комитете дружбы, мира и развития;

· Московская школа управления «Сколково»;

· Центр стратегических инноваций ПАО «Ростелеком»;

· Дом Российско-китайской дружбы;

· Русско-Азиатский Союз Промышленников и Предпринимателей;

· Ассоциация электронных торговых площадок;

· Компания «Пепеляев Групп»;

· Деловой клуб «Москва – Пекин»;

· Компания «Фёст Девелопмент»;

· Компания FTL Advisers;

· Компания ANYTIME.

Генеральный партнер Форума – Сбербанк России.

Стратегический партнер Форума – ВТБ24.

Интеллектуальный партнер Форума – Московская школа управления «Сколково».

 

Для осуществления процесса подготовки был создан Оргкомитет Форума, в состав которого вошли представители всех заинтересованных сторон от России и Китая.

Было проведено три заседания Оргкомитета, во время работы которых были согласованы дата и время проведения конференции, место проведения и формат мероприятия, определены задачи и ответственные исполнители.

В соответствии с решениями Оргкомитета была сформирована итоговая программа Форума, включившая в себя 3 пленарных заседания, 15 секционных заседаний и одну молодежную дискуссионную площадку:

· Пленарное заседание «Презентация инвестиционного потенциала регионов и компаний Российской Федерации», Организатор: Агентство стратегических инициатив, Инвестиционно-консалтинговая группа «FIRST»;

· Секция №1 «Институты развития: финансовая и нефинансовая поддержка для малого и среднего бизнеса», Организатор: АО «Российский экспортный центр»;

· Секция №2 «Защита прав предпринимателей», Организатор: Аппарат Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей;

· Секция №3 «Совместные проекты в области образования», Организаторы: Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова; Фонд Русско-Китайской культуры и образования;

· Секция №4 «Информационная поддержка развития партнерства между Россией и Китаем в области бизнеса, науки, культуры», Организаторы: МИА «Россия сегодня», Международное радио Китая;

· Секция №5 «Развитие российско-китайского регионального сотрудничества: потенциал и возможности», Организаторы: Агентство стратегических инициатив, Совет по местному сотрудничеству Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития;

· Церемония открытия Форума, пленарное заседание «Россия и Китай — сегодня и завтра: Экономический пояс Великого Шелкового пути» (часть 1), Организаторы: Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Китайская Ассоциация развития и планирования деятельности предприятий за рубежом;

· Молодежная дискуссионная площадка «Программы запуска и бизнес-акселерации совместных молодежных проектов», Организатор: Российская часть Молодежного совета Комитета Российско-Китайского Комитета дружбы, мира и развития;

· Пленарное заседание «Россия и Китай — сегодня и завтра: Экономический пояс Великого Шелкового пути» (часть 2), Организатор: Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса;

· Секция №6 «Сотрудничество России и Китая в сфере туризма», Организатор: Российская туристическая ассоциация «Мир без границ»;

· Секция №7 «Российско-китайское сотрудничество в сфере экологичного сельского хозяйства», Организаторы: Global Times, канал CCTV, Министерство сельского хозяйства Китайской Народной Республики, Московская школа управления «Сколково», Администрация Краснодарского края;

· Секция №8 «Новая промышленность: возможности инвестиций и сотрудничества», Организаторы: Китайская научно-промышленная аэрокосмическая корпорация, Московская школа управления «Сколково»;

· Секция №9 «Реклама по-китайски, реклама по-русски: особенности и нюансы», Организатор: Дом российско-китайской дружбы;

· Секция №10 «С чего начать сотрудничество с Китаем?», Организатор: Русско-Азиатский союз промышленников и предпринимателей;

· Секция №11 «Будущее российско-китайской торговли: новые драйверы роста», Организатор: Ассоциация электронных торговых площадок (АЭТП);

· Секция №12 «От Пекина до Сочи: первый международный диалог на высшем уровне по развитию зимних городских видов спорта — 2016», Организаторы: Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Китайский информационный интернет-центр;

· Секция №13 «Научно-техническое творчество молодежи и молодежное инновационное предпринимательство», Организатор: Союз инновационно-технологических центров России;

· Секция №14 «Налогообложение китайских инвесторов в России: льготы и практика их применения», Организатор: «Пепеляев групп»;

· Секция №15 «Российско-Китайский бизнес — как преодолеть ментальный разрыв?», Организатор: Международный российско-китайский деловой клуб «Москва — Пекин»;

· Пленарное заседание «Презентация регионов Китайской Народной Республики», Организатор: Китайская ассоциация по развитию предприятий за рубежом.

 

В течение двух дней Форума работала специальная консультационная площадка «Территория развития бизнеса: прикладные инструменты привлечения финансирования в рамках российско-китайского сотрудничества», вызвавшая достаточно серьезный интерес со стороны бизнеса.

Кроме того, программа Форума включила в себя также фотовыставку «Москва – Пекин», выставочную экспозицию и площадку для В2В встреч и переговоров, которая активно использовалась на протяжении всего времени действия Форума.

 

На церемонии открытия Форума выступили Аркадий Дворкович, Заместитель председателя Правительства Российской Федерации, и Чжан Гаоли, Первый Вице-премьер Государственного совета КНР.

В своей речи Аркадий Дворкович, Заместитель председателя Правительства Российской Федерации, отметил следующее:

«Российско-Китайский деловой форум малого и среднего бизнеса проводится уже второй раз, а это означает, что он имеет все шансы стать традицией и играть важную роль в развитии торгово-экономического сотрудничества между Россией и Китаем. Убедительным свидетельством того является солидный состав его участников с обеих сторон.

В нынешнем году мы отмечаем юбилеи событий, имевших этапное значение в современной истории российско-китайских отношений. В апреле исполнилось 20 лет с тех пор, как Россия и Китай провозгласили свою решимость развивать отношения равноправного доверительного партнёрства, направленного на стратегическое взаимодействие в XXI веке. В июле будет 15 лет подписанию Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой.

За прошедшие годы партнёрство и стратегическое взаимодействие между нашими странами устойчиво развивались по восходящей во всех сферах и приобрели подлинно всесторонний характер.

Одним из важнейших свершений стало существенное укрепление материальной базы российско-китайских отношений. За 15 лет реализации договора товарооборот между нашими странами увеличился в 10 раз, приблизившись к отметке 90 млрд долларов США. Китай стал главным торговым партнёром Российской Федерации. Осуществлён ряд крупных совместных проектов.

Произошедшие в последнее время неблагоприятные общемировые политические и экономические события отрицательно сказались на наших торгово-экономических связях. Так, по итогам 2015 года двусторонний товарооборот сократился на треть.

Вместе с тем в таких сферах, как, например, энергетика, взаимные инвестиции, промышленная кооперация, наблюдался прогресс. Есть все основания полагать, что нынешние трудности носят временный характер и будут преодолены. Поставленная руководителями наших стран задача увеличить взаимную торговлю до 200 млрд долларов США до 2020 года очень сложна, но выполнима.

В этих целях необходимо активно искать пути оптимизации структуры торговли, а также новые точки наращивания экономического взаимодействия в целом. Среди ключевых направлений – дальнейшее развитие сотрудничества в энергетике, космической и радиоэлектронной промышленности, усиление кооперации в гражданском авиа- и судостроении, в области высокоскоростного железнодорожного транспорта, связи и телекоммуникаций, спутниковой навигации, а также в агропромышленном комплексе.

В этой связи мы возлагаем большие надежды на созданную в 2014году межправительственную Российско-Китайскую комиссию по инвестиционному сотрудничеству, работа которой уже принесла значимые результаты. Ею утверждён перечень из 58 совместных проектов, на постоянной основе осуществляется мониторинг их реализации.

Сегодня пройдёт очередное заседание Российско-Китайской комиссии по энергетическому сотрудничеству, которое, я уверен, будет ознаменовано продвижением взаимодействия в газовой и нефтяной сферах, электроэнергетике и угольной промышленности.

Придаём большое значение расширению сотрудничества в создании новой и модернизации существующей инфраструктуры, в том числе в рамках проекта нового Шёлкового пути. В условиях усиления конкуренции региональных объединений новый Шёлковый путь должен стать плодотворным проектом. Для этого необходимо выработать оптимальную стратегию сотрудничества его участников. Мы осуществляем сопряжение ЕАЭС и Шёлкового пути. На это нацелена российская инициатива о начале консультаций членов ЕАЭС, ШОС и АСЕАН по формированию экономического партнёрства. Оно охватило бы почти треть мировой экономики по паритету покупательной способности.

Значимым фактором стимулирования социально-экономического подъёма российских и китайских регионов является межрегиональное и приграничное сотрудничество. Россия заинтересована в развитии особых экономических зон и региональных технопарков, а также в участии китайской стороны в региональных проектах, в том числе на Дальнем Востоке. Условия, предлагаемые на территориях опережающего развития Дальнего Востока, являются привлекательными для китайских инвесторов и выгодными для России. По состоянию на апрель 2016 года от инвесторов из разных стран официально поступило 166 заявок на открытие на данных территориях новых предприятий, но, к сожалению, только восемь из них от инвесторов из КНР. Надеемся, что китайский бизнес займёт в этом деле более активную позицию.

Строить наши торговые отношения следует не только на уровне крупного бизнеса. Как для России, так и для Китая малый и средний бизнес играет исключительно важную роль в экономике. И одним из перспективных направлений взаимодействия является сотрудничество по линии малого и среднего предпринимательства.

Считаю нашей общей задачей создать оптимальные условия для взаимодействия малых и средних предприятий двух стран, включая снятие межгосударственных рыночных и административных барьеров, обеспечение доступа к международным финансовым рынкам и инвестициям, трансфера технологий, встречного финансового стимулирования, защиты интеллектуальной собственности и другие меры. Важно, чтобы эти шаги не оставались на бумаге, а предприниматели ощущали их в практической деятельности.

С прошлогоднего форума произошёл ряд изменений, направленных на оптимизацию условий осуществления предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации. Показательно, что в 2015 году в исследовании Всемирного банка Doing Business Россия поднялась в общемировом рейтинге по сравнению с 2014 годом на 11 позиций – до 51-го места (из 189 стран), продолжив пятилетнюю положительную динамику. Это хорошее движение вперёд, но ещё многое предстоит сделать.

Важными инструментами упрощения условий ведения бизнеса в России являются «дорожные карты» – планы мероприятий Национальной предпринимательской инициативы, реализуемые государственными органами власти совместно с предпринимательским сообществом в таких сферах, как оптимизация процедур взаимодействия с налоговыми и таможенными органами, энергетическими компаниями, поддержка экспорта. В 2016 году «дорожные карты» будут дополнены новыми мероприятиями по оптимизации подключения к газоснабжению, по оптимизации технологического присоединения к теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению,по оптимизации экспортных и импортных процедур. Также разрабатывается отдельная «дорожная карта» по корпоративному управлению.

В этой работе мы опираемся на лучшие практики Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

В Российской Федерации действует четыре специальных налоговых режима для малых предприятий с низкими ставками налогов и минимальными требованиями к налоговому администрированию. Для новых субъектов малого предпринимательства введены налоговые каникулы. Правом пользования такой льготой впервые наделены зарегистрированные индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в производственной, научной или социальной сфере, а также в сфере предоставления бытовых услуг гражданам.

С 1 июля 2015 года введено специальное регулирование в отношении особенностей участия субъектов малого и среднего бизнеса в закупках крупнейших государственных компаний. В частности, Правительством Российской Федерации определена квота по участию субъектов малого и среднего предпринимательства в таких закупках.

Также малые и средние предприятия пользуются преимущественным правом на приобретение арендуемых ими помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на внеконкурсной основе. При этом для них установлены льготные условия выкупа таких помещений.

На федеральном уровне сформирована многоканальная система финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, находящихся на разных стадиях развития. Ключевую роль играет реализуемая Минэкономразвития России программа, в рамках которой во всех регионах страны предпринимателям предоставляются субсидии, создаются центры поддержки и развития предпринимательства, инжиниринговые центры, бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные парки, центры поддержки экспорта.

У нас создан специальный орган – Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства. Она наделена широким кругом полномочий и инструментов для поддержки малых и средних предприятий и в перспективе станет системным интегратором программ поддержки.

Также хочу отметить следующую важную особенность российского законодательства о малом и среднем предпринимательстве. Ранее в России действовало ограничение на участие в уставном капитале для иностранных граждан. Сейчас оно снято, и предприятия, учреждённые иностранными гражданами, могут без ограничений участвовать в государственных программах поддержки малого и среднего предпринимательства, использовать иные установленные преференции. Кроме того, в 2015 году с 25 до 49% увеличена доля возможного участия иностранных предприятий в уставном капитале малых и средних компаний. Рассчитываем, что это будет способствовать привлечению иностранных инвестиций, формированию новых технологических цепочек, в том числе с предприятиями из Китая.

Особое значение для Российской Федерации имеет развитие несырьевого экспорта. С целью формирования благоприятных условий для выхода на зарубежные рынки и оказания адресной поддержки российским экспортёрам с 2015 года Правительством Российской Федерации принято решение о создании Российского экспортного центра. Он выступает координатором предоставления кредитной и страховой поддержки, консультационных услуг по продвижению продукции на внешние рынки, осуществляет поиск зарубежных партнёров и оказывает содействие в получении зарубежных патентов, сертификатов и лицензий. Эта организация также участвует в мероприятиях форума.

Один из наших приоритетов – ускоренное развитие электронных каналов торговли. Создание системы продвижения продукции на внутренний и зарубежные рынки на основе современных информационных технологий позволит вывести на новый качественный уровень внешнеэкономические связи. И нам, конечно же, интересен опыт, накопленный КНР в данной сфере.

В рамках форума предлагаю участникам провести совместный критический анализ барьеров для развития малых и средних предприятий в России, в частности оценить адекватность уровня и качества администрирования налогов, а также обсудить финансовые инструменты развития и систему государственной поддержки».

В целом, у Китая есть и возможность и желание инвестировать за рубеж. В 2015 году сумма внешних инвестиций КНР достигла 118 млрд. долларов, и сравнялась с суммой инвестиций привлеченных из-за рубежа. Что касается российского рынка, в период с 2011-2015 годах рост китайских инвестиций в среднем составил 117% в год и составил 34 млрд. долларов США (данные Минкоммерции КНР).

Инвестиционное сотрудничество всемерно поддерживается на государственном уровне. С 2014 года работают инвестиционные комиссии, возглавляемые вице-премьерами России и КНР. В списке приоритетных – 58 инвестпроектов, из которых более половины в стадии реализации, 12 проектов – на подготовительной стадии, по 18 проектам проходят переговоры. Кроме того определены специализированные выставки по сотрудничеству российских и китайских предприятий, в том числе малого и среднего бизнеса, укрепляется сотрудничество между высокотехнологичными компаниями, готовятся кадры соответствующей квалификации.

Географически китайские компании сориентированы на Москву и Санкт-Петербург, и конечно же, ввиду близости и богатства природных ресурсов на Сибирь и Дальний Восток. Активно участвуют в совместных проектах северо-восточные регионы Китая. Так, только на провинцию Хейлуцзян приходится 40%. Более половины инвесторов – не государственные корпорации, а региональные и частные компании.

Безусловно, большой интерес есть к добыче и переработке углеводородов. Китай является огромным рынком для энергоносителей и продуктов переработки. Китайская промышленность освоила выпуск разнообразного оборудования для добычи нефти и газа. Поэтому китайские партнеры готовы обеспечивать всю технологическую цепочку.

Китайские инвесторы готовы вкладываться в индустриальные парки и участвовать в создании технологических кластеров. Так в западных регионах России появились китайские заводы по производству автомобилей, автостекла и других комплектующих. Интересуют совместные проекты в авиастроении и атомной промышленности.

Сейчас по объемам инвестирования в разные отрасли ситуация складывается следующая:

1. 25% – сельское хозяйство и деревообработка

2. недвижимость

3. добыча полезных ископаемых

4. сервис

5. оптовая и розничная торговля

Взрывной рост объемов электронной торговли обеспечивает интерес к проектам в области транспорта, строительству инфраструктуры для сокращения логистических операций.

Эти и другие вопросы стали приоритетными для участников Форума во время его проведения и были затронуты на многих пленарных и секционных заседаниях.

На Форуме был подписан целый ряд меморандумов и соглашений о сотрудничестве между российскими и китайскими организациями, проведено большое количество индивидуальных встреч и переговоров, например:

· Меморандум о взаимопонимании между Московской школой управления СКОЛКОВО и Университетом МГУ-ППИ в Шэньчжэне;

· Соглашение о сотрудничестве МГУ имени М.В. Ломоносова и Пекинским Объединенным Университетом;

· Соглашение о сотрудничестве МГУ имени М.В. Ломоносова и Хунаньским университетом;

· Меморандум «О взаимопонимании и укреплении сотрудничества в сфере инвестиций между Агентством международного сотрудничества при Правительстве Челябинской области и Российским центром при Китайской Ассоциации по развитию предприятий за рубежом»;

· Четырехсторонний Меморандум о сотрудничестве между Продкорпорацией при Правительстве Челябинской области, Китайской Ассоциацией развития и планирования деятельности предприятий за рубежом, Шэньянской зоной финансового и торгового развития, Пекинской компанией по аграрному развитию «Жёлтая земля»;

· Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между Российско-китайским Комитетом дружбы, мира и развития и ООО «Пепеляев Групп»;

· Меморандум "О сотрудничестве и взаимодействии в области юридического обеспечения российских предпринимателей в Китае между Русско-Азиатским Союзом промышленников и предпринимателей и Пекинской юридической фирмой Ди Эйч Эйч";

· Меморандум "О сотрудничестве и взаимодействии в области электронной коммерции между Русско-Азиатским Союзом промышленников и предпринимателей и электронной площадкой Эпиндо".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: