Этапы развития информационных технологий




Считают, что информационные технологии в этапов возникли на Земле несколько милли­онов лет назад одновременно с первыми приемами общения (нечленораз­дельными звуками, мимикой, жестами, прикосновениями) наших далеких предков. При этом обеспечивался лишь обмен информацией между индивидами. Первый этап развития информационных технологий связывают с возникновением речи (око­ло 10 тысяч лет назад), когда появилась возможность накопления ин­формации, пока что индивидуальной, в памяти человека.

Второй этап — возникновение письменности (5—6 тысяче­летий до н.э.), давшей человечеству коллективную (обществен­ную) память. Появление письменности позволило реализовать полный набор процессов циркуляции и переработки информа­ции: ее сбор, передачу, переработку, хранение и доведение до адресата.

Третий этап — создание линейного слогового письма на глиняных табличках (2-ое тысячелетие до н.э.). В этот период аккадский (вавилонский) язык впервые в истории начинает вы­полнять международные функции в дипломатии и торговле, вы­водя информацию из узко национальных рамок и придавая ей широкие коммуникационные и терминообразующие формы.

Четвертым этапом явилось создание в X—IX вв. до н.э. фини­кийского алфавита. Развитие письменной символики завершается в Европе в XV в. созданием пунктуации современного вида. Одно­временно с письменной символикой развиваются математичес­кая символика, техническая графика, картография т.д.

Пятым этапом эволюции системы представления инфор­мации является создание наиболее рациональных форм чело­веческой (наднациональной) информационной символики. В наиболее труднодоступной лингвистической области это реа­лизуется внедрением машинных языков.

Развитие информационных технологий, помимо системы представления информации, было связано с совершенствова­нием средств информационных коммуникаций. Они возникли при появлении человеческой речи, которая стала не материа­лизованной несущей информации. Затем появился камень, гли­няные таблички, папирус, пергамент, береста, что позволило придать информационным коммуникациям динамический ха­рактер. Бумажная фаза развития информационных технологий начинается с X в., когда бумага (изобретенная еще во 2 в. в Китае) становится объектом промышленного производства в странах Европы. Далее появляется книгопечатание, развивают­ся почтовая связь, телеграф, телефон, радио, телевидение. Вто­рая половина XX в. знаменует начало безбумажной техноло­гии, когда на качественно новом уровне завершается круп­нейший исторический виток к неосязаемой несущей инфор­мации, причем скорость ее передачи (посредством электро­магнитных волн) возрастает в миллионы раз по сравнению с человеческой речью.

До второй половины XIX в. основу информационной тех­нологии составляли перо, чернильница и бухгалтерская книга. Коммуникация (связь) осуществлялась путем направления па­кетов (депеш). Продуктивность информационной обработки была крайне низкой. На смену «ручной» информационной тех­нологии в конце XIX в. пришла «механическая». Изобретение пишущей машинки, телефона, диктофона; модернизация об­щественной почты — все это послужило базой для изменений в технологии обработки информации и, как следствие, в про­дуктивности работы.

40—60 гг. XX в. характеризуются появлением «электричес­кой» технологии, основанной на широком использовании элек­трических пишущих машинок со съемными элементами, ко­пировальных машин на обычной бумаге, портативных дикто­фонов. Они улучшили учрежденческую деятельность за счет повышения качества, количества и скорости обработки докумен­тов. Многие современные учреждения базируются на «элект­рической» технологии.

Следующий современный этап развития информационных технологий — это «электронные» или «компьютерные» техно­логии. Эти новые информационные технологии включают:

— новые коммуникации на основе локальных и распределенных, в том числе глобальных (Интернет) сетей ЭВМ;

— новые технологии обработки информации на основе использования персональных компьютеров (ПЭВМ) и специализированных автоматизированных рабочих мест (АРМов);

— технологии, исключающие бумагу как основной носи­тель информации;

— новые системы программных средств, обеспечивающих функционирование технических средств.

Внедрение новых информационных технологий в управ­ленческую деятельность преследует не только автоматизацию рутинных методов обработки информации, но и организацию информационно-коммуникационного процесса на качествен­но новом уровне.

Вопросы для самоконтроля

1.Раскройте понятие «информация».

2.Что такое документ?

3.Перечислите основные этапы развития информационных технологий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: