Использование информационных технологий в управленческой деятельности




Под термином информационная технология, как правило, понимают систему методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, представления и использования информации на основе применения соответствующих технических средств.

Современные информационные технологии обеспечения управленческой деятельности основаны на комплексном использовании различных видов информационных процессов на базе единого технического комплекса, основой которого являются средства компьютерной техники.

В связи с этим очень часто под современными или новыми информационными технологиями понимаются компьютерные информационные технологии.

С появлением персональных компьютеров на «гребне микропроцессорной революции» происходит принципиальная модернизация идеи АСУ: от вычислительных центров и централизации управления к распределенному вычислительному потенциалу, повышению однородности технологии обработки информации и децентрализации управления. Такой подход нашел свое воплощение в системах поддержки принятия решения (СППР) и экспертных системах (ЭС), которые характеризуют новый этап компьютеризации технологии организационного управления, по существу, - этап персонализации АСУ. Системность - основной признак СППР и признание того, что самая совершенная ЭВМ не может заменить человека. В данном случае речь идет о структурной человеко-машинной единице управления, которая оптимизируется в процессе работы: возможности ЭВМ расширяются за счет структуризации пользователем решаемых задач и пополнения ее базы знаний, а возможности пользователя - за счет автоматизации тех задач, которые ранее было нецелесообразно переносить на ЭВМ по экономическим или техническим соображениям. Становится возможным анализировать последствия различных решений и получать ответы на вопросы типа "что будет, если...?", не тратя времени на трудоемкий процесс программирования.

Важнейший аспект внедрения СППР и ЭС - рационализация повседневной деятельности работников управления. В результате их внедрения на нижних ступенях управления существенно укрепляется весь фундамент управления, уменьшается нагрузка на централизованные вычислительные системы и верхние ступени управления, что позволяет сосредоточить в них вопросы решения крупных долгосрочных стратегических задач. Естественно, что "компьютерная" технология СППР должна использовать не только персональные компьютеры, но и другие современные средства обработки информации.

Концепция СППР требует пересмотра существующих подходов к управлению трудовыми процессами в учреждении. По существу на базе СППР формируется новая человеко-машинная трудовая единица с квалификацией труда, его нормированием и оплатой. Она аккумулирует знания и умение конкретного человека (пользователя СППР) с интегрированными знаниями и умением, заложенными в ПЭВМ (экспертные системы, системы принятия решений, системы обеспечивающей технологии и др.).

Современное состояние западного рынка информационных технологий можно охарактеризовать следующими тенденциями.

1. Наличие большого количества промышленно функционирующих баз данных большого объема, содержащих информацию практически по всем видам деятельности общества.

2. Создание технологий, обеспечивающих интерактивный доступ массового пользователя к этим информационным ресурсам. Технической основой данной тенденции явились государственные и частные системы связи и передачи данных общего назначения и специализированные, объединенные в национальные, региональные и глобальные информационно-вычислительные сети.

3. Расширение функциональных возможностей информационных систем, обеспечивающих параллельную одновременную обработку баз данных с разнообразной структурой данных, мультиобъектных документов, гиперсред, в том числе реализующих технологии создания и ведения гипертекстовых баз данных. Создание локальных, многофункциональных проблемно-ориентированных информационных систем различного назначения на основе мощных персональных компьютеров и локальных вычислительных сетей.

4. Включение в информационные системы элементов интеллектуализации интерфейса пользователя с системами, экспертных систем, систем машинного перевода, автоиндексирования и других технологических средств.

5.Глобализация компьютерных сетей и массовое увеличение пользователей Интернет,развитие систем коммуникаций,и, как результат - глобализация бизнеса.

6.Создание "информационной ","виртуальной"экономики под влиянием распространения глобальных, региональных и локальных компьютерных сетей все более широкого их применения в качестве коммуникационной среды.

7.Совершенствование "транспортной "технологии (технологии доставки сообщений), зависящей от вида сетевых услуг и используемого канала связи (on-line, off -line-взаимодействия). On-line-взаимодействия могут осуществляться через телефонную или любую глобальную компьютерную сеть (с использованием промышленных стандартов передачи данных таких, как TCP\IP,OSPF,OSI,X.25 и средств HTML и Java Script). Решение проблем безопасности и конфиденциальности передаваемой информации, разработки правовой базы для передачи и обеспечения подлинности документов через Интернет.

8.Формирование сетевой экономики привело к интенсивному развитию таких "прорывных" направлений, как торговля (электронная коммерция),финансы (банковские и другие расчеты),дистанционные трудовые отношения, дистанционное обучение. Сетевые бизнес-взаимодействия характеризуются такими свойствами, как глобальность, экстерриториальность, интерактивность, анонимность и мобильность..

Современные средства компьютерной техники могут быть классифицированы следующим образом:

- персональные компьютеры;

- корпоративные компьютеры;

- суперкомпьютеры.

Персональные компьютеры представляют собой вычислительные системы, все ресурсы которых полностью направлены на обеспечение деятельности одного рабочего места управленческого работника. Это наиболее многочисленный класс средств вычислительной техники, в составе которого можно выделить персональные компьютеры IBM PC и совместимые с ними, а также персональные компьютеры Macintosh фирмы Apple. Интенсивное развитие современных информационных технологий связано именно с широким распространением с начала 80-х гг. персональных компьютеров, сочетающих относительную дешевизну с достаточно широкими для непрофессионального пользователя возможностями.

Корпоративные компьютеры (иногда называемые мини-ЭВМ или main frame) представляют собой вычислительные системы, обеспечивающие совместную деятельность многих управленческих работников в рамках одной организации, одного проекта, одной сферы информационной деятельности при использовании одних и тех же информационно-вычислительных ресурсов. Это многопользовательские вычислительные системы, имеющие центральный блок с большой вычислительной мощностью и значительными информационными ресурсами, к которому подсоединяются большое количество рабочих мест с минимальной оснащенностью (видеотерминал, клавиатура, устройство позиционирования типа «мышь» и, возможно, устройство печати). Область использования корпоративных компьютеров - реализация информационных технологий обеспечения управленческой деятельности в крупных финансовых и производственных организациях, организация различных информационных систем, обслуживающих большое количество пользователей в рамках одной функции (биржевые и банковские системы, бронирование и продажа билетов для оказания транспортных услуг населению и т.п.).

Данная классификация достаточно условна, поскольку интенсивное развитие технологий производства электронных компонентов и значительный прогресс в совершенствовании архитектуры компьютеров и наиболее важных составляющих их элементов приводят к размыванию границ между указанными классами средств вычислительной техники.

В настоящее время преобладает тенденция объединения разных вычислительных систем в вычислительные сети различного масштаба, что позволяет интегрировать информационно-вычислительные ресурсы для наиболее эффективной реализации информационных технологий.

Программные средства современных информационных технологий в целом подразделяются на системные и прикладные.

Системные программные средства предназначены для обеспечения деятельности компьютерных систем как таковых. В их составе выделяют:

- тестовые и диагностические программы;

- антивирусные программы;

- операционные системы;

- командно-файловые процессоры (оболочки).

Тестовые и диагностические программы предназначены для проверки работоспособности отдельных узлов компьютера и компонентов программно-файловых систем и, возможно, устранения выявленных неисправностей.

Антивирусные программы предназначены для выявления и, возможно, устранения вирусных программ, нарушающих нормальную работу вычислительной системы.

Операционные системы являются основными системными программными комплексами, выполняющими следующие основные функции:

- тестирование работоспособности вычислительной системы и ее настройку при первоначальном включении;

- обеспечение синхронного и эффективного взаимодействия всех аппаратных и программных компонентов вычислительной системы в процессе ее функционирования;

- обеспечение эффективного взаимодействия пользователя с вычислительной системой.

Операционные системы классифицируются следующим образом:

- однопользовательские однозадачные системы (MS-DOS, DR-DOS);

- однопользовательские многозадачные системы (OS/2, Windows 95,98,2000,XP);

- многопользовательские системы (системы семейства UNIX).

Прикладные программные средства обеспечения управленческой деятельности классифицируются следующим образом:

- системы подготовки текстовых документов;

- системы обработки финансово-экономической информации;

- системы управления базами данных;

- личные информационные системы;

- системы подготовки презентаций;

- системы управления проектами;

- экспертные системы и системы поддержки принятия решений;

- системы интеллектуального проектирования и совершенствования систем управления;

- прочие системы.

Системы подготовки текстовых документов предназначены для организации технологии изготовления управленческих документов и различных информационных материалов текстового характера. Они включают в себя:

- текстовые редакторы;

- текстовые процессоры;

- настольные издательские системы.

Системы обработки финансово-экономической информации предназначены для обработки числовых данных, характеризующих различные производственно-экономические и финансовые явления и объекты, и составления соответствующих управленческих документов и информационно-аналитических материалов. Они включают в себя:

- универсальные табличные процессоры;

- специализированные бухгалтерские программы;

-специализированные банковские программы (внутрибанковские и межбанковских расчетов);

- специализированные программы финансово-экономического анализа и планирования.

Системы управления базами данных предназначены для создания, хранения и манипулирования массивами данных большого объема. Разные системы этого класса различаются способами организации хранения данных и обработки запросов на поиск информации, а также характером хранящихся в базе данных.

Личные информационные системы предназначены для информационного обслуживания рабочего места управленческого работника и, по существу, выполняют функции секретаря. Они, в частности, позволяют осуществлять:

- планирование личного времени на различных временных уровнях с возможностью своевременного напоминания о наступлении запланированных мероприятий;

- ведение персональных или иных картотек с возможностью автоматической выборки необходимой информации;

- соединение по телефонным линиям с ведением журнала телефонных переговоров и выполнением функций, характерных для многофункциональных телефонных аппаратов;

- ведение персональных информационных блокнотов для хранения разнообразной личной информации.

Системы подготовки презентаций предназначены для квалифицированной подготовки графических и текстовых материалов, используемых в целях демонстрации на презентациях, деловых переговорах, конференциях. Для современных технологий подготовки презентаций характерно подключение к традиционным графике и тексту таких форм информации, как видео- и аудио- информация, что позволяет говорить о реализации гипер-медиа технологий.

Системы управления проектами предназначены для планирования и управления ресурсами различных видов (материальными, техническими, финансовыми, кадровыми, информационными) при реализации сложных научно-исследовательских и проектно-строительных работ.

Экспертные системы и системы поддержки принятия решений предназначены для реализации технологий информационного обеспечения процессов принятия управленческих решений на основе применения экономико-математического моделирования и принципов искусственного интеллекта.

Системы интеллектуального проектирования и совершенствования управления предназначены для использования так называемых CASE-технологий (Computer Aid System Engineering), ориентированных на автоматизированную разработку проектных решений по созданию и совершенствованию систем организационного управления.

Система организационно-методического обеспечения информационных технологий включает в себя:

- нормативно-методические материалы по подготовке и оформлению управленческих и иных документов в рамках конкретной функции обеспечения управленческой деятельности;

- инструктивные и нормативные материалы по эксплуатации технических средств, в том числе по технике безопасности работы и по условиям поддержания нормальной работоспособности оборудования;

- инструктивные и нормативно-методические материалы по организации работы управленческого и технического персонала в рамках конкретной информационной технологии обеспечения управленческой деятельности.

Основу современных информационных технологий составляют распределенная компьютерная техника, «дружественное» программное обеспечение и развитые коммуникации. При этом компьютеры не порождают информационную продуктивность, а дают возможность управленческому работнику повысить уровень эффективности своей работы путем увеличения (расширения) объема работ. Принципиальное отличие компьютерных информационных технологий от ранее существовавших (машинопись, связь по телефону, запись на диктофон и др.) состоит не только в автоматизации процессов изменения формы или местоположения информации, но и в изменении ее содержания.

Можно выделить две стратегии разработки реализации современных информационных технологий в управленческой деятельности:

- информационная технология приспосабливается к организационной структуре в ее существующем виде, и происходит лишь локальная модернизация сложившихся методов работы. Коммуникации развиты слабо, и рационализируются только рабочие места. Происходит распределение функций между техническими работниками (операторами), специалистами (администраторами): слияние функций сбора и обработки информации (физический поток документов) с функцией принятия решений (информационный поток);

- организационная структура модернизируется таким образом, чтобы информационная технология дала наибольший эффект. Основной стратегией являются максимальное развитие коммуникаций и разработка новых организационных взаимосвязей, ранее экономически нецелесообразных.

Итак, первая стратегия ориентируется на существующую структуру учреждения (степень риска от внедрения сводится к минимуму, ибо затраты минимальны и организационная структура не рационализируется); вторая - на будущую структуру (система расширяется строго в соответствии с потребностями и возможностями организации). Для обеих стратегий принципиально меняется подход к использованию информационной техники: происходит еe перемещение с периферии информационной активности учреждения (отдаленные вычислительные центры, множительные и машинописные бюро, централизованные архивы и т. п.) непосредственно внутрь учреждения, где информация перерабатывается и принимаются решения. Основной недостаток ранее существовавшей информационной технологии состоял в необходимости непрерывных конверсий информации, адаптируемых к конкретным технологическим методам и техническим средствам. Микропроцессорная техника, являющаяся основой новой информационной технологии, позволяет максимально интегрировать информационные процессы в учреждении путем перевода их на единый процесс обработки. При этом за счет универсальности используемых технических средств обеспечивается не только технологическая и методическая интеграция, но и организационная (физическая) интеграция информационных систем и процессов в виде широкой сети автоматизированных рабочих мест (АРМ).

В настоящее время складывается новая концепция мобильного офиса, базирующейся на использовании средств сотовой телефонии, мобильных устройств(фирм Palm, Sony, Compaq, Hewlett-Packard, CASIO) -карманных персональных компьютеров (КПК),использующих специальные операционные системы (Palm OS,Miccrosoft Windows CE,Symbian OS) и программное обеспечение (три наиболее распространенные платформы- Palm,Psion,Pocket PC),хорошо интегрируемые с настольными компьютерами. Концепция мобильного офиса позволяет компании при необходимости без ущерба для бизнеса в кратчайшие сроки свернуть информационную инфраструктуру на старом месте и максимально быстро развернуть ее на новом месте. Эта проблема особо актуальна для разъездных сотрудников-менеджеров, маркетологов и пр.

Для новой информационной технологии характерны:

- работа пользователя в режиме манипулирования (не программирования!) данными. Пользователь должен "видеть" (средства вывода: экран, принтер) и "действовать" (средства ввода: клавиатура, «мышь», сканер), а не "знать" и "помнить";

- сквозная информационная поддержка на всех этапах прохождения информации на основе интегрированной базы данных, предусматривающая единую унифицированную форму представления, хранения, поиска, отображения, восстановления и защиты данных;

- безбумажный процесс обработки документа, при котором на бумаге фиксируется только окончательный вариант документа, а промежуточные версии и необходимые данные записаны на машинные носители и доводятся до пользователя через экран видеотерминала;

- интерактивный (диалоговый) режим решения задачи с широкими возможностями для пользователя;

- возможности коллективного исполнения документов на основе группы автоматизированных рабочих мест, объединенных средствами коммуникаций;

- возможность адаптивной перестройки формы и способа представления информации в процессе решения задачи.

Вопросы для самоконтроля

1.Приведите основные тенденции автоматизации управленческой деятельности.

2.Что такое АРМ?

3.Что такое мобильный офис?

4.Приведите способы использования Интернет-технологий в управленческой деятельности.

5.Что такое КПК?

6.Перечислите технические и программные средства мобильного офиса.

7.Что такое электронная коммерция?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: