Атака звука, звуковедение и певческая артикуляция.




С понятием регистра связано понятие атаки звука. Это начальный момент взаимодействия голосовых складок и дыхания. Известны два основных типа атаки звука: твердая и мягкая. Однако понимание твердости или мягкости может иметь различные степени сравнения, поэтому условно выделяют четыре вида атаки:

1) очень твердая (взрывная); 2) твердая; 3) мягкая; 4)очень мягкая (придыхательная). При голосообразовании атака звука имеет решающее значение для включения того или иного регистрового механизма.

Зажатое голосообразование с «каркающей» атакой или с придыхательной атакой, свойственные необученным певцам, следует считать физиологически вредными и неприемлемыми с акустической и эстетической точек зрения.

Мягкая атака многими специалистами справедливо рассматривается как основа правильного звукообразования. Твердая и придыхательная атаки используются в художественных целях, а так же для активизации смыкания голосовых складок при слишком вялом пении начинающих певцов.

Все эти четыре вида смыкания возможны при любом регистровом настрое гортани. Более твердая атака, возникающая в результате более сильного толчка подскладочного воздуха, рефлекторно заставляет голосовые складки смыкаться плотнее, колебаться большей своей массой, что и способствует возникновению грудного звучания.

При мягкой атаке происходит раздвижение не сомкнутых предварительно (как при твердой атаке) складок, а лишь сближенных, почему эта атака и называется мягкой.

О предварительной атаке можно сказать, что перед началом звучания голосовые складки пассивны и расслаблены. Лишь после свободного прохождения какой-то порции воздуха они начинают сближаться, не замыкаясь полностью, и в дальнейшем работают как при мягкой атаке. Следовательно, придыхательная атака — это разновидность мягкой, т.е. слишком мягкая.

После атаки звук может быть коротким или продолжительным. Каждый способ звуковедения начинается с определенной атаки звука и порождает соответствующую атаку звука.

Артикуляция при пении во многом отличается от артикуляции при обычной речи. В целом, певческая артикуляция значительно активнее речевой. При речевом произношении энергичнее и быстрее работают внешние органы артикуляционного аппарата (губы, нижняя челюсть), а при певческом — внутренние (язык, глотка, мягкое небо), причем работа артикуляционных органов при пении происходит замедленно за счет растягивания гласных.

Согласные в пении формируются так же, как и в речи, но произносятся более активно и четко. Гласные округляются, приближаясь по своему звучанию к гласному О. По сравнению с гласными речи, в певческих гласных увеличивается звонкость.

Главной задачей в работе над певческой артикуляцией является выравнивание звучания гласных по тембру, что называется их нейтрализацией, на основе округленности звонких гласных и приближения глухих по своему значению к звонким.

При пении гортань занимает вполне определенное устойчивое положение, характерное для каждого певца. У низких голосов гортань обычно занимает более низкое положение, чем у высоких. Это является результатом работы дыхательного аппарата.

Известно, что в речи при произношении гласных О, У гортань опускается вниз, при произношении И, Э — поднимается вверх, при произношении А — занимает нейтральное положение. Зевок опускает гортань. Когда оптимальное положение гортани найдено, то его следует сохранять при пении всех гласных и на всем диапазоне.

  1. Факторы педагогического воздействия, опосредованно способствующие нахождению и формированию нужного регистрового звучания.

Для фальцета характерна высокая и средняя тесситура, негромкая сила голоса, мягкая атака звука, отрывистый и слитный способ звуковедения, типы гласных У, О, А, губы на улыбке, небо слегка приподнято, рот открывается умеренно, гортань занимает относительно высокое положение, головное резонирование.

Для грудного регистра характерна низкая тесситура, средняя или громкая сила голоса, твердая атака звука, слитное, подчеркнутое звуковедение, типы гласных И, Э, А, губы предельно округлены, мягкое небо значительно приподнято, рот открывается широко, гортань опущена вниз, грудное резонирование.

Для укрепления фальцета необходима средняя тесситура, умеренно громкая сила голоса, твердо-мягкая атака звука, плотное, слитное, подчеркнутое звуковедение, типы гласных И, Э, А, Ы, губы округлены, рот открывается широко вниз, мягкое небо значительно приподнято, смешанное реонирование.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: