ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ И ДРЕССИРОВКИ




Несмотря на достаточную распространенность, Среднеазиатские овчарки редкие гостьи на дрессировочных площадках. Это вызвано многими причинами. С одной стороны, по требованию ОСТО, для того, чтобы претендовать на племенное разведение, ей достаточно пройти курс Караульной службы (КС), а он, например, в Москве практически не осуществим. С другой стороны, повышенная агрессивность к собакам, заставляет владельцев "выходить в люди" с "азиатом" только на поводке, а в таких условиях можно прожить и без дрессировки. С третьей стороны, общепринятые методики дрессировки построены на основании опыта дрессировки классических пород собак, давно живущих в непосредственной близости с человеком и попытки применить их к Среднеазиатской овчарке особого эффекта не дают. А невоспитанная собака такой породы в городах, в квартирах, при очень тесных контактах с хозяином и членами его семьи и просто прохожими на улицах, это источник проблем и трагедий.
Жизнь в городах, а именно в них находятся кинологические центры, ощутимо влияющие на развитие породы, требует выполнения определенных и, достаточно одинаковых для всех пород собак условий. И если порода не адаптируется, не пройдет этапа урбанизации, спрос на нее упадет, сократится племенная база и развитие замедлится. Тогда ее ждет судьба многих невостребованных аборигенных пород собак.
При многих достоинствах Среднеазиатской овчарки, существуют сложности собак этой породы, которые могут помешать ее распространению:

· Склонность занимать высокий иерархический ранг в семье, что приводит к неподчинению;

· Низкая социализация, как особенность породы, работающей, в основном, самостоятельно (именно из первых двух пунктов растут "уши" повышенного упрямства и независимости);

· Часто встречающиеся агрессивность к собакам и значительная опасность для посторонних;

· Неспособность большей части собак работать на "чужой" территории, что снижает ее значение как собаки "телохранителя" и другие пользовательские качества.

Но в этой породе заложен огромный потенциал, приближающийся к потенциалу ротвейлера, поэтому хотелось бы, чтобы дрессировщики и кинологи, занимающиеся разведением Среднеазиатской овчарки, да и владельцы собак этой породы, сделали шаг к ней навстречу.

Прежде всего, ради будущего породы, необходимо определить какой-либо курс послушания в качестве допускового к племенному разведению. Основанием для этого служит тот факт, что с какой бы целью мы не заводили собак в городах, они прежде всего, выполняют функцию собаки-компаньона. Во-вторых, или в виде тест-системы по оценке поведения (рабочим качествам?) или в виде специального курса, вести отбор производителей, способных к защите своего хозяина на "чужой" для собаки территории, но способных оставаться управляемыми. При этом не следует, чтобы не допустить к разведению слишком возбудимых собак, использовать тесты, в которых собака преследует "нарушителя" на длительном расстоянии. Но после теста "защиты" хозяина, сразу же проводить проверку "социализации" собаки, что позволит сохранить характерные для Среднеазиатской овчарки лабильность, динамичность и уравновешенность нервной системы.

Накопленное, на первом этапе развития породы, количество поголовья, позволяет перейти к более требовательному отбору племенных собак не только по экстерьеру, но и по поведению. Практика показывает, что этого можно достичь, не снижая требовательности к экстерьеру и учитывая особенности породы.

Как мы уже упоминали общепринятые методики воспитания и дрессировки построены на основании опыта дрессировки классических пород собак и, чаще всего, используют способ развития оборонительного поведения. Смысл этого способа заключается в том, что дрессировщик вызывает у собаки неприятные или болевые ощущения, избегая которые, собака и совершает нужные действия. Такой способ идеально подходит для собак имеющих низкий порог болевой чувствительности. Еще Карен Прайор упоминала, что при одомашнивании животных, по сути дела, шел отбор на их чувствительность к отрицательному подкреплению, что ярко демонстрируется именно классическими породами собак. Среднеазиатская овчарка, с которой не велся отбор на "подчиняемость" человеку, имеет высокий порог болевой чувствительности и, поэтому, тот подход, который оправдан при дрессировке Немецкой овчарки, оказывается не эффективен для алабая.

В этой ситуации наибольшее значение приобретает ранний период воспитания щенка с учетом импринтинга, имитационного научения (подражания) и периода наиболее благоприятного научения, который приходится на 3 - 5-месячный возраст. В этот период необходимо познакомить щенка с как можно большим количеством внешних раздражителей, регулярно меняя места прогулок. А пока он еще зависим от хозяина, может быть, воспринимая его как вожака, как можно сильнее закрепить эту зависимость, не оставляя щенка ни минуты без внимания, постоянно ориентируя его на себя. Очень важно сформировать у щенка ряд потребностей, которые могут оказаться очень нужными в будущем: социальную потребность (или потребность в хозяине), потребность в положительных ощущениях именно со стороны владельца и игровую потребность (для этого достаточно как можно больше играть со щенком при помощи самых разнообразных предметов). Не менее важно сформировать безразличное отношение к посторонним людям и собакам. Ранний период важен и с точки зрения формирования иерархических взаимоотношений в семье - пока щенок еще мал, легко справиться с его иерархической агрессией.

Если говорить о методах дрессировки, то для Среднеазиатской овчарки наиболее эффективным может оказаться оперантный метод (метод условных инструментальных рефлексов или мотивированная дрессировка). Коротко суть его заключается в том, что у животного вызывается (создается) какая-либо выраженная потребность (необходимость в чем-либо или мотивация) и предлагается путь или способ (который и является навыком нужным владельцу) ее удовлетворения. Кроме перечисленных социальной, игровой, потребности в положительных ощущениях, не следует пренебрегать и пищевой потребностью, учитывая степень ее выраженности. Но, необходимо заметить, любая выбранная потребность должна быть доминирующей, ярко выраженной, чтобы оказать влияние на поведение Среднеазиатской овчарки. И здесь оперантный метод соприкасается с методом дрессировки, основанным на доминанте Ухтомского. Не следует забывать и методы дрессировки, которые мы уже упоминали, основанные на импринтинге, имитационной и когнитивной формах научения.

Журнал "В мире собак"



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: