Сценарий ситуации «Мониторинг рынка продовольственных товаров»




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

 

Кафедра товароведения и экспертизы товаров

Одобрено УМС Пермского института (филиала)

Протокол №

«» 200г.

Председатель: к.э.н., доцент Измайлова Л.Н.

 

Сценарий ситуации «Мониторинг рынка продовольственных товаров»

по дисциплине «Товароведение продовольственных товаров»

для направления 100700 Торговое дело, профиль коммерция

Рекомендовано кафедрой:

Протокол № 2

«02» сентября 2014г.

Зав. кафедрой

Пермь 2014

 

Интенсивный рост ассортимента продовольственных товаров на потребительском рынке России ставит проблему их продвижения. Одним из факторов, способствующих продвижению новых товаров, является показатель удовлетворения запросов потребителей. Поэтому формулирование и установление потребительских предпочтений является сегодня одной из актуальных задач научного исследования ряда наук и, в том числе, маркетинга и товароведения.

В данном аспекте наряду с описанием характеристик товаров возникает необходимость познания социально-значимых свойств товара, выявление которых возможно путем использования социологических методов исследования. Применение социологических методов позволяет не только оптимизировать ассортимент, но и прогнозировать, позиционировать и определять новые способы продвижения товара на рынке.

Цель: овладеть методами мониторинга потребительского рынка.

Для достижения поставленной цели необходимо определить ряд задач:

- изучение спроса с целью оптимизации ассортимента торгового предприятия;

- проведение документальной идентификации и установление ассортиментной принадлежности товаров;

- владение основными методами, способами и средствами получения информации.

Овладение практикой проведения социологических исследований направлено на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствие с требованиями ФГОС. Так, бакалавр по направлению 100700 Торговое дело наряду с торгово-технологическими, проектными и профессиональными компетенциями должен обладать следующими компетенциями:

- ПК-3 - способностью управлять ассортиментом и качеством товаров и услуг, оценивать их качество, диагностировать дефекты, обеспечивать необходимый уровень качества товаров и их сохранение, эффективно осуществлять контроль качества товаров и услуг, приемку и учет товаров по количеству и качеству;

- ПК-7 - способностью идентифицировать товары для выявления и предупреждения их фальсификации.

Проведение занятия планируется на 4 академических часа на практическом занятии.

 

Ход работы

 

Предлагается следующий сценарий ситуации «Мониторинг рынка продовольственных товаров». Этапы решения ситуации:

1. сбор материала;

2. анализ и обобщение материала;

3. формулирование выводов и предложений.

Рассмотрим каждый этап по порядку.

Цель первого этапа – получение первичной информации о текущей ситуации на рынке. На данном этапе предлагается сформировать несколько групп студентов по 3 – 5 человек. Каждая группа получает свою ситуацию с проблемным вопросом. Внутри группы происходит обсуждение предоставленной информации и поставленной проблемы. В ходе обсуждения обнаруживается необходимость получения дополнительной информации, то есть анализа текущего состояния какой-либо из сфер рынка однородных групп продовольственных товаров. Студенты определяют задачи исследования, составляют план проведения анализа рынка.

Сбор материала может проводиться разнообразными методами опроса потребителей, путем наблюдения, изучением ассортиментной политики основных торговых предприятий и прочими.

Результаты решения первого этапа ситуации должны быть проанализированы и обобщены.

Целью второго этапа является анализ и обобщение полученных данных. Для проведения обработки полученной информации студентами могут быть использованы математические методы, позволяющие полно и всесторонне анализировать собранную информацию. На практике для этой цели активно применяются компьютеры, дополненные программами математико-статистической обработки.

Третий этап ситуации завершается формулированием студентами выводов и предложений по проведенному исследованию.

Выводы и предложения оформляются в виде презентации и показываются на аудиторном занятии. Причем, итоги могут быть самыми неожиданными. В любом случае, студентам необходимо предложить самостоятельно прокомментировать полученные выводы, выделив при этом влияние внешних факторов на формирование социально-значимых свойств товара.

 

Пример реализации сценария ситуации «Мониторинг рынка продовольственных товаров»

 

Реализацию данной модели обозначенной педагогической технологии продемонстрируем на конкретном товаре – торте.

Торты представляют собой высококалорийные штучные мучные кондитерские изделия. Они являются одним из наиболее перспективных товаров кондитерской промышленности, поскольку в настоящее время наблюдается усиление тенденции переориентации потребления данного товара от продукта «к празднику» к кондитерскому изделию «к чаю».

Повышение спроса на торты связано с их широким ассортиментом и качественными характеристиками: высокими потребительскими свойствами и высокой калорийностью. Однако, данная продукция отличается большим содержанием углеводов и насыщенных жирных кислот и, соответственно, низкой биологической ценностью.

Студентам предлагается:

- выявить пути совершенствования основных характеристик тортов;

- определить возможность выведения на рынок тортов нового качества с улучшенными потребительскими свойствами.

В ходе обсуждения ситуации учащиеся должны определить необходимость более подробного изучения основных характеристик тортов и анализа рынка данных товаров, а также установить метод исследования - анкетирование. Далее группа составляет анкету и распределяет обязанности каждого члена команды.

При планировании анкетирования определяется широкая целевая группа и применяется метод случайной выборки. Исследование было проведено на базах:

- магазинов г. Перми;

- Пермского института (филиала) «Российского государственного торгово-экономического университета».

В рамках данного анкетирования было опрошено 300 человек.

Основным задачами опроса явились:

- выявление отношения потребителей к обогащенным продуктам питания;

- определение возможности введения на рынок обогащенных тортов.

По результатам проведенного анкетирования нами получены следующие данные. Потребителями тортов являются:

- люди молодого возраста, студенты (62%);

- люди, занятые непосредственно в процессах производства продовольственных товаров (12%).

Однако, респондентов из второй категории не достаточно много, чтобы опираться на вывод о том, что торты приобретают люди, связанные с производством продуктов питания.

Рисунок. 1. Частота потребления тортов

Большинство респондентов потребляют торты 1-2 раза в месяц. Следовательно, торты являются относительно популярным продуктом питания, спрос на него достаточно устойчивый. (рис.1)

 

Рисунок. 2. Цель приобретения тортов

Основной целью покупки тортов явилось приобретение для гостей, к празднику, однако более четверти опрошенных покупают эти товары для семьи к чаю. Это совпадает с мнением экспертов о переориентации потребления данного товара. (рис. 2)

При выборе торта для потребителя решающее значение имеют цена, внешний вид и наличие натуральных ингредиентов. Меньшее значение имеют – производитель и полезное влияние на здоровье данного товара.

Рисунок. 3. Полезное влияние торта на здоровье

Несмотря на положительный ответ на вопрос о влиянии на выбор торта натуральности компонентов, для большинства опрошенных данный продукт необязательно должен быть полезен. В связи с этим можно утверждать, что потребители не ассоциируют торты с полезными продуктами питания. Данный факт можно объяснить наличием в сознании потребителей образа торта, изготовленного по классической рецептуре, содержащего большое количество насыщенных жирных кислот, т.е. сливочного масла или маргарина, при чрезмерном употреблении которых, как известно, возникает риск заболевания атеросклерозом и сопутствующими заболеваниями сердца и сосудов. (рис. 3)

Рисунок. 4. Возможность приобретения обогащенного торта

Однако, большинство респондентов согласились бы приобрести и потреблять торт, изготовленный с применением натуральных ингредиентов и полезный для здоровья. Такой результат является ожидаемым, поскольку в сознании людей все более устойчиво формируется мысль о ведении здорового образа жизни. (рис. 4)

Рисунок. 5. Максимальная цена, по которой респонденты согласились бы приобретать обогащенный торт, руб./кг

Большинство респондентов согласились бы приобрести обогащенный торт по цене от 350 до 500 руб. за килограмм. Следовательно, такая цена является возможной при изготовлении тортов с применением натуральных ингредиентов.

По результатам проведенного исследования студенты должны сделать соответствующие выводы. Выводы, применительно к рассматриваемой ситуации:

- покупатели предпочитают потреблять пищу, произведенную с использованием натуральных ингредиентов;

- население положительно относится к обогащенным тортам и готово их приобретать;

- потребители готовы покупать обогащенные торты по достаточно высокой цене.

Завершить решение рассматриваемой ситуации предлагается презентацией. Необходимо заострить внимание на том – решены ли поставленные проблемные вопросы. Если получены аргументированные ответы, то значит цель достигнута – студенты овладели необходимыми компетенциями.

 

 

Составитель ________________________ Т.И. Измайлова

 

«____»__________________20 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: