Краткая характеристика американской модели управления




Возможности использования зарубежного опыта менеджмента в современных российских организациях

 

 

Выполнил:

студент 110 группы

Найден Михаил Владимирович

 

Научный руководитель:

доцент кафедры менеджмента

Канева Ю. О.

 

Сыктывкар

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Особенности зарубежных моделей менеджмента…………………………… 6

1.1. Краткая характеристика американской модели управления……..6

1.2. Особенности японской модели управления………………………..10

1.3. Особенности европейской модели менеджмента…………………..13

2. Возможности адаптации зарубежного опыта менеджмента в современных российских условиях…………………………………………………………….18

2.1. Краткая характеристика российской модели управления…………18

2.2. Возможности использования американского, японского и европейского опыт менеджмента в условиях управления российскими организациями…………………………………………………………………...21

Заключение……………………………………………………………………….26

Библиографический список……………………………………………………..28

 

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе формирования рынка результативная и эффективная система управления считается основным условием конкурентоспособности каждой фирмы, а штат сотрудников рассматривается как главный ресурс любой компании.

Менеджмент отражается практически на всех сторонах жизни общества. Имеется множество моделей организации и управления, однако, как полагают эксперты, ни одна из них не может рассматриваться как универсальная. Во всем разнообразии имеющихся раскладов имеется общая связывающая теория, которая предоставляет причины заявлять, что в центре всех нынешних идей стоит человек. В иностранных фирмах персонал является наивысшей ценностью. Формирование и продвижение данной концепции, что приобрела наименование концепции управления человеческими ресурсами, обратилось в основную направленность.

Многочисленные наблюдения социологов дали основания выделить три основных подхода к управлению персоналом, которые практикуются в мире: американская модель, японская и европейская. В каждой стране порядок в кадровом управлении можно свести к комбинации этих моделей.

До недавнего времени для многих стран западная модель управления персоналом была приоритетной при выборе пути экономического развития. В определенной степени она оказалась эффективной для послевоенной Германии и Японии, но, перенесенная в конце прошлого века в Россию, не дала желаемых результатов. Более того, вызвала ряд негативных последствий и кризисных явлений. Многие специалисты России пришли к выводу, что наилучшим решением для нашей страны станет синтез зарубежных подходов.

Сегодня в развитии экономики большинства стран наиболее значительными признаются проблемы в области работы с человеческими ресурсами. В разных культурах, странах существуют значительные различия в подходах к управлению человеческими ресурсами и в наборе конкретных управленческих методов.

Наиболее ярко они проявились между практикой управления в странах постсоветского пространства и на Западе. В свою очередь, западная практика управления также не может быть признана однородной. Существуют принципиальные различия между тем, как управляют в США и Японии; срединное положение между этими крайностями занимает Европейское управление.

При всем многообразии существующих в мире подходов к управлению человеческими ресурсами, радикальных отличиях в решении этих проблем, имеются и тенденции, носящие общий характер: формализация процедур отбора человеческих ресурсов, анализ потребностей в них, системная увязка хозяйственных решений и политики в области управления человеческими ресурсами.

Цель исследования – рассмотреть мировой опыт управления персоналом.

Задачи исследования:

1. Провести обзор американской, японской и европейской модели управления персоналом;

2. Изучить системы мотивации персонала, организацию производства в этих моделях управления;

3. Рассмотреть практику управления персоналом предприятия.

Объект исследования – зарубежный менеджмент.

Предмет исследования – возможности применения зарубежного опыта менеджмента в современной России.

Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Шкурко О. В., Колношенко В. И., Никифорова, А.Н., Рохмина Е. Б., Малышева В.А. и других.

Методы исследования: анализ литературы, сравнение моделей менеджмента.

Апробация данной темы прошла на Межрегиональном молодежном научном форуме «Академическая весна – 2016» в рамках секции «Актуальные вопросы менеджмента», 5.04.16.

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ЗАРУБЕЖНЫХ МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА

Краткая характеристика американской модели управления

1.1.1. История возникновения американской модели менеджмента

Основателем науки управления является североамериканский инженер и экспериментатор Ф. Тейлор (1856-1915 года). Рекомендованная им концепция организации работы и управленческих взаимоотношений побудила «организационный переворот» в области производства и менеджмента. В первый раз о собственных взглядах ученый рассказал в статье «Система кусочных расценок (1895). Потом они были расширены в книге «Цеховое руководство» (1903) и приобрели продолжение и улучшение в «Основах научного менеджмента» (1911).

Основная концепция Тейлора заключалась в том, что управлению будет верно превратиться в систему, основанную на конкретных научных принципах. Менеджменту необходимо осуществляться с помощью специально созданных способов и мероприятий, т.е. необходимо планировать, нормализовывать, оценивать никак не только технику производства, но и его организацию, деятельность сотрудников, и руководство. Фактическое применение идей Тейлора доказало собственную значимость, гарантировав значительное увеличение производительности труда[1].

 

1.1.2. Особенности американского менеджмента

В американском менеджменте необходимо отметить следующие характерные черты:

1) американская деловитость и способность организовывать [2]. Само понятие «деловитости» равно личному качеству работника, характеризующее его, как трудолюбивого и способного рационально осуществлять деятельность, толковая и предприимчивая личность. Однако в Америке это понятие содержит ряд особых свойств. Проявляется это в целеустремленности персонала: сотрудники неотступны и в любом случае заканчивают принятую ими работу. Руководствуясь этим, очевидно, что в американском менеджменте весьма раскручена теория MBO (Management By Objectives (Управление по целям) - это управление на базе постановки целей в начальной стадии деятельности и контроле их достижения на финише.). Еще одна отличительная черта - это стремление персонала к заработку и выгоде. Деловые американцы полагают, что любое дело обязано быть выгодным. В таком случае имеется выигрыш в материальном плане, во времени и заодно в получаемом удовольствии от процесса работы. Вследствие этого становится понятно стремление американцев разобраться в элементах процесса труда, отыскивать разнообразные подходы, исследовать опыт различных стран.

Также имеется «три деловых принципа»:

- делай то, что приносит прибыль, или окупается;

- находи максимально-эффективные методы достижения установленной цели;

- умей обнаруживать и предельно продуктивно применять необходимые ресурсы[3].

У американских управленцев необходимо выделить способность оценивать и считать. Они постоянно стараются отыскать позитивные и негативные стороны собственного дела, затраты и прибыль. Другой особенностью американской деловитости является единство слова и дела. Если американский менеджер не осуществит обещанное, то к нему пропадет доверие.

2) обеспечение компетентности штата работников, сформированность индустрии развития менеджмента [4]. Этот показатель возможно отыскать в концепции подготовки и повышении квалификации персонала, а кроме того в формировании технологий преподавания. Нужно отметить 4 типа институтов:

- школы менеджмента, ориентированные на повышение квалификации управленцев;

- факультеты менеджмента в высших учебных заведениях, в которых осваивают курсы, на которых аудитория узнает о новых достижениях, а кроме того у слушателей есть возможность обсудить собственные мысли;

- профессиональные сообщества, направленные на повышение квалификации штата организаций. Примеры данных сообществ: American Management Association (AMA), National Insurance Crime Bureau (NICB), American Society for Training & Development (ASTD);

- консультативные компании. Они изучают все без исключения движения в организации, интегрируют нововведения смежных наук, вырабатывают новейшие способы. Являются лидерами в сфере развития технологии обучения сотрудников, подготовки и повышении их квалификации[5].

Нужно выделить то, что компании применяют 2 типа профессиональной переподготовки кадров: 1) на рабочем месте в рамках собственной организации; 2) за пределами организации. Этот аспект применяется и в нынешних отечественных фирмах. Руководствуясь вышесказанным, степень компетентности американского персонала на высоком уровне;

3) отличительные черты стратегии и управления производительностью в компаниях [6]. Здесь нужно выделить теорию «выполнять с первого раза». Имеется ввиду, что соответствующее качество продукта достигается посредством введения в каждую должностную инструкцию ответственности за качество. Еще один отличительный факт - в США нередко проводится профилактика оснащения. Американским фирмам присуща иерархическая форма управления. Свойствами данной модели считаются: 1) самостоятельность многофункциональных единиц; 2) у каждой единицы существует единственный руководитель. Передвижение вверх и вниз (при сокращении) исполняется с учетом стажа сотрудника и наград. Одной из отличительных черт североамериканского управления персоналом считается разделение по специальностям. К плюсам возможно причислить в таком случае то, что сокращается трата времени на переподготовку, увеличивается возможность работы со специальным оборудованием, а кроме того повышение степени профессионального умения. Минусы: 1) небольшая гибкость, при изменении ситуации на рынке и целей; 2) однообразная деятельность способна утомить работников. Высокую значимость имеет стаж сотрудника, потому что он в главной степени оказывает большое влияние на размер заработной платы. Однако нередко руководитель способен дать деятельности сотрудника незаслуженно низкую оценку, при этом лишая его достойных наличных средств, однако профсоюзы разрешают данные трудности. Также имеются материальные надбавки за сверхурочный труд в размере 25% и премии два раза в год.

 

1.1.3. Развитие лидерских качеств менеджера в США

В американской модели менеджмента большое внимание уделяют лидерским качествам менеджера.

Лидер – функция, связанная со способностью формировать видение будущего, принимать нестандартные решения, вдохновлять последователей.

По мнению американского экономиста Эверетта Хагена менеджер должен обладать следующими лидерскими качествами:

– стремлением управлять людьми;

– откровенность и терпимость к подчиненным;

– принятие на себя ответственности;

– стремление к новациям и оригинальности;

– обладать творческим подходом и любознательностью[7].

Существует мнение, что лидерские качества закладываются генетически. Но на сегодняшний день специалисты пришли к выводу о том, что можно научить будущих менеджеров умению строить общение, ставить цели и формировать эффективные команды. Необходимо уделить внимание развитию этих качеств.

В связи с этим накопленный опыт предоставления достойного образования в высших учебных заведениях США, ориентированных на формирование лидерских качеств учащихся, выделение более значимых, современных мыслей, тенденций и итогов, их введение в просветительную практику предоставляет для нас не только лишь общетеоретическую заинтересованность, но и значительную практическую значимость. Российское общество заинтересованно и признает важность развития образования, совершенствование его согласно пути мирового прогресса. Идеи иностранных преподавателей имеют все шансы быть полезными в реформировании российских высших учебных заведениях.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: