Список основной литературы:




По дисциплине «Социальное воспитание в образовательных организациях»

(3-4 курс ПиПДП, заочная форма)

Практическое занятие 1. «Теоретические основы социального воспитания»

План:

  1. Характеристика понятия «социальное воспитание».
  2. Характеристика принципов социального воспитания А.В. Мудрика.
  3. Научные подходы в социальном воспитании: личностный, возрастной, индивидуальный, дифференцированный, гендерный.
  4. Дать характеристику различных концепций личности и воспитания (имплицитная концепция, системное построение воспитательного процесса, воспитание как педагогический компонент социализации ребенка, концепция формирования образа жизни достойного Человека, концепция самовоспитания школьника и др.).

Список основной литературы:

  1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2005.
  2. Галагузова М.А. Социальная педагогика. - М.: Владос, 2001.
  3. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2005.
  4. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М.: Владос, 2003.
  5. Социальная педагогика / Под ред. А.А. Никитина. – М., 2000.
  6. Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе: Уч. пос. – М.: Академия, 2004.
  7. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: Сфера, 2003.

 

Список дополнительной литературы:

  1. Беляев В.И., Салтанов Е.Н. Социальная педагогика: Методология, теория, история. - М.: Союз, 2004.
  2. Бочарова В.Г. Социальное воспитание учащихся. – М., 1991.
  3. Воспитание: современные парадигмы: Монография / Под общей ред. З.А. Багишева и А.К. Быкова – М., 2006.
  4. Вульфсон Б.З. Семь парадоксов воспитания. – М., 1994.
  5. Ильчиков М.З., Смирнов Б.А. Социология воспитания. – М., 1996. Луговская И.Р. Сравнительно-педагогический анализ систем школьного образования: Монография. – Архангельск: ПГУ, 2004.
  6. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М., 1999.
  7. Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». - М., 1991.
  8. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетия. – М., 2000.
  9. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. – М., 1996.
  10. Поляков С.Д. Технологии воспитания. – М., 2002.
  11. Расчетина С.А. Социодидактика: история и теория социальной педагогики. – Великий Новгород: НовГУ, 2003.
  12. Энциклопедия социальной работы: в 3 т. – М., 1996.

 

 

Практическое занятие 2.«Социальное воспитание как совокупность социального опыта, образования и индивидуальной помощи».

План:

1. Организация социального опыта в воспитательных организациях.

2. Систематическое обучение, просвещение и стимулирование самообразования в процессе жизнедеятельности воспитательной организации.

3. Индивидуальная помощь: решение возрастных задач, преодоление опасностей возраста.

4. Анализ педагогических ситуаций.

Педагогические ситуации:

1. К вам как к социальному педагогу обратилась мама восьмилетнего мальчика. По ее словам, сына терроризирует группа старших подростков (дразнят, избивают без визуально наблюдаемых последствий, отбирают деньги, запугивают). Ваши действия?

2.На новогоднем празднике дед Мороз предложил учащимся начальных классов поводить хоровод вокруг ёлки. Дети радостно согласились, но хоровода не получилось из-за отказа детей взяться за руки с одним из учеников 3-го класса. Как оказалось позже по результатам социометрии и наблюдений этот мальчик «изгой». Одноклассники не хотят с ним общаться, потому что от него плохо пахнет, у него неопрятный внешний вид. Ребёнок из неполной семьи, мама злоупотребляет алкоголем, нечистоплотна, воспитанием сына не занимается. Как Вы как социальный педагог выстроите систему действий в данной ситуации?

План анализа педагогических ситуаций:

  1. Описание ситуации с использованием профессионально-педагогической лексики. Анализ всех компонентов, представленных в условии педагогической ситуации.
  2. Формулирование проблемы, лежащей в основе данной ситуации. Выделение реальных противоречий, лежащих в основе проблемной ситуации. Объяснение истоков, причин данной ситуации с опорой на научные теории и исследования.
  3. Определение цели профессионально-педагогической деятельности социального педагога по разрешению данной ситуации. Описание планируемого результата деятельности социального педагога в данной ситуации. Описание показателей достижения и методов оценки планируемого результата.
  4. Представление различных способов выхода из сложившейся ситуации. Описание вариантов деятельности социального педагога в данной ситуации.
  5. Выбор и обоснование эффективного варианта педагогической деятельности в данной ситуации (в соответствии с пунктом 3 данного анализа). Доказательство эффективности с опорой на научные теории и исследования.

Список основной литературы:

1. Андреева И.Н. Антология по теории и истории социальной педагогики. – М., 1999.

2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2005.

3. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2005.

4. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М.: Владос, 2003.

5. Социальная педагогика / Под ред. А.А. Никитина. – М., 2000.

6. Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Академия, 2003. – С. 121 – 134.

7. Мид М. Культура и мир детства. – М.: Наука, 1988.

8. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: Сфера, 2003.

 

Список дополнительной литературы:

  1. Бояринцева А. На пути к «самости», или Педагогическая поддержка саморазвития ребенка // Директор школы. – 2006. - № 9.
  2. Брагин Г.М. Социальная педагогика (Экспресс-учеб. пособие). - Челябинск: Б. и., 1994.
  3. Воспитание: современные парадигмы: Монография / Под общей ред. З.А. Багишева и А.К. Быкова – М., 2006.
  4. Вульфсон Б.З. Семь парадоксов воспитания. – М., 1994.
  5. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Классный руководитель. – 2000. - № 3.
  6. Голиков Н.А. Социальная педагогика: Учеб. пособие. - Тюмень: Изд-во Тюм.. гос. ун-та, 2003.
  7. Гуманизация воспитания в современных условиях / Под ред. О.С. Газмана, И.А. Костенчука. – М., 1995.
  8. Демакова И., Селиванова Н. «Крупные дозы воспитания», или Ученическое самоуправление по-новому // Директор школы. – 2005. - № 9.
  9. Дронова Е.а. Социально-психолого-педагогическая поддержка личности // Философия образования. – 2007. - № 2.
  10. Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н. и др. Основы социальной педагогики. - М: Педагогическое общество России, 2002. Иванов А. Педагогическая помощь и поддержка в образовании как основа деятельности классного руководителя // Воспитательная работа в школе. – 2006. - № 6.
  11. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – М., 2003.
  12. Лазарева В. Индивидуальная карта воспитанника детского дома или школы-интерната // Директор школы. – 2006. - № 8.
  13. Леванова Е.а. Технология конструктивного взаимодействия с подростком. – М., 2002.
  14. Меттус Е. Индивидуальное сопровождение естественного развития школьника //Директор школы. – 2007. - № 4.
  15. Меттус Е. Системно-ориентированное сопровождение развития ребенка // Директор школы. – 2007. - № 2.
  16. Морозова М. Диалоговые технологии в воспитательном процессе // Воспитание школьников. – 2006. - № 7.
  17. Мудрик А.В. Индивидуальная помощь в социальном воспитании // Классный руководитель. – 2000. - № 3.
  18. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Пед. о-во России, 2001.
  19. Педагогическая поддержка ребенка в образовании / Под ред. Н.Б. Крыловой. – М.: Академия, 2006.
  20. Попова С.И. Педагогическая поддержка в работе учителя и классного руководителя. – М.: Цент «педагогический поиск», 2005.
  21. Селевко Г.К., Соловьева О. Уклад жизнедеятельности современной школы // Народное образование. – 2006. - № 1.
  22. Семенов Г.С. Методика работы социального педагога. - М.: Школа-пресс, 2003.
  23. Формы взаимодействия педагогов, учащихся и родителей / Автор-составитель Л.В. Байбородова. – Ярославль, 1992.
  24. Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования. – М.: академия, 2004.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: