Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 2 / под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса; пер. с древнегреч. – СПб., 2007. – С. 11–96.!!! Обратите внимание на комментарии к тексту (в конце книги).
Задание: сформулировать ответы на поставленные вопросы; заполнить таблицу.
1. Воспроизведите кратко событийную канву диалога. В какой ситуации разворачивается сюжет? Для чего в диалоге использован приём «рассказ в рассказе»?
2. В Древней Греции было принято разделение искусств на мусические (покровительствуемые Музами) и обычные (к которым относились ремёсла, медицина, агрикультура и гимнастика). Что относилось к мусическим искусствам? Каково, согласно Платону, место философии в этой иерархии искусств?
3. Философия сродни искусству, однако имеется и существенное различие между ними. В чём оно заключается?
4. Воспроизведите полностью ход аргументации Сократа в доказывании тезиса о том, что «истинные философы желают умереть».
5. Как в диалоге определяется предмет философского познания? Раскройте смысл тезиса Платона о том, что знание на самом деле есть не что иное, как припоминание. Что именно припоминается в познании?
6. Какова «техника» обнаружения истины, т. е. каким образом в философии обретается искомое?
7. Что даёт Сократу основание выделять некую особую породу людей – истинных философов? Каким образом философы могут перейти в род богов?
8. Какими четырьмя основными качествами (добродетелями) обладают истинные философы?
9. Какими атрибутами характеризуется бытие само по себе?
10. Философ на пути соприкосновения с истиной освобождается от чувств (вводящих в заблуждение и сбивающих с толку), от подпорок религии (устойчивое и надёжное судно в виде какого-нибудь божественного учения), от костылей обыденного мнения, от помощи авторитетов (плот надёжных человеческих учений). В его распоряжении остаётся лишь одна опора человеческого существования. Какая?
11. Каков древнегреческий (очень приблизительный) «аналог» христианского понятия ангел?
12. Что означает последняя фраза умирающего Сократа: «Критон, мы должны Асклепию петуха. Так отдайте же, не забудьте»?
13. Содержание диалога определяется Платоном как философская беседа. При этом её основной предмет один и тот же для мифа, религии и этого текста. Что в диалоге отличает предпринятое исследование проблемы смерти от рассмотрения в мифологической и религиозной традициях? Ответьте, заполнив таблицу. Последний столбец заполните с опорой на цитаты из текста (о тсылка к фрагментам диалога осуществляется в соответствии с текстологической традицией (все тексты Платона пронумерованы построчно).
Фрагмент диалога | Исследуемая проблема | Принцип её решения | |
в мифе, религии | в философии | ||
60 e: «В течение жизни мне много раз являлся один и тот же сон. Правда, видел я не всегда одно и то же, но слова слышал всегда одинаковые: "Сократ, твори и трудись на поприще Муз"» | Жизненное предназначение человека | ||
61 d: «…налагать на себя руки не дозволено, и всё-таки философ соглашается отправиться следом за умирающим» | Недопустимость самоубийства | ||
См. 63 b: «Сокровенное учение16а гласит, что мы, люди, находимся как бы под стражей и не следует ни избавляться от нее своими силами, ни бежать, – величественное, на мой взгляд, учение и очень глубокое. И вот что еще, Кебет, хорошо сказано, по-моему: о нас пекутся и заботятся боги, и потому мы, люди, – часть божественного достояния. Согласен ты с этим или нет?» | Существование богов, загробной жизни, Аида | ||
61 c: «Так всё и объясни Эвену, Кебет, а ещё скажи ему от меня "прощай" и прибавь, чтобы как можно скорее следовал за мною, если он человек здравомыслящий. Я-то, видимо, сегодня отхожу – так велят афиняне» | Желанность смерти (для философа или религиозно настроенного человека) | ||
70 а: «…то, что ты говорил о душе, вызывает у людей большие сомнения. Они опасаются, что, расставшись с телом, душа уже нигде более не существует, но гибнет и уничтожается в тот самый день, как человек умирает» | Бессмертие души |
Дополнительная литература
1. Новая философская энциклопедия[Текст]: в 4 т. / Ин-т философии РАН; под ред. В. С. Степина, А. П. Огурцова. – М.: Мысль, 2000. – Электронная версия: https://www.iph.ras.ru/enc.htm.
2. История философии: Запад – Россия – Восток [Текст] / Кн. 1: Философия Древности и Средневековья: учебник для вузов / под ред. Н. В. Мотрошиловой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академический проект, 2012. – 435 с. – (Концепции).
3. Лебедев Д. Платон о душе. Анализ диалога «Федон» с переводом текста разговора и объяснительными к переводу примечаниями // Записки Императорского Новороссийского университета. – Одесса, 1874. – Т. XIII. – Режим доступа: https://mir.spbu.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=569:rusplat_5_2.