Раздел 2. Эволюция менеджмента




 

Тема 1. Школа научного управления (классическая, рационалистическая)

(1885 – 1920)

Появление школы научного управления связано, прежде всего, с теоретической и практической системой управления Фредерика Уинслоу Тейлора (1856 – 1915), который и является ее основателем.

Ф.У. Тейлор – инженер – практик и менеджер, на базе изучения и анализа управленческих отношений разработал концепцию рационалистического типа.

Первая фаза концепции (1891-1895 гг.) сводилась к обоснованию контроля за производительностью труда рабочих. Тейлор точно установил время для выполнения дневной нормы каждому рабочему - за 8ч. 20 деталей; ввел премирование только за хорошую работу.

Вторая фаза разработки концепции (1895-1903 гг.) включала контроль методов работы. С этой целью проводился хронометраж рабочего времени и трудовых усилий каждого работника цеха. На основе этих исследований были установлены два показателя: самая высокая заработная плата за самую тяжелую и самая низкая заработная плата за самую легкую работу. Была определена шкала премирования как надбавка к средней заработной плате. Тейлор создал систему подготовки производственного процесса, основанного на строгой экономии времени. Цель данной системы заключалась в том, чтобы дать возможность каждому рабочему трудиться с максимальной производительностью, обеспечив их при этом всеми необходимыми средствами труда до начала работы.

Третья фаза тейлоровской концепции (1904-1915гг.) включала разработку такой системы функционального управления, которая отвечала бы за конечные результаты труда рабочих.

С учетом установленной системы нормирования труда индивидуальные возможности рабочих учитывались следующим образом: тот, кто не мог выполнить установленную норму выработки, расценки по которой время от времени снижались, вынужден был или интенсивнее работать, или увольняться. Именно поэтому данная концепция получила определения: «система выжимания пота» и «порабощение человека машиной».

Кроме того, он разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Тейлор разработал и внедрил сложную систему организованных мер: инструктивные карточки, методы переобучения рабочих, плановое бюро, сбор социальной информации. Немалое значение он придавал стилю руководства, правильной информации, системе дисциплинированных санкций и стимулированию труда. Труд в его системе является главным источником эффективности. Ключевым элементом этого подхода было то, что люди, которые производили больше, вознаграждались больше.

Наряду с Тейлором основателями школы научного управления являются Френк и Лилия Гилберт, Генри Гантт и другие. Создатели школы научного управления исходили из того, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать большинство операций ручного труда, добиться более эффективного их использования. Формирование школы научного управления базировалось на трех основных моментах, которые послужили исходными принципами для развития менеджмента:

- рациональная организация труда;

- разработка формальной структуры организации;

- определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего, т.е. разграничение исполнительных и управленческих функций.

Рациональная организация труда предполагает замену традиционных методов работы рядом правил, сформированных на основе анализа работы, и последующую расстановку рабочих и их обучение оптимальным приемам работы.

Научное управление наиболее тесно связано с работами Ф. и Л. Гилберт, которые занимались преимущественно вопросами изучения физической работы в производственных процессах и исследовали возможность увеличения выпуска продукции за счет уменьшения усилий, затраченных на их производство.

Гилберты изучали рабочие операции, используя кинокамеры в сочетании с микрохронометром. Затем с помощью стоп–кадров анализировали элементы операций, изменяли структуру рабочих операций с целью устранения лишних, непродуктивных движений, стремились повысить эффективность работы.

Л.Гилберт положила начало области управления, которая теперь называется «управление кадрами». Она исследовала такие вопросы, как подбор, расстановка и подготовка кадров.

Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Научное управление также выступило в защиту отделения управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы. Тейлор и его современники фактически признавали, что работа по управлению – это определенная специальность и что организация в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешней всего. Этот подход резко контрастировал со старой системой, при которой рабочие сами планировали свою работу.

Представители школы научного управления в основном посвящали свои работы тому, что называется управлением производства, т. е. повышению эффективности на уровне ниже управленческого, так называемом внеменеджерском уровне.

Концепция научного управления являлась переломным этапом. Она почти мгновенно стала предметом всеобщего интереса. Многие отрасли деловой деятельности начали применять научное управление не только в США, но и в Англии, Франции и других странах.

В нашей стране идеи научного управления развивали А.А.Богданов, Н.А.Витке, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, Е.Ф. Розмирович и многие другие ученые и практики.

А.А. Богданов в своей работе «Всеобщая организационная наука» (1913 – 1917) считал, что все виды управления в природе, обществе, технике имеют общие черты. Это концепция в дальнейшем была разработана и нашла отражение в кибернетике.

А.К. Гастев основное внимание в своих работах уделял рациональной организации и культуре труда, заложил основы комплексного подхода к теории управления.

Идеи, заложенные школой научного управления, были развиты и применены к управлению организациями в целом, прежде всего, представителями административной школы управления.

 

Тема 2. Административная школа управления

(разновидность классической школы) (1920 – 1950)

Создатели классической школы, наоборот, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Естественно, что их интересы были связаны с эффективностью работы всей организации. Классики пытались определить общие характеристики и закономерности организаций. Развитие административной школы происходило по двум направлениям: рационализация производства и исследование проблем управления.

Целью этой школы было создание универсальных принципов управления, реализация которых обязательно приведет к успеху. Здесь можно выделить работы Анри Файоля (1841 – 1925), Гаррингтона Эмерсона (1853 – 1931), Линдолла Урвика (1891 – 1983), Макса Вебера (1864 – 1920), Генри Форда (1863 – 1947). В нашей стране в начале 20-х г. также развернулась активная исследовательская работа в области научной организации труда, управления во всех отраслях народного хозяйства и государственном аппарате. Большой вклад в развитие науки об управлении внесли такие ученые, А.К. Гастев (1882 – 1941) и П.М. Керженцев (1881 – 1940).

Г. Эмерсон в своем главном труде и «Двенадцать принципов производительности» (1911) рассматривает и формулирует принципы управления предприятиями, причем обосновывает их примерами только промышленных организаций. Понятие производительности, или эффективности, есть то основное, что внес Г. Эмерсон в науку управления, он впервые поставил вопрос об эффективности производства в широком смысле. Эффективность – понятие, введенное им впервые, означает максимально выгодное соотношение между совокупными затратами и экономическими результатами. «Истинная производительность всегда дает максимальные результаты при минимальных условиях; напряжение, наоборот, дает довольно крупные результаты лишь при условиях ненормально тяжелых».

Г. Эмерсон поставил и обосновал вопрос о необходимости и целесообразности применения комплексного, системного подхода к решению сложных многогранных практических задач организации управления производством и всякой деятельности вообще.

Принципами управления, сформулированными Г. Эмерсоном, являются:

1. Точно поставленные идеалы или цели, к достижению которых стремятся каждый руководитель и его подчиненные на всех уровнях управления.

2. Здравый смысл, т.е. подход с позиций здравого смысла к анализу каждого нового процесса с учетом перспективных целей.

3. Компетентная консультация, т.е. необходимость специальных знаний и компетентных советов по всем вопросам, связанным с производством и управлением. Подлинно компетентный совет может быть только коллегиальным.

4. Дисциплина – подчинение всех членов коллектива установленным правилам и распорядку.

5. Справедливое отношение к персоналу.

6. Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет, обеспечивающий руководителя необходимыми сведениями.

7. Диспетчирование, обеспечивающее четкое оперативное управление деятельностью коллектива.

8. Нормы и расписания, позволяющие точно измерять все недостатки в организации и уменьшать вызванные ими потери.

Нормализация условий, обеспечивающая такое сочетание времени, условий и себестоимости, при котором достигаются наилучшие результаты.

Нормирование операций, предлагающее установление времени и последовательности выполнения каждой операции.

11. Письменные стандартные инструкции, обеспечивающие четкое закрепление всех правил выполнения работ.

12. Вознаграждение за производительность, направленное на поощрение труда каждого работника.

Основателем административной школы управления считается французский горный инженер Анри Файоль, который внес огромный вклад в науку управления. Именно А.Файоля американцы называют «отцом менеджмента». Он разработал общий подход к анализу деятельности администрации и сформулировал некоторые, строго обязательные принципы управления (производительности труда).

1. Разделение труда. Это естественное явление. Его целью является повышение количества и качества производства при затрате тех же усилий. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должно быть направлено внимание и действие. Причем разделение труда применимо не только к техническим работам. Результатом его является специализация функций и разделение власти.

2. Власть (полномочия) и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть санкции – награды или кары, - сопровождающие ее действие. Где есть полномочия, возникает и ответственность.

3. Дисциплина - это по существу повиновение, усердие, деятельность, манера держать себя, движение. Дисциплина предполагает выполнение и уважение достигнутых соглашений между организацией и ее работниками.

4. Единство распорядительства, или его единоначалие. Работнику может давать приказания относительно какого-либо действия только один руководитель.

5. Единство направления. Один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

6. Подчинение частных, личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны преобладать над интересами организации большего масштаба вплоть до интересов государства в целом.

7. Вознаграждение персонала есть оплата исполненной работы. Она должна быть справедливой и по возможности удовлетворять как персонал, так и организацию, как нанимателя, так и работника.

8. Централизация. Как и разделение труда, централизация есть естественное явление. Однако соответствующая степень централизации варьируется в зависимости от конкретных условий. Проблема централизации и децентрализации разрешается нахождение меры, дающей наилучшую общую производительность.

9. Иерархия, или скалярная цепь. Иерархия, или скалярная цепь - это ряд руководящих должностей, начиная с высших и кончая низшими.

10. Порядок. Формула материального порядка – определенное место для всякой вещи и всякая вещь на своем месте. Формула социального порядка – определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем месте. Графические таблицы, схемы значительно облегчают установление и контроль как социального, так и материального порядка.

11.Справедливость. Результат сочетания благожелательности с правосудием.

12 Постоянство состава персонала. Высокая текучесть кадров является причиной и следствием плохого состояния дел. Посредственный руководитель, который дорожит своим местом, безусловно, предпочтительней, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.

13. Инициатива. Инициатива – это разработка плана и успешная его реализация. Свобода предложений и осуществления также относится к категории инициативы..

14. Единение персонала, или корпоративный дух. Гармония, единение персонала – большая сила в организации.

Файоль, внесший огромный вклад в науку управления, считал, что число принципов управления неограниченно и изменение положения вещей может повлечь за собой изменение правил. В отличие от Тейлора, Файоль отрицал необходимость наделения функциональных работников административными правами и впервые указал на необходимость создания штабов, которые не должны обладать правом руководства, а осуществляют подготовку к будущему и выявляют возможные способы совершенствования организации.

Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанный функций.

На базе работ Файоля было сформулировано понятие организационной структуры фирмы, между элементами которой устанавливаются определенные взаимосвязи по реализации основных функций управления.

Если Файоль исследовал функциональный аспект менеджмента, то Макс Вебер развивал институциональный аспект. Его основная работа «Теория общества и экономическая организация» (1920 г.) посвящена анализу проблемы лидерства и бюрократической структуре власти в организации. Вебер выделяет три основных типа организаций в зависимости от характера власти, которой обладает руководитель: харизматический, традиционный и идеальный (или бюрократический).

Харизматический тип организации имеет место тогда, когда руководитель обладает исключительными личными качествами.

Традиционный тип организации возникает из харизматического, когда происходит естественная замена лидера и члены организации по традиции подчиняются руководителю, заменившему прежнего лидера.

Идеальный (бюрократический) тип основан на специальном разделении власти, обеспечивающем руководителю возможность быть лидером в организации.

Характеристики идеальной (бюрократической) организации, рассмотренные Вебером, позволили акцентировать внимание на определенных параметрах организации и определить направления формализации ее деятельности.

В нашей стране также проводились исследования, которые можно отнести к школе управления. Так, А.А. Богданов в своей работе «Всеобщая организационная наука» (1913-1917) писал, что все виды управления в природе, обществе, технике имеют общие черты. Он пытался создать «особую организационную науку», определить ее предмет, законы, основные категории.

Другой представитель отечественной школы - А.К.Гастев, подчеркивал, что «попытки создания так называемой организационной науки вне связи с конкретными тенденциями машинизированного массового производства неминуемо обрекаются на неудачу».

В отечественной литературе отводили немало места разработке принципов управления. Так, в ряде работ выделяются 10 следующих принципов:

- демократического централизма;

- единства политического и хозяйственного руководств;

- планового ведения хозяйства;

- материального и морального стимулирования труда;

- научности управления;

- ответственности;

- правильного подбора и расстановки кадров;

- экономичности и эффективности;

- оптимального сочетания отраслевого и территориального управления;

- преемственности хозяйственных решений.

Из приведенных принципов видно, что объективно теория управления развивалась параллельно как в нашей стране, так и на Западе, естественно с учетом специфических условий – в России в условиях командно-административной системы, на Западе – в условиях рыночных отношений.

 

Тема 3. Школа человеческих отношений (1930 – 1950) и поведенческих наук

(1930 – по настоящее время).

Основателем школы человеческих отношений является американский психолог Элтон Мэйо (1880-1949). На рубеже тридцатых годов в США стали формироваться предпосылки, приведшие позже к качественно иной ситуации в менеджменте. Мэйо обнаружил, что четко разработанные операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления. Силы, возникающие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти и часто превосходили усилия руководителя. Позднее исследования, проведенные Абрахамом Маслоу и другими психологами, показали, что мотивами поступков людей являются в основном не экономические силы, как считали сторонники и последователи школы научного управления, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег.

Исследователи этой школы исходили из того, что если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то уровень удовлетворенности у работников возрастает, что естественно ведет к увеличению производительности. И в самом деле, «только человеческие ресурсы способны производить экономические результаты. Все другие ресурсы подчиняются законам механики. Их можно лучше использовать, но их выход никогда не будет больше, чем сумма входов».

Цель сторонников этой школы состояла в том, чтобы попытаться управлять, воздействуя на систему социально-психологических факторов. Школа человеческих отношений явилась попыткой менеджмента рассматривать каждую организацию как социальную систему.

Элтон Мэйо считал, что организация обладает единой социальной структурой. И задача менеджмента состоит в том, чтобы в дополнение к формальным зависимостям между членами организации развивать плодотворные неформальные связи, которые сильно влияют на результаты деятельности. Таким образом, формальная организация дополнялась бы неформальной структурой, которая расценивается как необходимый и существенный компонент эффективной деятельности организации.

Свои выводы Э.Мэйо основывал прежде всего на известных хоторнских экспериментах, проведенных в рабочих группах на Хоторнском заводе фирмы «Вестерн Электрик К0» (Чикаго) в США в 1924 – 1936 годах.

Выработка рабочего определяется скорее групповыми нормами, чем его физическими возможностями. Групповые нормы по существу являются неписанными правилами, регулирующими неформальную организацию.

Рабочие гораздо чаще действуют или принимают решения как члены группы, нежели как индивиды; поведение их в большинстве случаев обусловливается групповыми нормами.

Особое значение имеют неформальные лидеры для достижения целей группы, установления и поддержания групповых норм. Лидер группы – это человек, чья деятельность в наибольшей степени совпадает с групповыми нормами.

Достижение Мэйо и его последователей в анализе неформальной структуры было доказательство необходимости расширения границ организационного анализа за пределы должностной структуры.

Школа поведенческих наук. Эта школа значительно отошла от школы человеческих отношений. Основной целью школы поведенческих наук является повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

Начало новому течению науки управления положил Ч. Барнард. Первые свои работы он посвятил проблемам корпорации человеческой деятельности. Барнард начал свое конструирование теоретической модели кооперативных систем с индивида как дискретного существа. Вместе с тем каждый индивид не действует в одиночку вне сотрудничества и отношений с другими людьми. Индивиды уникальны, независимы и обособлены, в то время как организации кооперативны. Будучи независимыми индивидами, люди могут выбирать, входить им или нет в ту или иную кооперативную систему.

Сохранение кооперации зависит от двух условий: от ее результативности и от присущей ей эффективности. Результативность характеризует достижение кооперативной цели и является социальной по своей природе, тогда как эффективность относится к удовлетворению индивидуальных мотивов и личностна по своему характеру. Функции менеджера как раз и состоят в том, чтобы обеспечить совпадение кооперативного компонентов организации.

Центральная роль в кооперативных системах принадлежит, по Бернарду, управляющим, в функции которых входят разработка утонченного искусства принятия решений, продумывание системы коммуникаций, включая схему организации и структуру управленческого персонала.

Исследователи школы поведенческих наук впервые дали научное обоснование роли мотивов и потребностей человека в его трудовой деятельности. Они рассматривали мотивы как главный показатель отношения людей к труду. Структура мотивов выступает как внутренняя характеристика труда. Положительная мотивация – главный фактор успешности выполнения работы. В теории менеджмента изучение мотивации составляет особое направление. Значительный вклад в эту область внесли А.Маслоу, Ф. Херцберг, Дуглас МакГрегор.

 

 

Тема 4. Математическая школа управления (количественная)

(1950 – по настоящее время)

Зародилась она в начале 40–х годов 20 столетия и, прежде всего, в управлении войсками во время Второй мировой войны. Затем опробованные количественные методы были перенесены на управление гражданскими организациями. Многие фирмы начали использовать некоторые математические инструменты при найме служащих, расстановке оборудования на производственных площадях, планировании складских операций. Таким образом, математика носила прикладной характер в некоторых областях менеджмента.

Математическая школа характеризуется, прежде всего, использованием в менеджменте исследований операций и моделирования. По существу эта школа использует количественные методы для решения управленческих и производственных проблем. Она акцентирует свое внимание на принятии решений, экономической эффективности, формальных математических моделях и использовании компьютеров.

Использование операций в области менеджмента – это применение количественных методов к операционным проблемам организации. Определив проблему, разрабатывают модель ситуации, которая приближенно отражает существенные свойства реальности, т.е. упрощает. Это позволяет придать переменным количественные значения и объективно сравнить и описать каждую переменную, а также взаимозависимость между ними. Ключевой характеристикой этой школы являются замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями.

Формирование и развитие этой школы связано с такими именами, как Р. Акофф, С. Вир, Д. Форрестер и др. Наряду с исследованиями операций и моделированием в рамках этой школы получает развитие системный подход к проблемам менеджмента на основе системного анализа, что привело к созданию системотехники. Существуют десятки определений ключевых слов, раскрывающих суть этого подхода.

Система – это некоторая целостность единства, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит вклад в характеристики целого.

Системный подход – комплексное изучение явления или процесса как единого целого с позиции системного анализа, т.е. уточнение сложной проблемы и ее структуризация в серию задач, решаемых с помощью экономико-математических методов, нахождение критериев их решения, детализация целей, конструирование эффективной организации для достижения целей.

Таким образом, можно сказать, что зарождение и развитие управленческой мысли может быть описано как взаимопереплетенная цепь трех разных философий: классическая (научная и административная школы); философия человеческих отношений, или бихевиоральное направление; математическая школа. В то или иное время каждому звену цепи придавалось преобладающее значение. Эволюция управленческой мысли доказала, что три звена взаимосвязаны и необходимы. Вклад различных школ в теорию управления можно представит следующим образом:

1. Школа научного управления:

- использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи;

- отбор работников, лучше всего подходящих для выполнение задач и обеспечения их обучения;

- обеспечение работников ресурсами, требуемых для эффективного выполнения их задач;

- систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности труда;

- определение планирования и обдумывания от самой работы.

2. Административная школа управления:

- развитие принципов управления;

- описание функций управления;

- систематизированный подход к управлению всей организацией.

 

3. Школа человеческих отношений поведенческих наук:

- применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности;

- применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.

3. Математическая школа управления:

- углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей;

- развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающих решение в сложных ситуациях.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: