Танец в культуре древних цивилизаций – Древняя Греция, Древний Рим




Древняя Греция считается колыбель всех искусств. Греческий народ послужил примером для цивилизации других народов, облагородив их нравы. Развитию искусства в Древней Греции способствовала религия с жизнерадостными богами Олимпа. Религия греков давала жизнь всему окружающему и учила, что главным даром природы была любовь, которая объединяет общество как лучшее выражение счастья. Из числа всех известных нам древних государств только в Греции танец был внешним выразителем любви, счастья и веселья. Танцы занимали видное место в религиозной, домашней и общественной жизни греков. Они имели не только бытовое, но и государственное значение.

Важнейшие события в жизни древнего эллина сопровождались пляской. Чтобы выразить радость и горе танцевали на свадьбах и поминках. Танцевали в честь светлых олимпийских богов и победителей Олимпийских игр. Греческие врачи приписывали танец как лекарство против многих болезней и особенно меланхолии. Танцам придавалось такое большое значение, что ученые находили в них тесную связь с математикой, поэзией и даже философией. Глубокомысленный Сократ находил в танцах такую прелесть, что даже под старость брал уроки этому искусству. Танец служил воспитательным средством - в школах (гимнасиях) дети, наряду с литературой, математикой, красноречием, гимнастикой, обучались и танцевальной науке. Пляска воинов предваряла сражение на поле боя. Даже выбирая мужа для дочери, греческий правитель испытывал его в танце. Неловкий жених мог услышать реплику, сказанную, по свидетельству Геродота, одним из царей незадачливому танцору: «Ты проплясал свою невесту!».

Одежда греков и та была, как бы создана для танцев. Тонкий льняной хитон свободного покроя, легкий, в грациозно меняющихся складках, позволял обрисовывать все линии человеческого тела, давал свободу движений, выделяя не только ритмичную походку, но и ярко подчеркивал темп и движения танца.

Танцы древних греков делились на четыре большие группы: священные (обрядовые, ритуальные), общественные, домашние (бытовые), сценические.

Священные пляски, исполнявшиеся в храмах и во время религиозных процессий.

Все искусства в Греции носили явный отпечаток религиозного культа. Таким образом, и одна из главных форм греческой хореографии проявилась в священных танцах, исполнявшихся в честь многочисленной семьи мифологических божеств.

Первыми обитателями Греции были отпрыски арийской расы, пришедшие из Индии. Вследствие этого, греческие религиозные тан­цы были как бы продолжением индийских священных церемоний, только разукрашенных фантазией сынов Эллады. Значитель­ное влияние на внешнюю сторону греческой хореографии оказал Древний Египет. По преданию Орфей перенес танцы в Грецию из Египта, увидев их во время храмовых празднеств египтян и подчинив движения и жесты другому ритму, больше соответствующему характеру и духу греков.

В отличие от египтян с их звероподобными богами, религия греков вместо того чтобы давать ощущение жизненных тягот поддер­живала в человеке постоянно радостное на­строение, фантазия создала богов-друзей и богинь-покрови­тельниц, которые не только прини­мали образ человеческий, но имели те же страсти и те же нужды, как и у человека. Землепашец, пастух, воин, ху­дожник, гражданин — каждый из них находил себе благодетеля-бога. И в поле, и в лесах, горах, реках и морях — всюду были боги, окру­женные красивым ореолом поэти­ческой легенды. Цветок розы родил­ся из крови Адониса, анемоны — из его слез.

Каждому богу и полубогу посвящались отдельные обряды, почти всегда с танцами. Назначение священных танцев заключалось в чествовании боже­ства посредством внешних проявлений, состоявших из ритмич­ных телодвижений. При этом риту­альные танцы в разных местах Греции, в честь одних и тех же бо­жеств отличались разнообразием. Древние греки прозвали своих богов танцорами. Зевс, Аполлон, Афродита, Деметра, Афина и др. не ограничивались духовным присутствием во время танцев в храмах; поэты и мифологи охотно заставляли и их самих лично принимать участие в хореогра­фических упражнениях. На различных античных памятниках не­редко встречаются фигуры танцующих богов, причем движениях их отличают благородство форм и изящество линий, составляющих характерную черту хореографии небожителей.

Священные танцы происходили во время священно­действий в храмах, в жилищах первостепенных богов. Тут находился жертвенный алтарь, вокруг которого жрец со слугами правил культ. Второстепенным божествам, имеющим отношение к разным царствам природы, приносились жертвы в полях и священных ро­щах; там танцам было отведено видное место, и в них принимали участие и посторонние.

Праздники, а значит и танцы, посвящались разным богам: Дионису, Аполлону, богине Афродите, Афине, Деметре. Они отражали определенные дни трудового года.

Дионис. Из всех богов, в честь которых танцевали греки, Дионис (Вакх) - бог плодородия и виноделия был самым популярным. Празднества Диониса, в которых принимал участие весь народ, занимали первенствующее место в Афинах. Отмечали Дионисии весной, когда оживала природа, и начинали зеленеть виноградники, и осенью во время сбора урожая.

Аполлон считался богом небесной гармонии и покровителем танцев. Под звуки его кифары танцевали сами боги. Празднества в честь Аполлона отлича­лись особенным художественным вкусом и роскошью обстановки. Особенно грандиозными были Делии в честь Аполлона и Артемиды на священном острове Делос. По блеску и популярности эти празднества уступали только Олимпийским. Их называли Дельфийскими играми.

Афина. Громадным уважением пользовалась в Греции Афина - богиня мудрости, ремесел и справедливой войны, покровительница и хранительни­ца Афин. Наиболее крупными праздниками в ее честь были Панафинеи, большие и малые. Большие продолжались четыре дня, на третий год каждой Олимпиады. Малые повторялись ежегодно. В большие Панафинеи происходили народные иг­ры и состязания, во время которых обязательно исполнялись воинственные, пиррические танцы.

Деметра. Наиболее значительное место танцам было отведено в Элевсинских мистериях, которые были посвящены Деметре и рассказывали, о ее странствиях по вселенной в поисках похищенной у дочери Персефоны, увлеченной в подземное царство мрака. Эти мистерии, по словам Цицерона, смягчали нравы греков и из дикого состояния невежества превратили эл­линов в людей, познавших гуманность и добродетель.

Элевсинские мистерии сначала празднова­лись один раз в пять лет; затем они повторя­лись ежегодно. Первоначально они длились пять дней, затем добавили еще четыре дня.

Афродита - богиня любви. Празднества Афродиты, совпадавшие с весенним возрождением природы, происходили во всей Греции. Во времена античной Эллады эти празднества имели мистический, с религиозным настроением характер. Вокруг изваяний Афродиты танцевали в изысканных красивых позах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: