Общественные, воинственные, исполнявшиеся публично на улицах, с религиозным оттенком и учрежденные греческими законодателями.




У греков было множество общественных, народных танцев, в которых отражал­ся эллинский дух, переплетенный с мифологическими верованиями. Публично предавались танцам во славу богов, в честь героев и по случаю разного рода земледельческих собы­тий. Тут веселился и забавлялся весь народ.

К общественным танцам в первую очередь относятся военные (воинственные) танцы, танецы гормос, гимнопедия, геранос.

Воинственные танцы. Благодаря гимнастическим упражнениям в школах греки с раннего детства приобретали ловкость и гибкость в движениях, потому исполнявшиеся публично танцы с воинственным пылом были красивым и любимым развлечением, е кроме того играли большую роль в воспитании мужества, патриотизма, чувства долга.

Попробуем их себе представить: обычно военные пляски исполняли двое, но существовали и танцы где танцевали несколько юношей, а иногда вместе с юношами танцевали и девушки. Эти пляски воспроизводили бой, различные боевые перестроения, это были сложные хореографические композиции. В руках у танцующих были луки, стрелы, щиты, зажженные факелы, мечи, копья, дротики. В сюжетах этих танцев, как правило, находили отражения мифы и предания о героях.

Главнейшим из всех воинственных танцев, несомненно, был пиррический танец, который можно даже назвать военной пантомимой.

Гормос – общественный танец в честь разных божеств, утвержденный древнеспартанский законодателем Ликургом, как средство для преклонения перед красотой человеческих форм.

Гимнопедия – общественный танец, исполнялся на площадях в праздничные дни и без каких-либо символических атрибутов. Украшенные венками из пальмовых ветвей, танцевали старики, взрос­лые и дети, собиравшиеся на площадях. Участвующие делились на три группы. Каждый хор пел и двигался отдельно, останавливаясь и принимая различные позы.

Геранос - «журавль»,— изобретение которого приписывается Тесею, как напоминание его выхода из Лабиринта. Составляющие цепь считались жертвами, спасенными из Лабиринта от ярости Минотавра. А такое название ему было дано благодаря исполняемым фигурам, напоминающим стаю летящих друг за другом жу­равлей. Веселый танец исполнялся преимущественно во время весеннего празднества Панафиней, символически олицетворявший собою освободителя от тьмы.

Домашние, сельские, пиршественные, исполнявшиеся в домах, на полях, в селениях и во время пиров.

Каждое событие обыденной жизни греков ознаменовывалось торжеством, соединенным с танцами. День рождения хозяина дома, появление на свет ребенка, свадьба, чествование именитого гостя, возвращение с поля битвы и даже похороны сопровождались соответствующими данному случаю танцами. Домашние танцы можно разделить на две категории: на семейные, имевшие торжественный характер, и на увеселительные, служив­шие для развлечения. В обеих категориях сохранялся отпечаток «священных» танцев. Внутреннее содержание их, с сюжетами из жизни олимпийских богов, было проникнуто мифологическими влияниями.

К первой категории домашних танцев относятся: танец гименей, исполнявшийся в домах после совершения брачного обряда; гингра - танец исполняемый во время прощания с усопшим. Большинство домашних чисто увеселительных плясок, как-то: танец спартиатов, та­нец с обручами и др., основывались на гимнастическими и эквилибристическими упражнениями.

Сценические танцы, то есть та форма хореографии, где профессиональные артисты танцевали не ради собственного удовольствия, а для развлечения народа и для того, чтобы блеснуть своим талантом. Танцыдревних греков были частью театральных представлений, причем каждому жанру соответствовали свои танцы. В трагедиях исполнялись танцы медленные, торжественно-плавные, а в комедиях лихо отплясывали, забывая о скромности и приличиях. Во время танцев исполнители отбивали такт ногами, для чего надевали особые деревянные или железные сандалии, иногда отбивали такт руками с помощью надетых на средние пальцы своеобразных кастаньет – устричных раковин.

Древнегреческий театр.

Постепенно растущая популярность ритуальных мистерий к тому, что они не только заняли доминирующее место в религиозных и общественных празднествах, но и отделились постепенно от религиозных церемоний и стали самостоятельным видом искусства и одним из самых страстных увлечений древних греков. Из древнегреческой мистерии родился театр.

Правда, в отличие от современных театралов, в античном театре каждая пьеса ставилась на сцене только один раз. А сами театральные фестивали проходили всего три раза в год – во время праздников в честь Диониса, ставшего покровителем театрального искусства. Но во время фестиваля представления давались с раннего утра и до позднего вечера несколько дней подряд.

Древнегреческая трагедия возникла из Великих (городских) Дионисий, на которых происходили состязания поэтов, выступали хоры ряженных в козьи шкуры певцов, исполнялись свободные гимны (дифирамбы). Так. Малые (сельские) Дионисии послужили основой для комедии, на них исполнялись шуточные песни, сопровождаемые плясками.

Тип театральных зданий сложился в Др. Греции под влиянием климатических условий и рельефа (Греция -гористая страна). Театры были устроены на склонах холмов. Театр в Афинах вмещал 17 тыс. зрителей, в Эпидавре – 10 тыс.

Древнегреческий театр состоял из орхестры - круглой площадки для танцев, скены - («палатка»), где актеры готовились к выступлению и зрительских мест. Сначала зрители просто располагались около орхестры. Позже для них стали отводится на склонах холмов специальные места. На круглой площадке — «орхестре» размещался хор. Тут же играли актеры. Огромные размеры театров привели к необходимости использовать маски, т.к. мимика лица актера зрителям не была видна. Перевоплощение осуществлялось просто: актеры меняли маски в которых выступали. Маски делались из глины. Каждому определенному характеру и настроению соответствовала «своя» маска, которая выражала определенное состояние (ужас, веселье, спокойствие и т.д.). Кроме того маски имели разный цвет. Так, силу и здоровье представлял смуглый цвет лика маски, болезненность — желтый, хитрость — красный, а гнев — багровый. Гладкий лоб выражал веселое настроение, а крутой — мрачное. Выразительность масок была необходима для наглядности, кроме того, маска выполняла и роль рупора, усиливавшего голос актера.
В соответствии с сюжетом актер в течении спектакля менял собственные лики. Маска меняла пропорцию тела, поэтому кроме масок актер надевал на ноги специальную обувь на высокой подошве – котурны (сандалии с толстыми подошвами). Котурны делали актера выше ростом, а его движения становились более величественными. Под одежду надевали толщинки. Ярко окрашенные ткани, из которых шились сложные костюмы, также укрупняли и подчеркивали фигуру. Сначала в спектаклях принимали участие хор и только один актер, позднее появился второй и третий. В одной постановке актер мог представлять несколько персонажей. Женские роли всегда исполнялись мужчинами. Трагические и комедийные актеры должны были не только хорошо декламировать стихи, но и владеть вокальным мастерством, так как в наиболее патетических местах драмы актеры исполняли арии. Путем постоянных упражнений греческие актеры вырабатывали у себя силу, звучность и выразительность голоса, безукоризненность дикции и доводили до большого совершенства искусства пения. Но кроме этого, греческий актер должен был владеть искусством танца и вообще искусством движения в самом широком смысле этого слова. Поэтому греческому актеру необходимо было много работать над гибкостью и выразительностью тела. Так как актеры носили маски, то мимика из игры была исключена, что заставляло греческих актеров работать над искусством движения и жеста. Древнегреческий артист был прекрасным чтецом, певцом и танцором, т.к. первоначально танец, музыка и слово у древних эллинов считались единым искусством и называлось одним словом – «музыка» или «хорея».

Трагический хор насчитывал сначала 12 человек. В комедии хор всегда состоял из 24 человек. Участрики хора назывались хоревтами, предводитель хора - корифеем. При выходе на орхестру во главе хора шел флейтист, который останавливался на ступенях алтаря, расположенного в центре орхестры. В трагедии хор обычно изображал людей, близких главному герою. Комический хор изображал не только людей, но и животных и сказочных существ.

Хореографические представле­ния состояли из разнохарактерных маршей, отрывочных мимичес­ких сцен с танцами, постановка и сочинение которых поручалось спе­циальному начальнику хора, всегда очень уважаемому лицу. Впрочем балетмейстерами были и сами драматические писатели.

Профессии актера и драматурга считались в Элладе очень почетными. Театр содержался государством, а наиболее состоятельные граждане вносили плату за обучение и содержание хора. Актерами в театре Древней Греции могли быть только свободорожденный мужчина. В эллинистическую эпоху впервые выступают актеры-профессионалы. Появляются актерские товарищества, бравшие на себя защиту интересов своих членов, а также выступающие организаторами драматических и музыкальных состязаний. Актеры также пользовались большим уважением. Для организации представлений актеры даже во время войны могли свободно выезжать в другие государства, их личность и имущество были не прикосновенны. Сами актеры получали освобождение от несения военной службы.

Однако по мере развития греческого театра все больше и больше значило в нем слово, речь, которой актеров наделял драматург, а танец все больше отступал на задний план, становился фоном, сопровождением. Из танцевальных празднеств в Древней Греции родился все таки словесный театр – драма.

Позднее в Греции большое распространение получили мимы. Эти представления устраивали странствующие группы лицедеев по городам и селам, в состав которых позднее стали входить и актеры-женщины. Мимы разыгрывались на деревянных подмостках, а актеры играли без масок. В Древней Греции мим становится любимым зрелищем в городах Средиземноморья.

Танец в древнем Риме

Танцевальное искусство древних греков оказало большое влияние на римлян. Только вот творческие вкусы римлян в корне отличались от вкусов греков. Для греков искусство и танец были чем-то священным, что облагораживало душу и приближало человека к богам. Римляне же, более грубые и приземистые, видели в искусстве лишь развлечение.

Римляне внесли в историю мирового танца большой вклад как создатели пантомимы. ПАНТОМИМ – сольный мужской театрализованный танец, основным выразительным средством которого была сильно стилизованная последовательность движений, причем в основном это была жестикуляция. Актер выступал в маске и играл сразу несколько ролей, в том числе и женских. Содержание пантомима под музыку «рассказывал» хор. Пантомиме обычно аккомпанировал маленький оркестр.

Хотя в Древнем Риме и преобладала пантомима, ритуальный танец там тоже не был забыт. Существовало много танцев-шествий на разные случаи. Например, жрецы бога Марса, исполняли свою культовую воинскую пляску. Повсюду на полуострове Италия жрецы проводили ритуалы, связанные с древними культами плодородия. Такого рода храмовые обряды постепенно перерастали в народные праздники. Например, знаменитые "сатурналии", проводившиеся в конце декабря, стали народным карнавалом, с танцами на улицах и взаимным одариванием.

А когда в Риме начались беспорядки и император испугался, что может произойти восстание, он велел выйти на улицы города трем тысячам танцовщиков и танцовщиц, которые своими плясками усмирили буйство толпы.

Сценическое искусство Древнего Рима развивалось тоже под влиянием греческого театра (римляне переняли от эллинов жанры трагедии и комедии) и собственных римских народных представлений:

В Риме были распространены:

Пантомим – сольный мужской театрализованный танец, основным выразительным средством которого была сильно стилизованная последовательность движений, причем в основном это была жестикуляция.

Пирриха – танцевальный спектакль в исполнении ансамбля танцовщиков. В качестве сюжета обычно – мифологическая история.

Фесценины – грубоватые сатирические песни, исполняемые в честь жатвы;

Сатуры - ведущие свое происхождение от танцев плясунов из Этрурии (современной Тоскании) включали в себя музыку, танцы, пение, драматические сценки бытового и комического содержания.

Ателлана представления, в которых действовали маски-характеры: плут, богатый старик, шарлатан и обжора. Тексты сочинялись на ходу участниками спектакля. В последствии, когда ателлана стала профессиональной (ее стали разыгрывать специально подготовленные артисты), число масок стало увеличиваться.

Долгое время в Риме не было постоянных театральных зданий. Для представлений строились специальные сооружения, которые по окончанию представления ломались. Первый каменный театр был сооружен около 55 г. до н.э. Римский театр имел занавес. Римский театр не был связан с культом божества, как в Греции, поэтому не имел того общественного значения. Актеры считались презираемыми людьми, их набирали из числа рабов и вольноотпущенных.

В V веке н.э. под натиском отрядов германцев Римская империя пала. Вместе с государством погиб и античный театр. Однако традиции мимы и ателланы в том или ином виде никогда не прекращали своего существования, хотя и зародились в Древнем мире. Они продолжились в искусстве средневековых артистов (примерно VIII-XIV в.в.), а в эпоху Возрождения (примерно в XIV-XVI в.в.) преобразились в итальянскую Комедию масок. Также дело обстояло и с пантомимой: в средние века ее исполняли странствующие актеры, а затем она вводится в Комедию дел арте, а в эпоху Ренессанса становится основным средством выразительности в балете.

Танцы и музыка в Древнем Египте, Индии, Китае. Египет – страна, которая более 5000 лет назад уже имела определенную культуру. Найденные на стенах гробниц изображений многочисленных звероподобных богов, игр, обрядов женитьбы, похорон и прочее представляют наглядную картину повседневной жизни Древнего Египта. Фигура человека с поднятой ногой или просто одна нога составляли «иероглиф танца» в египетской письменности. Такими знаками переполнены надписи на дошедших до нас памятниках истории. В повседневной жизни древнеегипетского общества огромную роль играла религия. Египтяне поклонялись множеству богов, обожествляли животных, растения, а также явления природы. И именно религия во многом определяла развитие культуры Древнего Египта. Одним из важных моментов в религии являлось поклонение богиням плодородия - Хатхор, Бастет, Исиде, при этом на всех ритуальных празднованиях посвященных им были музыка и танцы. Изобретение танца и музыки древние египтяне приписывали приписывали главному богу Гермесу. Гермес преподавал людям правила «эвритмин», то есть ритм пения – музыку и ритм движения – танец. Музыка и музыкальные инструменты в древнем Египте. Изначально вся музыка сводилась к какому-то определенно ритму, поэтому самыми древними музыкальными инструментами считаются ударные: кастаньеты и специальные палочки, руки, возгласы, бубен, большой барабан, Salasel (рамка, сделанная из метала, как подкова, с тонкими пластинами в центре, производящими прекрасное звучание, использовался сугубо в религиозных танцах для отпугивания злых духов). Позже появляются духовые инструменты (далекие предки флейты, которые имели схожее звучание с современными флейтами). В Египте — одинарная (простая) или двойная флейта. Дальше появляются струнные инструменты (примером такого инструмента служит арфа, но она была намного меньших размеров, чем современная). Танцевальное искусство в древнем Египте было строго регламентировано и подчинялось определенным правилам. Свои пляски были у египетских крестьян – феллахов и кочевавших со стадами верблюдов погонщиков – бедуинов. Известно, что существовал в древнем Египте даже танец фараона. Египетские жрецы – столпы науки и искусства также поклонялись танцу. Они создали величественную «астрологическую» пляску… Когда солнце пряталось за горизонтом и на небе зажигались звезды, у подножья одной из пирамид вспыхивал яркий огонь. При свете факелов к зажженному алтарю подходила процессия. В белых одеждах с золотыми украшениями на запястьях рук, шеях и головах, приближались священнослужители. Шествие останавливалось, и двенадцать жрецов, изображая двенадцать знаков Зодиака, кружились вокруг алтаря. По представлению древних астрономов, вселенная вращалась вокруг Солнца, и словно отражая эту теорию, плавно двигались по кругу, имитируя движения планет, жрецы. Через свой божественный танец они осуществляли связь с Космосом, утверждая единство и гармоничность мироздания. Виды танцев в Древнем Египте: священный (обрядовый), военный, бытовой. Обрядовые танцы –танцы, исполняемые в честь богов, при рождении человека, на похоронах. Военный танец - Военный танец египтян был развлечением армии во время отдыха. Одни солдаты танцевали простоватую смесь из беспорядочных движений под ритмичные выкрики барабанщика. Другие солдаты устанавливали ритм ударами двух бумерангов и с ним же они танцевали. Это был своего рода поединок — одни атакуют, другие защищаются. Танец музыкантов - в древнем Египте музыканты не стояли/сидели неподвижно как сейчас, а танцевали во время игры на своих инструментах, и это был особый вид танца. Танец зависел от вида инструмента, например, некоторые могли даже прыгать, а у музыкантов, играющих на кастаньетах, было больше всех возможности для движения. По количеству исполнителей танцы древних египтян делились на: Сольные (п одвижный танцующий привлекал внимание публики свой ловкостью и умением контролировать тело; акробатический танцор показывал сложные движения, пытаясь выделится; танец - подражание - танец изображающий животных, птиц и явления мира).

Парные – исполняемый 2 девушками или 2 юношами.

Групповые - каждый артист исполняется свои движения, и они должны быть связаны с остальными участниками, известен танец, исполняемый 5 танцовщиками.

По технике исполнения танцы древнего Египта делились на мимический, в котором жесты и позы служили выражением мыслей, и на танец подвижный, состоящий из колебательных движений корпуса и упражнений в ловкости, гибкости, грации.

Исполнение танцев было подчинено строгим правилам. По иероглифам видно, что древние египетские танцы не были бессвязными движениями, а были подчинены правилам и законам, от которых исполнители не смели отступать. При храмах существовали школы, в которых готовили жриц-танцовщиц, пользующихся большим почетом у народа. Техника исполнения танцев достигла у египтян значительного совершенства и имела некоторое сходство с современной балетной школой.

Иероглиф танца Позднее богатые и знатные египтяне приглашали в свои дома для увеселения гостей целые группы танцоров и танцовщиц. Под звуки оркестра, состоявшего из лир, арф, двойных флейт, барабанов исполнялись разнообразные пантомимные сценки. Особым разнообразием были обставлены пиршества фараонов и вельмож. Танцовщиц и музыкантов при дворах было так много, что для управления ими существовала даже особая должность «Заведующий изящными развлечениями царя». Царица Египта Клеопатра во время придворных пиров всегда устраивала спектакли, балеты-пантомимы с лучшими танцовщиками.

С не меньшим уважением относились к Танцу в Китае, Японии, Индии.

Танцевальное искусство в Китае находилось в перио­де полного расцвета за много веков до христианской эры. Европа, с ее цивилизацией, еще не существовала, а при дворе китайских императоров хореография была уже в большом почете. На керамических горшках с раскопок в одной западной китайской провинции изображены цветные танцующие фигурки. Изучение этих археологических артефактов показывает, что люди примерно в четвертом тысячелетии до нашей эры уже танцевали хореографические групповые танцы, участники которых, взявшись за руки и топая ногами, пели под инструментальный аккомпанемент. Древние китайские танцы - это диалоги между человеком и Небом, человеком и Землей, человеком и Божествами. У (ои) или Ю (you), по-китайски «танец», строился из жестов, приседаний и разных по­клонов и представлял собой способ выражения разнооб­разных чувств, волнующих сердце человеческое. В первом тысячелетии нашей эры китайский танец разделился на два вида: гражданский и военный. В гражданском танце танцоры держали в руках перья, символизирующие распределение пищи, добытой на рыбалке или охоте. Постепенно гражданский танец превратился в религиозный, исполняющийся в императорских священных ритуалах, а также других действах, связанных с религией. Императоры старались использовать «танцы» для укрепления своего могущества. Для всей китайской знати, для всей императорской семьи танцы были предметом обязательного обучения. Для правильного познания танцевального искусства, в стенах императорского дворца была учреждена Академия.В течении 3 лет, от 13 до 16 летнего возраста, мальчиков-учеников обучали поклонам, добрым манерам и приседаниям. Кроме того, было шесть тан­цев, которые составляли предмет обучения с детского возраста: 1. Фу-у — танец знамени, в честь духов зем­ли и жатвы. Танцующие держали небольшое знамя, вышитое разными цветами. 2. Иу-у — танец белых перьев, во славу духов четырех сторон света. Исполнялся с пучком бе­лых перьев на конце палочки, которую испол­нители держали в руках. 3. loam — в честь мистической птицы (вроде Феникса), которой китайцы при­писывали способность орошать землю; в руках танцоров были палочки с перьями пяти раз­ных, ярких цветов. 4. Mao-у — танец бычьего хвоста. Исполни­тели махали жгутами вроде бычьих хвостов. 5. Кан-у — танец оружия, в честь духов вой­ны. Исполнители держали в одной руке щит, а в другой - топорик. 6. Ген-у — танец человека. Особенность его заклю­чалась в том, что один из танцоров отделялся от группы исполнителей и стоял неподвижно. В то же время остальные, под музыку, действовали топориками и щитами; только по­сле этих передвижений стоявший в отдалении выступал вперед солистом и делал разные во­инственные упражнения. Присущая китайцам строгая иерархия в обществе ска­залась и в танцевальном искусстве – число танцев и танцоров определялось импера­торскими указами. В императорском дворце исполнялось во­семь самостоятельных танцев, с восемью тан­цорами для каждого из них. Наместники императора имели право только на шесть танцев с шестью исполнителями, князья и министры могли пользоваться четырьмя с таким же числом исполнителей. Наконец ученым были присвоены только два танца с двумя танцорами в каждом. Сами императоры, даже в престарелом возрасте, не гнушались танцевать в присутствии своих придворных. Наследники же престола считались титулованными танцорами. При дворе императора были и специальные танцоры, набираемые из знатных семей и исполнявшие церемониальный танец повиновения своему господину. Китайские мандарины-танцоры приближались попарно, делая руками и ногами медленные движения в тепе музыки. Затем они начинали вертеться, сначала тихо, а потом все сильнее и сильнее, до тех пор, пока не подходили к подножию трона; тут они сразу останав­ливались и падали ниц перед владыкой. Медленными движениями рук и ног танцоры-мандари­ны показывали, что они повергают к стопам императо­ра всю свою деятельность и энергию. Быстрое же верчение служит символом того, что они, по приказу владыки, го­товы перед миром свидетельствовать о величии импера­тора. Все танцоры были одеты в одинаковое одеяние: длинные ожере­лья из ценных камней украшали грудь, на головесветлая шапочка с надзатыльником, прикрывающим шею и спускающимся на плечи. Военные танцы были массовые. Танцоры держали в руках оружие и в едином совместном движении делали шаги вперед и назад. Позже схему этого танца взяли за основу военных тренировок. Китайский древний балет. Китайцы были очень ис­кусны в сочинении и по­становке цельных балетов. Описание одного балета со­хранилось в диалогах Кон­фуция, где удостоверяется, что император Ю Ванг, живший за 1100 лет до нашей эры, сам сочинил аллегорический балет и написал к нему музыку. Этот исторический балет состоял из шести действий и был предназначен для прославления восшествия на пре­стол автора этого представления. В первой части Ю Ванг, родом из северной провинции, шел навстречу своему противнику Ченг Вангу, последнему императору из династии Кан. Танцоры шли с севера, удаляясь к югу. Это был торжественный марш Ю Ванга с его армией. Вторая часть изображала смертный бой между обеими армиями и победу Ю Ванга. Затем следовали третья, четвертая и пятая части, где прославлялись деяния победителя и создава­лась хвала мудрости его управ­ления покоренными землями. Последняя, шестая часть со­ставляла «апофеоз», где в вели­чественной картине было вы­ставлено могущество Ю Ванга и полная покорность побеж­денных новому владыке Под­небесной империи. Некоторые танцы, созданные китайскими древними хореографами для развлечения императоров, полюбились китайскому народу и стали исполняться во время обрядов в честь нового года, в честь посева или сбора урожая. К таким танцам относятся дошедшие до наших дней: танец Дракона и танец Льва (тигра). Танец Льва. Китайский император мечтал увидеть необычный и исполненный изящества танец. Придворный хореограф долго наблюдал и изучал повадки льва, движения которого и взял за основу танцевального представления. Сын Солнца увиденное одобрил. С тех пор Танец Льва стал неотъемлемой частью китайской культуры. Танец исполнялся 4 участниками. Двое, покрытыми костюмом, изображали льва. Два других участника, используя всевозможные ленты и веревки, танцевали вокруг "льва". Танец состоял из набора базовых шагов, которые сопровождаются ударами в барабаны, гонг или цимбалы: перекрестный широкий шаг, прыжок, стойка на одной ноге, поза кота (одной ногой-лапой лев держит небольшую игрушку), бег. Актеры должны двигаться как одно целое. Танец Льва – это воинское искусство, акробатический номер и театрализованное действие. Как говорят китайцы, «дух воина» передает зрителям мужество, а «дух сцены» заверяет в победе добра над злом. А если еще учесть, что вес головы тигра может достигать 90 кг? Тут нужна и ловкость и отменная физическая форма, поэтому многие танцоры еще и мастера кун-фу. Танец Дракона. В Китае преклоняются и почитают дракона - первого среди всех земных существ и великого бога водной стихии. С 5-3 вв. до н.э китайские императоры называли себя сынами небесного дракона. Выстроившись в линию, танцоры идут по улицам, держа дракона на длинных шестах, с помощью которых его заставляют извиваться. Китайцы верят, что танцующий дракон приносят удачу и прогоняет злых духов. Танец в Древней Индии.

Индийские танцовщики уже много веков назад так владели своим телом, что языком жестов и поз рассказывали о приключениях своих легендарных богов и героев. В Индии существовала «Пляска солнца». Одна из индусских легенд даже гласила, что в божественном танце создает, а затем разрушает мир творец Вселенной – многоликий бог Шива.

Другая древняя легенда рассказывает о победе, которую другой индийский бог Вишну в танце одержал над демонами. Вот как рассказывают эту замечательную легенду в бессмертной книге «Ритмы Радости»: Вишну принял образ чаровницы Мохини и пришел на помощь Богу Шиве, которого преследовал демон. Этот демон, получив от Шивы дар уничтожить любого, на кого он положит свою руку, пожелал воспользоваться этим даром против самого же Шивы! Но Мохини отвлекла демона устроив танцевальный поединок. Заставив демона повторять каждое её движение, Мохини в конце концов привела демона к тому, что он положил руку на собственную голову и, тем самым, превратил себя в пепел.

Индийский танец делится на: ритуальный (священный), военный, бытовой и театральный.

Ритуальный танец. Как у многих народов древности – это язык, на котором люди общались с богами. К ритуальным индийским танцам относятся - танец бога огня, танец призыва дождя, который исполняли девушки, держащие на головах кувшины с водой. Похоронный танец, для того чтобы умерший спокойно переправился в царство мертвых. Ритуальные танцы исполняли как мужчины, так и женщины. Неотъемлемой частью индийских ритуальных танцев являются храмовые танцовщицы. При каждом храме обязательно существовали храмовые танцовщицы - баядерки. Они пользовались уважением, имели дом в лучшей части города, не платили налогов на землю. Каждая танцовщица имела превосходное музыкальное и хореографическое образование, которое она получала в специальных школах при храмах, знала языки. Считалось, что танцовщицы жены храмового божества.

Практически все классические танцы Индии сформировались в рамках религиозного ритуала и принадлежали к храмовому искусству. Когда-то танец танцевали в одиночку, перед идолом божества, которому танец предназначался. Танцевальные подношения были частью каждодневного ритуала и самой важной составной частью молитвы. Индийский танец изначально – сольный танец. Классический индийский танец насчитывает 4 стиля:

- бхарат-натьян – танец молитва, танец-разговор, исполняемый в храмах бога Шивы. Неотъемлемая часть индийской хореографии – храмовые танцовщицы;

- каткахали – «расказ-искусство». Исполняют только мужчины. Танец групповой. Чаще всего в танце пересказываются сюжеты эпических поэм;

- манипури – танцы посвященные богу Кришне, музыкально-танцевальные представления;

- катхак- северный стиль.

Военный танец. Арийские цари и воинские предводители, облачившись в доспехи и взяв оружие, исполняли особые воинские танцы.

Бытовой танец. Индия - страна вечных религиозных празднеств и процессий во славу божеств. Уличные шествия сопровождались прыгающей и скачущей толпою, однако собственно бытовых публичных танцев с названиями в Индии не существовало.

Театральный танец. О чрезвычайной древности развитого театрального и танце­вального искусства у народов Индостана свидетельствуют наскаль­ные росписи, обнаруженные в пещерах и гротах. В них можно обнаружить рисунки музыкантов, играющих на различных барабанах и бубнах, танцоров (в том числе, возможно, исполняющих танец на сцене), актеров в костюмах живот­ных и в масках.

В традиционный индийский театр входили певцы, танцоры, музыканты. Актерами были как мужчины, так и женщины. Каноны театрального искусства древней Индии были изложены в священном трактате.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: