ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА 2013 - 2017 ГОДЫ




КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

От 11 февраля 2013 г. N 90

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ

НА 2013 - 2017 ГОДЫ

 

(в ред. Постановления КМ РТ от 13.09.2013 N 653)

 

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 года N 1916-р "Об утверждении Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

1. Утвердить прилагаемые:

Республиканскую стратегию действий в интересах детей на 2013 - 2017 годы;

План первоочередных мероприятий на 2013 год по реализации Республиканской стратегии действий в интересах детей на 2013 - 2017 годы (далее - План).

2. Министерствам, ведомствам Республики Татарстан, а также предложить организациям, участвующим в реализации Плана, ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять информацию о его выполнении в Министерство образования и науки Республики Татарстан.

3. Предложить органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан разработать муниципальные планы (программы) действий в интересах детей.

4. Установить, что финансирование мероприятий Республиканской стратегии действий в интересах детей на 2013 - 2017 годы осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых заинтересованным министерствам и ведомствам Республики Татарстан в бюджете Республики Татарстан на соответствующий финансовый год и плановый период.

5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министерство образования и науки Республики Татарстан.

 

Премьер-министр

Республики Татарстан

И.Ш.ХАЛИКОВ

 

Утверждена

Постановлением

Кабинета Министров

Республики Татарстан

от 11 февраля 2013 г. N 90

 

 

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ СТРАТЕГИЯ

ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА 2013 - 2017 ГОДЫ

 

1. Введение

 

Проблемы детства, семьи, демографии республики и субъектов Российской Федерации приобретают не просто важное социально-экономическое значение, а становятся определяющим фактором нашего продвижения вперед. Перед субъектами Российской Федерации поставлена задача принять исчерпывающие меры по мобилизации всех ресурсов, возможностей государственных, общественных институтов для включения их в реализацию Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 (далее - Национальная стратегия), разработку и принятие соответствующего документа на уровне республики.

В Республике Татарстан для решения вопросов в сфере детства реализуются следующие долгосрочные целевые программы, направленные на защиту прав детей:

Долгосрочная целевая программа "Дети Татарстана" на 2011 - 2013 годы, утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 N 1150;

Долгосрочная целевая программа "Патриотическое воспитание молодежи Республики Татарстан на 2011 - 2013 годы", утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.03.2011 N 204;

Долгосрочная целевая программа Республики Татарстан "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.09.2011 N 786;

Долгосрочная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2011 - 2015 годы", утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 N 1134;

Долгосрочная целевая программа профилактики наркотизации населения в Республике Татарстан на 2011 - 2015 годы, утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.10.2010 N 865;

Комплексная программа по профилактике правонарушений в Республике Татарстан на 2011 - 2014 годы, утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.11.2010 N 890;

ежегодно принимаемая программа отдыха, оздоровления, занятости детей и молодежи Республики Татарстан.

Ключевой задачей разработки и реализации Республиканской стратегии действий в интересах детей (далее - Республиканская стратегия) должно стать создание механизмов поддержки инициатив государственных, общественных, правозащитных, благотворительных организаций, бизнес-сообщества, различных творческих союзов, работодателей, педагогической и родительской общественности, направленных на решение проблем материнства, защиты детства, социальной поддержки семей с детьми, здоровьесбережения, образования и многих других.

Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация в Республике Татарстан приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование".

В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа детей, оставшихся без попечения родителей и устроенных в семьи.

Сегодня на уровне государства решаются назревшие проблемы системы образования, совершенствуются школы, внедряются новейшие технологии и образовательные стандарты. В Республике Татарстан разработана и уже реализуется Стратегия развития образования в Республике Татарстан на 2010 - 2015 годы "Килэчэк" - "Будущее", утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 N 1174.

По инициативе Президента Республики Татарстан Р.Н.Минниханова в республике реализована Программа по ликвидации очередности в дошкольные образовательные учреждения "Бэлэкэч" - "Малыш", в рамках которой создано 11 830 новых мест в детских дошкольных учреждениях (всего в 2012 году в республике создано дополнительно 13 170 дошкольных мест). На указанные цели было направлено более 3 млрд рублей.

Республика Татарстан вошла в число семи пилотных регионов Российской Федерации по реализации в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в 2011/2012 учебном году проекта "Апробация различных типов интерактивных мультимедийных электронных учебников в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации".

В Республике Татарстан создана законодательная база, ориентированная на охрану прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе относящихся к наиболее социально незащищенным категориям - детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Разработаны и успешно выполняются программы по защите материнства, отцовства и детства, в том числе по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Сформирована межведомственная система по выявлению и профилактике насилия и жестокого обращения в отношении детей. В 2010 году в республике был создан институт Уполномоченного по правам ребенка Республики Татарстан. Татарстан стал активным участником общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми.

В настоящее время в Республике Татарстан в соответствии с Соглашением от 24.08.2010 N 8/03 об обеспечении деятельности на территории Республики Татарстан детского "телефона доверия" (службы экстренной психологической помощи) с единым общероссийским телефонным номером, подписанным между Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и Кабинетом Министров Республики Татарстан, работают 6 центров (служб) экстренной психологической помощи, подключенных к единому общероссийскому номеру, в городах Альметьевске, Казани, Нижнекамске, Набережные Челны, Елабуге.

В Республике Татарстан системно проводится работа по выявлению, учету и анализу причин, приведших к социально опасному положению несовершеннолетних и их семей; налаживается система оперативного реагирования и взаимодействия различных министерств, ведомств и учреждений. Целостности республиканской системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних способствует и принятый Закон Республики Татарстан от 20 мая 2011 года N 26-ЗРТ "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Татарстан", который регламентирует порядок образования и функционирования комиссий - главных координаторов непростой, но очень важной работы.

В качестве основной задачи в области реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей наравне со здоровыми сверстниками. В основе такой работы лежит в первую очередь процесс своевременного выявления детей с ограниченными возможностями здоровья.

Между Министерством образования и науки Российской Федерации и Кабинетом Министров Республики Татарстан заключено Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Татарстан на проведение мероприятий по формированию сети образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития (от 30.05.2012 N 06.G65.24.0046). В рамках указанного Соглашения предусмотрена адаптация зданий 35 общеобразовательных учреждений республики для обеспечения совместного обучения инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития.

Общий объем финансирования мероприятий по формированию сети образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в 2012 году составил 51 061,0 тыс. рублей, в том числе 21 956,0 тыс. рублей из федерального бюджета.

Несмотря на предпринимаемые меры, желаемые результаты в сфере защиты интересов и прав детей еще не достигнуты. Острота существующих проблем в сфере детства, приоритетные направления развития страны и ее безопасности настоятельно требуют от органов государственной власти Республики Татарстан, общественных, правозащитных, благотворительных организаций, бизнес-сообщества, различных творческих союзов, работодателей, педагогической и родительской общественности, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.

 

2. Основные проблемы в сфере детства

 

1. Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей по реализации жилищных прав детей, в том числе из многодетных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также семей, имеющих детей-инвалидов.

2. Распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей.

3. Невысокий уровень эффективности профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми.

4. Высокая распространенность факторов риска развития заболеваний среди детей.

5. Недостаточная пропаганда ценностей здорового образа жизни среди детей.

6. Нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей, сохранения физического и психологического здоровья детей.

7. Низкий уровень квалификации специалистов, работающих в сфере детства, слабое внедрение в практику новых технологий работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, с детьми, нарушающими закон.

8. Недостаточный уровень развития инфраструктуры отдыха и оздоровления детей в Республике Татарстан.

 

3. Ключевые принципы Республиканской стратегии

и направления ее реализации

 

Ключевые принципы Республиканской стратегии полностью определяются принципами Национальной стратегии.

Реализацию Республиканской стратегии предусматривается осуществлять по основным направлениям Национальной стратегии:

1. Семейная политика детствосбережения.

2. Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей.

3. Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни.

4. Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства.

5. Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия.

6. Дети - участники реализации Республиканской стратегии.

 

4. Семейная политика детствосбережения

 

4.1. Краткий анализ ситуации

 

За последние пять лет в Республике Татарстан наблюдается динамичное повышение рождаемости, при этом темпы роста указанного показателя выше, чем в Приволжском федеральном округе и России. Достигнутый уровень младенческой смертности - один из самых низких в Приволжском федеральном округе.

По итогам 2011 года зарегистрирован естественный прирост населения, который составил (+)1,0 на 1000 населения (2010 г. - 0,2). За 10 месяцев 2012 года естественный прирост составил (+)2,4.

Рост рождаемости отмечается с 2006 года. За 7 лет рождаемость возросла на 36,7 процента с 9,8 в 2005 году до 13,4 в 2011 году.

В 2011 году родились 50 777 детей, что на 1 986 детей больше, чем в 2010 году. В 2012 году продолжился рост рождаемости, за 10 месяцев родились 46 048 детей, что на 4 251 новорожденного больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Показатель уровня смертности в 2011 году - самый низкий за последние 11 лет: 12,4 на 1000 населения. За 2011 год умерли 47 072 человека, что на 2 658 человек меньше, чем в 2010 году (49 730 человек). Показатель смертности за 10 месяцев 2012 года снизился и составил 12,1.

В 2011 году зарегистрирован рекордно низкий показатель младенческой смертности. За последние 5 лет показатель младенческой смертности снизился на 35,9 процента.

За 10 месяцев 2012 года показатель младенческой смертности в республике вырос на 28,7 процента и составил 6,4 на 1000 родившихся живыми. Увеличение данного показателя связано с переходом на регистрацию по критериям живорождения, рекомендуемым Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).

Уровень детской смертности (0 - 17 лет) в 2011 году составил 71,1 на 100 000 детского населения соответствующего возраста (в абсолютных цифрах - 265 детей). За последние 5 лет произошло снижение детской смертности на 20 процентов по сравнению с 2007 годом (с 89,2 до 71,1).

Несмотря на позитивные демографические показатели, численность детей в Республике Татарстан в возрасте от 0 до 18 лет в последние годы уменьшилась. Численность учащихся за период с 2008 по 2012 год сократилась на 21,2 тысячи человек (5,4 процента) и составила в 2008 году 391,5 тыс. человек, в 2012 году - 370,3 тыс. человек. Контингент обучающихся в общеобразовательных учреждениях уменьшился к 2012/2013 учебному году на 3 310 человек по сравнению с 2011/2012 учебным годом.

Трансформация института семьи сопровождается высоким уровнем социального неблагополучия в семьях, что обусловлено в немалой степени деградацией семейных и социальных ценностей, социальным сиротством. В случаях несвоевременного выявления и неоказания эффективной профилактической помощи семьям с детьми на ранних этапах основными мерами по защите прав ребенка становятся лишение и ограничение родительских прав (в 2011 году - 1 030 родителей). По оперативным данным, за 9 месяцев 2012 года лишены родительских прав 590 граждан.

Остаются острыми вопросы жестокого обращения с детьми, включая физическое, эмоциональное, сексуальное насилие в отношении детей, пренебрежение их основными потребностями.

По данным Министерства внутренних дел по Республике Татарстан, в 2011 году на территории республики в отношении несовершеннолетних было совершено 3 399 преступлений, что на 11,3 процента больше, чем в 2010 году. В структуре преступности рассматриваемой категории значительное место занимают насильственные действия сексуального характера. За 2011 год совершено 277 таких преступлений, что составило 8,1 процента от общего числа преступлений, совершенных в отношении детей. В 2011 году на 10,2 процента увеличились случаи побоев несовершеннолетних.

В 2012 году наблюдается уменьшение количества преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних, на 18,6 процента по сравнению с предыдущим годом.

Сегодня в республике на учете органов опеки и попечительства состоят 12 320 детей, оставшихся без попечения родителей, из них 90,1 процента проживают в семьях граждан республики.

 

Категории детей 01.01.2008 01.01.2009 01.01.2010 01.01.2011 01.01.2012
Количество детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях, в том числе:          
на усыновлении          
под опекой (попечительством)          
в приемных семьях          
возмездная опека (суворовцы) - -      

 

4.2. Основные задачи в сфере детства

 

1. Повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми.

2. Обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения.

3. Обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье.

4. Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

5. Выявление и профилактика ранней детской инвалидизации населения.

6. Обеспечение безопасного пребывания детей на детских дворовых и спортивных площадках.

 

4.3. Первоочередные меры

 

1. Повышение эффективности деятельности органов по защите прав детей, развитие межведомственного взаимодействия по предотвращению семейного неблагополучия, социального сиротства, защите прав и законных интересов детей.

2. Создание и распространение информации о правах ребенка, адаптированной для детей, родителей, педагогов, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, через средства массовой информации, организации и учреждения для детей.

3. Формирование системы мониторинга и статистического учета для оценки эффективности семейной и социальной политики в сфере материнства и детства.

 

4.4. Меры, направленные на формирование безопасного

и комфортного семейного окружения для детей

 

1. Организация мероприятий, пропагандирующих ценности семьи, приоритет ответственного родительства, защищенного детства, через средства массовой информации, учреждения образования, социальной защиты, здравоохранения, культуры и спорта.

2. Обеспечение внедрения и распространения современных технологий профилактической и реабилитационной работы с семьей и детьми.

3. Развитие сети клубов для родителей и детей, клубов семейного общения на базе образовательных учреждений.

4. Проведение информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми.

5. Дальнейшее развитие службы детского "телефона доверия" и служб помощи детям, подвергшимся жестокому обращению.

6. Формирование действенных механизмов раннего выявления жестокого обращения и насилия в отношении ребенка, социального неблагополучия семей с детьми и оказания им помощи с участием учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания, в том числе закрепление порядка межведомственного взаимодействия в деятельности по защите прав детей.

7. Формирование полноценной системы подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с детьми и в интересах детей.

8. Организация распространения и внедрения передового опыта в сфере профилактики жестокого обращения с детьми и реабилитации пострадавших.

9. Создание и распространение информации о правах ребенка, адаптированной для детей, родителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", организации и учреждения для детей.

Формирование полноценной системы подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с детьми и в интересах детей.

 

4.5. Меры, направленные на профилактику изъятия ребенка

из семьи, социального сиротства

 

1. Организация на межведомственной основе системы раннего выявления социального неблагополучия семей с детьми и комплексной работы с ними для предотвращения распада семьи и лишения родителей родительских прав с надлежащей координацией деятельности всех служб в сфере реабилитации семьи.

2. Обеспечение беспрепятственного доступа семей с детьми к необходимым социальным услугам, в том числе на основе развития служб социального сопровождения семей, входящих в "группу риска", участковых социальных служб, мобильных бригад.

3. Обеспечение повсеместного внедрения эффективных технологий реабилитации социально неблагополучных семей с детьми.

4. Внедрение системы профилактики отказов от детей при рождении и (или) помещении в медицинские учреждения, в т.ч. при случаях выявления у ребенка нарушений развития и родов у несовершеннолетних.

5. Введение запрета на изъятие детей из семей без предварительного проведения социально-реабилитационной работы, включая возможность замены лишения родительских прав ограничением родительских прав с организацией в этот период реабилитационной работы с семьями.

 

4.6. Ожидаемые результаты в области детствосбережения

 

1. Ликвидация дефицита услуг, оказываемых дошкольными образовательными учреждениями.

2. Снижение численности семей, находящихся в социально опасном положении.

3. Формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства и выполнения родительских обязанностей.

4. Повышение качества оказания мер социальной поддержки для семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.

5. Создание эффективных механизмов, способствующих сокращению случаев лишения родительских прав, выявлению семей, входящих в "группу риска", их социальному сопровождению и реабилитации, сокращению числа случаев жестокого обращения с детьми в семьях.

6. Сокращение числа детей, остающихся без попечения родителей.

7. Увеличение доли семей с детьми, снятых с межведомственного патроната с положительными результатами без превышения сроков социальной реабилитации.

8. Сокращение числа детей, остающихся без попечения родителей.

9. Повышение качества услуг для семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.

 

5. Доступность качественного обучения и воспитания,

культурное развитие и информационная безопасность детей

 

В настоящее время в Республике Татарстан функционируют 1 935 дошкольных образовательных учреждений (далее - детсады) на 167 063 места. В них воспитываются 187,7 тысячи детей дошкольного возраста. Различными формами дошкольного образования по республике охвачены 73,7 процента детей в возрасте от 1 года до 7 лет.

В республике развиваются вариативные формы дошкольного образования. Функционируют 35 семейных детских садов как структурные подразделения муниципальных дошкольных образовательных учреждений, в которых воспитывается 121 ребенок. На базе 10 общеобразовательных учреждений созданы 15 дошкольных групп, которые посещают 172 ребенка дошкольного возраста. Группы кратковременного пребывания различной направленности (адаптационные, раннего развития, физкультурно-оздоровительные и т.д.), созданные на базе детсадов, посещают 1 066 детей.

В результате реализации Программы "Бэлэкэч" - "Малыш" в 2011 году в республике удалось решить проблему обеспечения дошкольными местами детей старше 3 лет. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" дети старше 3 лет обеспечиваются местами в детских садах в приоритетном порядке.

В то же время к началу текущего учебного года 22,5 тысячи детей в возрасте от 1,5 до 3 лет местами в детских садах обеспечены не были.

В 2012 году в республике введено 1 985 новых дошкольных мест.

Перспектива возможностей обеспечения доступности дошкольного образования сегодня связана также с развитием рынка негосударственных услуг в сфере дошкольного образования.

На сегодняшний день в республике функционируют:

11 частных детских садов на 845 мест;

дошкольные группы в 3 частных школах на 160 мест;

5 частных учреждений дополнительного образования детей на 520 мест.

С целью развития государственно-частного партнерства в данной сфере в республике разработана нормативно-правовая база, позволяющая оказывать государственную поддержку негосударственным образовательным учреждениям путем предоставления субсидий за счет средств бюджета республики. На предоставление субсидий негосударственным дошкольным учреждениям в 2012 году выделено 15 739,9 тыс. рублей.

В Республике Татарстан создана и функционирует сеть образовательных учреждений, позволяющая удовлетворять образовательные запросы общества. В 2012/2013 учебном году функционирует 1 591 школа, в том числе 1 506 общеобразовательных школ и школ-интернатов, 51 школа и школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья, 3 санаторные школы-интерната, 1 школа для детей с девиантным поведением, 17 вечерних школ, 11 негосударственных школ и 2 школы, подведомственные Министерству культуры Республики Татарстан и Министерству по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан соответственно (в 2011/2012 учебном году - 1 788 учреждений). В них обучаются 375 557 учащихся (в 2011/2012 учебном году - 379 400 учащихся).

В Республике Татарстан функционируют 237 общеобразовательных учреждений, реализующих программы повышенного уровня, в которых обучаются 155,8 тыс. учащихся, что составляет 42,8 процента от общей численности учащихся. Доля школ с углубленным изучением предметов от общей численности инновационных учреждений составила 41,3 процента (98 учреждений), в них обучаются 69 110 учащихся (44,4 процента), 40,1 процента (95 учреждений) приходится на гимназии, в которых обучаются 58 189 учащихся (37,3 процента), 18,6 процента (44 учреждения) составляют лицеи, в них обучаются 28 465 учащихся (18,3 процента).

В 2012 году введены в эксплуатацию 11 школ на 3 088 ученических мест, в том числе 3 школы с детсадом, 8 новых детсадов на 835 дошкольных мест.

Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.03.2012 N 404-р утвержден перечень объектов капитального ремонта общеобразовательных учреждений Республики Татарстан на 2012 год. Работы по капитальному ремонту выполнены в 45 муниципальных образованиях республики на общую сумму 2 427 млн рублей. Дополнительно принято распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.10.2012 N 1826-р о выделении денежных средств на ремонт фасадов и отмостки школ на сумму 195,75 млн рублей.

В рамках второго этапа Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010 - 2015 годы "Килэчэк" - "Будущее" осуществлена закупка учебно-лабораторного (750 единиц), учебно-производственного (80 единиц) оборудования на общую сумму 268 000,0 тыс. рублей. В 139 школах установлено 185 мобильных компьютерных классов для начального звена по 30 нетбуков в каждом, дополнительно приобретено 37 стационарных компьютеров. Для школ приобретены и установлены 2 153 проекционных комплекта и 308 комплектов интерактивного оборудования. В 2012 году доля оснащенных мультимедийным оборудованием кабинетов в общем количестве средних и основных школ увеличилась на 8 процентов по сравнению с 2011 годом и составила 52 процента.

На протяжении 5 лет в Приволжском федеральном округе по результатам Всероссийской предметной олимпиады команда школьников Республики Татарстан удерживает 1 место, в Российской Федерации - 4 место после городов Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области. В 2012 году 16 школьников Татарстана стали победителями и 53 - призерами Всероссийской олимпиады (в 2011 г. - 75 призеров). Высокую эффективность участия продемонстрировали команды школьников по немецкому языку, физкультуре, экологии, математике, обществознанию, географии, основам безопасности жизнедеятельности.

По итогам конкурсных мероприятий федерального и республиканского уровней 152 молодых представителя Республики Татарстан удостоены премий для поддержки талантливой молодежи, в том числе 32 человека - премии в размере 60,0 тыс. рублей и 120 человек - премии в размере 30,0 тыс. рублей на общую сумму 5,52 млн рублей.

В 2012 году закуплено 17 школьных автобусов PeugeotBoxer - 222 335, 1 школьный автобус марки "ГАЗ-322121" на общую сумму 24 668,71 тыс. рублей. В настоящее время в образовательных учреждениях Республики Татарстан в муниципальной собственности находятся 622 школьных автобуса, осуществляющие подвоз более 19 тысяч учащихся к 499 базовым школам по 712 маршрутам. Информация обо всех маршрутах школьных автобусов внесена в Единую государственную информационную систему "ГЛОНАСС+112", с помощью которой осуществляется контроль за нахождением автобуса на маршруте.

Продолжает совершенствоваться проведение единого государственного экзамена, усиливается контроль за соблюдением установленного порядка проведения экзаменов, повышается качество информированности населения об организации и результатах проведения экзаменов.

В республике придается большое значение созданию условий для практической реализации конституционного права каждого родителя воспитывать и обучать своих детей на родном языке. В Республике Татарстан функционируют 1 935 детсадов, из них 805 учреждений с татарским языком воспитания и обучения, в 560 русскоязычных детских садах открыты 824 татарские группы, которые посещают 37 000 детей. В целях реализации прав граждан на изучение своего родного языка, истории и культуры в системе дополнительного образования в республике открыты воскресные школы для детей разных народов, проживающих в Татарстане или прибывших в республику. Муниципальные органы управления образованием предоставляют возможность этим школам заниматься в помещениях образовательных учреждений в воскресные дни, финансируют и курируют содержание образования.

В республике сложилась определенная система, направленная на поддержку одаренных детей, включающая развитие дополнительного образования детей, проведение творческих конкурсов, олимпиад, в т.ч. межведомственного характера, поощрительных мероприятий - чествование победителей, установление региональных стипендий, льгот при поступлении в учреждения профессионального образования. Продолжает развиваться региональная система мер поощрения способной и талантливой молодежи.

В Республике Татарстан прикладываются значительные усилия, направленные на профилактику экстремизма в подростково-молодежной среде. Развитие духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи, воспитание толерантной личности в условиях полиэтничной республики являются приоритетными направлениями деятельности образовательных учреждений. С целью содействия межконфессиональному диалогу обучающихся в 49 школах республики по выбору преподается предмет "История религий". С 2012/2013 учебного года в четвертых классах общеобразовательных учреждений республики введен комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики".

Развивается система дополнительного образования детей, направленная на организацию социально значимого досуга несовершеннолетних. По состоянию на 12.11.2012, по данным информационной системы "Электронное образование в Республике Татарстан", в 2012/2013 учебном году в Республике Татарстан без учета ведомственной принадлежности осуществляют деятельность 434 учреждения дополнительного образования детей, в которых занимаются 3 206 143 учащихся, что составляет 85,4 процента от общего количества учащихся. Ведется работа по внедрению проекта электронной системы учета посещаемости в учреждениях дополнительного образования детей. В 2012 году в рамках мероприятий второго этапа Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010 - 2015 годы "Килэчэк" - "Будущее" начата реализация нового комплексного проекта "Школа после уроков".

Вместе с тем продолжают нарастать проблемы, из-за нерешенности которых права и интересы детей в системе образования оказываются нереализованными в полной мере, в т.ч.:

дефицит дошкольного образования для детей до 3 лет;

слабая материально-техническая база учреждений дополнительного образования художественно-эстетической направленности;

невысокий уровень качества услуг, предлагаемых отдельными учреждениями дополнительного образования детей;

несоответствие современной системы обеспечения информационной безопасности детей новым рискам, связанным с развитием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационных технологий, нарастающему противоправному контенту;

создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов в общество.

В области культуры просветительскую и воспитательную деятельность с подрастающим поколением осуществляют все учреждения культуры и искусства: библиотеки, музеи, культурно-досуговые и театрально-зрелищные учреждения. В Республике Татарстан функционируют 4 специализированных детских театра, кроме этого, все театрально-зрелищные учреждения республики имеют в своем репертуаре детские спектакли.

Правительство Республики Татарстан проводит масштабную работу, направленную на поддержку театрально-зрелищных учреждений, работающих с детьми. Так, в марте 2012 года один из старейших театров Татарстана - Татарский государственный театр кукол "Экият" открыл свои двери в новом здании Детского культурного центра "Экият".

Библиотечное обслуживание детей и подростков, составляющих 33,6 процента от общего числа всех читателей Республики Татарстан, осуществляют 1 550 библиотек. Специализированное библиотечное обслуживание детей-читателей в муниципальных районах республики осуществляют Республиканская детская библиотека и 90 муниципальных детских библиотек. Принята Долгосрочная целевая программа "Развитие библиотечного дела в Республике Татарстан на 2009 - 2014 годы и на перспективу до 2020 года". В течение 2011 года в ряде муниципальных образований на базе центральных детских библиотек также были созданы модельные детские библиотеки. На сегодня 92 процента детских библиотек оснащены компьютерным оборудованием, 56 процентов подключены к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В Республике Татарстан существует 2021 учреждение культурно-досугового типа, в которых действуют свыше 9 тысяч клубных формирований для детей и молодежи. В соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.12.2011 N 2450-р о строительстве клубных учреждений в Республике Татарстан появилась возможность развернуть строительство клубов во всех муниципальных образованиях республики.

В настоящее время Министерством культуры Республики Татарстан разработан проект долгосрочной целевой программы строительства объектов культурного назначения в муниципальных образованиях Республики Татарстан на 2013 - 2014 годы и на перспективу до 2020 года. Реализация программы будет способствовать улучшению материально-технической базы учреждений культурно-досугового типа и открое



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: