Повесть В.Распутина «Прощание с Матерой»




Проблематика В каких еще произведениях поднимаются эти проблемы (ассоциации) Общая позиция
1) Человек и природа. «Эта земля – то всем принадлежит – кто до нас был и кто после нас придет». Родная земля «подвигает душу». Листвень – символ неувядающей жизни. Критик Яновский: «Он, образ Дарьи, как «царский листвень», прикрепленный к общей земле…», он так же прочен и стоек. «Тьма пала на Матеру»   2) Проблема памяти. Дарья: «Прости нам, Господи, что слабы мы, непонятливы и разорены душой» Дом – одушевленная предками часть жизни. «Все, что живет на свете, имеет один смысл – смысл службы» (хозяин острова). Ответственность перед ушедшими за продолжение жизни.   3) Проблема совести. Дарья: «Совесть истончили… до того, христовенькую, истрепали, места живого не осталось» Антиподы: Старухи – Никита, Петруха, Воронцов, Жук. 1) Стихи Ф.Тютчева о связи человека с природой «Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык» б) В.Шукшин «Горе» Высшая гармония – слияние с природой. в) – Апокалипсис (ассоциации) г) А.Ахматова, стихотворение «Родная земля»: «Ложимся в нее и становимся ею…» д) Г.Айтматов «Плаха»» Проблема экологии тесно связана с проблемами разрушения личности. е) Герой мифа Антей обретает силы от прикосновения к матери- земле 2) а) А.С.Пушкин: Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробом» б) А.Ахматова: «Все мы немного у жизни в гостях, Жить – это только привычка…» в) Ю.Бондарев, роман «Берег» (Никитин и его воспоминания) 3) а) Б.Окуджава: «Совесть, благородство и достоинство – вот оно, святое наше воинство». б) М.Булгаков «Мастер и Маргарита» (Понтий Пилат, Фрида). Ассоциации: Петруха – балаганный Петрушка, но без положительной стороны. в) А.С.Пушкин: «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста»  

 

Основой, источником вдохновения европейских поэтов, драматургов и художников служили греческие боги и богини, греческие герои, мифы и легенды о них. Поэтому важно знать их краткое содержание. Легенды и мифы Древней Греции, вся греческая культура, особенного позднего времени, когда была развита и философия, и демократия, оказала сильнейшее влияние на формирование всей европейской цивилизации в целом. Мифология складывалась на протяжении долгого времени. Сказания, легенды становились известными, потому что по тропам и дорогам Эллады странствовали декламаторы. Они несли более или менее длинные истории о героическом прошлом. Некоторые давали лишь краткое содержание. Легенды и мифы Древней Греции постепенно становились знакомыми и любимыми, а то, что создал Гомер, было принято знать образованному человеку наизусть и уметь цитировать с любого места. Греческие ученые, стремившиеся все упорядочить, начали работать над классификацией мифов, и превратили разрозненные истории в стройный ряд. Главные греческие боги Самые первые мифы посвящены борьбе различных богов между собой. Часть из них не имела человеческих черт – это порождения богини Геи-Земли и Урана-Неба – двенадцать титанов и еще шесть чудовищ, которые ужаснули отца, и он их поверг в бездну – Тартар. Но Гея уговорила оставшихся титанов свергнуть отца.Это сделал коварный Кронос – Время. Но, женившись на своей сестре, он боялся рождавшихся детей и глотал их сразу после рождения: Гестию, Деметру, Посейдона, Геру, Аида. Родив последнего ребенка – Зевса, жена обманула Кроноса, и он не смог проглотить младенца. А Зевс был надежно спрятан на Крите. Это только краткое содержание. Легенды и мифы Древней Греции страшно описывают происходящие события. Война Зевса за власть Зевс вырос, возмужал и заставил Кроноса возвратить на белый свет своих проглоченных сестер и братьев. Он призвал их на борьбу с жестоким отцом. Кроме того, в борьбе приняли участие и часть титанов, великаны и циклопы. Десять лет длилась борьба. Огонь бушевал, моря кипели, от дыма ничего не было видно. Но победа досталась Зевсу. Врагов свергли в Тартар и заключили под стражу. Боги на Олимпе Зевс, которому циклопы сковали молнии, стал верховным богом, Посейдону подчинялись все воды на земле, Аиду – подземное царство мертвых. Это было уже третье поколение богов, от которых произошли все остальные боги и герои, о которых начнут рассказывать истории и сказания.Древнейшие относят к циклу о Дионисе, боге вина и виноделия, плодородия, покровителя ночных мистерий, которые проводились в самых мрачных местах. Мистерии были страшными и таинственными. Так стала намечаться борьба темных богов со светлыми. Реальных войн не было, но темные боги стали постепенно уступать место светлому богу солнца Фебу с его рациональным началом, с его культом разума, науки и искусства.А иррациональное, экстатическое, чувственное отступило. Но это две стороны одного явления. И одно было невозможно без другого. Богиня Гера, жена Зевса, покровительствовала семье.Арес – войне, Афина - мудрости, Артемида – луне и охоте, Деметра – земледелию, Гермес – торговле, Афродита – любви и красоте.Гефест – ремесленникам. Их взаимоотношения между собой и людьми составляют сказания эллинов. Их полностью изучали в дореволюционных гимназиях России. Только сейчас, когда людей касаются по большей части земные заботы, они при необходимости обращают внимание ни их краткое содержание. Легенды и мифы Древней Греции все дальше уходят в прошлое. Кому покровительствовали боги Они не очень благоволи людям. Часто завидовали им или вожделели к женщинам, ревновали, бывали жадными до похвал и почестей. То есть они были очень похожи на смертных, если брать их описание. Сказания (краткое содержание), легенды и мифы Древней Греции (Кун) весьма противоречиво описывают своих богов. «Ничего так не радует богов, как крах человеческих надежд», - считал Еврипид. И ему вторил Софокл: «Боги всего охотнее помогают человеку, когда он идет навстречу своей гибели». Зевсу подчинялись все боги, но для людей он имел значение как гарант справедливости. Именно когда судья судил неправедно, человек обращался за помощью к Зевсу. В делах войны главенствовал только Марс. Мудрая Афина покровительствовала Аттике.Посейдону все моряки, уходя в море, приносили жертвы. В Дельфах можно было просить милости у Феба и Артемиды. Мифы о героях Один из любимых мифов был о Тесее, сыне царя Афин Эгея. Он родился и воспитывался в царской семье в Трезене. Когда он вырос и смог достать меч своего отца, то отправился на встречу с ним. По пути он уничтожил разбойника Прокруста, не дававшего пройти людям по своей территории. Попав к отцу, он узнал, что Афины платят дань девушками и юношами Криту. Вместе с очередной партией рабов, под траурными парусами, он отправился на остров к царю Миносу, чтобы убить чудовищного Минотавра.Царевна Ариадна помогла Тесею пройти лабиринт, в котором находился Минотавр. Тесей сразился с чудищем и уничтожил его.Греки радостно, освободившись навсегда от дани, возвращались на родину. Но они забыли сменить черные паруса. Эгей, не сводивший глаз с моря, увидел, что сын погиб, и от непереносимого горя бросился в пучины вод, над которыми стоял его дворец. Афиняне ликовали, что они навсегда освободились от дани, но и плакали, узнав о трагической кончине Эгея. Миф о Тесее длинный и красочный. Это его краткое содержание. Легенды и мифы Древней Греции (Кун) дадут о нем исчерпывающее описание. Эпос – вторая часть книги Николая Альбертовича Куна Легенды об аргонавтах, Троянской войне, о путешествиях Одиссея, о мести Ореста за смерть отца и злоключениях Эдипа в Фиванском цикле составляют вторую половину книги, которую написал Кун, «Легенды и мифы Древней Греции». Краткое содержание по главам указано выше. Возвращаясь из Трои на родную Итаку, Одиссей провел много долгих лет в опасных скитаниях. Трудно давалась ему дорога домой по бурному морю.Бог Посейдон не мог простить Одиссею то, что, спасая свою жизнь и жизнь своих друзей, он ослепил Циклопа, сына Посейдона, и насылал неслыханные бури. По дороге они гибли от сирен, увлекавших своими неземными голосами и сладкозвучным пением. Все его спутники погибли в путешествиях по морям. Всех уничтожила злая судьба. В заточении у нимфы Калипсо Одиссей томился многие годы. Он умолял отпустить его домой, но отказывала прекрасная нимфа. Только просьбы богини Афины смягчили сердце Зевса, он сжалился над Одиссеем и вернул его к семье. Легенды троянского цикла и о походах Одиссея создал в своих поэмах Гомер – «Илиада» и «Одиссея», мифы о походе за золотым руном к берегам понта Эвсинского описаны в поэме Апполония Родосского. Софокл написал трагедию «Эдип-царь», трагедию об Аресте – драматург Эсхил. Их дает краткое содержание «Легенды и мифы древней Греции» (Николай Кун). Мифы и легенды о богах, титанах, многочисленных героях тревожат воображение художников слова, кисти и кинематографии наших дней. Стоя в музее около картины, написанной на мифологическую тему, или слыша имя прекрасной Елены, хорошо бы хоть немного представлять себе, что стоит за этим именем (огромная война), и знать детали сюжета, изображенного на полотне. Этому могут помочь «Легенды и мифы Древней Греции». Краткое содержание книги раскроет смысл увиденного и услышанного.

 

«The Catcher in the Rye» с 1951 года разошелся по всему миру тиражом 120 миллионов экземпляров: короткий роман о мальчишке, исключенном из пансиона, который бродит по Центральному парку и спрашивает, куда деваются утки зимой, когда пруд замерзает. Посыл, быть может, ребяческий, наверняка ложный, а то и опасный, но Сэлинджер создал ту самую идеологию, добровольной жертвой которой я стал. Он – писатель, давший самое точное определение современному миру – миру, разделенному на два лагеря. С одной стороны, серьезные люди, отличники в галстучках, старые буржуа, которые ходят на работу, женятся на пустоголовых домохозяйках, играют в гольф, читают эссе об экономике и принимают капиталистическую систему такой, какая она есть: «Типы, которые только и знают, что хвастать, сколько миль они могут сделать на своей дурацкой машине, истратив всего галлон горючего». А с другой – незрелые подростки, грустные дети, навсегда застрявшие в первом классе лицея, бунтари, танцующие ночи напролет, и чудики, блуждающие в лесах, те, что задают вопросы про уток в Центральном парке, беседуют с бродяжками или монашками, влюбляются в шестнадцатилетних девочек и никогда не работают, свободные, бедные, одинокие, грязные и несчастные. Короче – вечные смутьяны, которые думали, что протестуют против потребительского общества, а на самом деле заставили западные страны обрасти долгами за последние шестьдесят лет и способствовали продаже товаров широкого потребления, начиная с 1940-х годов, на миллиарды долларов (диски, романы, фильмы, телесериалы, одежда, женские журналы, видеоклипы, жевательная резинка, сигареты, открытые машины, алкогольные и безалкогольные напитки, наркотики, все, что рекламировалось дерзкими маргиналами как мейнстрим). (с) Фредерик Бегбедер

 

Отзывы читателей о книге Наринэ Абгарян "Люди, которые всегда со мной":

Тина Вален: Очень непростая, но вместе с тем трогательная книга. История одной семьи, история, в которой есть место и боли, и любви, и счастью, и слезам. Автор смогла создать неповторимый национальный армянский колорит. Здесь и блюда, и традиции, и обряды. Очень интересно описаны свадьба и похороны. Меня поразило, что младенцев не хоронят в отдельной могиле, а кладут к кому-то из предков. И никто, даже родители, не знают, где похоронен их ребенок. Вера, героиня романа, пережила такую потерю и страдала сильнее, ища дочь у каждой могилы. Вообще, Вера замечательная получилась. Мы видим ее и девочкой, и взрослой женщиной. Дважды она спасла жизнь своей матери. А как рано она повзрослела! То, что делала по хозяйству эта шестилетняя малышка, не делает и каждая взрослая женщина.
Вторая героиня книги, это Нина, дочь Веры. Ее долгое время называли просто Девочка. Очень непосредственный, умный ребенок. Ее суждения умны не по годам, а в сердечке очень много любви. Она любит и родных, и природу, и всех людей. Она умеет чувствовать, а это главное.
В заключение хочу сказать, что все же это книга о любви и семье. Лучше чем одна из героинь романа не скажешь: »… любовь – это все. Это то, ради чего стоит жить. Ты маленькая, ты еще ничего не знаешь. Потом меня поймешь. А сейчас просто запомни – любовь – это то, ради чего стоит жить. » Просто до слез, до мурашек по коже. Сильно.
Оценка 5 (5) [20.06.14 08:35]deva-iren: Книга мне очень понравилась, даже не ожидала.
Жизненная, добрая и жутко мудрая. О детстве, о большой и дружной семье, с корнями и традициями, о дорогих сердцу людях. Она вся пропитана любовью и радостью, грустью за своих предков, свою Родину, свой народ. Я будто лично побывала на праздничных семейных посиделках, посмеялась над проделками Девочки, погрустила над её бедами, одним словом, отдохнула душой.
«Наш дом там, где наше сердце. Наше сердце там, где оно любит».
Необыкновенная книга! (5) [18.01.15 10:05]эля-заинька: Очень понравилось, прямо очень-очень) Такая замечательная, светлая книга о большой Семье (именно с большой буквы). Это гимн любви семейной, так должно быть и тогда мы станем жить лучше: родители любят детей, а те родителей, они заботятся друг о друге, помогают соседям и друзьям. Такие простые вещи, да, вот только редкие в наши дни.
Полюбились мне и герои, у каждого своя судьба, но все они стараются вести себя порядочно. Больше всех мне понравилась и запомнилась Вера, чудесный вышел персонаж, сильный и в то же время такой женственный и нежный. Я не смогла не полюбить Девочку и Боцмана. Автор так душевно описала мелочи жизни, которые создают эффект присутствия в доме этой чудесной армянской семьи.
Сюжета как такового нет, просто рассказы о всех членах семьи, с прыжками во времени, но это не портит, а лишь украшает повествование
Оценка только 5 (5) [12.07.15 08:59]iri-sa: Настолько понравилась книга, что невозможно описать словами. В конце я плакала. Рассказывала дочке историю жизни нани Тамар и плакала снова. Пишу отзыв, слёзы на глазах.
С большим уважением отношусь к традициям армян, их отношением к взрослым, старшим поколениям.
Очень интересно было прочитать. Прекрасное произведение!
Девочка - изумительное умнейшее создание, чуткое, доброе. Вера - испытаний выпало на её жизнь, потеря ребёнка...
Замечательная книга! (5) [21.09.15 17:15]На-та-ли: Изумительная книга, полная душевного тепла и уюта. Это история одной Семьи, именно с большой буквы. Семьи, где царит любовь, понимание и уважение.
Для меня было очень интересно узнать о традициях армян, хотя очень страшным мне кажется обычай хоронить младенцев в могиле кого-то из предков, притом так, чтобы родители не знали в какой именно могиле.
Я представляю всю боль и отчаяние Веры, которая каждую неделю ходила на кладбище и пыталась понять, где же похоронена малышка и просила всех стариков позаботиться о ней.
Как же это страшно, когда даже помолиться у маленького креста нельзя.
Но такие обычаи и их надо уважать.
Мне очень понравилась Вера, ещё маленькой девочкой она проявляла столько силы духа, она так поддерживала своих родителей и братьев.
Не меньше чем Вера понравилась и её маленькая дочь, которую все называют просто Девочка.
Мне хотелось плакать, когда маленькая Нина, предложила так себя называть. Это ж сколько сердечности и рассудительности в этом ребенке.
И конечно в книге показаны страшные события в жизни армян. Не дай Бог никому пережить эти погромы, войны. Когда твоих детей убивают соседи, с которыми ты прожил рядом долгие годы и только лишь потому, что вы молитесь немного по-разному.
Это не роман, а скорее сборник рассказов, связанных одним сюжетом.
Изумительная книга, которую обязательно захочется ещё послушать.

 

Тематический блок «Семья, общество и государство»
  Формулировка проблемы Произведения, в которых затрагиваются данные проблемы   Образцы аргументации
1. Социальные проблемы буржуазного общества: - социальной несправедливости;     - бедности и нищеты, униженности «маленького человека» в обществе;     - равнодушия государства и его чиновников к простым людям; «Проблему «маленького человека» наиболее полно раскрывает русский писатель Н.В.Гоголь. В повести «Шинель» он повествует читателю о Акакии Акакиевиче – бедном титулярном советнике из Петербурга. Он ревностно выполнял свои обязанности, но, в общем, роль его в департаменте была очень незначительна, из-за чего над ним нередко смеялись молодые чиновники. В истории кражи новой шинели герой не находит отклика, помощи общества». «Петербург Достоевского – это город-гигант, в котором люди постепенно утрачивают все лучшие душевные качества. Перед нами предстают картины нищеты, надругательства над личностью. Человека ожидают социальные и материальные тупики, порождающие трагедии. Отсутствие такой категории, как духовность, приводит к безысходности». «О тяжелом положении народа и о полном безразличии к его бедам чиновников Некрасов написал в стихотворении «Размышления у парадного подъезда». Поводом для его написания послужила обычная для того времени уличная сцена: крестьян-ходоков, издалека пришедших в Петербург «за правдой», прогоняют от подъезда дома чиновника-вельможи. Поэт явно с сочувствием рисует этих крестьян, которых, видно, крайняя нужда заставила пуститься в долгий путь. В стихотворении Некрасов нарисовал потрясающую по силе и правдивости картину народных страданий: …Родная земля! Назови мне такую обитель, Я такого угла не видал, Где бы сеятель твой и хранитель, Где бы русский мужик не стонал? Бедный русский крестьянин стонет «по полям, по дорогам,.. по тюрьмам, по острогам…» И даже знаменитая песня бурлаков, раздающаяся над Волгой, – это тоже стон: Этот стон у нас песней зовется, То бурлаки идут бечевой!» «В повести «В дурном обществе» Короленко рассказал об участи нищих, голодных, больных детей, живущих в подземелье на городском кладбище. Знакомство и дружба с этими детьми, Валеком и Марусей, – первый серьезный жизненный урок мальчика Васи, сына местного судьи. Он начинает понимать, что бездушные законы так называемого «порядочного общества» противоречат нормам человечности и любви».  
  - неоправданного разрастания потребительских ценностей;     - нравственной и интеллектуальной деградации буржуазного общества;     - роста преступности;     - отчуждения людей друг от друга;   «Пароход «Атлантида» – это как бы модель капиталистического общества. Совсем разной жизнью живут трюм и верхняя палуба. Внизу – обливающиеся едким, грязным потом рабочие, растапливающие топку, а наверху, в баре, беззаботная веселящаяся публика, все время которой занято едой или подготовкой к поглощению пищи. Пассажиры едят, пьют и забывают о Боге, о смерти, о покаянных мыслях. Они не думают о страшном океане, ходившем за стенами корабля, веселятся под «бесстыдно-грустную музыку», обманывают себя лживой любовью и за всем этим не видят истинного смысла жизни». «В рассказе «Братья» Бунин раскрывает сущность колониализма, бесстыдной, жестокой, грабительской политики буржуазного общества. Бунин рассказывает историю двух «земных» братьев – молодого цейлонского рикши и богатого колонизатора, которого рикша возит в своей коляске. Жадные до денег, богатства европейцы, вторгшись в жизнь «лесных людей», превратили их в рабов, дали каждому свой номер. Но так же они вторглись и в личную жизнь «лесных людей». Они лишили молодого рикшу надежды на счастье, радость, любовь, отняв у него невесту. И жизнь потеряла всякий смысл для рикши. Единственное освобождение от жестокости мира он видит в смерти, которую принимает от укуса маленькой, но самой ядовитой змеи. Бунин уверен, что такое несправедливое общество не может просуществовать долго, что постепенно капиталистический мир движется к пропасти. Разграбив Восток, Африку, этот мир, раздираемый внутренними противоречиями, начнет самоуничтожаться, как и в той самой буддийской легенде, рассказанной англичанином». «В изображении Достоевского Россия переживает страшный кризис, российский народ духовно и ценностно дезориентирован, и именно поэтому она становится ключевой в «Братьях Карамазовых». Как отмечал писатель в черновых набросках к роману, в «семействе Карамазовых», как в зеркале, «изображается многое, что похоже… на всю Россию». «Полное отчуждение», «духовный цинизм», «алчность», «страсть» карамазовской семьи – это лишь часть из перечисленных нами явлений, которые выступают, по Достоевскому, «эмблемой» разъединения и духовного неблагополучия в России, переживающей смутные времена, времена буржуазного развития. Братья Карамазовы, каждый по-своему, символизируют те или иные явления, доминирующие в обществе».
«Демократия есть правление неимущего большинства ради собственного блага» (Аристотель). «Демократия – наихудшая форма правления, если не считать всех остальных» (Уинстон Черчилль). «Демократия – это обман народа ради блага народа с помощью народа» (Оскар Уайльд). «Растление молодежи ведет к деградации населения» (Леденев). «У больного общества не может быть здоровых лидеров» (Домиль). «Каждый шаг прогресса… представлял собой движение от эшафота к эшафоту…» (Филлипс). «Человеку легче стать обезьяной, чем от нее произойти» (Шульц). «Все прогрессы реакционны, если рушится человек» (А.Вознесенский). «Прогресс состоит во все большем преобладании разума над животным законом борьбы» (Л.Толстой).
  - социальной ответственности (ответственности перед обществом и самим собой за реализацию своих способностей, вопрос о служении людям и государству);   «В наше время часто можно встретить людей, которые утверждают, что человек должен думать только о своем благополучии. Впрочем, эта точка зрения не нова: можно вспомнить философию «разумного эгоизма» Петра Петровича Лужина, героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Мне кажется, история нашей страны убедительно доказывает ущербность такой жизненной позиции: сегодня многие заботятся только о личном преуспевании, и в результате мы живем в государстве, где царит эгоистический произвол, процветают коррупция и бюрократизм». «Историк Е. Тарле в одной из своих книг рассказывает о посещении Николаем I Московского университета. Когда рек­тор представил ему лучших студентов, Николай I сказал: «Не нужны мне умники, а нужны мне послушники». Отношение к умникам и послушникам в различных областях знания и ис­кусства красноречиво свидетельствует о характере общества». «Концепция образа Данко, героя рассказа М.Горького «Старуха Изергиль», – всегда оставаться с людьми и жить для людей. Для них, оказавшихся во мреке и холоде неизвестности особенно ярким и желанным кажется появление Данко, берущего на себя ответственность за судьбы людей, за их будущее. Автор создает в легенде образ неблагодарной, капризной толпы, ведь люди, попав в самый густой мрак леса и топь болот, набросились на Данко с упреками и угрозами. Назвали его «ничтожным и вредным человеком», решили убить его. Однако юноша простил людям их гнев и несправедливые упреки. Он вырвал из груди сердце, которое горело ярким огнем любви к этим же людям, и осветил им путь. Поступок Данко можно назвать подвигом, ибо подвиг для Горького – это высшая степень свободы от любви к себе. Герой погибает, но искры его горячего сердца и сегодня освещают путь к правде и добру».
- идеологического противостояния различных слоев общества и конфликта поколений; «По мнению современных психологов, возрастной разрыв между поколениями сокращается, и новое поколение с отличной от предыдущего системой ценностей появляется сейчас через семь – восемь лет. Это приводит к нарастанию конфронтации в обществе». «Во многих произведениях русской литературы изображен конфликт поколений: Чацкий оказывается непонятым «фамусовским» обществом, Базаров – братьями Кирсановыми и собственными родителями. Если Грибоедов всецело на стороне молодого героя, носителя прогрессивных взглядов, то Тургенев демонстрирует более сложное отношение к изображаемому конфликту. Симпатизируя умному и волевому Базарову, он наделяет его трагической судьбой, тем самым утверждая и мудрость позиции «отцов». «В романе Н.Г.Чернышевского изображен конфликт «новых» и «пошлых» людей. Что же отличает их друг от друга? Новое понимание человеческой «выгоды», естественное, неизвращенное, соответствующее природе человека. Для Марьи Алексевны выгодно то, что удовлетворяет ее узкий, «неразумный» мещанский эгоизм. Новые люди видят свою «выгоду» в другом: в общественной значимости своего труда, в наслаждении творить добро другим, приносить пользу окружающим – в «разумном эгоизме».  
- социальные утопии и последствия их осуществления в социальной практике;   «История знает много неудачных попыток насильно сде­лать человека счастливым. Если у людей отнимается свобода, то рай превращается в темницу. Любимец царя Александра I генерал Аракчеев, создавая в начале 19 века военные поселе­ния, преследовал благие цели. Крестьянам запрещалось пить водку, в положенные часы им полагалось ходить в церковь, детей следовало отдавать в школы, их запрещалось наказы­вать. Казалось бы, все правильно! Но людей заставляли быть хорошими, их заставляли любить, работать, учиться... И ли­шенный свободы человек, превращенный в раба, восстал: под­нялась волна всеобщего протеста, и реформы Аракчеева были свернуты». «Вере Павловне во сне является картина жизни утопического города-государства: стоит огромный дворец из алюминия и хрусталя, с зеркалами, коврами, с чудесной мебелью. Повсюду видно, как люди трудятся, поют песни, отдыхают. Между людьми идеальные человеческие отношения, везде следы счастья и довольства, о которых прежде и мечтать было нельзя. Конечно, в этой картине много утопических элементов, социалистической мечты в духе Фурье и Оуэна. Чернышевский подчеркивает, что труд должен быть коллективным, свободным, присвоение плодов его не может быть частным, все результаты труда должны идти на удовлетворение запросов членов коллектива. Этот новый труд должен опираться на высокие научно-технические достижения, машины позволят человеку преобразить землю и всю свою жизнь». «Самые ужасные времена для глуповцев наступают с приходом на пост градоначальника бывшего полкового палача (прохвоста) Угрюм-Бурчеева. Он движим идеей осуществления соиальной утопии: создания государства казарменного типа, подданные которого будут полностью лишены свободы. Угрюм-Бурчееву система такого государственного устройства кажется идеальной. Для осуществления этой «бредовой идеи» город был разрушен до основания и перенесен на новое место. Подобно своему прототипу, императору Николаю Павловичу, прозванному в народе Николаем Палкиным, Угрюм-Бурчеев стремится во всем обществе, как и в армии, ввести палочную дисциплину. Он превратил город в пустыню, поскольку «пустыня и представляет в его глазах именно ту обстановку, которая изображает собой идеал человеческого общежития». Угрюм-Бурчеев вводит в Глупове своеобразный «казарменный коммунизм». Погасить солнце, провертеть в земле дыру, через которую можно было бы наблюдать за тем, что делается в аду, повернуть реку вспять – вот утопические идеи этого правителя. Однако с природой Угрюм-Бурчееву совладать не удается, и вода раз за разом прорывает возводимую по его приказу плотину. К сожалению, и сегодня многое из описанного Михаилом Евграфовичем вполне применимо к русской действительности».
- коммерциализации культуры, образования, спорта и т.д.   «Президент МОК Самаранч впервые выдвинул концепцию: олимпийское движение должно управляться не политическими, а экономическими механизмами. Его девиз: «не плыть по воле политических волн, а управлять с позиций финансовой силы». Коммерциализация олимпийского спорта стала реальностью. Олимпийский конгресс 1994 г. в Париже поддержал концепцию Х.А. Самаранча о профессионализации и коммерциализации спорта и одновременно призвал не допустить того, чтобы дух коммерции пришел на смену олимпийским идеалам. Профессионализация и коммерциализация спорта породили ряд других проблем. Одной из них стала проблема допинга. На сессии МОК, состоявшейся накануне открытия XXIV Олимпийских игр, Самаранч заявил: «Принимать допинг - значит умереть. Умереть физически, как показали трагические факты последних лет... Умереть нравственно, поставив себя вне рамок тех правил поведения, которых требует гуманное общество». МОК приложил немало усилий для решения этой проблемы: ввел допинг-контроль, организовал работу 18 специализированных лабораторий, оснащенных ультрасовременной аппаратурой. Однако проблема допинга остается одной из нерешенных». «Козин А.А. Коммерциализация музыки, за и против (статья): «Сегодня, когда экономическая власть, с ее вездесущими агентами-менеджерами, заявляет о своей претензии на полное и безраздельное господство, в самый раз подумать о сдержках и противовесах. Ни один народ, ни одна культура не способны выжить, если в качестве господствующего мотива и императива выступает прибыль. Можно согласиться с эффективностью рыночного отбора в собственно экономической области. Но от нас сегодня требуют большего: довериться естественному рыночному отбору во всех областях без исключения. Если рынок бракует какие-то высокочтимые ценности или образцы поведения, нас призывают не оплакивать их и не сопротивляться, а признать авторитет рынка как последнюю инстанцию. Коммерциализация культуры приводит не только к вымиранию и вытеснению таких институтов высокой культуры, как театр, филармония, национальная библиотека и университет. Она знаменует собой неслыханный во всей истории человеческой цивилизации реванш устной речи над письменной, вульгаризованной спонтанности над культурным усилием». «Патриарх Кирилл, выступая на открытии Всемирного Русского Народного Собора, заявил, что «попытки превратить образование в сферу коммерческих услуг чужды национальной традиции, народному менталитету и просто опасны». «Поскольку сфера образования по своей сути является сферой национальной безопасности страны, то российское общество должно воспрепятствовать превращению школьного образования в сферу коммерческих услуг. Оно должно активно противостоять этим реформам, а не сидеть и ждать пока наши дети окончательно станут безграмотными. Именно от общества сегодня многое зависит в нашей стране. И раз оно сегодня так активно выступает против ювенальной юстиции, то настолько же активно должно препятствовать и этому превращению в сфере образования», – заключилПротоиерей Артемий Скрипкин, руководитель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Петра и Павла при РГПУ им. А.И.Герцена в Санкт-Петербурге». «Проект нового образовательного стандарта разработал Институт стратегических исследований в образовании (подразделение Российской академии образования). Фактически документ изменяет саму концепцию школьного образования: школьники 10-х и 11-х классов должны будут сами выбирать, какие предметы и в каком объеме им изучать. Обязательными станут четыре дисциплины: пока еще не созданная «Россия в мире», основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), физкультура и подготовка некоего индивидуального проекта. Все остальные предметы объединены в шесть образовательных областей, в каждой из которых ученик может выбрать для изучения одну-две дисциплины. Всего предметов должно быть не больше семи. Так, в область «естественные науки» входят естествознание, физика, химия, биология и экология. При этом стандарты делят предметы по трем уровням преподавания. Интегрированный курс дает самые минимальные знания и направлен на «социализацию учащихся», базовый курс обучает «основам» и лишь профильный — занимается «подготовкой к последующему профессиональному образованию». «Профильно» можно будет изучать максимум четыре предмета. Все, что не гарантируется стандартом, по-видимому, предполагается в рамках платного изучения. По планам Минобрнауки новый образовательный стандарт станет обязательным с 1 сентября 2020 года. Предполагалось, что уже к 15 февраля 2011 года его должен утвердить министр образования».  
- бюрократизма, чинопочитания, казнокрадства, взяточничества; «Рассказ Чехова «Толстый и тонкий» повествует нам о встрече двух старых приятелей, бывших соучеников, «толстого» и «тонкого». Пока они ничего не знают друг о друге, проявляют себя по-людски: «Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез». Но стоило им обменяться «анкетными данными», как тут же между ними возникает непроходимая социальная граница. Так дружеская встреча оборачивается встречей двух неравных чинов». «В произведениях классиков, мы, как нельзя лучше, можем проследить историю русского чиновничества. В «Драконе» Евгения Шварца народ предстает перед нами покорным, послушным слугой своего повелителя. Дракон – типичный чиновник, тиран и деспот. Он собирает дань со своих подданных, ему приносят жертвы, он создает лишь видимость заботы о народе. Люди, воспитанные на правилах и принципах подчинения своему повелителю и «защитнику», как роботы, беспрекословно выполняют приказы, вплоть до того, что отказываются верить в то, что видели собственными глазами». «Бюрократ – фигура для авторов «Золотого теленка» примечательная, вызывающая особую неприязнь. Бюрократ всегда упрямо лезет на первый план. Он претендует на то, чтобы говорить от имени всех «прочих», быть наставником, руководителем, хозяином. Полыхаев, начальник учреждения «Геркулес», восседая на своем кресле, как на престоле, может только повелевать. Даже деловых бумаг он не подписывает собственноручно. Для этого у него изготовлен универсальный набор штампов». «В «Повести о капитане Копейкине» Гоголь рассказывает о произволе и беззаконии, которые творят высшие петербургские чиновники, то есть само правительство. Несмотря на увечья и боевые заслуги капитана, он не имеет права даже на полагающуюся ему пенсию. Отчаявшийся Копейкин пытается найти помощь в столице, но его попытка разбивается о холодное равнодушие чиновника. Все они, начиная с мелкого губернского секретаря и заканчивая представителем высшей административной власти, нечестные, корыстные, жестокие люди, безразличные к судьбам страны и народа». «В произведении Гоголя «Мертвые души» жизнь губернского города NN внешне несколько отличается от застылой усадебной жизни, которую ведут помещики. Но при ближайшем рассмотрении это различие оказывается только видимым. На деле энергия чиновников призрачна, государственные должности они рассматривают лишь как средство для легкой и беспечной жизни: «Управители города были единодушны в стремлении пожить за счет сумм нежно любимого ими отечества». Чиновники грабят и государство, и просителей. Казнокрадство, взяточничество, грабеж населения – явления повсеместные и вполне закономерные. Поэтому так сильна и прочна среди них «круговая порука» – все они в той или иной степени виновны перед верховной властью и готовы немедленно сплотиться в случае опасности, покрывая «грешки» друг друга, чтобы защитить свое благополучие, свой столь привычный дармовой покой и комфорт, свое «теплое местечко», свое право жить «на счет» должности».  
2. Статистические данные   «Статистика, собранная группой экспертов для частного консалтингового агентства РиФ (размещен<


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: