II. РАСПУТИН: СВЯТОЙ ИЛИ ДЬЯВОЛ?




2.1. "РАДОСТЬ СТРАДАНИЯ"

В бумагах Чрезвычайной комиссии есть показания односельчан Распутина о его греховной юности: "Отец посылает его... за сеном и хлебом в Тюмень, верст за 80, а возвращается он пешком, идет эти 80 верст без денег, и побитый, и пьяный, и порой без лошадей".

В этом невзрачном молодом крестьянине жила опасная сила, находившая выход в пьянстве и драках. Тесно ему было от этой звериной силушки, как от тяжкого бремени...

"Неудовлетворен я был, - рассказывал Распутин Меньшикову, - на многое ответа не находил и начал я попивать". Пьянство было нормой крестьянской жизни. Пил отец, таким же становился и сам Григорий. Теперь все чаще нежная мечтательность, за которую звали его презрительно "Гришкой-дураком", сменялась страшным буйством. И уже другой односельчанин описывает "Гришку буйного, наглого, с разгульной натурой", который "дрался не только с посторонними, но и с родителем".

"А все-таки в сердце помышлял... как люди спасаются", - рассказывал Распутин в своем "Житии". И это, видимо, было правдой. Тупая жизнь односельчан - крестьянский труд от зари до зари, прерываемый пьянством, - какая это жизнь...

Тогда что же такое жизнь? Он не знает. И продолжается пьянство. Денег на загулы не хватало, начались опасные дела... Его односельчанин Картавцев показывал на допросе: "Я поймал Григория на краже у меня остожья... Разрубив остожье, он сложил все на телегу и хотел увезти. Но я поймал его и хотел заставить везти краденое в волость... Он хотел бежать и желал было ударить меня топором. Но я в свою очередь ударил его колом и так сильно, что у него из носа и рта потекла кровь ручьем.... Сначала я думал, что убил его, но он стал шевелиться... И я повез его в волостное правление. Он не хотел идти... но я ударил его несколько раз кулаком по лицу, после чего он сам пошел в волость... После побоев сделался он каким-то странным и глуповатым".

"Ударил колом... потекла кровь ручьем", драки кровавые, беспощадные - в Сибири привычное дело. Распутин был телосложения отнюдь не богатырского, но, как мы увидим далее, обладал необыкновенной физической силой. Так что побои пожилого односельчанина вряд ли произвели на него особое впечатление. Недаром, как описывает Картавцев, он тотчас продолжил воровские дела: "Вскоре после кражи жердей у меня с выгона была похищена пара лошадей... Лошадей караулил я сам и видел, что к ним подъезжал Распутин со своими товарищами... но я не придал этому значения... Через несколько часов после этого я обнаружил пропажу лошадей".

Лихие товарищи уехали в город продавать лошадей. Распутин же, по словам Картавцева, почему-то не поехал с ними, вернулся домой.

Что-то и вправду произошло с Григорием во время побоев. И объяснением Картавцева - "сделался он каким-то странным и глуповатым" - тут не обойтись. Не смог понять простоватый мужичок темной, сложной натуры Распутина. Видно, когда удар колом грозил погубить его, когда кровь залила лицо, Григорий испытал нечто... Избитый юноша ощутил в своей душе странную радость, то, что сам он потом назовет "радостью смирения, радостью страдания, поношения"... "Поношение - душе радость", - объяснял он через много лет Жуковской. Вот почему так покорно пошел Гришка на расправу в волостное правление. И потому после второй кражи не поехал в город продавать лошадей.

Может быть, с этого момента начинается его преображение. И односельчане, судя по всему, почувствовали перемену. Недаром после кражи лошадей, когда решался вопрос о высылке Распутина и его товарищей за порочное поведение в Восточную Сибирь, "по приговору общества выслали товарищей, а он уцелел"...

Пришла пора жениться - еще одни рабочие руки взять в дом. Жена его Прасковья (Параскева) Федоровна - из соседнего села Дубровного. Была она старше его, но в деревнях часто выбирали жену не за молодость и красоту, а за "крепость", чтобы могла хорошо работать и в поле, и дома.

Ему 28 лет, а он все еще живет в семье отца. По переписи 1897 года он не являлся самостоятельным: семью составляли "хозяин Ефим Яковлевич Распутин, 55 лет, жена его Анна Васильевна... сын Григорий, 28 лет, жена его Прасковья Федоровна, 30 лет". Все числятся земледельцами, и все неграмотны.

Прасковья была примерной супругой - родила Григорию сына и двух дочерей. Но главное - была хорошей работницей, а руки в распутинском хозяйстве были очень нужны. Ибо сам Григорий уже стал часто отсутствовать - ходил по святым местам. Его преображение окончательно свершилось.

"Я пришел к заключению, что в жизни Распутина, простого крестьянина, имело место какое-то большое глубокое переживание, совершенно изменившее его психику и заставившее обратиться к Христу", - напишет впоследствии следователь Чрезвычайной комиссии Т. Руднев.

2.2. ГИПНОТИЗЕР?

В 1903 году «старец» приехал в Санкт-Петербург, где почти сразу обрел невероятную популярность среди светских дам. В чем же причина его головокружительного успеха? Ответ напрашивается сам: вероятно, он обладал гипнотическими способностями. Действительно, такая версия находит подтверждение в записках С. П. Белецкого (1873—1918).
«Когда я был директором департамента полиции, — пишет он, — то в конце 1913 г., наблюдая за перепиской лиц, приближающихся к Распутину, я имел в своих руках несколько писем одного из петро-градских магнетизеров к своей даме сердца, жившей в Самаре, которые свидетельствовали о больших надеждах, возлагаемых этим гипнотизером, лично для своего материального благополучия, на Распутина, бравшего у него уроки гипноза и подававшего, по словам этого лица, большие надежды, в силу наличия у Распутина сильной воли и умения ее в себе сконцентри-ровать. Ввиду этого я, собрав более подробные сведения о гипнотизере, принадле-жавшем к типу аферистов, спугнул его, и он быстро выехал из Петрограда. Продол-жал ли после этого Распутин брать уроки гипноза у кого-либо другого, я не знаю, так как я вскорости оставил службу»
Такой же точки зрения придерживался и П. А. Бадмаев (Жамсаран) (1841—1920), действительный статский советник, врач тибетской медицины, пользовавшийся при дворе влиянием. Однажды по просьбе своей жены Елизаветы Федоровны он пригласил к себе на дачу Распутина, который пробыл на Поклонной горе около часа. Петр Александрович принимал его в своем кабинете, куда ненадолго заходила Елизавета Федоровна.
«В кабинет подали крученый китайский чай ручной выделки. Хозяин знал, что «старец» любил мадеру, но в доме вино обычно не подавалось, и здесь не сделали исключения.
— Как понравился Вам Григорий Ефимович? — спросил Бадмаев после отъезда гостя.
— По-моему, он... просто мужик, — ответила Елизавета Федоровна.
— Мужик. Но не простой. Гипноз. Владеет.
— И с помощью гипноза останавливает кровь у больного наследника?
— Не думаю. Тут другой эффект. Как мне говорил Фредерикс (Фредерикс В. Б., 1838—1927, граф, генерал-адъютант. Министр императорского двора и уделов. — Прим. А.П.), Распутин, кувыркаясь и гримасничая, вкатывается в спальню Алексея... Тот удивлен, отвлечен — кровь останавливается, и это можно объяснить. Что касается гипноза, то он, возможно, влияет на Ее величество... Но там тоже — воля» (Гусев Б. Доктор Бадмаев: тибетская медицина, царский двор, светская власть. М.: Русская книга, 1995).
Но Г. Распутин обладал не только сильной волей и умением ее в себе сконцентрировать, его внешность тоже была неординарной, особенно глаза.
«Ну и глаза у него! Каждый раз, когда вижу его, поражаюсь, как разнообразно их выражение и такая глубина. Долго выдержать его взгляд невозможно. Что-то тяжелое в нем есть, как будто материальное давление вы чувствуете, хотя глаза его часто светятся добротой, всегда с долей лукавства, и в них много мягкости. Но какими жестокими они могут быть иногда и как страшны в гневе» (Е. Джанумова. «Мои встречи с Распутиным». П.: Изд. Петроград, 1923).
Е. Джанумова в своих воспоминаниях приводит еще два случая гипнотических возможностей Г. Распутина.
В ноябре 1915 г. у Джанумовой в Киеве тяжело заболела любимая племянница Алиса, и жизнь ее висела на волоске. Об этом узнал «старец» и взялся помочь. «Тут произошло что-то странное, — пишет Джанумова в своем дневнике от 26 ноября, — чего я никак не могу объяснить. Как ни стараюсь понять, ничего придумать не могу. Не знаю, что это было. Но изложу все подробно — может быть, потом когда-нибудь подыщутся объяснения, а сейчас одно могу сказать — не знаю. Он взял меня за руку. Лицо у него изменилось, стало как у мертвеца, желтое, восковое и неподвижное от ужаса. Глаза закатились совсем, видны были только белки. Он резко рванул меня за руки и сказал глухо: «Она не умрет, она не умрет, она не умрет». Потом выпустил руки, лицо приняло прежнюю окраску. И продолжал начатый разговор, как будто ничего не было... Я собиралась вечером выехать в Киев, но получила телеграмму: «Алисе лучше температура упала». Я решила остаться еще на день. Вечером к нам приехал Распутин... Я показала ему телеграмму: «Неужели ты этому помог?» — сказала я, хотя, конечно, я тому не верила. «Я же тебе сказал, что она будет здорова», — убежденно и серьезно ответил он. «Ну, сделай еще раз так, как тогда, может быть она совсем поправится». — «Ах ты, дурочка, разве я могу это сделать? То было не от меня, а свыше. И опять это сделать нельзя. Но я же сказал, что она поправится, чего ж ты беспокоишься?» Я недоумевала. В чудеса я не верю, но какое странное совпадение: Алиса поправляется. Что это значит? Лица его, когда он держал за руки, я никогда не забуду. Из живого оно стало лицом мертвеца, — дрожь берет, как вспомню».
Другое свидетельство в дневнике Е. Джанумовой датировано 28 ноября 1915 г. Сидел «старец» у нее в гостях; вдруг зазвонил телефон — звонят из Царского Села. Он подходит: «Что? Алеша (царский наследник. — Прим. А.П.) не спит? Ушко болит? Давайте его к телефону... Ты что, Алешенька, полуношничаешь? Болит? Ничего не болит. Иди сейчас ложись. Ушко не болит. Не болит, говорю тебе. Слышишь? Спи». Через пятнадцать минут опять позвонили. У Алеши ухо не болит. Он спокойно заснул. «Как это он заснул?» — «Отчего же не заснуть? Я сказал, чтобы спал». — «У него ведь ухо болело». — «А я же сказал, что не болит». Он говорил со спокойной уверенностью, как будто иначе и быть не могло».
О невероятной силе распутинского гипноза говорил и А. Н. Хвостов (1872—1918), министр внутренних дел (1915—1916), председатель фракции правых в IV Государственной думе. «Распутин был один из самых сильных гипнотизеров, которых я когда-либо встречал! Когда я его видел, я ощущал полную подавленность; а между тем никогда ни один гипнотизер не мог на меня подействовать. Распутин меня давил; несомненно, у него была большая сила гипноза» (Падение Режима. Стенографич. отчеты допросов и показаний, данных в 1917 г. в Чрезв. Следств. Комиссии Временн. Прав. Ред. П. Н. Щеголева. В 7 т. М.; Л. 1924—1927).
Помимо обыкновенного гипнотизма Г. Распутин, как считал великий русский невролог, психиатр и психолог В. М. Бехтерев (1857—1927), обладал так называемым «половым» гипнотизмом (Бехтерев В. Распутинство и общество великосветских дам. «Петроградская газета», 21.03.1917). Действительно, женщины были от «старца» без ума. Невзирая на грубость и хамство, число желающих сблизиться с «живым Христом» день ото дня росло. Самые красивые, образованные и недоступные оказались в полном распоряжении Г. Распутина. Сексуальный же аппетит у «святого черта» был непомерным. Современники утверждали, что секрет этого — в использовании тибетских трав. Вот, например, что по этому поводу писал в своем дневнике В. Пуришкевич (1870—1920), член Государственной думы II, III и IV созывов, один из организаторов и исполнителей убийства Распутина.
«Зачем ты, Феликс, — сказал как-то раз Распутин Юсупову [Юсупов Ф. Ф. (1887—1967), князь, граф Сумароков-Эльстен. Принимал участие в убийстве Распутина. — Прим. А. П.], — не бываешь у Бадмаева — нужный он человек, полезный человек, ты иди к нему, милой, больно хорошо он лечит травочкой, все только травочкой своею. Даст он тебе махонькую, ма-ахонькую рюмочку настойки из травушки своей, и у -! ух-! как бабы тебе захочется...» (Пуришкевич В. Дневник «Как я убил Распутина». М.: Советский писатель, 1990).
Сегодня медицинские специалисты высказывают и другую гипотезу по поводу необычной активности «старца» в этой сфере. По мнению эскулапов, у Распутина был серьезный недуг, только он не страдал от него, а скорее наслаждался.
Как оказалось, Распутин успешно владел не только гипнозом, но и самовнушением. 28 июня 1914 года фанатичка Хиония (Феония) Гусева, портниха из Царицына, тяжело ранила «старца» кинжалом в живот. Она метила, по-видимому, в половые органы (оказался задетым мочевой пузырь). После этого жизнь Григория Ефимовича несколько дней буквально висела на волоске. Но роковой развязки не последовало. Находящиеся рядом с ним очевидцы утверждали, что он часами упорно повторял: «Выживу, выживу, выживу...» И смерть отступила.

2.3. ЦЕЛИТЕЛЬ?

Через несколько лет пребывания в Санкт-Петербурге влияние Г. Распутина на великосветское дамское общество возросло невероятно.
В 1907 году он был представлен ко двору и вновь продемонстрировал свои необычные способности. С помощью молитв «старец» помог остановить кровотечение у страдавшего гемофилией наследника престола. После этого императрица Александра Федоровна полностью уверовала в святость Григория Ефимовича.
Действительно ли «старец» обладал способностями врачевать или же просто подкупил слуг и они поили царевича какими-то снадобьями, усиливающими кровотечение, остается неясным до сих пор.
Вот как, по мнению публициста П. Ковалевского, осуществлялось «лечение».
«Когда по настоянию Коковцова [Коковцов В. Н. (1853—1943), граф, министр финансов Российской империи в 1904—1914 гг. — Прим. А. П.) Распутин был удален из дворца, Алексей снова заболел. И доктора не могли найти причин и не знали средства прекратить эти болезненные явления. Выписывался снова Распутин. Он возлагал руки, делал пассы, и болезнь через несколько времени прекращалась.
Эти махинации устраивались Вырубовой [Вырубова А. А. (1884—1964) ближайшая фрейлина императрицы. — Прим. А. П.] при содействии известного доктора тибетской медицины Бадмаева. Бывшего наследника систематически «подтравливали».
В числе средств тибетской медицины у Бадмаева был порошок из молодых оленьих рогов, так называемых пантов, и корень женьшеня. Это очень сильно действующие средства, принятые в китайской медицине...
Китайская медицина приписывает измельченным в порошок пантам и корню женьшеня способность подымать силы стариков, омолаживать их в любом отношении. Но порошки пантов и женьшеня, принятые в большом количестве, могут вызывать сильное и опасное кровотечение, особенно у людей, предрасположенных к нему.
Бывший наследник был, как известно, очень предрасположен к кровотечениям. И вот, когда нужно было поднять влияние Распутина или вызвать в случае его удаления новое появление, Вырубова брала у Бадмаева эти порошки и это средство ухитрялась, подмешивая к питью или пище, давать Алексею.
Болезнь открывалась. Пока не возвращался Распутин, наследника «подтравливали». Доктора теряли голову, не зная, чему предписать обострение болезни. Не находили средств. Посылали за Распутиным. Порошки переставали давать, и через несколько времени болезненные явления исчезали. Так Распутин являлся в роли чудотворца. Жизнь и здоровье Распутина связывали с жизнью и здоровьем бывшего наследника.
Получая анонимные письма и телеграфные сообщения о том, что его убьют, Распутин говорил Александре Федоровне: «Когда я умру, на 40-й день по моей кончине наследник заболеет.»
И пророчество действительно исполнилось. На 40-й день кончины Распутина наследник заболел. Очевидно, Вырубова решила и после смерти Распутина тем же способом держать в руках семью Николая II. Быть может, она пыталась хотя отчасти сыграть роль, которую играл покойный» [Ковалевский П. Гришка Распутин. М.,1922].
Не исключено, что все, о чем поведал читателям П. Ковалевский, чистая правда. И вероятно, в этом и есть секрет врачевания Распутина. Но к версии публициста следует дать некоторые уточнения. Возможно, для провоцирования кровотечения у Алексея действительно использовался женьшень.
Симптомами отравления этим растением из семейства аралиевых являются: головная боль и головокружение, бессонница, тошнота, рвота, повышение температуры, нарушение дыхания, потеря сознания. Характерным признаком интоксикации является кровоточивость (даже кровотечение из носа и ушей), проявляющаяся кровавыми рвотой и поносом (Даниленко В. С., Родионов П. В. Острые отравления растениями. Киев: Здоровь’я, 1981).
Однако порошок из пантов для стимулирования кровотечения применяться не мог. Дело в том, что он, наоборот, вызывает повышенную свертываемость крови. Более того, позже жидкий спиртовой экстракт из неокостенелых рогов, или пантов, пятнистого и благородного оленей (марал и изюбрь) нашел применение в традиционной медицине при лечении больных гемофилией (Дядюра Я. И. Лечение больных гемофилией пантокрином. — Врачебное дело № 1. С. 935).
Конечно, судить строго публициста П. Ковалевского нельзя — в те годы этого факта не знали даже многие дипломированные врачи.
По-видимому, и женьшень, и панты применялись для демонстрации колдовских чар «старца», только с разными целями. Но нельзя исключить, что «чудесные исцеления» Алексея — плод гипнотического воздействия «святого черта» на наследника престола.

 

2.4. ПРОРОК?
Как известно, Распутин славился своими прорицаниями. Правда, очевидцы далеко не однозначно к ним относились. Одни утверждали, что пророчества «старца» достоверны, и приводили многочисленные свидетельства этого. Другие отрицали их бесспорность, ссылаясь на не меньшее число неопровержимых фактов.
Но как бы то ни было, известно одно предсказание «старца», оказавшееся истинным. Текст этого, пожалуй, самого знаменитого пророчества полностью приводит в своей книге «Воспоминания личного секретаря Григория Распутина» Арон Симанович. Вот оно.
«Дух Григория Ефимовича Распутина-Новых из села Покровского.
Я пишу и оставляю это письмо в Петербурге. Я предчувствую, что еще до первого января я уйду из жизни. Я хочу Русскому Народу, папе, русской маме, детям и русской земле наказать, что им предпринять. Если меня убьют нанятые убийцы, русские крестьяне, мои братья, то тебе, русский царь, некого опасаться. Оставайся на твоем троне и царствуй. И ты, русский царь, не беспокойся о своих детях. Они еще сотни лет будут править Россией. Если же меня убьют бояре и дворяне и они прольют мою кровь, то их руки останутся замаранными моей кровью, и двадцать пять лет они не смогут отмыть свои руки. Они оставят Россию. Братья восстанут против братьев и будут убивать друг друга, и в течение двадцати лет не будет в стране дворянства.
Русской земли царь, когда ты услышишь звон колоколов, сообщающий тебе о смерти Григория, то знай: если убийство совершили твои родственники, то ни один из твоей семьи, т. е. детей и родных, не проживет дольше двух лет. Их убьет русский народ. Я ухожу и чувствую в себе Божеское указание сказать русскому царю, как он должен жить после моего исчезновения. Ты должен подумать, все учесть и осторожно действовать. Ты должен заботиться о твоем спасении и сказать твоим родным, что я им заплатил моей жизнью. Меня убьют. Я уже не в живых. Молись, молись. Будь сильным. Заботься о твоем избранном роде» [Симанович А. Воспоминания личного секретаря Григория Распутина. — Ташкент: Узбекистон, 1990].
Как известно, спустя два месяца после того, как князь Ф. Юсупов с заговорщиками убили Распутина, Николай II был свергнут с престола, а еще через год расстрелян большевиками вместе с семьей и близкими.
Казалось бы, это письмо — не-опровержимое доказательство того, что Распутин действительно обладал даром пророка, если бы не следующие факты.
Известно, что приведенное выше письмо было обнародовано уже после ликвидации семьи Романовых, как и многие другие подобные предсказания «старца». Кроме того, авторитетные специалисты без колебания относят его к подделке. Стиль изложения этого послания не распутинский. Историки считают, что прощальное письмо написал А. Симанович. Отсюда понятно, что этот «подлинный документ» не может быть «железным» подтверждением того, что Распутин — великий прорицатель.
Возникает вопрос: так были ли достоверные случаи пророчеств «старца»?
Были! — утверждают современники «Божьего человека» и приводят предвидение, которое он часто повторял царице. «Пока я жив, с вами всеми и с династией ничего не случится. Не будет меня — не станет и вас».
Еще более поражает воображение письмо, адресованное детям, которое Распутин незадолго до гибели передал старшей дочери Матрёне.

«Мои дорогие! Нам грозит катастрофа. Приближаются великие несчастья. Лик Богоматери стал темен, и дух возмущен в тишине ночи. Эта тишина долго не продлится. Ужасен будет гнев. И куда нам бежать?
В Писании сказано: «О дне же том и часе никто не знает». Для нашей страны этот день настал. Будут литься слезы и кровь. Во мраке страданий я ничего не могу различить. Мой же час скоро пробьет. Я не страшусь, но знаю, что расставание будет горьким. Одному Богу известны пути вашего страдания. Погибнет бесчисленное множество людей. Многие станут мучениками. Земля содрогнется. Голод и болезни будут косить людей. Явлены им будут знамения. Молитесь о своем спасении. Милостью Господа нашего и милостью заступников наших утешьтесь» [Матрёна Распутина. Распутин. Воспоминания дочери. М.: Захаров, 2000].
Однако можно ли относиться к этим пророчествам всерьез? Вряд ли. Внушая Александре Федоровне формулу, что с его смертью погибнет и царская семья, смекалистый мужик просто-напросто хотел обезопасить себя от неожиданности провидения. Он твердо знал, что напуганные его предсказаниями «мама» и «папа» теперь будут беречь его жизнь как зеницу ока.
Предвидеть скорый крах монархической России в то время тоже было нетрудно. Слухи об этом витали в воздухе, и никакое знамение свыше не требовалось.
Любопытно, что в развале государства, гибели своей и царской семьи немалую роль сыграл сам Распутин. Об этом говорили почти все, имевшие то или иное отношение ко двору. Не случайно в революционном Петрограде так расшифровывали фамилию «старца»: «Романова Александра Своим Поведением Уничтожила Трон Императора Николая».
В пользу того, что Распутин не владел даром предвидения, говорит и следующий любопытный факт. В январе 1905 года парапсихолог граф Луи Гамон предсказал судьбу Григорию Ефимовичу. Вот что он дословно сказал: «Я вижу, что вы умрете страшной смертью во дворце. Вам будут угрожать ядом, ножом, пистолетом. Но я вижу холодные воды Невы, смыкающиеся над вами».
«Старец» бросил презрительный взгляд на пророка и ответил: «Это смешно. Меня называют спасителем России. Я Творец судьбы».
Как известно, смерть дала о себе знать «Божьему человеку» в 1914 году, когда крестьянка Гусева пырнула его ножом в живот. Таким образом, ему «угрожали ножом». Спустя два года группа черносотенцев заманила Григория Ефимовича в ловушку. Ему предложили отравленные вино и еду. Когда яд не подействовал, заговорщики несколько раз стреляли в «святого черта» и, наконец, сбросили тело убитого в ледяные воды Невы.
Рассказ о тайне Распутина завершен. Но можно ли утверждать, что все точки над «i» поставлены? Конечно нет. Многие загадки этой противоречивой личности еще предстоит разрешить историкам, психологам, психотерапевтам, писателям.


2.5. ХЛЫСТОВСТВО.

Когда говорят о хлыстовстве Распутина, мне вспоминается, как при советской власти верующих людей в трудовых коллективах обычно за глаза называли «баптист проклятый», совершенно не придавая значения тому, к какой конфессии на самом деле принадлежал этот верующий (чаще всего он, разумеется, был православным).

Иногда создается впечатление, что примерно такой же смысл вкладывался в царской России в слово «хлыст».

Вполне вероятно, что Распутин был знаком с хлыстовством. Для того он и стал «опытным странником», чтобы изведать на опыте, взвесить, как он говорил, разные пути в духовной жизни и выбрать свой путь. «Вот я и пошел паломничать... все меня интересовало, хорошее и худое, я и вешал, а спросить не у кого было, что значит? Много путешествовал и вешал, то есть проверял все в жизни».

Распутин многое знал и многое видел. Тем он и драгоценен был для Царя, что принес с собой во дворец вместе с пылью русских дорог на сапогах все светы и мраки народной жизни: и великую силу веры народной, и опытное знание тьмы суеверия и неодолимой жестокости народного быта.

Распутин общался и с хлыстами, и с евреями, и с революционерами, и с просвещенными нигилистами. Но сам он оставался православным. Он являл собой тот редчайший случай, когда носитель живой и горячей веры сумел не соблазниться отвратительностями официального православия, сумел претерпеть преследования Церкви гонящей и не уйти ни в раскол, ни в террор. И мы можем только гадать, скольких людей он обратил к вере на своем пути.

Своего увлечения плясками Распутин не стыдился и не скрывал, нимало не беспокоясь тем, что увлечение это было чуть ли не единственным «доказательством» его хлыстовства. Как вспоминает его дочь Мария (Матрена), «отец говорил, что можно молиться Богу и в танцах так же, как и стоя на молитве». В этом суждении, как и в остальных случаях, Распутин мудрее своих оппонентов.

Вспоминается история, как палестинцев, совершавших богослужение с диким шумом и плясками, выставили из Храма Гроба Господня во время Пасхи, и священный огонь не сошел... Одним из самых тяжелых по своим последствиям заблуждений, незаметно вкравшихся в общественное сознание христиан, стало представление, что человек вместе с принятием Духа должен терять всякий интерес к земной жизни, вкус к земному.

В этом одно из проявлений так называемого «скрытого монофизитства православия». В России под влиянием этого уклона с какого-то времени сложилось прочное представление о несовместимости мирского и духовного образа жизни, на что Распутин отвечал: «Нет Бог веселый от рая не отказал, а наипаче их возлюбил, но только веселиться нужно во Господа».

В ответ угрюмое: «Хлыст».

 

ЗАВОЕВАНИЕ СТОЛИЦЫ

 

Ему исполнилось 33 года. И, видимо, не случайно в это время (возраст Христа) он начинает готовиться к путешествию в столицу, куда уже пришел слух о нем. Он еще молод. Но его лицо в морщинах от солнца и ветра бесконечных странствий. Мужицкое лицо, оно порой и в двадцать пять - лицо старика...

В странствиях научился он безошибочно распознавать людей. Святое Писание, поучения великих пастырей, бесчисленные проповеди, им выслушанные, - все впитала его цепкая память. В хлыстовских "кораблях", где соединяли языческие заговоры от болезней с силой христианской молитвы, учился он врачевать. Он постиг свою силу. Ему достаточно наложить на больного свои нервные, беспокойные руки - и болезни растворяются в них.

Накануне первой русской революции появляется Распутин в Петербурге, чтобы погубить и город, и тот мир, который всего через 14 лет станет "Атлантидой", невозвратным воспоминанием...

В гордую нашу столицу
Входит он - Боже спаси! -
Обворожает царицу
Необозримой Руси...
Как не погнулись - о горе! -
Как не покинули мест
Крест на Казанском соборе
И на Исакии крест?

(Н.Гумилев)

2.7. ЧУДО! ЧУДО!

Осенью 1912 года Распутин воистину совершил чудо - спас жизнь наследнику. Даже недруги мужика будут вынуждены признать это.

Трагедия началась в начале октября в Спале - охотничьем замке в заповедной Беловежской пуще, где шла царская охота. В замок съехалось множество гостей. Шли веселые празднества, но то, что творилось в одной из дальних комнат, оставалось тайной для всех.

Однажды во время бала швейцарец Жильяр (он преподавал цесаревичу французский язык, а впоследствии станет его воспитателем) вышел из залы во внутренний коридор и очутился перед дверью, из-за которой слышались отчаянные стоны. Вдруг в конце коридора он увидел императрицу - она бежала, придерживая руками мешавшее ей бальное платье. Ей пришлось покинуть бал в самом разгаре - у мальчика начался очередной приступ нестерпимых болей. От волнения она даже не заметила Жильяра...

Из дневника Николая: "5 октября... Невеселые именины провели мы сегодня, бедный Алексей уже несколько дней страдает от вторичного кровоизлияния".

Началось заражение крови. Врачи готовили Аликс к неизбежному концу. Пришлось официально объявить о болезни наследника.

Из дневника К.Р.: "9 октября... Появился бюллетень о болезни Цесаревича. Он единственный сын Государя! Сохрани его Бог!"

Годом раньше у Алексея случилось кровотечение в почках. И тогда, как писала в дневнике Ксения, "послали за Григорием. Все прекратилось с его приездом".

Теперь же Распутин был далеко. Но Аликс верила - его молитва победит любое расстояние.

Из показаний Вырубовой: "Распутину была послана телеграмма с просьбой помолиться, и Распутин успокоил телеграммой, что наследник будет жить... "Бог воззрил на твои слезы и внял твоим молитвам... твой сын будет жить".

Когда Аликс с измученным от бессонных ночей лицом торжествующе показала врачам эту телеграмму, те только печально покачали головами. И с изумлением отметили: хотя мальчик по-прежнему умирал, царица... сразу успокоилась! Так она верила в силу Распутина. Врачам казалось тогда, что в замок вернулось средневековье, однако... наследник выздоровел!

Аликс была счастлива: она воочию узрела чудо. Одной молитвой, даже не приехав в Спалу, "Божий человек" спас ее сына!

21 октября министр двора Фредерикс объявил: "Острый и тяжелый период болезни Его Императорского Высочества... миновал". "Разве этого было недостаточно, чтобы снискать любовь родителей!" - вспоминала Вырубова.

А по приезде Распутина в Петербург "цари" еще раз услышали обнадеживающее...

Из показаний Вырубовой: "Врачи говорили, что у наследника кровотечение наследственное, и он никогда из него не выйдет вследствие тонкости сосудов. Распутин успокоил их, утверждая, что он вырастет из него..."

Именно тогда Распутин впервые заявил, что сразу же после окончательного выздоровления наследника он покинет двор.

И Аликс верила и боготворила мужика. К сожалению, мы употребляем верное слово...

Слухи о возможной смерти цесаревича заставили действовать брата царя - Михаила. В случае печального исхода он становился наследником престола. Но он знал - в этом случае царь и Семья уже ни за что не позволят ему жениться на его любовнице Наташе Вульферт, разведенной жене ротмистра.

Пепельные волосы и бархатистые глаза самой элегантной женщины Петербурга победили - Михаил поторопился. 31 октября вдовствующая императрица получила письмо из Канн: "Моя дорогая мама... как мне тяжело и больно огорчать тебя... но две недели назад я женился на Наталье Сергеевне... я, может быть, никогда не решился бы на это, если бы не болезнь маленького Алексея..."

Теперь будущее трона для Семьи было связано только с больным мальчиком.

Теперь оно находилось в руках "странного божества" - так назвал Распутина кто-то из газетчиков.

А "странное божество" продолжало свою удивительную жизнь. И агенты продолжали отсылать донесения в департамент полиции: "3. 12. 1912... посетил редакцию духовных газет "Колокол" и "Голос истины" с Любовью и Марией Головиной... После чего на Невском взял проститутку и пошел с ней в гостиницу".

"9 января. С Сазоновой хотел посетить семейные бани, но они были закрыты. Он расстался с ней и взял проститутку".

"10 января... К проститутке..."

"12 января. Побывав у Головиных, взял проститутку".

Все то же четкое чередование: из чопорного дома Головиных - к проститутке, потом встреча с Вырубовой, посещение бань с одной из поклонниц, опять проститутка... Иногда по вечерам - на автомобиле в Царское Село.

Теперь этот гон за телом стал для него обычным - он отчего-то совсем не боится доносов "царям". "Если в первые приезды перед свиданиями с проститутками он проявлял некоторую осторожность, оглядывался и ходил по глухим улицам, то в последний приезд эти свидания проходили совершенно открыто", - говорится в отчете о наружном наблюдении.

И вот этот субъект в крестьянской поддевке, с растрепанной бородой, шныряющий по подозрительным улицам, забегающий в квартиры проституток, опять посмел вмешаться в мировую политику! По крайней мере, так полагали многие.

Зимой 1912-13 гг. Распутин сделал еще один шаг к смерти.

2.8. О СТРАННОСТЯХ ПЬЯНСТВА ГРИГОРИЯ.

Что касается беспробудного распутинского пьянства, то и здесь что-то не совсем вяжется... Вероятно, действительно были случаи, когда «газетные репортеры и всякие проходимцы, – как выражается Анна Вырубова, чтобы очернить Их Величества, – пользовались его простотой, увозили с собой и напаивали». Но чаще, наверное, за опьянение принималось духовное веселье старца, не умевшего справиться с бурлением благодатных сил, данных ему сверх меры, веселье, которое, вернее всего, можно сравнить с опьянением Ноя, только что заключившего завет с Богом.

О странностях распутинского пьянства сообщает в своей книге Радзинский: «Порой в разгар пьянки раздавался звонок из Царского, и ему сообщали, что Алексею плохо. Таинственным образом протрезвев (так что улетучивался даже запах алкоголя), он отправлялся в присланном автомобиле спасать мальчика».

А вот показания Филиппова на эту тему: «Распутин просидел у меня с 12 дня до 12 ночи, причем много пил, пел, танцевал, беседовал с публикой, которая была у меня. Затем, увезя несколько человек на Гороховую, продолжал пить с ними до 4 утра сладкие вина. Когда заблаговестили, то он выразил желание ехать к заутрени и... добрался туда и отстоял всю службу до 8 утра и, вернувшись, как ни в чем ни бывало, принимал публику в количестве 80 человек... При этом он пил удивительно – безо всякого скотства, столь обычного в пьяном русском мужике... Я много раз недоумевал, как можно сохранить в чистоте голову... и как после всякого рода попоек и эксцессов не пропитаться потом...»

У Радзинского мы находим также психологически вполне правдоподобное объяснение той тяги к шумным и нетрезвым компаниям, которое обнаружилось у старца после вступления России в войну – после того, как тучи начали стягиваться над Россией. «Уже вскоре он окончательно поймет, что его гибель неотвратима, как и гибель этой несчастной, наивной пары, окруженной не любящими их родственниками, а враждебным двором и обезумевшим обществом, которое рвалось к войне. И свой страх он теперь все чаще будет заглушать вином».

И все же за этим психологизмом не стоит терять из виду духовный план, в котором Григорий свершал свой путь, идя за Тем, про Кого в свое время сказал тот же не меняющийся мир: «Вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» (Мф. 11, 19).

2.9. О ЖЕРТВАХ РАСПУТИНА.

В 1917 году Чрезвычайная Следственная Комиссия (ЧСК) попросила всех подозрительных дам, которые по нескольку раз бывали у Распутина на Гороховой улице, в его «салоне», ответить, как это деликатно выразил Радзинский, «на неприятные вопросы».

Ни одна из этих женщин, как следует из книги Радзинского, не призналась, что состояла с Распутиным в интимной близости. Таковую близость, даже единожды бывшую, отрицали: «проститутка» Трегубова, «кокотка» Шейла Лунц, певица Вера Варварова, вдова казачьего есаула Н.И.Воскобойникова. Отрицали категорически связь с Распутиным и опрошенные ЧСК женщины, составлявшие «узкий круг посвященных»: М.Головина, О. Лохтина, А.Вырубова, Ю.Ден.

Но как быть с записками женщин, утверждающих, что Распутин пытался их растлить. И что значит пытался?

Обратимся к «Воспоминаниям» В.Жуковской, которая пишет об одной из таких «попыток»: «Озверелое лицо надвинулось, оно стало какое-то плоское, мокрые волосы, точно шерсть, космами облепили его... глаза, узкие, горящие, казались через них стеклянными. Молча отбиваясь... и вырвавшись, я отступила к стене, думая, что он кинется опять. Но он, шатаясь, медленно шагнул ко мне и, прохрипев: «Идем помолимся!» – схватил <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: