ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ КАК СПОСОБ ВЕДЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВОЙН.




ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

 

Студенту____________________________________

 

(Ф.И.О.)

 

1. Тема курсовой работы

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

 

2. Перечень подлежащих разработке вопросов:

 

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

3. Примерный календарный график выполнения курсовой работы:

 

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

 

4. Срок сдачи законченной курсовой работы____________________

 

Руководитель ________________

 

(подпись) (Ф.И.О.)

Подпись студента ______________

 

 

Дата выдачи задания: _____________


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 4

ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ КАК СПОСОБ ВЕДЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВОЙН.. 6

РАЗДЕЛ 1.1 Информационное противостояние как фактор победы в современной войне. 6

РАЗДЕЛ 1.2. Методы ведения информационных войн. 11

ГЛАВА 2. ОСВЕЩЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА В УКРАИНЕ МЕЖДУНАРОДНЫМИ СМИ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И МАНИПУЛЯЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 17

РАЗДЕЛ 2.1. Интерпретационные возможности западных и украинских СМИ при освещении политического конфликта в Украине. 17

РАЗДЕЛ 2.2. Интерпретация украинского конфликта в российских СМИ в контексте национальных интересов. 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 31

 


ВВЕДЕНИЕ.

Швейцарец Жан-Жак Бабель подсчитал, что за всю историю с 3500 года до н.э. и до наших дней человечество мирно прожило лишь 292 года. К нашему сожалению, за всю свою историю мы так и не поняли, что войны - не самый лучший способ решения конфликтов. За всю свою историю, а это более 5500 лет, мы не только не отказались от войны, а, наоборот, совершенствовали способы ведения войны, придумывали ее новые виды. Различные факторы, такие как историческая эпоха, национальные лидеры, выгода не только политическая, но и экономическая, влияют на ход конфликта и определяют политику конфликтующих сторон и степень вмешательства в события различных третьих сторон.

Понятие «информационная война» становиться всё более популярным. Оно используется не только в научных трудах, но и в художественных фильмах. Появление киноплёнок и выступлений различных общественных деятелей, утверждающих наличие информационных атак и манипуляций сознанием, позволяет констатировать актуальность изучения этого явления. Помимо вышесказанного мы можем наблюдать применение информационного противостояния во время любых конфликтов, так как СМИ стали неотъемлемой частью нашей жизни и всю информацию мы черпаем из них.

Как пример можно привести нынешнюю ситуацию в Украине. После смены власти интернет переполнен новостями про события в этой стране, и все они отражают две главные точки зрения:

виновата в происходящем Россия (точка зрения Украины и западных стран)

виноваты во всем новая власть Украины и западные страны (точка зрения России).

Однако, так как украинский конфликт сильно запутан, то мы предоставим лишь некоторые аспекты анализа конфликта.

 

Исходя из вышесказанного, мы видим актуальность выбранной темы курсовой работы: "Украинский конфликт в фокусе информационного противостояния в современных международных СМИ".

Цель нашей курсовой работы заключается в том, чтобы показать как работают и раскрыть основные манипулятивные технологии СМИ на примере Украины.

Задачи нашей курсовой работы:

· Проанализировать источники, изучить научную литературу по данной тематике.

· Доказать, что информационное противостояние является одним из главных факторов победы в современной войне.

· Проанализировать методы ведения информационной войны.

· Раскрыть интерпретационные возможности западных и украинских СМИ при освещении конфликта.

· Проанализировать интерпретацию украинского конфликтов российских СМИ, а также возможности сближения позиций СМИ по данному вопросу

Объектом нашего исследования является использование манипулятивных и информационных составляющих противоборства в фокусе освещения в СМИ конфликта в Украине.

Предметом – специфика информационного противостояния по освещению украинского конфликта.

Данную работу можно применить в преподавании дисциплин, связанных с международными отношениями и СМИ.


 

ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ КАК СПОСОБ ВЕДЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВОЙН.

РАЗДЕЛ 1.1 Информационное противостояние как фактор победы в современной войне.

 

Возникновение термина информационная война.

Исходя из содержания и роли информации в современном мире, американский исследователь М. Маклуен выводит интересный тезис, который звучит так: «Истинно тотальная война - это война с помощью информации». Именно Маклуен первым провозгласил, что в наше время экономические связи и отношения все больше принимают форму обмена знаниями, а не обмена товарами. А средства массовой коммуникации сами являются новыми «природными ресурсами», увеличивающие богатства общества. То есть борьба за капитал, просторы сбыта и др..уходят на второй план, а главным сейчас стоит доступ к информационным ресурсам, знаниям, что приводит к тому, что войны ведутся уже больше в информационном пространстве и с помощью информационных видов вооружений.

Впервые это понятие закреплено в директиве Министерства обороны США DOD S 3600.1 (от 21 декабря 1992 года), где оно употреблялось в узком смысле и рассматривался как разновидность радиоэлектронной борьбы. В дальнейшем, в отчете американской корпорации «Рэнд» MR-661-0SD «Strategic Information Warfare. А new face of War »(1996 p) впервые появился термин -«стратегическая информационная война (информационное противоборство)». Которая определялась как война с использованием государственного глобального информационного пространства и инфраструктуры для проведения стратегических военных операций и укрепления влияния на собственный информационный ресурс.

Разница в переводах слова «warfare», которое может быть переведено и как война, и как борьба, повлекла параллельное употребление понятий «информационная война» и «информационная борьба (противоборство)». Второе понятие является широко используемых в России, где оно означает «соперничество социальных систем в информационно-психологической сфере по поводу влияния на те или иные сферы социальных отношений и установления контроля над источниками стратегических ресурсов, в результате которого одни участники соперничества получают преимущества, необходимые им для дальнейшего развития, а другие их теряют ».

Поэтому представляется уместным тождественно использования обоих терминов, «в зависимости от контекста конкретного официального документа или научной публикации».

В отчете MR-661-0SD говорится о том, что изменения в общественно-политической жизни ряда государств, вызванные быстрыми темпами информатизации и компьютеризации общества, ведут к пересмотру геополитических взглядов руководства, к возникновению новых стратегических интересов (в том числе и в информационной сфере), следствием чего является изменение политики, проводимой этими странами. Авторы подчеркивают, что, учитывая определение войны, данное Клаузевицем («война - это продолжение политики другими средствами»), глобальные противоречия требуют новых средств и методов их решения - стратегического информационного противоборства.

Основные черты информационной войны.

· В информационной войне не задействуются психоактивные вещества, прямой шантаж и запугивание (это характерно для терроризма), подкуп, физическое воздействие и т. п. Хотя указанные воздействия могут применяться параллельно с информационной войной, они не являются обязательным элементом.

· Объектом является как массовое сознание, так и индивидуальное. Индивидуального воздействия «удостаиваются» лица, от решения которых зависит принятие решений по интересующим противоборствующую сторону вопросам (президент, премьер-министр, глава МИД, дип. представители, главы воинских формирований и т. п.). Можно сказать, что методы информационной войны воздействуют на массовое сознание аналогично тому, как методы психотерапии воздействуют на сознание индивидуальное.

· Информационное воздействие может осуществляться как на фоне информационного шума, так и в условиях информационного вакуума.

· Навязывание чуждых целей — это то, что делает информационную войну войной и отличает её от обычной рекламы.

· Средствами ведения информационной войны являются любые средства передачи информации — от СМИ до почты и сплетен.

· Информационное воздействие содержит искажение фактов или навязывает подвергающимся ему эмоциональное восприятие, выгодное воздействующей стороне.

Цели информационной войны.

Существуют три цели информационной войны:

*контролировать информационное пространство, чтобы мы могли использовать его, защищая при этом наши военные информационные функции от вражеских действий (контринформация).

*использовать контроль над информацией для ведения информационных атак на врага

*повысить общую эффективность вооруженных сил с помощью повсеместного использования военных информационных функций.

Задача и цель информационных войн.

Цель информационной войны - ослабить моральные и материальные силы противника или конкурента и усилить собственные. Она предусматривает меры пропагандистского влияния на сознание человека в идеологической и эмоциональной сферах. Очевидно, что информационная война - составная часть идеологической борьбы.. Они не приводят непосредственно к кровопролитию, разрушениям, при их ведении нет жертв, никто не лишается пищи, крыши над головой. И это порождает опасную беспечность в отношении к ним. Между тем, разрушения, которых наносят информационные войны в общественной психологии, психологии личности, по масштабам и по значению вполне соизмеримы, а порой и превышают последствия вооруженных войн.

Главная задача информационных войн заключается в манипулировании массами. Цель такой манипуляции зачастую заключается в:

внесении в общественное и индивидуальное сознание враждебных, вредных идей и взглядов;

дезориентации и дезинформации масс;

ослаблении определенных убеждений, устоев;

запугивании своего народа образом врага

запугивании противника своим могуществом. Наконец, последнее, но не менее важная задача: обеспечение рынка сбыта для своей экономики. В этом случае информационная война является составной частью конкурентной борьбы.

Чем современнее общество, тем больше оно полагается на информацию и средства его доставки. Сюда относится также Интернет - но это лишь вершина этой информационной конструкции. Любая развитая страна имеет телефонную, банковскую и множество других сетей, управляемых компьютерами, следовательно имеют свойственные для них слабые места.

Информационная война - это уже не туманная отрасль футурологии, а реальная дисциплина, которую изучают и разрабатывают. В наиболее широком смысле информационная война включает средства пропаганды.

Генеральная цель информационной войны, таким образом, - нарушить обмен информацией в лагере конкурента. Нетрудно понять, что этот вид оружия, как правило, вообще не направлен на задание потерь живой силе. В этом смысле кривая технологии вывела, наконец, к бескровной и в то же время исключительно эффективного оружия. Она уничтожает не население, а государственный механизм.

Информационно-компьютерная революция открывает широкие возможности для влияния на народы и власть, манипулирования сознанием и поведением людей даже на отдаленных пространствах. Принимая во внимание процесс глобализации телекоммуникационных сетей, что происходит в мире, можно предположить, что именно информационным видам агрессии будет предоставлен приоритет в будущем. Нужно серьезное внимание специалистов различного профиля к этому вопросу, чтобы избежать наиболее негативных последствий этой войны для всего человечества.

Таким образом, мы видим, что информационная война, как новая дисциплина, развивается, имеет свои цели и задачи, а также методы, которые мы рассмотрим в разделе 1.2.


 

РАЗДЕЛ 1.2. Методы ведения информационных войн.

 

Сегодня мы уже знаем, что Советский союз рухнул не из-за того, что у него было мало танков и ракет, и не из-за продажности советских лидеров. Причиной падения СССР, стало поражение в холодной войне, то есть в информационной. Многие полагают, что как раз то с падением Берлинской стены, информационный век пришел на смену, веку индустриальному, хотя это в корне неверное утверждение. Информационный век вступил в фазу с момента глобализации на планете, и входил он в нашу жизнь плавно, не вытесняя, а сливаюсь с индустриальным веком.

Само понятие холодная война, стало возможным как раз из-за глобализации в мире, свобода информации и скорость ее распространения, делали свое дело. Сегодня информационная война, мало чем отличается от той, что велась во времена холодной войны. Единственное ее различие, это совершенство методов, и большее количество участвующих в этой войне. Средства массовой информации как были, так и остались под контролем правительства, по крайне мере большая их часть.

Так или иначе, в наших головах сидит именно то, что хотят те люди, которые по сути отвечают за наше сознание. Методы ведения информационной войны, по сути такие же как и много лет назад, разве что инструментов стало намного больше. Взять хотя бы тот же интернет, казалось бы свобода информации, но даже какой ни будь обычный активист какого ни будь подпольного движения, может грамотно дезинформировать других людей, пускай и в небольшом количестве, но все же.

А любая информация, может побуждать людей на определенные действия, так что любой человек может вести информационную войну, особенно на удаленной дистанции. Ведь когда мы не можем не то что проверить информацию, но и даже в открытую пообщаться с тем кто ее распространяет, нам остается только верить или не верить ее источнику. Самый изощренный способ дезинформации населения, это так называемая полуправда, или правда другими глазами.

Также очень любят преподносить нам выборочную информацию, которая рисует у ас в голове определенную картину, согласно которой мир выглядит так, как кому-то это нужно. Телевидение, преподносит информацию эмоционально, что еще более влияет на сознание людей, поэтому оно-то особенно опасно.

В целом основной смысл ведения информационной войны, это побудить человека к каким ни будь действиям, посредством искусственного создания в его голове образа друга и врага. Многочисленные психологические эксперименты, выявили такую закономерность, при которой люди начинают верить в то, что очень часто слышат.

Многократное повторение одной и той же информации, множеством разных людей, заставляет человека верить в то, что они говорят, и собственно его мнение, уже перестает быть его, а следовательно и его действия, начинают носить направленный характер. Так что информационная война, это война где каждый сам за себя, ведь всегда можно ошибиться с выбором стороны за которую ты воюешь.

Какова бы ни была стратегическая цель конкретного участника информационной войны, тактическая цель преследуется всегда одна и та же – затруднить доступ людей к достоверной информации. Принятие решений всегда основывается на анализе информации, и качество принимаемых решений напрямую зависит от качества информации, на которой они основываются. У специалистов по базам данных есть хорошая поговорка «garbage in – garbage out», что в переводе означает, что, если на вход системы принятия решения подается мусор, то независимо от качества системы на ее выходе тоже будет мусор.

Из этого, конечно же, не следует, что при доступе к качественной информации будут приниматься качественные решения, но без качественной информации никуда. Все крупные мошенничества основаны на предоставлении фальшивой информации (и, кстати, на ограничении времени ее обработки).

Традиционный прямой способ воздействия на сознание основан на убеждении людей, обращении к их разуму с применением рациональных аргументов, логики. Необходимой составной частью проведения такой разъяснительной политики, обращенной к разуму людей, является учет реальной обстановки. При этом важно понимать расстановку сил, интересы людей, проводить научный анализ. В 1945 году крупный немецкий философ Эрнст Кассирер писал: "Чтобы победить врага, мы должны знать его. В этом заключается один из принципов правильной стратегии". Вместе с тем необходимо учитывать состояние общественного сознания, т.е. дать четкие, броские, понятные лозунги; бороться за людей, за их сознание повседневно.

Наряду с рациональными способами воздействия на сознание существуют способы, которые можно назвать иррациональными. Они могут оказывать разрушительное воздействие, подавлять рациональное начало и заставлять людей служить своим целям. Здесь в свое время большие наработки сделало ведомство Геббельса.

Один из эффективных методов - метод большой лжи - успешно был применен и обоснован Гитлером. Суть этого метода в том, что люди в большую ложь охотно верят, чем в маленькую, поскольку им в голову не придет, что их обманывают настолько бессовестно. В случае неудачи следует незамедлительно искать врагов. Понимание масс незначительно, зато забывчивость чрезмерно велика. Большая ложь дает выигрыш во времени, а потом о ней никто не вспомнит.

В основе другого метода, использованного гитлеровской пропагандой, лежит ограниченность восприятия людей. Человек не успевает перерабатывать данные, избыточную информацию он воспринимает как шум. Поэтому действительно важную роль играют простые формулировки, повторение, закрепление определенного набора положений. Только того, кто тысячекратно будет повторять ординарные понятия, общество пожелает запомнить.

Достаточно эффективными оказываются периодические, сменяющие друг друга (хотя бы и пустые) кампании, занимающие внимание людей. Безрезультатность старых забывалась, и все начиналось сначала. Последовательность кампаний не оставляла времени для размышлений и оценок.

Третий метод, использованный Гитлером, основан на том, что в подсознании человека заложено определенное, регулирующее поступки отдельных лиц, "стадное" чувство принадлежности к определенной общественной группе, которое стимулирует моду, синхронизацию поступков, подчинение лидерам. На его основе можно успешно пропагандировать расовую и религиозную исключительность, преимущества "образа жизни", выделение "интеллектуалов" над "серой массой".

Действия гитлеровской пропаганды относились к нестационарным условиям, быстро меняющимся событиям. Именно тогда эффективны ложь, и быстро сменяющие друг друга кампании.

Во всех случаях воздействия на сознание людей незримо присутствует фактор повторяемости. Система большой (и малой) лжи дает эффект только на определенное ограниченное время. В подсознании человека заложено сомнение, необходимость проверки, подкрепления информации. Поэтому при информационном воздействии в статических условиях посылка заведомо ложной информации невыгодна.

Эффективен метод, когда отождествляются неизбежные негативные стороны явления. Например, при хорошей профессиональной компоновке кадров телерепортажей можно создать для многомиллионной аудитории впечатление о событии, по сути, противоположном реальности, сосредотачивая внимание на соответствующих негативных и даже очень редких кадрах.

Для любого информационного воздействия необходимо присутствие правды и ее определенная дозированность. На этом фоне могут поступать и необходимые порции ложных данных. Но наиболее эффективный метод заключается в расчленении явления, выделении истинных, но единичных фактов и отождествления их с самим явлением, т.е. создание на основе истинных фактов ложной информационной структуры. Сложные образования такого рода носят название политических мифов.

Внедрение в сознание политических мифов позволяет заменить целостное мировоззрение фрагментарным, искажающим действительную картину.

Эффективное управление людьми, манипулирование ими с помощью информационного воздействия становится возможным лишь при наличии обратной связи. Вся система информационного воздействия может работать вхолостую, если не принимать в расчет динамику сдвигов в сознании населения, а также возможностей неожиданности, непредсказуемости.

В развитых странах происходит непрерывный зондаж общественного мнения. Существует целая система опросов, велика активность общения депутатов различных уровней с избирателями, большое внимание уделяется выяснению умонастроений конкретных групп населения. Это позволяет вносить коррективы в пропаганду, устранить возникающие рассогласования официальной идеологии и общественного сознания.

Отмечено, что параллельно каналам массовой информации, действующим на "мнения лидера", функционируют межличностные неформальные каналы информации.

Помимо вышеописанных прямых (или информационных) методов воздействия на сознание, существуют и косвенные, связанные с воздействиями на условия функционирования мозга. Так химическое регулирование мозга может быть нарушено с помощью наркотиков и алкоголя. На сознание людей также могут существенно влиять электромагнитные и акустические поля, особенно в диапазоне инфракрасных частот. Обращая их на людей, сосредоточенных на относительно малом пространстве, можно существенно изменять их поведение. Действие таких полей может носить и глобальный характер за счет инициирующей их солнечной активности. С учетом этого можно программировать и концентрацию действий информационно-психологической войны.

Сегодня осуществляется информационно-культурная и информационно-идеологическая экспансия наиболее развитых государств, что ведет к трансформации культуры, традиций и духовных ценностей в остальном мире. Остро встал вопрос о защите национальных информационных ресурсов и сохранении конфиденциальности информационного обмена по открытым мировым информационным сетям. Многие системы управления в различных областях человеческой деятельности уже сейчас стали информационно-зависимыми. Нарушения нормального функционирования компьютеров и телекоммуникационных средств могут нанести существенный урон в энергетической, финансовой областях и в Вооруженных Силах. Эксперты считают, что действительно национальной проблемой являются не случайные сбои, а опасность целенаправленного воздействия на информационные ресурсы извне. Поэтому информационная безопасность, информационная война и информационное оружие должны быть в центре внимания.

Одно из таких информационных противостояний мы видим вокруг ситуации в Украине, когда две противоборствующие силы (СМИ России с одной стороны и СМИ США и Украины с другой стороны) ведут свою информационную войну. Некоторые аспекты данного противостояния мы рассмотрим в главе 2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: