МИР СКАЗОК БОЖЕНЫ НЕМЦОВОЙ




 

«Не стали старики перечить:

– Ступай с богом, – сказал отец, – отпускаю тебя без

опаски. Да только смотри, сынок, силушкой своей не

шути и добрых людей не обижай.

Простился Валидуб с родителями и пошёл.»

«Валидуб»

 

В литературном и художественном формировании Вожены Немцовой (1820 – 1862 гг.), которую можно назвать одной из самых ярких личностей во всей чешской литературе, сказки сыграли важную, решающую роль. Они не только положили начало её литературной деятельности, но в течение всей жизни писательницы были неисчерпаемым источником её чистого вдохновения. Мораль народных сказок неизменно присутствовала во всём прозаическом творчестве писательницы. Особенно при этом сказалось влияние трёх факторов: самобытность края в окрестностях Ратиборжиц, где Вожена Немцова провела своё детство, область Домажлиц, где писательница жила несколько лет (с 1845 по 1848 г.) и предпринятые ею четыре поездки в Словакию в первой половине пятидесятых годов прошлого века.

Контакт со сказкой, как с устно передаваемой формой народной словесности, у Вожены Немцовой возник, само собой разумеется, ещё в раннем детстве, протекавшем в Ратиборжицах. В это местечко в восточной Чехии переселились родители Вожены Немцовой вскоре после её рождения. Первые сказки она услышала от своей бабушки Магдалены Новотной, простой чешской старушки, которая последние годы своей жизни проводила в семье своей дочери Терезы Панкловой, воспитывая её детей. Это первое соприкосновение со сказкой, как и манера бабушкиного пересказа, такая верная народной философии и морали, оставили в душе девочки неизгладимые следы. Позднее её душу наполнили иные впечатления, полученные, главным образом, при чтении немецкой сентиментальной литературы, которая очень привлекала молодую романтическую девушку. С этой литературой Божена Немцова познакомилась во время пребывания в Хвалковицах, куда она была послана «на воспитание» и где она могла свободно пользоваться библиотекой, находившейся в замке. Но и эти сильные впечатления не смогли приглушить и заслонить впечатления, полученные в детстве и сохранившиеся даже спустя много лет.

Ещё позднее, когда Божена Немцова стала молодой матерью, она сама начала рассказывать сказки своим собственным детям, оживляя в памяти те, которые в детстве она услышала от бабушки. Приблизительно в то время Немцова познакомилась с прозаическими произведениями Тыла, публиковавшимися в журнале «Кветы». Эти произведения «из жизни» пробудили в ней с новой силой воспоминания о бабушкиных сказках. «Воспоминания о счастливых минутах моего детства, обо всех тех бабушкиных словах, подобных златоносным зёрнам, – это драгоценные камни на моём жизненном пути», – так написала Божена Немцова в журнале «Вчела» в 1846 году.

Решающую роль в литературной ориентировке писательницы сыграли, как уже было сказано, особенно годы пребывания в Домажлицах. При каждодневных встречах с жителями соседних деревень Немцова получила возможность проникнуть в жизнь простого народа, познакомиться с обычаями и проявлениями народной культуры. В поговорках, песнях и особенно в сказках она стала находить более глубокую связь между жизнью народа и его каждодневным трудом. Годы, проведённые в Домажлицах, углубили в писательнице социальный подход к действительности и ускорили её творческое формирование.

Таким образом, народные сказки явились материалом для литературных произведений в самом начале творческого пути Божены Немцовой. Её «Народные повести и предания» (в период с 1845 по 1847 год вышло семь томиков этих произведений), свидетельствовавшие об интересе писательницы к народной словесности домажлицкого края, были первым произведением, изданным книгой, если не считать нескольких гражданских стихотворений, опубликованных в журналах. Книга Божены Немцовой впервые в чешской литературе вообще показала, что народная словесность, благодаря своему идейному содержанию и совершенству формы, может оказать благотворное влияние на художественную национальную литературу и даже может служить ей образцом. По этому образцу она сама создавала мир своего прозаического творчества, заполняя его персонажами, близкими героям сказок, – людьми, поступки которых, несмотря на все беды и пороки мира, мотивированы любовью и добротой сердца. В этом можно убедиться и в «Бабушке» (1855 г.), и в «Горной деревеньке» (1856 г.), и в «Замке и простолюдинах», а также во всех остальных её новеллах и рассказах.

Об интересе Немцовой к народной словесности особенно ярко свидетельствовало создание «Словацких сказок и преданий», которые вышли в десяти томах в 1857 – 58 годах. Эти сказки Немцова создавала уже будучи зрелой писательницей, обладавшей большим творческим опытом, к тому же несколько раз побывавшей в Словакии, куда в 1851 году был переведён её муж Йозеф Немец, служивший комиссаром финансовой охраны. Издав сказки в Чехии, писательница хотела укрепить идею взаимного сближения двух братских народов – чехов и словаков. Так же, как и во время пребывания в Домажлицах, в Словакии Немцова находила в народных сказках источник знаний о жизни народа, его каждодневных заботах и думах о новом, лучшем мире.

В то время, когда Немцова входила в литературу, интерес к народу и народной словесности возрастал и был тесно связан с целым движением за национальное возрождение обоих наших народов. В прошлом на всём пути исторического развития Чехии именно народ, несмотря на неблагоприятные общественные условия, хранил традиции национального свободолюбия, любви к чешской земле и родной речи. Поэтому он и стал главной опорой всего движения за национальное возрождение.

В начале литературного пути Вожены Немцовой интерес к народным художественным ценностям уже имел свои традиции. Произведения народной словесности начали собирать первые просветители. Правда, лишь молодое поколение поэтов двадцатых-сороковых годов стало смотреть на эти ценности как на один из источников обогащения национальной литературы. Произведения народной словесности собирали как чешские, так и словацкие поэты и писатели. Самые большие заслуги в этой области принадлежат Ф. Л. Челаковскому («Отзвуки русских песен», 1829 г., «Отзвуки чешских песен», 1839 г.), К. И. Эрбену (сборник стихотворений «Букеты», опубликованный в 1853 году) и Яну Коллару («Словацкие народные песни», изданные в двух томах в 1834 и в 1836 годах).

Довольно показательно, что нестихотворные формы народной словесности в отличие от поэзии сравнительно длительное время считались второстепенными, чуть ли не бесценными, поэтому не было стремления раскрыть их глубокий художественный смысл. Жанры народной прозы, кроме сказок, не находились в центре внимания фольклористов того времени. Интерес к народным сказкам, которые в эпоху национального возрождения в Чехии называли «побасенками», в то время лишь зарождался. И именно Божене Немцовой принадлежит заслуга в том, что она обратила внимание на ценность сказок и открыла их для чешской литературы того времени.

С самого начала отношение Немцовой к сказкам отличалось от отношения к ним её предшественников. Она была, прежде всего, далека от механического фиксирования всего фольклорного материала и сохранения точного содержания и формы народного пересказа. Кроме того, от своих предшественников она отличалась и тем, что не считала народные сказки простым свидетельством древности национальных традиций. Многие из них ей были известны благодаря близкому контакту с народом. Немцова своевременно догадалась, что в сказках, кроме богатой фантазии простых людей, нашли своё отражение многие наблюдения из каждодневной жизненной действительности. Обрабатывая прозаические формы народной словесности, писательница никогда не забывала этого и в большинстве случаев сохраняла лишь «ядро» народного повествования. Руководствуясь собственным чутьём, она избавлялась от ненужных подробностей или же, наоборот, добавляла новые, давая полную свободу своей фантазии и развивая интересный сюжет. Немцова дополняла и поэтизировала повествования, сохраняя при этом «дух» народной сказки, одновременно соблюдая принципы народного сказительства и не нарушая его этические нормы. Она сама об этом написала в письме А. Челаковской: «Я не могу написать сказку так, как иногда слышу её – совершено искажённой и испорченной. Там, где нужно, я добавляю от себя, а то, что мне кажется ненужным, я выбрасываю.» Писательница развивала мотивы народных сказок, дополняла их своими собственными мыслями, создавая, таким образом, новые произведения, одарённые её собственным идейным и эстетическим замыслом.

При создании сказок Немцова нашла свой особый художественный стиль и постепенно совершенствовала его. Но уже в самом начале её творчество отличали особые черты: простота и непосредственность словесного выражения. Эти особенности писательница заимствовала из живой народной речи, прежде всего, из той, которая звучала в краю её детства. «Её язык не подхвачен на лету, а своими корнями уходит в глубину веков», – так метко охарактеризовал язык сказок Божены Немцовой Юлиус Фучик.

Такой подход к народным сказкам был совершенно новым явлением для того времени, и художественная практика не встречалась до тех пор ни с чем подобным. Поэтому не удивительно, что некоторые консервативно настроенные литературные критики того времени не одобряли этого новшества. К их числу принадлежал и Якуб Малый. Ещё до Немцовой он сам составил сборник народных сказок, который однако не нашёл отклика в силу того, что являлся скорее выражением ничем не обоснованных амбиций автора, нежели произведением, приближавшим истинное народное искусство. Малый не оценил в должной мере стремления Немцовой и считал, что её «побасенки» лишены какой-либо художественной ценности. Однако остальные представители движения за народное просвещение – поэты, писатели и учёные – Ф. Л. Челаковский, К. И. Эрбен, Й. К. Тыл, К. Г. Боровский, Я. Е. Пуркине, К. Сабина – приветствовали с восторгом «Народные повести и предания», оценив их художественное новаторство и правильно предвидя то положительное влияние, которое они в будущем смогут оказать на развитие чешской художественной прозы.

Сказки и рассказы Божены Немцовой завершили процесс, благодаря которому сказка стала составной частью чешской литературы эпохи просвещения. В словацкой литературе протекал аналогичный процесс благодаря поколению штуровцев, с которыми Божену Немцову связывал не только возраст, но и одинаковые творческие идеалы. Идейные отправные точки их творчества, ориентировка на потребности народных масс, их стремление улучшить условия жизни народа и всего общества были ей близки и понятны. И она приветствовала революцию 1848 года, видя в ней зарю нового времени, а позднее не скрывала горечи, будучи свидетельницей тяжёлых последствий ей подавления и репрессий, лёгших на плечи простого народа. Иона, как и многие штуровцы, долгие годы страдала от гонений и преследования за участие в революционном движении, за открытое выражение своего отношения к политическим событиям. Правда, общность основы этих проблем Немцова осознала позднее, тогда, когда она установила непосредственный контакт со Словакией и лично познакомилась с некоторыми штуровцами (Янко Кралем, Само Халупкой, Яном Францисци), а через них со словацкой жизнью и культурой. Это произошло в первой половине пятидесятых годов (1851 – 1855 гг.), во время её четырёх поездок к мужу, который был переведён на службу в тогдашнюю Венгрию.

В Словакии в то время господствовал абсолютизм Баха, жестоко подавлявший любое проявление борьбы за свободу народа, усугублявший социальную несправедливость и проводивший шовинистическую провенгерскую политику. В такой атмосфере Немцова стремилась прежде всего побороть недоверие между чехами и словаками и сблизить их. «Мне бы хотелось, чтобы мы все чехи и словаки объединились в одно дружное целое! Потом бы всё выглядело по-другому. Отсутствие единства – это проклятие, которое хуже оков. А эти оковы накладывают на нас наши враги, желая нашей гибели! Ах, если бы я могла сказать эту правду каждому словаку, каждому моравцу и чеху! Если бы я могла вселить в их сердца взаимную любовь!» Так в 1856 году Божена Немцова написала поэту-штуровцу Андрею Сладковичу. Немного позднее она пишет профессору чешской литературы А. В. Шембере, читавшему лекции в Венском университете: «… мы нуждаемся друг в друге, мы должны знать друг друга, помогать друг другу и стремиться к общей цели.»

Этой цели должно было служить и издание словацких народных сказок на чешском языке в Праге. Немцова хотела пробудить в чешской общественности интерес к Словакии, приблизить жизнь простых людей, их мечты и стремления. Поэтому она сразу же стала усердно изучать и собирать фольклорный материал, призывая к этой деятельности и своих словацких друзей, показывая, какое богатство скрывается в словацкой народной традиции. «Этим сокровищам нет цены, и никто ими не интересуется», – жаловалась она А. В. Шембере. В самые тяжёлые минуты своей жизни Немцова утешалась мечтой снова поехать в Словакию и там собирать эти сокровища, дарить их своим современникам и сохранить для будущих поколений. «Ах, милый друг, – писала она тому же адресату, – знаете ли вы, о чём я мечтаю? Хотя бы год, даже полгода поездить по словацким деревенькам! Не в городах, а в тех горных уголках, в тех затерявшихся деревеньках скрыты сокровища, которые вам и не снятся!»

Мир словацких народных сказок приблизил Божене Немцовой единственный изданный в Словакии сборник представителя поколения штуровцев Яна Францисци Римавского «Словацкие повести. Том 1», изданный в 1845 году в Левоче. Сборник представлял собой лишь малую долю того, что задумывали сделать молодые штуровцы, ещё будучи студентами Братиславского института речи и литературы чехословацкой.

Гораздо более непосредственно и прямо Божена Немцова вошла в мир сказок благодаря общению с простыми людьми и народными сказителями. Для писательницы было важно не только содержание и манера пересказа народных повествований, которые пробуждали в ней воспоминания о бабушке с её сказками. Немцову восхищала сама мелодия словацкой речи, те живые слова, которые до сих пор ей были неизвестны.

В середине пятидесятых годов, когда Божена Немцова приехала в Словакию, она была уже известной и зрелой писательницей, обладавшей большим творческим опытом и богатыми знаниями фольклора. Эти качества Немцовой проявились при составлении сборника словацких сказок и повестей. Писательница обрабатывала народные сказки с большим искусством, чутко умея передать особенности словацкой среды и самобытность характеров людей.

Особое внимание Божены Немцовой привлекли две словацкие сказки: сказка «О двенадцати месяцах» и сказка «Соль дороже золота». («Соль дороже золота» вы найдёте и в нашем сборнике.) Обе эти сказки ценны тем, что в них выражено отношение народа к жизни и к тому, что в жизни самое ценное. Писательница обратила своё внимание на то, как ярко в них передано отношение к добру и злу, к высокомерию и злобе (черты, характеризующие образ мачехи и её ленивой дочери в сказке «О двенадцати месяцах», и образ короля и его подданных в сказке «Соль дороже золота»). С другой стороны, эти сказки заинтересовали писательницу своим понятием добра, выражением положительного отношения к таким чертам характера, как доброта, скромность. Добро всегда одерживает верх над злом, а люди униженные и страдающие наконец побеждают в своей справедливой борьбе со злом. К добрым персонажам относятся обе Марушки. Первая из них в сказке «О двенадцати месяцах» своей смелостью преодолевает козни и прихоти мачехи и её дочери Голены. Вся природа помогает Марушке побороть зло. Благодаря своей скромности Марушка завоёвывает сердца сказочных месяцев, которые один за другим царят над природой и меняют погоду так, чтобы Марушка среди холодной зимы смогла принести из леса фиалки, землянику и яблоки, которых захотелось её привередливой неродной сестрице. Зато жадная Голена, которой всего мало, отправившись в лес, замерзает в снегу. Мачеху постигает такая же участь, потому что зло в конце концов само наказывает себя…

В сказке «Соль дороже золота» высокомерие и скромность противопоставлены ещё ярче. Стареющий король решает передать свой трон одной из трёх дочерей, поэтому он хочет убедиться, которая из них любит его больше всех. На его вопрос, как каждая из них его любит, две старших дочери ему отвечают, что отец-король им дорог, как золото и самые драгоценные камни. Лишь младшая и самая любимая дочка говорит отцу, что любит его, как соль – такую простую, ничего не стоящую вещицу, в которой ни у кого нет нужды. Обиженный король выгоняет Марушку из дома, сказав, что она только тогда может вернуться во дворец, когда в соли будет нужда и она станет дороже золота и драгоценных камней. И такое время настаёт. А Марушка-изгнанница до тех пор успевает научиться многому, и прежде всего она узнаёт цену труду, так непохожему на безделье королевских придворных. В конце концов и сам король убеждается в том, каким драгоценным подарком может быть соль, потому что во всём королевстве не остаётся ни щепоточки соли. Тогда Марушка возвращается, принося с собой не только «драгоценный подарок», но и волшебную хворостинку, по мановению которой расступается земля, открывая подземные богатства этой драгоценности. К людям, от которых ушла любовь и которые потеряли взаимное доверие, приходит Марушка, принося с собой самый драгоценный подарок – соль. Она ничего не просит за неё у отца и высказывает лишь одно желание – чтобы отец вернул ей свою любовь. Одинокий король со всем своим бесполезным богатством наконец осознаёт, кто любит его больше всего на свете. А Марушка заслуженно становится королевой. В этой сказке «соль» имеет символическое значение – так же, как соль нужна для повседневной жизни, так для жизни людей нужна любовь друг к другу. Любовь, которая дороже всех богатств на свете. Чистая и искренняя любовь побеждает притворство и обман. «Соль в мешочке вскоре кончилась. Но Марушка не тужила, знала теперь, где соль растёт! Сколько бы её ни брали люди, столько же там оставалось.» Марушка стала королевой, но «навсегда осталась милой и скромной».

Божена Немцова очень чувствительно реагировала на социальную несправедливость и неравенство между людьми. Сама познав много унижений, она всегда тянулась к тем, кто страдал. В своих сказках она совершенно намеренно показывала, насколько велика разница между бедными и богатыми, какой разной морали подчиняется добро и зло. В сказке «Наказанная гордость» Немцова описала все обиды и унижения, которые должна переносить бедная женщина, лишь бы угодить господским прихотям своей благородной благодетельницы.

К самым прекрасным персонажам сказок Немцовой принадлежат люди, вышедшие из простой социальной среды. Благодаря своему моральному и умственному превосходству, они торжествуют над знатными господами (сказка «Кот, петух и острая коса»). Дочери бедняка удаётся перехитрить хитрого судью («Мудрая батрачка»). Сыновьям простых родителей, которые уходят за работой в люди, приходится преодолевать немало препятствий и бороться со злом. Они всегда «держатся молодцами, людей не обижают» и в конце концов оказываются победителями (сказки «Золотых дел мастер», «Золотая вершина», «Храбрый Микеш», «Валидуб»). В этом смысле творчество Божены Немцовой представляет собой на редкость одно компактное целое: большинство её персонажей из народа (не только бабушка, главный персонаж одноимённого произведения, но и герои «Подгорной деревеньки» и других рассказов) морально и духовно высоко превосходит людей из мира господ и не боятся бороться за свою правду. В этом нас убеждают сказки, в которых Немцова выразила свои представления о справедливой власти и идеальном владыке. При этом она исходила из своего искреннего убеждения в том, что все люди на свете равны между собой и поэтому все блага должны быть справедливо разделены между ними. Эти убеждения писательницы совпадали с представлениями народа о справедливом мире. В сказке «Справедливый Богумил» бедный паренёк Богумил становится королевским зятем, но он не забывает, что лишь тогда будет хорошим владыкой своего народа, когда будет «приглядываться к нуждам своего народа, когда будет принимать все меры, чтобы ему жилось легче». Зная это, он мудро и справедливо управляет королевством до самой смерти, даруя своему народу золотые времена («Справедливый Богумил»).

О народных сказках известно, что в них добро всегда борется со злом. Мир, иной раз такой единый и нерушимый, разная мораль разбивает на две части – на мир добрых людей и мир злых. Сказочная справедливость заключается в том, что в борьбе добра и зла участвуют не только люди, но и вся природа со всем живым в ней и даже неживым. В сказках Божены Немцовой этот момент имеет свою социальную мотивировку. Лишь поэтому скамеечка может перенести бедную сиротку через речку и таким образом спасти её. Одновременно это является наградой за то, что сиротка «перевернула мостик на другой бок». Зато дочь мачехи, отказавшаяся исполнить просьбу мостика, «полетела в воду». («Здравствуй, мостик»). Таких примеров из сказок Немцовой можно привести немало. Богданка из сказки «Семь воронов» терпеливо выносит обиды со стороны своей знатной золовки, не смея промолвить единого слова до поры до времени. Благодаря этому она снимает с братьев заклятие мачехи, освобождает их, а сама вновь обретает потерянную любовь и доверие своего мужа.

Победа добра над злом в сказках часто бывает наградой за сочувствие к страданию других. В сказке о Мартинко Кинкаше, таинственном мужичке, ленивой Геленке удаётся с его помощью напрясть золотую пряжу. Свадьба с князем из Красного замка является наградой за то, что она пожалела бедного нищего и поделилась с ним своей едой.

Связывающим звеном сказок Немцовой, как и остальных её прозаических произведений, служит мотив любви, без которого нельзя представить себе творения народной словесности. Мотив любви можно назвать одной из самых специфических черт творчества писательницы. И в её сказках любовь обладает той возрождающей силой, которая заставляет человека приносить самые большие жертвы, ведёт его к благородным поступкам и помогает преодолеть человеческую злобу. Любовь меняет надменную принцессу Красомилу («Наказанная гордость») и излечивает немую принцессу Либену («Золотых дел мастер»). Любовь оказывается сильнее заклятия («Золотая вершина», «Семь воронов») и смягчает каменные сердца…

Мотив любви в сказках Немцовой имеет глубокий смысл и выражает мечту писательницы о таком обществе, в котором человек будет настоящим человеком по отношению к своим собратьям. Для Божены Немцовой характерно именно то, что, несмотря на свой горький жизненный опыт, она вкладывала все свои надежды в земную человеческую любовь.

Известно, что большая часть произведений писательницы возникла как противовес к её тяжёлой жизненной доле. Литературное творчество было для неё отдушиной в каждодневной борьбе с недостатком и нуждой. Это полностью относится и к её сказкам, о чём свидетельствует письмо Божены Немцовой, адресованное её другу В. Ч. Бендле (1857 г.). Строки этого письма передают всю глубину личной драмы писательницы: «Ах, Вацлав, если бы вы знали, как мы нуждаемся! При всех моих несчастьях одним наслаждением для меня остаётся работа. Я не пишу ничего другого, кроме сказок и народных сказаний. Фантазия переносит меня в золотые замки, полные золота и драгоценных камней, где все мои желания исполняются мгновенно – а в действительности меня окружает одна нужда…»

В нашем сборнике вы найдёте и древнюю балладу о турке и прекрасной Катарине, которая возникла ещё во времена вторжений турков на словацкие земли (XVI – XVII в.в.). С этой балладой Немцова встретилась в сборнике «Народные песни», составленном Колларом, а также ей была известна народная интерпретация этого сказания в форме песни-баллады и в форме сказки. Трагическая судьба прекрасной Катарины, которая решила лучше погибнуть в родном краю, бросившись в волны Дуная, чем жить в богатстве, выйдя замуж за врага своей отчизны, привлекла внимание писательницы как пример безграничной любви к родине. Этот мотив, столь частый в народной словесности, встречается в творчестве многих писателей и поэтов эпохи национального возрождения. Как пример можно привести стихотворный балладный эпос поэта-штуровца Само Халупки.

 

 

* * *

 

Штефан Крчмери, словацкий литературовед, эстетик и поэт, более чем полвека тому назад сказал, что сказки любит каждый, и прежде всего дети. «Душа ребёнка требует своей сказки… В вопросах, которые ребёнок вам ежеминутно задаёт, скрыто его желание узнать мир. Желание познать глубины жизни разжигает жажду слышать сказку. Сказки не уводят детей из так называемой настоящей жизни, они оживляют в душе самое ценное.»

Сказки Вожены Немцовой чутко передают и современному читателю завет народной мудрости – закономерность победы добра над злом, света над тьмой, правды над ложью. Это – завет вечного гуманизма, который никогда не устареет.

Дорогие юные читатели! Примите этот завет! Прочтите словацкие и чешские сказки! Пусть они вам покажут «глубины жизни» так, как их описала для вас в своих прекрасных произведениях великая чешская писательница Вожена Немцова!

 

Гана Урбанцова.

 

 


[1] Здесь – палач (прим. Bidmaker).

 

[2] Was (нем.) = что

 

[3] Фуяра (словацк. fujara) – традиционный словацкий деревянный духовой инструмент, поперечная флейта с тремя отверстиями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: