Педагогическая копилка вожатого
Казаковой Евгении
1.Материалы по организации орг. периода
Общие положения орг. периода:
В первые дни для вожатых важно:
§ Запомнить имена всех детей
§ Диагностика интересов, склонностей, ценностных ориентаций, выявление лидеров, аутсайдеров.
§ Выявить интересы детей
§ Сплочение коллектива
§ Выработать стиль общения и поведения с детьми отряда
§ Предъявление ЕПТ
§ Выстроить работу с напарником
§ Ознакомление детей с содержанием смены, корректировка плана работы с учетом предложений и пожеланий ребят.
Для детей важно:
§ Познакомиться с отрядом
§ Ориентироваться в лагере
§ Чувствовать себя комфортно
§ Почувствовать себя нужным
§ Определение места (статуса) в коллективе;
§ Узнать план смены
§ Ориентироваться в режимных моментах
Общая цель - создать условия для адаптации ребёнка к лагерю для создания и функционирования детского коллектива.
Задачи оргпериода
§ познакомить детей, создать благоприятный, эмоциональный настрой;
§ предъявить единые педагогические требования к режиму дня и дисциплине;
§ узнать увлечения, характеры, и склонности ребят, выявить лидеров, организаторов в детском коллективе;
§ познакомить детей с содержанием смены, откорректировать план работы с учетом предложений и пожеланий ребят.
В организационный период происходит адаптация детей в жизни лагеря, режимным моментам, правилам поведения, закладываются основы создания временного коллектива детей. Одна из важнейших задач отрядного вожатого в организационный период – целенаправленное заранее продуманное изучение детей, их интересов и запросов, особенностей характера и физического развития, знаний, умений, навыков.
Цели и задачи организационного периода в отношении ВДК:
§ Создание психологически безопасной атмосферы в коллективе для раскрытия потенциала личности
§ Создать условия для привыкания ребенка к режимным моментам лагеря и правилам поведения в лагере
§ Создать предпосылки для создания команды из временного детского коллектива
§ Ускорить первичные процессы формирования коллектива
§ Определить знания, навыки и психологический портрет детей во временном коллективе
Ожидаемые результаты оргпериода
§ знакомство детей с условиями проживания, с лагерем, режимом его работы, его традициями;
§ выработка единых норм поведения (предъявление единых педагогических требований);
§ знакомство ребят друг с другом, со вожатыми в отряде;
§ начало формирования отряда как коллектива,
§ формирование групповых норм, ценностей, традиций и отрядных правил;
§ формирование представления о содержании смены (обсуждение план – сетки и составление отрядного плана);
§ выявление лидеров, включение их в работу органов самоуправления (ЧТП);
§ сплочение коллектива;
§ адаптация ребят к новым условиям жизни, к условиям жизнедеятельности лагеря;
§ создание у детей ощущения уюта и комфорта (для чего красиво оформить комнаты, корпус, весь лагерь);
§ дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться в разнообразной деятельности;
§ поддержание позитивного эмоционального подъема;
§ Формирование чувства "Мы" (семья, особенные, вместе), доверия друг к другу;
§ Создание благоприятного эмоционального настроя;
Хоз.сбор
На этом сборе может состояться первоначальное знакомство детей друг с другом и с вожатыми. Рассмотрите вопросы, касающиеся жизни детей в лагере: правила внутреннего распорядка, обязанности дежурных; «нельзя» в нашем оздоровительном лагере; режим дня; правила пользования туалетами; хранение вещей в тумбочках; хранение вещей в шкафах, уборка кровати; уборка в палате; чемодан и чемоданная; посещение столовой; правила поведения ночью; правила взаимного уважения; представление администрации оздоровительного лагеря; информация о том, к кому нужно обратиться в случае отсутствия вожатого рядом или в сложных ситуациях.
Задачи:
1. Рассказать о правилах проживания в лагере
2. Объяснить законы лагеря
3. Договориться о взаимоуважении и понимании
Для младших
§ Проводится в форме игры (Путешествие с домовенком Кузей,игра-сказка, комплексная игра, экскурсия с различными персонажами).
Для старших
§ Диспут или дискуссия, конференция.
Итак, вожатому необходимо осветить следующие темы.
1) Правила, которые вы будите требовать: они разные для разных возрастов. Законы, запреты …
Запреты (последствия или причины):
§ территория
§ алкоголь, курение
§ вода
§ нарушение распорядка
Законы (хорошо бы выработать совместно):
§ доброго отношения друг к другу (вежливости, терпимости)
§ правой руки
§ точного времени
§ зелёного друга
2) Обычный распорядок дня (еда, игры, сон – режимные моменты). Если есть информация о кружках, секциях, процедурах … её тоже можно дать.
3) Что нас ждёт сегодня? Что нас ждёт в течении смены? - План на день. Реклама – супер мероприятий.
4) Указания на ближайшее (короткое время) - застилание кроватей, размещение вещей. И снова на отрядное место через n минут.
Типичные законы для ДОЛ
1. Закон 0:0 Данный закон гласит о том, что время в лагере дорого, ребята вместе собрались всего на 21 день, а успеть за это время надо многое: и отдохнуть и научиться новому, и обменяться опытом. Поэтому каждой секунде – особый счет, поэтому каждое дело начинаться точно в назначенный срок, а заставлять себя ждать – это отнимать у товарищей не просто драгоценные минуты – это отнимать у них интересные дела, интересное общение, да и просто хорошее настроение.
2. Закон правой поднятой руки Если человек поднимает руку, гласит закон, ему необходимо сообщить что-то нужное людям. Жест «поднятой руки» (или открытой ладони) означает: «Прошу меня выслушать!»
3. Закон территории Закон территории очень богат содержанием. Это не просто территориальные ограничения в лагере, не выходить за территорию лагеря, центра (хотя и это очень важно). Закон территории гласит: «Будь хозяином своей территории, относись к ней бережно, заинтересованно, по-хозяйски. Надо помнить о добрососедских отношениях. Ты должен заботиться о том, чтобы не мешать живущим рядом. Очень тесно Закон территории связан в этом с традицией доброго отношения к людям.
4. Закон зелени Закон зелени напоминает каждому новому человеку в лагере, что красота лагеря, его удивительное природное разнообразие, палитра цветочных красок и запахов – все это результат труда многих и многих людей, преданных лагерю. Гораздо проще поломать, чем взрастить. И поэтому Закон зелени категорически запрещает рвать зелень на территории лагеря. Если каждый сорвет по одной веточке, цветущий лагерь превратиться в пустыню.
5. Закон водоема Закон водоема призывает относиться к водоемам без лихачества, с уважением, без заигрывания. К воде и в воде – только с коллективом и только со взрослыми.
В конце хозсбора на младших и средних отрядах можно провести небольшую игру. Её цель - в игровой форме проверить и закрепить знания ребят о ЕПТ. Можно проводить в форме игры “4 корабля”:
§ Отряд разбивается на 4 команды;
§ В каждой команде свой боцман, капитан, кок, юнга...;
§ Корабли получают маршрутные карты и отправляются по ним в путь за сокровищами, которые достанутся команде-победительнице.
Во время подготовки к сбору вам нужно заранее определить, какие знания и умения ребятам нужно проверить и закрепить:
§ поведение в столовой;
§ поведение на пляже;
§ уборка палат;
§ знание законов и традиций.
На каждом пункте должен находиться ведущий с веселыми заданиями, например, такими, как:
§ творчески изобразить купание на пляже, придумать оду морю или речке;
§ сделать рекламу: тихому часу, закону зелени, закону территории...;
§ изобразить процесс принятия пищи и правильного поведения в столовой, составить новый рецепт для желающих хорошо отдохнуть;
§ всем дружно и правильно заправить (заранее внесенную) кровать, собрать разбросанный мусор и устроить идеальный порядок.
Задания могут быть самыми разнообразными. Для проведения этой игры вы можете подключить старших ребят из другого отряда, своих лидеров или освобожденных сотрудников вашего лагеря. В конце игры не забудьте собрать всех ведущих, поздравить и наградить и участников, и победителей; подвести итоги.
Сбор «Рождение отряда»
На этом сборе из неоднородной и пестрой массы начнет совдаваться настоящий отряд со своими: названием, девизом, отрядной песней, органами самоуправления, своими законами.
Собственно орг. сбор
Задачи.
1. Сформировать структуру отряда (командир, помощник командира и т.д.)
2. Выбрать органы самоуправления отряда.
3. Договориться о правилах (принятие устава, «заповеди отряда» и т.д.)
Предварительная работа:
§ знакомство с нормами, правилами проживания;
§ выявление лидеров;
§ взаимодействие в различных группах;
§ работа дежурных командиров;
§ ввод в идею программы отряда и тематику смены;
§ планирование.
План организационного сбора:
1. Необходимо оформить место;
2. Распределение детей на группы (в группе 5 - 6 человек);
3. Игра на разогрев:
§ мини интервью с каждой группой.
4. Вступительное слово;
5. Правила сбора:
§ правило аплодисментов
§ правило свободного микрофона (любой желающий может подойти к микрофону и высказать свои мысли)
§ правило поднятой руки (если человек поднял правую руку, ему есть, что сказать, и все обязаны его выслушать);
§ правило 2 минут (обсуждение в течение 2 минут);
§ правило скрещенных рук (не повторяйся –об этом уже говорили);
§ правило ручки и блокнота (мысль не записанная – потерянная);
§ правило идей (камнем в идею бросать не смей, бросишь камень не будет идей)
6. Пресс – центр:
§ один человек фиксирует (вожатый);
7. Работа в группах по заданию;
8. Защита каждой группы;
9. Голосование и выбор одного проекта (работа в группах), в каждой группе проиграть на сплоченность:
§ идея;
§ проработка идеи:
1. оформление отряда,
2. должностные инструкции + Устав.
10. Разработка инструкции для каждого;
11. Выборы и назначения (возможно в другое время);
12. Принятие «Устава»;
13. Напутственное слово.
14. Заканчивается подарками и песнями.
Сбор планирование
Цель: Определение перспектив жизнедеятельности отряда на смену с учетом интересов, желаний возможностей детей, определение каждым ребенком индивидуальной цели на смену.
Задача:
§ Совместно с детьми спланировать отрядную деятельность;
Для младших:
§ Игра-путешествие по смене;
§ Лесенка успеха;
§ Гора событий;
§ Лента достижений и др.
Для старших:
§ Конференция:
§ Дискуссия:
§ Деловая игра
План сбора планирования:
1. Разбивка на микрогруппы;
2. Получение заданий по выбору направлений (3 от каждой группы)
3. Презентация направлений работы
4. Выбор 3-х направлений
5. Разработка 3-4 мероприятий по каждому направлению
6. Презентация и утверждение дел – составление план-сетки.
7. Напутственное слово вожатого с вручением талисмана отряда.
Знакомство с лагерем
Цель:познакомить ребят с:территорией лагеря, людьми, которые там работают,режимом работы всех служб.
! Для удобства ориентировки и романтики можно всему в лагере дать красивые названия: Площадь утренних зорь - линейка, Дом веселых человечков - корпус малышей. Необходимы таблички на местах и общая карта лагеря.
Способы знакомства с лагерем
Экскурсия.
Проводится внутри отряда. Если в отряде есть "старички", пусть они проводят экскурсию. Чередуем рассказ с играми на знакомство, контакт, легендами про лагерь. После возвращения с экскурсии ребята могут нарисовать, каким они увидели лагерь или самое понравившееся место. Развед. школа
Ребята делятся на группы, которым вручается пакет с вопросами, которые интересуют Центр разведки. Им надо узнать секретную информацию, например, какого размера ботинки у физрука, какого цвета занавески в столовой и т.д.
! Если задания у групп одинаковые, то оцениваем скорость. Если задания разные, то можно провести конкурс, кто за определенное время узнает больше информации.
! Оцениваем точность и полноту ответов. Можно творчески представить полученную информацию.
! Предупредить работников лагеря, что будет игра, а детей - о правилах вежливости.
Путешествие по лагерю можно организовать в виде игры следопытов: ребятам надо найти волшебный ключ. Они получают записку, в которой указано, куда следует двигаться, где найти вторую записку, с кем надо встретиться. Для проведения этой игры надо заранее разработать маршрут, спрятать записки, предупредить работников лагеря. В противном случае, самое скучное, что вы можете сделать, - это построить ребят парами и провести экскурсию со словами: "Посмотрите налево, посмотрите направо...".
Сбор знакомств
Знакомство со всем составом лагеря, кроме вожатых.
Следопыты. Каждому отряду выдается зашифрованная информация "Легенда об одном человеке, которого надо найти": описание человека по его службе в лагере, место встречи и пароль.
Например:
Очень любит покушать. Поэтому часто наведывается в места скопления продуктов. На фразу "А у вас молоко убежало" отвечает: "Участвует в "Веселых стартах".
Надо найти этого человека, взять у него интервью о нем самом и его службе и пригласить на Сбор знакомств. Потом отряды готовят свое выступление: представление и рассказ о найденном человеке, реклама его службы и тематический подарок этому человеку. Отряды по очереди выступают со сцены, представляя каждый своего человека.
Тридесятое царство - более сложный вариант. На сцене три богатыря (вожатые) путешествуют по царству и находят камень с надписью: "Налево пойдешь - сыт и здоров будешь" - здесь встречают по очереди физрука, повара, врача. "Направо пойдешь - богатым и веселым будешь", - завхоз, музработник, культорги, кружковеды. "Прямо пойдешь - мудрым будешь", - библиотекарь, старший вожатый, начальник, методист, психолог, компьютерщик. Каждый из встреченных людей либо творчески представляет себя, либо проводит конкурс для зрителей.
Знакомство с вожатским составом.
Концерт вожатых: это могут быть концертные номера, инсценированная сказка, буфанада (попурри из песен, записанных на кассету, затем инсценируем). Можно обыграть начало как шутку: до начала сообщить детям, что их ждет лекция о вреде курения и присутсвие обязательно для всех. Концерт будет тогда приятным сюрпризом.
В конце: представить всех вожатых, можно по байкам, легендам или в стихах. Потом общую песенку.
Знакомство детей:
"Огонек знакомства" помогает познакомиться ребятам и вожатым. Это вечерняя встреча на отрядном месте, где по кругу каждый рассказывает о себе, придерживаясь определенного плана, заданного вожатым, который начинает "Огонек" рассказом о себе.
План такого рассказа определяется вожатым с учетом особенностей ребят и может включать в себя следующие вопросы: в каких оздоровительных лагерях уже побывал; какие мероприятия, проводимые в них, можно было провести и в нашем лагере; чем бы хотел заняться в лагере; круг увлечений и т.д. При этом присутствующие могут задавать вопросы. Инициатива должна исходить от вожатого.
Чтобы познакомить ребят с творческими возможностями друг друга, можно провести концерт "Ромашка": отряд делится на несколько групп по 5-6 человек. Рисуется большая ромашка и вырезаются лепестки по количеству участвующих в концерте команд. После этого вожатые пишут на лепестках с задней стороны задания. Представители команд отрывают себе по лепестку и приступают со своей группой к подготовке задания, и после небольшого перерыва демонстрируют свое коллективное творчество.
Задания могут быть такими: инсценировать какую-либо песню; составить рассказ из названий кинофильмов; изобразать пантомимой какую-либо пословицу; буриме - сочинить четверостишие на заданную тему или рифму; провести экскурсию по музею восковых фигур; продемонстрировать несколько моделей одежды для разных жизненных ситуаций.
Разбивая ребят на группы, старайтесь, чтобы в одну команду попали, по-возможности, незнакомые или малознакомые друг с другом ребята - ведь от тех, кого хорошо знают, ожидают привычного поведения, а вот незнающие друг друга начинают изобретать и фантазировать В ходе концерта не стоит выявлять победителей. Лучше предложить каждой команде поздравить ту, которая больше понравилась..
Игра "Времена года" также может помочь при проведении вечера знакомств. Ребята делятся на 4 команды в зависимости от месяца рождения: зима, весна, лето и осень Каждая команда получает первое задание: вспомнить как можно больше песен, в котром упоминается их время года (на подготовку задания отводится 5 минут). После выполнения этого задания команда получает следующее: придумать рассказ, все слова которого начинались бы с одной буквы (соответствующую букву команда получает в ходе жеребьевки). Для этого конкурса следует подбирать наиболее распространенные согласные буквы, например: М, Н, Р, С и т.д.Затем командам может быть предложен конкурс художников, в ходе которого участникам предстоит нарисовать с закрытыми глазами какое-нибудь животное, например: жирафа, корову, слона или бегемота. Каждый конкурсант рисует только одну часть тела животного.
Сценарий открытия летнего лагеря для детей
Действующие лица: Ведущий – Солнце (мужчина или женщина в желтом костюме, от которого протянуты желтые ленточки, за них держатся дети-Лучики); Лучики; Солнечный Зайчик; Дед Мороз. Эмблема летнего лагеря – 5 разноцветных «олимпийских» колец, внутри которых прикреплены слова девиза: «Дружба, взаимопомощь, дисциплина, спорт, веселье».
Звучит песня «Солнечный круг», перед ребятами появляется Солнце с Лучиками.
Лучик1: - Наступает снова лето,
Все мы солнышком согреты,
Дарит нам тепло оно,
ВЕСЕЛИМСЯ, решено. (девочка выносит первое кольцо эмблемы лагеря «Веселье»)
Лучик2: - Лагерь летний открываем,
От души вас приглашаем:
Будем петь, играть, смеяться,
Будем СПОРТОМ заниматься! (второе кольцо эмблемы «Спорт»)
Лучик3: - Что нам всем для счастья нужно?
Вместе жить, конечно, ДРУЖНО! (третье кольцо эмблемы «Дружба»)
Лучик4: - Коль проблемы невзначай –
Друга тут же выручай.
И еще, внимание:
Взаимопонимание (четвертое кольцо эмблемы «Взаимопомощь»)
Лучик 5: - Чтобы лагерь не покинуть,
Соблюдайте ДИСЦИПЛИНУ! (пятое кольцо эмблемы «Дисциплина»)
Солнце: - Дорогие ребята, разрешите вас сердечно поприветствовать! Я рад торжественно представить вам эмблему нашего летнего лагеря. Наш девиз -
«Дружба, взаимопомощь, дисциплина, спорт, веселье». Призываю вас запомнить эти важные и полезные слова и неукоснительно соблюдать эти правила поведения в нашем лагере.
Ведущий Солнце исполняет песню «Солнце взойдет». Вдруг песня прерывается и звучит «В лесу родилась елочка». Появляется Дедушка Мороз.
- Здравствуйте, дети! Помните меня? Соскучился я, решил навестить вас. Только что-то жарковато у вас. Ну-ка посох возьму, холодку напущу.
-10 градусов как вам, нормально будет?
Дед Мороз дотрагивается до каждого Лучика посохом, и Лучики замирают.
Солнце: – Ах, лучики замерзли. Солнечный Зайчик, выручай, помоги разморозить Лучики!
Звучит песня «Солнечный зайчик».
Д. Мороз: - Уф-ф, таю, поеду-ка я лучше на родину, в Великий Устюг.
Солнце: - Конечно, Дедушка, всему свое время. Возвращайся в декабре, ребята будут ждать тебя. Итак, ребята, погода снова летняя и мы надеемся, что вы с пользой проведете время в лагере, отдохнете, наберетесь здоровья, радости и впечатлений. А знаете ли вы, что вы все – дети солнца и поэтому очень похожи друг на друга? Проверим?
Проводит игру «Мы все похожи»: Все дети образуют круг, в центре – Ведущий, он приглашает одного из ребят к себе по принципу какого-либо сходства, напр. «У нас с тобой похожи уши» или «У нас одинакового цвета футболка», «Ты такой же добрый как я». Выбранный участник также вызывает в круг следующего, пользуясь каким-либо сходством и т.д. пока все не будут названы.
Если позволяет время, в конце программы можно провести также веселые старты.
2.Материалы под названием «лицо отряда»
Названия, девизы
Название команды: Спортсмены.
Девиз: Приходим, чтобы победить, уходим потренироваться.
Название команды: 10 килобайт
Девиз: Пока вы считаете мы побеждаем
Название команды: веники
Девиз: Энеки, беники, всех обыграют веники
Название команды: энергия
Девиз: Соперники знают - энергия, всегда побеждает
Название команды: Экстрим
Девиз: Всех задором заразим.
(по имени капитана)
Название команды:.... и друзья
Девиз: Вместе мы команда!
Название команды: Знатоки
Девиз: Ум в спорте не помеха:)
Название команды: Маркеры
Девиз: Мы пишем историю своих побед
Название команды: Водопад
Девиз: Кто не ходит в детский сад - болеют все за водопад
Название команды: F1
Девиз: Поможем проиграть достойному сопернику
Название команды: волна
Девиз: Волна всегда идёт вперёд,
Волна ни где не отстаёт,
С волною окунись в мечты
И не забудь их ты!!!
Название команды: алый парус
Девиз: Ветер дует в паруса,
Юность верит в чудеса!!!
Отряд-Улёт
девиз:
Мы улётная команда
С нами весело всегда
Мы приколные ребята
Не скучаем никогда!
Доставайте пулемёт-
К вам идёт отряд Улё-о-о-о-т!!!