ЛЕКЦИЯ 17
Эффективность функционирования коммерческого предприятия.
Понятие эффективности и направления ее анализа.
Диагностика финансового состояния предприятия.
коммерческий риск: сущность, природа, виды рисков.
1. понятие эффективности и направления ее анализа. На стадии образования, а также в ходе устойчивого функционирования предприятие должно своевременно, и, главное, качественно оценивать эффект от коммерческой работы и эффективность своей коммерческой деятельности.
Под эффектом (от лат. effectus – действие, влияние) понимается результат какой-нибудь деятельности, следствие каких-либо причин. Поэтому экономический эффект коммерческой деятельности торгового предприятия проявляется прежде всего достижением целей, которые поставлены перед ним (повышение объемов продаж товаров, расширение ассортимента, повышение качества обслуживания покупателей, улучшение условий труда работников).
Эффективность коммерческой деятельности определяется соотношением между затратами торгового предприятия и полученными им результатами. Сопоставляя отдельные виды затрат, связанных с куплей-продажей товаров и оказанием услуг, с полезным эффектом, можно рассчитать ряд показателей, характеризующих эффективность работы торгового предприятия в целом, а также его подразделений.
Оценка эффективности коммерческой деятельности проводится по трем направлениям: экономический, финансовый и маркетинговый анализ.
• Экономический анализ осуществляется по показателям:
1. товарооборота,
2. прибыли от реализации,
3. издержек обращения,
4. состояния ресурсов предприятия (стоимость основных средств, среднесписочная численность работающих, фонд заработанной платы, наличие денежных средств на расчетном счете и в кассе) и эффективность их использования,
5. фондоотдачи,
6. фондовооруженности,
7. фондорентабельности,
8. производительности труда,
9. товарооборачиваемости,
10. рентабельности.
• Финансовый анализ проводитсяпо коэффициентам:
1. ликвидности,
2. автономии,
3. соотношения заемных и собственных средств.
• Маркетинговый анализ ведетсяпо показателям:
1. Рыночная доля.
2. Конкурентоспособность предприятия,
3. Конкурентоспособность продукции,
4. Качество обслуживания,
5. Перечень оказываемых услуг,
6. Широта и устойчивость ассортимента,
7. Удобство места расположения предприятия,
8. Размер и удобство планировки торгового зала,
9. Уровень цен,
10. Интенсивность и эффективность рекламной деятельности,
11. Имидж предприятия,
12. Удобство технологии продажи для покупателей.
2.диагностика финансового состояния предприятия. Диагностика может осуществляться в виде экспресс-анализа в короткий промежуток времени и фундаментального анализа, который требует более длительного времени. Основным источником информации является бухгалтерский баланс и приложения к нему, характеризующие изменение финансового состояния предприятия за истекший год. Различают шесть основных методов финансового анализа:
. горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
. вертикальный (структурный) анализ - выявление удельного веса отдельных статей в итоговом показателе, принимаемом за 100%;
. трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т. е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;
. анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет соотношений между отдельными позициями отчетности, определение взаимосвязей показателей;
. сравнительный (пространственный) анализ - с одной стороны, это анализ показателей отчетности дочерних фирм, структурных подразделений, с другой - сравнительный анализ с показателями конкурентов, среднеотраслевыми показателями и т. д.;
. факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результирующий показатель. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда результирующий показатель дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяются в общий показатель.
Непосредственно из баланса можно получить ряд важнейших характеристик финансового состояния организации. К ним относятся:
1) общая стоимость имущества организации;
2) стоимость иммобилизованных (т. е. внеоборотные) средств (активов) или недвижимого имущества;
3) стоимость мобильных (оборотных) средств;
4) стоимость материальных оборотных средств;
5) величина собственных средств организации;
6) величина заемных средств;
7) величина собственных средств в обороте;
8) чистый оборотный капитал, равный разнице между оборотными активами и текущими обязательствами.
Анализ динамики валюты баланса, структуры активов и пассивов организации позволяет сделать ряд выводов, необходимых как для осуществления текущей финансово-хозяйственной деятельности, так и для принятия управленческих решений на перспективу. Например, уменьшение (в абсолютном выражении) валюты баланса за отчетный период свидетельствует о сокращении хозяйственного оборота организации. Установление факта сворачиваемости хозяйственной деятельности требует проведения тщательного анализа его причин. Анализируя увеличение валюты баланса заданный период, необходимо учитывать влияние переоценки основных фондов, когда рост их стоимости не связан с развитием производственной деятельности. Наиболее сложно учесть влияние инфляционных процессов, однако без этого трудно сделать определенный вывод о том, является ли увеличение валюты баланса следствием лишь удорожания готовой продукции, сырья, материалов под воздействием инфляции либо оно свидетельствует о расширении финансово-хозяйственной деятельности.
В общих чертах признаками «хорошего» баланса являются:
. валюта баланса в конце отчетного периода увеличилась по сравнению с началом;
. темпы прироста оборотных активов выше, чем темпы прироста внеоборотных активов;
. собственный капитал организации превышает заемный и темпы его роста выше, чем темпы роста заемного капитала;
. темпы прироста дебиторской и кредиторской задолженности примерно одинаковы.
3. коммерческий риск: сущность, природа, виды рисков. Риск - вероятность недополучения дохода или возникновения убытка по сравнению с прогнозируемым результатом. Результатом риска может быть положительный, отрицательный или нулевой результат. Отрицательный и нулевой результат характерны для чистых рисков: экологические, политические, производственные, финансовые, коммерческие. В современных условиях риску присущи 3 характеристики: неуверенность, неожиданность, неопределенность. Факторы, влияющие на возникновение рисков: правовые, экономические (рост инфляции - рост цен), законодательно-правовые (игровые автоматы, казино). Риску наиболее подвержены малое, инновационное и финансовое предпринимательство. По отдельным регионам России ведущие позиции занимают отраслевые риски. В предпринимательской деятельности все риски делятся в зависимости от вида предприятия:
1) производственный - реагирует на изменение объема производства, реализации, на изменение цен на сырье и материалы: риск неисполнения договоров по причине неплатежеспособности, риск изменения конъюнктуры рынка, риск возникновения непредвиденных затрат, риск потери и порчи имущества.
2) коммерческий риск.
3) инвестиционный риск – связан с обесценением инвестиционного портфеля ценных бумаг, собственных и заемных средств.
4) финансовый риск – в сфере финансового предпринимательства: риски, связанные с покупательской способностью денег, связанные с вложенным капиталом.
5) рыночный риск -связан с колебаниями курсов валют, процентных ставок, изменением налоговых ставок.
В зависимости от размера ущерба риски: допустимые - предполагают снижение прибыли, критические (2 степеней) полное отсутствие прибыли и ущерб равен всем затратам предприятия и всей прибыли, катастрофические – результат его – банкротство.
Методы минимизации рисков: привлечение к разработке проекта компетентного партнера, предпроектная разработка возможных проблем, распределение рисков между контрагентами, страхование и хеджирование сделок, создание внешних и внутренних резервных фондов, лизинговые операции и рассрочка платежа.