коммерческий риск: сущность, природа, виды рисков.




ЛЕКЦИЯ 17

Эффективность функционирования коммерческого предприятия.

Понятие эффективности и направления ее анализа.

Диагностика финансового состояния предприятия.

коммерческий риск: сущность, природа, виды рисков.

1. понятие эффективности и направления ее анализа. На стадии образования, а также в ходе устойчивого функционирования предприятие должно своевременно, и, главное, качественно оценивать эффект от коммерческой работы и эффективность своей коммерческой деятельности.

Под эффектом (от лат. effectus – действие, влияние) понимается результат какой-нибудь деятельности, следствие каких-либо причин. Поэтому экономический эффект коммерческой деятельности торгового предприятия проявляется прежде всего достижением целей, которые поставлены перед ним (повышение объемов продаж товаров, расширение ассортимента, повышение качества обслуживания покупателей, улучшение условий труда работников).

Эффективность коммерческой деятельности определяется соотношением между затратами торгового предприятия и полученными им результатами. Сопоставляя отдельные виды затрат, связанных с куплей-продажей товаров и оказанием услуг, с полезным эффектом, можно рассчитать ряд показателей, характеризующих эффективность работы торгового предприятия в целом, а также его подразделений.

Оценка эффективности коммерческой деятельности проводится по трем направлениям: экономический, финансовый и маркетинговый анализ.

Экономический анализ осуществляется по показателям:

1. товарооборота,

2. прибыли от реализации,

3. издержек обращения,

4. состояния ресурсов предприятия (стоимость основных средств, среднесписочная численность работающих, фонд заработанной платы, наличие денежных средств на расчетном счете и в кассе) и эффективность их использования,

5. фондоотдачи,

6. фондовооруженности,

7. фондорентабельности,

8. производительности труда,

9. товарооборачиваемости,

10. рентабельности.

Финансовый анализ проводитсяпо коэффициентам:

1. ликвидности,

2. автономии,

3. соотношения заемных и собственных средств.

Маркетинговый анализ ведетсяпо показателям:

1. Рыночная доля.

2. Конкурентоспособность предприятия,

3. Конкурентоспособность продукции,

4. Качество обслуживания,

5. Перечень оказываемых услуг,

6. Широта и устойчивость ассортимента,

7. Удобство места расположения предприятия,

8. Размер и удобство планировки торгового зала,

9. Уровень цен,

10. Интенсивность и эффективность рекламной деятельности,

11. Имидж предприятия,

12. Удобство технологии продажи для покупателей.

2.диагностика финансового состояния предприятия. Диагностика может осуществляться в виде экспресс-анализа в короткий промежуток времени и фундаментального анализа, кото­рый требует более длительного времени. Основным источником информации является бухгалтерский баланс и приложения к нему, характеризующие изменение финансового состояния предприятия за истекший год. Различают шесть основных методов финансового анализа:

. горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой по­зиции отчетности с предыдущим периодом;

. вертикальный (структурный) анализ - выявление удельного веса отдельных статей в итоговом показателе, принимаемом за 100%;

. трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т. е. ос­новной тенденции динамики показателя, очищенной от случай­ных влияний и индивидуальных особенностей отдельных перио­дов. С помощью тренда формируют возможные значения показа­телей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;

. анализ относительных показателей (коэффициентов) - рас­чет соотношений между отдельными позициями отчетности, оп­ределение взаимосвязей показателей;

. сравнительный (пространственный) анализ - с одной сторо­ны, это анализ показателей отчетности дочерних фирм, структурных подразделений, с другой - сравнительный анализ с показа­телями конкурентов, среднеотраслевыми показателями и т. д.;

. факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (при­чин) на результирующий показатель. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда результирую­щий показатель дробят на составные части, так и обратным (син­тез), когда его отдельные элементы соединяются в общий показа­тель.

Непосредственно из баланса можно получить ряд важнейших ха­рактеристик финансового состояния организации. К ним относятся:

1) общая стоимость имущества организации;

2) стоимость иммобилизованных (т. е. внеоборотные) средств (активов) или недвижимого имущества;

3) стоимость мобильных (оборотных) средств;

4) стоимость материальных оборотных средств;

5) величина собственных средств организации;

6) величина заемных средств;

7) величина собственных средств в обороте;

8) чистый оборотный капитал, равный разнице между оборот­ными активами и текущими обязательствами.

Анализ динамики валюты баланса, структуры активов и пасси­вов организации позволяет сделать ряд выводов, необходимых как для осуществления текущей финансово-хозяйственной деятельно­сти, так и для принятия управленческих решений на перспективу. Например, уменьшение (в абсолютном выражении) валюты ба­ланса за отчетный период свидетельствует о сокращении хозяй­ственного оборота организации. Установление факта сворачивае­мости хозяйственной деятельности требует проведения тщательно­го анализа его причин. Анализируя увеличение валюты баланса заданный период, необходимо учитывать влияние переоценки основ­ных фондов, когда рост их стоимости не связан с развитием произ­водственной деятельности. Наиболее сложно учесть влияние инф­ляционных процессов, однако без этого трудно сделать определен­ный вывод о том, является ли увеличение валюты баланса следствием лишь удорожания готовой продукции, сырья, материалов под воз­действием инфляции либо оно свидетельствует о расширении фи­нансово-хозяйственной деятельности.

В общих чертах признаками «хорошего» баланса являются:

. валюта баланса в конце отчетного периода увеличилась по сравнению с началом;

. темпы прироста оборотных активов выше, чем темпы при­роста внеоборотных активов;

. собственный капитал организации превышает заемный и темпы его роста выше, чем темпы роста заемного капитала;

. темпы прироста дебиторской и кредиторской задолженности примерно одинаковы.

3. коммерческий риск: сущность, природа, виды рисков. Риск - вероятность недополучения дохода или возникновения убытка по сравнению с прогнозируемым результатом. Результатом риска может быть положительный, отрицательный или нулевой результат. Отрицательный и нулевой результат характерны для чистых рисков: экологические, политические, производственные, финансовые, коммерческие. В современных условиях риску присущи 3 характеристики: неуверенность, неожиданность, неопределенность. Факторы, влияющие на возникновение рисков: правовые, экономические (рост инфляции - рост цен), законодательно-правовые (игровые автоматы, казино). Риску наиболее подвержены малое, инновационное и финансовое предпринимательство. По отдельным регионам России ведущие позиции занимают отраслевые риски. В предпринимательской деятельности все риски делятся в зависимости от вида предприятия:

1) производственный - реагирует на изменение объема производства, реализации, на изменение цен на сырье и материалы: риск неисполнения договоров по причине неплатежеспособности, риск изменения конъюнктуры рынка, риск возникновения непредвиденных затрат, риск потери и порчи имущества.

2) коммерческий риск.

3) инвестиционный риск – связан с обесценением инвестиционного портфеля ценных бумаг, собственных и заемных средств.

4) финансовый риск – в сфере финансового предпринимательства: риски, связанные с покупательской способностью денег, связанные с вложенным капиталом.

5) рыночный риск -связан с колебаниями курсов валют, процентных ставок, изменением налоговых ставок.

В зависимости от размера ущерба риски: допустимые - предполагают снижение прибыли, критические (2 степеней) полное отсутствие прибыли и ущерб равен всем затратам предприятия и всей прибыли, катастрофические – результат его – банкротство.

Методы минимизации рисков: привлечение к разработке проекта компетентного партнера, предпроектная разработка возможных проблем, распределение рисков между контрагентами, страхование и хеджирование сделок, создание внешних и внутренних резервных фондов, лизинговые операции и рассрочка платежа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: