Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №9»
Муниципального образования
Городской округ Симферополь Республики Крым
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
на заседании МО учителей Заместитель директора Директор МБОУ
____________________ ____________________ «Гимназия №9»
Руководитель МО Ф. И. О. ____________ г. Симферополь
____________________ _________________
Ф. И. О. ____________ Т. В. Иванова
Протокол Приказ
№___ от ____________ №__ от __________
Программа объединения внеурочной деятельности «Введение в дебаты на английском языке»
Для 5-В и 6-А класса
Срок реализации: 2016-2017 уч. год
Составитель: Иович А. А.
Г. Симферополь
Г.
Пояснительная записка
Курс «Дебаты» является специализированным внеурочным курсом. «Дебаты», как технологию, применяют во время учебного процесса, на уроках. Однако в школьных программах не предусматривается сознательное обучение устной речи, а если и предусматривается, то, как задача вторичная, прилагающаяся к основному курсу. То же можно сказать о таких важных умениях, как публичное выступление, обсуждение спорных тем. Выпускник школы, обладая определённым набором знаний, умений не всегда может грамотно и убедительно выстроить свою речь, отстоять своё мнение и нередко в споре выражает неуважение к мнению оппонента. «Дебаты» дают возможность приобретения опыта коллективной работы, опыта отстаивания своей позиции и вхождения в позицию оппонента. Дают возможность научиться выстраивать своё выступление корректно, логично, содержательно. Именно с этой целью «Дебаты» выведены в самостоятельный внеурочный курс.
Актуальность и новизна программы
Жизненный путь человека с первого шага немыслим без общения, вне коммуникаций с окружающими. Однако проблема построения этих коммуникаций ребёнком имеет множество различных подходов. Обучение школьников на «Дебатах» становится тем самым универсальным способом формирования коммуникаций и отработки навыка ведения цивилизованной дискуссии.
Целевая группа
Учащиеся 5-6-х классов, активные, любознательные, с достаточным уровнем коммуникативных навыков, с высоким и средним уровнем владения английским языком.
Концепция
Занятия будут строиться на основе индивидуально-ориентированного подхода с учетом личностных особенностей и «языкового» уровня каждого учащегося. В основе курса лежит система работы по развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств детей. Данный курс способствует становлению гражданского общества, развитию у учащихся критического мышления, толерантности и уважительного отношения к различным взглядам, партнерского общения и умения работать в команде.
Обучение включает в себя теоретические и практические занятия, знакомит детей с технологией игры «Дебаты», пробуют силы в игровой деятельности. Программа объединения внеурочной деятельности составлена на один год изучения для обучающихся 5-6-х классов. На каждое занятие отводится 1 час учебного времени. В программу кружка входят как теоретические занятия в виде лекций и бесед, так и выполнение практические игры между кружковцами и участие в городских и региональных турнирах. Практическая часть программы предусматривает отработку как отдельных навыков, необходимых для качественной игры в «Дебаты», так и полноценные дебатные игры.
Программа объединения рассчитана на 34 часа (по 1 часу в неделю для 5- В и 6-А классов).
Необходимые технические средства обучения
Учебная аудитория, доска (флипчарт), маркеры, ноутбук, экран, проектор.
Цели и задачи программы
Цели:
1. развить у школьников навыки публичного выступления,
2. обучить искусству цивилизованного спора и работе с информацией в условиях информационного общества,
3. воспитать активную гражданскую позицию,
4. обучить основным правилам логики и риторики и умению логично и доказательно отстаивать свою точку зрения.
Задачи:
Ø освоить всемирный формат школьных дебатов;
Ø развить у учащихся умения аргументировать и защищать свою точку зрения при обмене идеями по разным проблемам;
Ø увеличить лексический запас, повысить уровень владения иностранным языком;
Ø предоставить учащимся возможности практики публичных выступлений;
Ø сформировать у учащихся умения использования информационных технологий для поддержки своей аргументации при подготовке и участии в дебатах;
Ø развить навык публичного выступления;
Ø повысить мотивацию к дальнейшему изучению иностранного языка.
Содержание учебной программы «Введение в дебаты»
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе | |
Теор. | Практ. | |||
Введение в дебаты | ||||
Технология «Дебаты» | ||||
Построение кейса | ||||
Позиции в игре | ||||
Знакомство с регламентом игры | ||||
Аргументация и контр-аргументация | ||||
Игровые позиции, игровые роли | ||||
Подведение итогов | ||||
ИТОГО |
1. Введение в дебаты. Актуальность курса, история дебатов. Общая характеристика интеллектуальной игры «Дебаты». Ключевые термины. Спор, дискуссия, дебаты?! Какие бывают дебаты (различные форматы, их сходства и отличия). Действующие лица: игроки, оппоненты, судьи.
2. Технология «Дебаты». Правила. Кодекс. Нормы. Форматы дебатов. Тема дебатов. Определение и формулировка темы. Анализ темы дебатов. Сбор и обработка информации по теме.
3. Построение кейса. Кейс и схема его построения, дефиниции, позиция команды и выдвижение критерия. Практическая работа по выбору критерия в дебатах: роль критерия, требования к его формулировке.
Аргументы и контраргументы. Создание аргумента, логическая целостность выступления, связь аргумента и критерия, контраргументы.
Практическая работа по созданию аргументов и контраргументов.
4. Позиции в игре. Сторона утверждения. Сторона отрицания. Роли спикеров, стратегия утверждения и отрицания. Четыре типа выступлений (речи спикера): Конструктивная речь: У1, О1. Опровергающая (развивающая) речь: У2, О2. Конструктивно-опровергающая речь: У3,О3. Заключительная речь (подведение итогов): У1/2,О1/2.
5. Знакомство с регламентом игры. Подготовка речей спикеров. Роль команды в подготовке речей спикеров утверждения/отрицания. Работа команды по поиску материала, поддержек, доказательств для своей линии. Способы «украшения» речи. Выявление областей столкновения позиций утверждения и отрицания.
Практические занятия по подготовке и произнесению речей
6. Аргументация и контр-аргументация. Аспекты, аргументы, критерий. Поддержки и доказательства. Техника публичных выступлений. Правила ведения дискуссии на дебатах. Культура речи, её роль в дебатах.
Мастерская «Построение кейса». Мастерская «Стратегии утверж-дения»/ «Стратегия отрицания». Мастерская «Сравнительный анализ позиций сторон». Мастерская «Подготовка поддержек». Мини-дебаты: игра по заданной теме, обсуждение.
7. Игровые позиции, игровые роли. Правила игры: ход игры, время выступления спикеров, роль таймкипера, поведение на игре, практическая работа.
Практическое занятие: подготовка речи спикера по заданной теме. Представление кейса. Судейство в дебатах: роль судьи, что оценивает судейский протокол, практическая работа – оценивание речи спикера. Мастерские по речам спикеров.
8. Подготовка к игре: повторение пройденного материала, выбор темы, распределение ролей, формирование команд, распределение спикеров.
Практическое занятие: мини-дебаты по заданной теме, обсуждение.
9. Подведение итогов. Проведение презентационных открытых уроков и показательных мини-игр для учащихся 5-8 классов/ 9-11 классов. Рефлексия прожитого года (подведение итогов, оформление странички на сайте школы, создание клубной газеты). Планирование следующего года.
Ожидаемые результаты
Курс «Дебаты» поможет учащимся в будущем обучении успешно построить устную речь и приобрести навыки презентации, развивать уверенность в себе, принимать хорошо продуманные решения, слаженно работать в коллективе, брать ответственность за обогащение своих знаний и развитие способностей, быть критичным слушателем, выступать в качестве лидера.
Учащийся в работе данного курса может проявить инициативу и самостоятельность в выборе темы дебатов, в подборе информации по теме, в построении публичного выступления.
В соответствии с требованиями ФГОС система планируемых результатов включает личностные, метапредметные и предметные результаты. В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы следующие универсальные учебные действия.
Личностные результаты:
Ø Самоопределение: формирование ответственного и положительного отношения к обучению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
Ø Нравственно-этическая ориентация: освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, ценностного значения мнения и социальной позиции любого члена общества
Ø формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
У учащихся будут сформированы умения:
Ø самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Ø самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Ø соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Ø оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;