Рыночное равновесие — это такое состояние рынка, при котором для данного уровня цены объем рыночного спроса на благо равен объему предложения этого блага. Параметрами, выражающими условия рыночного равновесия, являются равновесная цена, при которой объем спроса на данное благо равен объему его предложения, и равновесный объем, отражающий количество блага, при котором устанавливается равенство между ценой спроса и ценой предложения. При этом у обеих участвующих в сделке сторон отсутствуют внутренние стимулы к изменению сложившегося положения. Рыночное равновесие является свидетельством того, что готовность купить и готовность продать уравновешивают друг друга, что обеспечивает устойчивость состояния рынка. Что касается вопроса о механизме установления рыночного равновесия, то существуют два подхода к его объяснению. Один был дан JI. Вальрасом и называется установлением равновесия по Валърасу. Другой — А. Маршаллом и называется установлением равновесия по Маршаллу.
Подход Вальраса заключается в том, что в основу установления рыночного равновесия положено выполнение равенства QD(P) = QS(P), а определяющая роль в его установлении закрепляется за количественными характеристиками спроса и предложения. Формирование равновесия рассматривается как следствие давления избытков спроса и предложения. Графическая интерпретация такого подхода приведена на рисунке 1. В случае возникновения превышения предложения над спросом, например, равного (Q1- Q2), часть благ не найдет сбыта. Между продавцами неизбежно возникнет конкуренция за потребителя, которая будет оказывать давление на рыночную цену Р 2 в сторону ее понижения до Р*. В результате конкуренции часть производителей, затраты которых превышают снижающуюся цену, будут вытесняться с рынка, а рыночное предложение будет уменьшаться. Напротив, при избытке спроса на рынке возникнет дефицит блага, допустим (Q4- Q3), конкуренция возникнет уже среди потребителей. Цена Р 1 блага будет повышаться до Р*, а рыночный спрос будет уменьшаться, так как часть потребителей, чья оценка выгод от потребления блага невелика, перестанут предъявлять спрос на благо. Характерно то, что и в первом и во втором случае будет наблюдаться тяготение объемов предложения и спроса к равновесию, которое достигается в точке пересечения кривых рыночного спроса и предложения (Q*). Результатом этого станет установление равновесной цены Р*, при которой ни у потребителей, ни у производителей нет внутренних стимулов к нарушению этого состояния.
Рис.1 Установление рыночное равновесия по Л.Вальрасу
Подход Маршалла сводится к тому, что условием установления рыночного равновесия является выполнение равенства PD(Q) = PS(Q) а определяющая роль в установлении рыночного равновесия закрепляется за ценовыми характеристиками спроса и предложения. Формирование равновесия рассматривается как следствие давления превышения цены спроса над ценой предложения или цены предложения над ценой спроса. Графическая интерпретация этого подхода приведена на рисунке 2. Когда, как при Q2, цена спроса Р1 превышает цену предложения Р2, продавцы будут получать избыточный доход, что станет стимулом для увеличения предложения. Увеличение предложения приведет к снижению цены, которое будет происходить до тех пор, пока их предельные затраты по производству не уравняются с получаемыми ими предельными выгодами в форме цены, т. е. до Р*. Сходный процесс, только в противоположном направлении, будет наблюдаться в случае превышения цены предложения над ценой спроса (Р1> Р2). Не находя сбыта (Q1> Q2), продавцы будут вынуждены снижать цену, а часть из них покинет рынок, и предложение уменьшиться. В итоге на рынке останутся те продавцы, которые способны обеспечить производство блага с издержками, равными рыночной цене. Равенство цены спроса и цены предложения (PD= Ps) дает равновесную дену Р* и равновесный объем Q*. С точки зрения результата анализа, оба подхода равнозначны. Однако присущее им различие (придание определяющей роли в установлении рыночного равновесия разным переменным: в первом случае — количеству, а во втором — цене) не является формальным и в ряде случаев может дать разные результаты.
Рис.2 Установление рыночного равновесия по А.Маршаллу