Рыночное равновесие. Интерпретация рыночного равновесия по Л.Вальрасу и по А.Маршаллу




Рыночное равновесие — это такое состояние рынка, при котором для данного уровня цены объем рыночного спроса на благо равен объему пред­ложения этого блага. Параметрами, выражающими условия рыночного равновесия, являются равновесная цена, при которой объем спроса на данное благо равен объему его предложения, и равновесный объем, отра­жающий количество блага, при котором устанавливается равенство меж­ду ценой спроса и ценой предложения. При этом у обеих участвующих в сделке сторон отсутствуют внутренние стимулы к изменению сложивше­гося положения. Рыночное равновесие является свидетельством того, что готовность купить и готовность продать уравновешивают друг друга, что обеспечивает устойчивость состояния рынка. Что касается вопроса о ме­ханизме установления рыночного равновесия, то существуют два подхо­да к его объяснению. Один был дан JI. Вальрасом и называется установ­лением равновесия по Валърасу. Другой — А. Маршаллом и называется установлением равновесия по Маршаллу.

Подход Вальраса заключается в том, что в основу установления ры­ночного равновесия положено выполнение равенства QD(P) = QS(P), а оп­ределяющая роль в его установлении закрепляется за количественными характеристиками спроса и предложения. Формирование равновесия рас­сматривается как следствие давления избытков спроса и предложения. Графическая интерпретация такого подхода приведена на рисунке 1. В случае возникновения превышения предложения над спросом, напри­мер, равного (Q1- Q2), часть благ не найдет сбыта. Между продавцами не­избежно возникнет конкуренция за потребителя, которая будет оказывать давление на рыночную цену Р 2 в сторону ее понижения до Р*. В ре­зультате конкуренции часть производителей, затраты которых превышают снижающуюся цену, будут вытесняться с рынка, а рыночное предложение будет уменьшаться. Напротив, при избытке спроса на рынке воз­никнет дефицит блага, допустим (Q4- Q3), конкуренция возникнет уже среди потребителей. Цена Р 1 блага будет повышаться до Р*, а рыночный спрос будет уменьшаться, так как часть потребителей, чья оценка выгод от потребления блага невелика, перестанут предъявлять спрос на благо. Характерно то, что и в первом и во втором случае будет наблюдаться тяго­тение объемов предложения и спроса к равновесию, которое достигается в точке пересечения кривых рыночного спроса и предложения (Q*). Результатом этого станет установление равновесной цены Р*, при которой ни у потребителей, ни у производителей нет внутренних стимулов к нару­шению этого состояния.

 

 

Рис.1 Установление рыночное равновесия по Л.Вальрасу

Подход Маршалла сводится к тому, что условием установления ры­ночного равновесия является выполнение равенства PD(Q) = PS(Q) а определяющая роль в установлении рыночного равновесия закрепляется за ценовыми характеристиками спроса и предложения. Формирование рав­новесия рассматривается как следствие давления превышения цены спроса над ценой предложения или цены предложения над ценой спроса. Графическая интерпретация этого подхода приведена на рисунке 2. Когда, как при Q2, цена спроса Р1 превышает цену предложения Р2, продавцы будут получать избыточный доход, что станет стимулом для увеличения предложения. Увеличение предложения приведет к снижению цены, ко­торое будет происходить до тех пор, пока их предельные затраты по про­изводству не уравняются с получаемыми ими предельными выгодами в форме цены, т. е. до Р*. Сходный процесс, только в противоположном направлении, будет наблюдаться в случае превышения цены предложе­ния над ценой спроса 1> Р2). Не находя сбыта (Q1> Q2), продавцы будут вынуждены снижать цену, а часть из них покинет рынок, и предложение уменьшиться. В итоге на рынке останутся те продавцы, которые способ­ны обеспечить производство блага с издержками, равными рыночной цене. Равенство цены спроса и цены предложения (PD= Ps) дает равновесную дену Р* и равновесный объем Q*. С точки зрения результата анализа, оба подхода равнозначны. Однако присущее им различие (придание определяющей роли в установлении рыночного равновесия разным переменным: в первом случае — количеству, а во втором — цене) не является формаль­ным и в ряде случаев может дать разные результаты.

 

 

Рис.2 Установление рыночного равновесия по А.Маршаллу



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: