ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА
По направлению 030900 – Юриспруденция
Магистерская программа
«Уголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право»
Утверждено на заседании кафедры уголовного права Протокол № 30 от 31 мая 2012г. Зав. кафедрой _________________ Гилинский Я.И. | Утверждено на заседании Совета юридического факультета Протокол № 7 от 31 мая 2012 г. Председатель Совета _________________ Сморгунова В.Ю. |
Санкт-Петербург
2012 г.
Производственная практика ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Семестр: 2
Количество недель: 8
Количество кредитов: 12
1. Цель и ожидаемые результаты производственной практики: педагогическая практика магистров проводится с целью выработки у практикантов навыков самостоятельного проведения учебных занятий (лекционных и практических) по уголовно-правовым дисциплинам, а также приобретения опыта организационной и воспитательной работы со студентами.
Педагогическая практика позволяет сформировать следующие компетенции:
общекультурными компетенциями (ОК):
· способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4);
· компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).
в педагогической деятельности:
· способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);
· способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);
· способностью организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14);
· способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).
Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы студенты:
Знали:
· методические основы научно-педагогической работы в системе высшего профессионального образования;
· методы и формы научно-педагогической деятельности.
Умели:
· провести разработку научно-методической и учебной документации.
· разработать план семинарского занятия;
· подготовить текст лекции по конкретной теме;
· провести методически грамотно лекционные и семинарские занятия;
· подготовить начинающего юриста к юридическому консультированию.
Владели:
· навыками и приемами самостоятельной работы с научной и научно-методической литературой;
· основными методами и формами научно-педагогической деятельности;
· навыками корректировки учебного занятия в зависимости от разнообразных условий.
2.1. Содержание инвариантных заданий (задач) на производственную практику в соотношении с формами отчетности по заданиям и формируемыми компетенциями:
№ п/п | Формулировка задания | Форма отчетности | Формируемые компетенции | ||
1 этап 2 семестр (4 недели) | |||||
1. | Посещение лекционного занятия по уголовному праву преподавателя кафедры | Письменный анализ лекционного занятия преподавателя кафедры Краткий отчёт об особенностях аудитории | ПК-14 | ||
2. | Посещение семинарского занятия по уголовному праву преподавателя кафедры | Письменный анализ семинарского занятия преподавателя кафедры Краткий отчёт об особенностях аудитории | ПК-14 | ||
3. | Подготовка лекции по уголовному праву | План лекции Конспект лекции Список источников и литературы | ПК- 12,14,15 | ||
4. | Подготовка семинарского занятия по уголовному праву | План семинарского занятия Список вопросов для самостоятельной работы студентов и литературы к нему | ПК- 12,14,15 | ||
5. | Проведение лекции в присутствии преподавателя кафедры | Письменный самоанализ проведённой лекции по следующим вопросам: - контакт с аудиторией, - планирование времени, - выполнение поставленных задач, - необходимость корректировки содержания, - необходимость корректировки методических приёмов | ОК – 4,5 ПК- 12,14,15 | ||
6. | Проведение семинара в присутствии преподавателя кафедры | Письменный самоанализ проведённого семинара по следующим вопросам: - степень содержательной подготовки, - уровень управления коллективом (аудиторией), - применённые методические приёмы, - выполнение поставленных задач. | ОК – 4,5 ПК- 12,14,15 | ||
2 этап 3 семестр (4 недели) | |||||
1. | Подготовка лекции по уголовно-исполнительному праву или криминологии | План семинарского занятия, методические разработки | ПК- 12,13,14,15 | ||
2. | Подготовка семинарского занятия по уголовно-исполнительному праву или криминологии | План семинарского занятия Список вопросов для самостоятельной работы студентов и литературы к нему Тезаурус по теме занятия | ПК- 12,13,14,15 | ||
3. | Проведение лекции по уголовно-исполнительному праву или криминологии | Письменный самоанализ проведённой лекции по следующим вопросам: - контакт с аудиторией, - планирование времени, - выполнение поставленных задач, - необходимость корректировки содержания, - необходимость корректировки методических приёмов, - каким образом был использован опыт предыдущей педагогической практики. | ОК 4-5, ПК-12,14,15 | ||
4. | Проведение семинарского занятия по уголовно-исполнительному праву или криминологии | Письменный самоанализ проведённого семинара по следующим вопросам: - степень содержательной подготовки, - уровень управления коллективом (аудиторией), - применённые методические приёмы, - выполнение поставленных задач, - использование опыта предыдущей педагогической практики. | ОК 4-5, ПК-12-15 | ||
5. | Подготовка студента-бакалавра к юридическому консультированию в рамках юридической клиники факультета | Список нормативно-правовых документов по теме юридического консультирования Пошаговая инструкция проведения консультирования по данной теме | ОК-4, ПК 13-15 | ||
6. | Проведение студентом-бакалавром юридического консультирования в рамках юридической клиники факультета под руководством магистранта в присутствии преподавателя кафедры | Письменный отчёт о проведённом консультировании с анализом достижений и допущенных ошибок | ОК-4, ПК 13-15 | ||
2.2. Содержание вариативных заданий, выполняемых в ходе производственной практики:
№ п/п | Формулировка задания | Форма отчетности | Формируемые компетенции | |||||
1 этап 2 семестр (4 недели) | ||||||||
1. | Оформление портфолио уголовно-правовых документов по выбранным темам | Портфолио | ПК-13,14 | |||||
2. | Создание тезауруса по темам лекционных и семинарских занятий | Тезаурус | ПК-13,14 | |||||
2 этап 3 семестр (4 недели) | ||||||||
1. | Составление тестовых заданий по темам семинарских занятий | Тесты | ПК-13,14 | |||||
2. | Подготовка УМК по выбранному курсу | УМК по выбранному курсу | ОК-4,5 | |||||
3. | Создание презентации по теме лекционного занятия | Презентация по теме лекции | ПК-12 | |||||
4. | Выявление и анализ наиболее распространённых вопросов по уголовному праву в рамках юридического консультирования в юридической клинике | Инструкция для студентов-бакалавров | ПК-13 | |||||
3. Особенности организации практики:
Обязанности руководителя практики
Руководитель педагогической практики магистрантов назначается заведующим кафедрой.
Основные обязанности руководителя практики:
1. составление индивидуальных планов прохождения педагогической практики;
2. разъяснение требований к отчетности по практике;
3. посещение и анализ проведённых магистрантами занятий и юридического консультирования;
4. консультирование по методическим вопросам, которое помогает:
· овладеть основными методами и формами научно-педагогической деятельности;
· освоить методические основы научно-педагогической работы в системе профессионального образования;
· приобрести опыт разработки научно-методической и учебной документации;
5. проверка отчетной документации по итогам практики, оценка похождения практики.
Руководитель педагогической практики несет ответственность за организацию практики.
Обязанности магистранта
В процессе прохождения педагогической практики магистрант обязан:
· строго и в установленные сроки выполнить индивидуальный план прохождения педагогической практики;
· ознакомиться с рекомендованными источниками и литературой;
· сообщать руководителю педагогической практики о ходе выполнения заданий, возникающих трудностях;
· подготовить отчетную документацию по практике.
Педагогическая практика считается завершенной при условии выполнения магистрантом всех требований программы практики.
В целом по итогам педагогической практики магистрант должен:
· овладеть навыками самостоятельной работы с научной и научно-методической литературой;
· уметь подготовить лекцию по конкретной теме;
· уметь разработать план семинарского занятия;
· уметь методически грамотно провести лекционные и семинарские занятия;
· уметь проводить юридическое консультирование и анализировать его.
4. Содержание итоговой аттестации по результатам производственной практики:
1. Конспект лекций (с учетом самоанализа, замечаний и произведенных корректировок).
2. План семинарского занятия с методическими разработками.
3. Инструкция для бакалавра по юридическому консультированию по конкретной теме.
Критерии оценивания.
· доступность излагаемого на занятиях материала;
· научность излагаемого на занятиях материала;
· практическая направленность материалов, подготовленных магистрантом;
· умение общаться с аудиторией;
· уровень методической подготовленности магистранта.