Портфели проектов и программы, их реализация в государственном секторе




 

Проекты являются основной формой реализации изменений в организации. Но эффективное управление только на уровне отдельных проектов не всегда обеспечивает достижение стратегических целей организации оптимальным образом. Иногда цели на уровне отдельных проектов достигаются, а стратегические цели на уровне организации в целом – нет. Причиной этому может быть несогласованность целей отдельных проектов и стратегических целей организации, противоречие целей отдельных проектов друг другу.

Кроме того, как правило, проекты в компании выполняются не изолированно, а зависят от реализации других проектов и текущей операционной деятельности. Несогласованность планов проектов между собой может привести к конфликтам приоритетов и необеспеченности проектов ресурсами.

Максимального эффекта от проектного управления можно добиться с помощью комплексного применения проектных подходов к управлению на всех уровнях руководства и принятия решений в организации.

Важнейшим связующим звеном между стратегическим менеджментом и уровнем управления отдельными проектами являются портфели проектов и программы.

На рисунке 7 представлена иерархия проектно ориентированных объектов управления в организации.

 

Рисунок 7 – Иерархия проектно-ориентированных объектов управления

в организации

 

Стратегический портфель проектов объединяет всю проектно ориентированную деятельность, направленную на достижение страте­гических целей организации. Он должен быть сформирован и сбалансирован таким образом, чтобы обеспечить максимально эффективное достижение стратегических целей организации при существующих ресурсных и других ограничениях.

В организации могут выделяться локальные портфели проектов, сформированные и оптимизированные с учетом достижения отдельных групп целевых показателей.

Например, портфель проектов проведения плановых ремонтов, портфель проектов капитального строительства.

Внутри портфелей могут выделяться как отдельные проекты, так и группы взаимосвязанных проектов, объединенные в программы.

Например, в портфеле проектов организационного развития может быть выделена программа развития информационных технологий в организации.

 

Портфель проектов – множество проектов и программ (компонентов портфеля), объединенных для повышения эффективности управления и достижения стратегических целей организации.

В организации может существовать одновременно несколько портфелей проектов, управление которыми осуществляется относительно независимо.

Например, в компании с проектно ориентированным типом производства относительно независимо формируются портфель заказов (портфель контрактных проектов) и портфель проектов развития.

При формировании и мониторинге портфеля заказов основными критериями оптимизации являются максимизация целевых финансовых показателей производственной деятельности (с учетом ограничений и оптимизации загрузки производственного персонала и оборудования), а при формировании портфеля проектов развития – поддержание существующего производственного процесса и реализация стратегии развития компании.

 

Выделяют следующие цели управления портфелем проектов:

- достижение соответствия проектов стратегии организации;

- балансировка портфеля по значимым для организации параметрам;

- максимизация ценности портфеля для организации при существующих ограничениях на ресурсы.

Процессы управления портфелем проектов в организации могут включать следующие:

1) группу процессов обеспечения управления портфелем:

- процесс сбора информации об условиях, ограничениях и требованиях к портфелю проектов;

- процесс формализации процедур управления и параметров оценки портфеля проектов;

2) группу процессов формирования портфеля проектов:

- процесс идентификации компонент портфеля;

- процесс оценки компонент портфеля;

- процесс расстановки приоритетов;

- процесс оптимизации и балансировки портфеля проектов;

- процесс авторизации портфеля проектов (т.е. запуск выбранных проектов, выделение и распределение ресурсов);


3) группу процессов мониторинга и контроля портфеля проектов:

- процесс контроля реализации портфеля проектов;

- процесс управления изменениями.

 

На уровне портфелей осуществляется оптимизация набора реализуемых проектов по целевым показателям (для обеспечения максимального соответствия целей проектов стратегическим целевым показателям организации).

Например, максимизация получаемых компанией эффектов от реализации портфеля проектов при определенных ограничениях на инвестиции и другие дефицитные ресурсы.

Балансировка портфеля направлена на достижение желаемого состава и соотношения проектов в портфеле по ряду дополнительных показателей.

Например, по уровню рисков – в портфеле может быть ограниченное число более рискованных проектов (венчуров); по срокам получения эффектов и окупаемости – организация может определить желаемое соотношение краткосрочных и долгосрочных инвестиций.

 

Программа представляет собой совокупность взаимосвязанных проектов и различных мероприятий, объединенных общей целью и условиями их выполнения.

Цели на уровне программы обычно связаны со стратегическими целями организации. Они, как правило, формулируются на более долгосрочную перспективу, чем проектные цели, и, соответственно, могут уточняться по мере реализации программы.

Выполнение отдельного проекта в составе программы может не давать экономического эффекта, в то время как осуществление всей программы должно планироваться таким образом, чтобы обеспечивать максимальный конечный эффект для компании.

Например, программа выхода на региональные рынки может включать затратные проекты, связанные с изменением организационной структуры и технологий продаж, открытием филиалов. Каждый из этих проектов может являться убыточным в отдельности, но в целом программа должна обеспечить значительный рост объемов продаж и экономический эффект. Кроме проектов в состав программы может входить и операционная деятельность, обеспечивающая выход на запланированные объемы продаж.

 

Особенности программы как объекта управления:

1) возможно, что во время запуска программы определяется и планируется только часть проектов программы. Дополнительные проекты могут быть включены в программу уже в ходе ее реализации;

2) решение о включении в программу тех или иных дополнительных проектов зависит от результатов осуществления первоочередных проектов программы;

3) даты завершения программы определяются по мере того, как достигаются запланированные выгоды, или когда задачи по достижению запланированных выгод и реализации конечной цели передаются эксплуатирующим подразделениям организации;

4) содержание программы может подвергаться значительным изменениям;

5) цели программы должны соответствовать стратегическим целям организации и корректироваться в случае изменения стратегии.

В рамках управления программой ее руководитель должен поддерживать необходимый баланс между часто взаимно противоречащими ожиданиями участников, требованиями, временными и ресурсными противоречиями, которые неизбежно возникают во взаимозависимых проектах.

Для обеспечения согласованного управления различными проектами, входящими в программу, создается соответствующая организационная структура, а также разрабатываются политики и процедуры, определяющие единые правила управления проектами, входящими в программу, и программой в целом.

 

Рассмотрим реализацию портфелей проектов и программ в государственном секторе.

Значительная часть деятельности в государстве является проектно ориентированной. От эффективности применения методов управления проектами и программами на государственном уровне в значительной степени зависят эффективность государственного развития и положение государства на мировой арене.

 

Проекты и программы, реализуемые государством, могут быть классифицированы по типам целей и содержанию на следующие виды:

1) развитие социальной инфраструктуры и образования – направлены на решение проблем социального характера, повышение степени удовлетворения материальных и духовных потребностей населения, рост уровня жизни, изменение характера и облегчение условий труда, уменьшение различий и сближение уровней жизни разных групп и слоев населения, социальное обеспечение.

Это целевые программы и проекты, непосредственно связанные с развитием культуры, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, обеспечением потребностей в жилье, коммунальных услугах, улучшением демографической ситуации, решением проблем переселения, миграции, защитой социально уязвимых слоев населения;

Например,

Программа «Жилище»;

Программа «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера»;

Программа «Социальное развитие села»;

Программа «Культура России»;

Программа «Социальная поддержка инвалидов»;

Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы;

Программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы».

Программа «Дети России».

 

2) развитие науки и технологий (научно-технические и инновационные программы и проекты) – направлены на развитие фундаментальных и прикладных научных исследований, продвижение в области научно-технического прогресса, освоение достижений науки и техники, их применение в экономике в целях повышения эффективности государственной деятельности и производства, качества продукции, товаров, услуг, повышения их конкурентоспособности.

Это программы и проекты, направленные на решение важнейших научно-технических проблем, освоение и широкомасштабное внедрение принципиально новых видов техники и технологии, комплексное осуществление крупных научно-технических проектов отраслевого и межотраслевого характера с охватом всего цикла «наука – техника –производство – применение», развитие информационных технологий и их применение в государстве.

Например,

Программа «Глобальная навигационная спутниковая система» (ГЛОНАСС);

Программа «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года»;

Программа «Электронная Россия»;

Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы;

Программа «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы»;

Программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы»;

Программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации» на 2008-2010 годы.

 

3) развитие регионов и инфраструктуры (инвестиционные программы и проекты) – связаны с долговременным (стратегическим) вложением капитала в целях обеспечения устойчивого развития, роста экономического потенциала, укрепления положения страны, ее регионов на внутренних и мировых рынках, создания предпосылок существования будущих поколений людей, повышения эффективности функционирования экономики.

Проекты этого вида охватывают:

- освоение новых территорий, зон источников природных ресурсов;

- строительство крупных производственных объектов;

- расширение производства прогрессивных видов продукции; товаров, пользующихся повышенным спросом на рынках;

- реконструкцию, модернизацию, обновление основных средств производства;

- развитие производственной инфраструктуры;

- преобразование отраслевой структуры производства;

- развитие территориально-производственных комплексов;

Например,

Программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года»;

Программа «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы»;

Программа «Юг России(2008-2012 годы)»;

Программа «Модернизация транспортной системы России».

4) развитие государственных институтов – направленына совершенствование институтов государственной власти, внедрение новых технологий в процессы управления государством;

Например,

Программа «Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах»;

Программа «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы;

Программа «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2006-2008 годы)».

 

5) экология – ориентированы на бережное использование природных богатств, охрану и предотвращение недопустимого загрязнения земли, водного бассейна и атмосферы, природовосстановление в экологически неблагоприятных регионах, создание условий для сохранения и поддержания растительного и животного мира планеты.

Например,

Программа «Мировой океан»;

Президентская программа «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации»;

Программа «Сохранение и восстановление плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

 

6) безопасность – направлены на обеспечение и повышение уровня различных видов безопасности, включая оборонную (военную) безопасность (предотвращение угрозы нападения и захвата территорий страны, совершения террористических актов), экономическую и финансовую безопасность (обеспечение устойчивого функционирования экономики, предотвращение экономических и финансовых кризисов).

Например,

Программа «Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)»;

Программа «Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в 2004-2020 годы»;

Программа «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года».

 

7) предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, создающих угрозу нормальному существованию людей и функционированию экономики, состоянию окружающей среды.

Например,

Программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года».

 


По уровню принадлежности или сфере охвата принято выделять также следующие типы программ:

1) федерального уровня (федеральные программы) – направлены на решение народно-хозяйственных проблем развития экономики всей страны и ее социальной сферы или ее крупнейших регионов; распространяют свое действие на все или многие сферы общественного производства, отрасли, регионы страны;

2) уровня субъектов Российской Федерации (региональные программы) – направлены на решение проблем экономического и социального развития регионального уровня; охватывают своим действием в основном экономику субъекта Федерации;

3) отраслевого уровня – направлены на решение проблем определенной отрасли экономики; содержат мероприятия преимущественно отраслевого характера;

4) развития крупных городов, территориально-административных образований (муниципальные программы);

5) развития отдельных организаций: корпораций, акционерных компаний, государственных унитарных предприятий, финансово-промышленных групп.

Например,

Программа «Развитие сельского хозяйства России»;

Программа «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года»;

Программа развития Калининградской области на период до 2014 года.

 

Во многих случаях программы имеют смешанный характер, т.к. крупные экономические проблемы имеют социальный, производственный, научно-технический, экономический и внешнеэкономический характер.

Например, внешнеэкономические программы, представляющие программы развития внешней торговли, внешнеэкономического сотрудничества и углубления мировых интеграционных процессов, осуществления совместных проектов, носят комплексный характер и соответственно, в свою очередь, структурируются по регионам, отраслям и другим признакам.

 

По признаку временной протяженности целевые программы принято разделять на следующие три группы:

1) долгосрочные (продолжительность свыше пяти лет);

2) среднесрочные (продолжительность от трех до пяти лет);

3) краткосрочные (продолжительность до трех лет).

 

Крупные целевые программы федерального, регионального, отраслевого уровней могут включать относительно самостоятельные научно-технические (инновационные), производственно-технологические, строительные, социальные и другие виды инвестиционных проектов, осуществление которых способствует реализации программы или является составной частью проведения программы в жизнь.

В результате выполнения таких проектов возводятся здания, сооружения, жилые комплексы, производственные и социальные объекты, создаются коммуникации, необходимые для решения общепрограммных задач.

 

Как правило, государственные программы и проекты характеризуются следующими особенностями:

1) комплексный характер и многоуровневая структура целевых показателей – достижение целевых показателей зависит от различных факторов; достаточно сложно определять и контролировать достижение целевых показателей;

2) публичность (открытость) целей и содержания – руководители государственных проектов должны отчитываться перед гораздо более широкой аудиторией (например, организации и лица как в рамках законодательных или исполнительных структур, так и вне их – общественные и неправительственные организации, пресса);

3) законодательные ограничения – все государственные программы и проекты являются объектами законодательного регулирования, что оказывает существенное влияние на управление ими;

4) значительные масштабы государственных инвестиций – использование общественных финансов требует получения соответствующих разрешений на выделение финансирования и отчетности о его целевом расходовании.

5) значительное число участников и внешних заинтересованных сторон – не всегда возможно прямое влияние на участников программ, производителей конечной продукции и услуг. Необходимо применять инструменты косвенного воздействия и стимулирования.

 

Одним из наиболее известных подходов для управления крупными программами на государственном уровне является программно-целевой подход.

Он опирается на использование логической схемы формирования программ, выражаемой формулой «цели программы – пути достижения программных целей – средства, необходимые для практической реализации путей». При этом формируется многоуровневая иерархически-построенная целевая система (цели и задачи увязываются со средствами их достижения).

Наиболее часто программно-целевой метод применяется в разработке и практической реализации целевых программ решения народнохозяйственных задач социального, экономического, научно-технического и регионального характера.

Например,

План ГОЭЛРО (Государственная комиссия по электрификации России) считается первой в истории долгосрочной комплексной программой, всецело ориентированной на подъем народного хозяйства и повышение эффективности производства.

Этому плану присущи основные признаки программно-целевого подхода: целенаправленность, иерархия целей, главная из которых состояла в создании и укреплении промышленных предприятий государственного сектора; преобразование деревни на новой технической базе; преодоление отсталости окраинных районов страны.

Цели плана были увязаны со средствами их достижения, главным из которых была электрификация промышленности и сельскохозяйственного производства.

План ГОЭЛРО увязывал программу электрификации с общей программой подъема производительных сил страны в целом, отдельных отраслей и регионов.

 

Использование механизма государственно-частного партнерства для реализации проектов в сфере общественной инфраструктуры, социальных и муниципальных услуг получило широкое распространение во всем мире.

В России данный тип проектов также становится популярным на муниципальном, региональном, а также на федеральном уровне (реализация крупномасштабных проектов на основе концессий, финансируемых из инвестиционного фонда, создание особых экономических зон, технопарков и т.п.).

Проекты государственно-частного партнерства – это особый вид сотрудничества государственного и частного секторов в целях реализации долгосрочных инвестиционных проектов.

Например, это проекты строительства (либо реконструкции) транспортной инфраструктуры (аэропортов, автомобильных и железных дорог, тоннелей, мостов), общественных объектов недвижимости (больниц, школ, музеев), коммунальных сооружений (объектов в сфере канализации, водоснабжения, мусоропереработки), а также управление указанными объектами.

В проектах государственно-частного партнерства частный сектор берет на себя обязательства по разработке, строительству, финансированию коммерческих объектов и управлению ими в соответствии с параметрами и стандартами, установленными государством. Государство обеспечивает развитие общей инфраструктуры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: