Методические рекомендации




Тема VI

ВЕСНА НАРОДОВ 1848 – 1849 гг.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС И СУДЬБА КОНСТИТУЦИИ

В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ

Цель: рассмотреть причины поражения революционной альтернативы решения национального вопроса в странах Центральной Европы (Германии, Австрии, Италии).

 

Вопросы

1. Мартовская революция, либеральные реформы в германских государствах.

2. Движение за созыв общегерманского парламента. Франкфуртское собрание и имперская Конституция.

3. Поражение революции в Германии, ее характер и итоги.

4. Венское восстание и причинные его поражения.

5. Начало революции в Венгрии. Реформы национального правительства.

6. Рост национальных противоречий. Революционная война венгерского народа 1848 –1849 гг.

7. Антиавстрийское движение 1846 – 1847 гг. в итальянских государствах. Война за независимость.

8. Новый революционный подъем и разгром национального движения в Италии.

Доклады

1. Проекты национального объединения Германии и причины их несостоятельности.

2. Национальные противоречия в период Венгерской революции и Россия: старые и новые подходы.

3. Санфедизм, либерализм, мадзинизм об объединении Италии накануне и в годы революции.

 

Задания для работы с источниками

Задание 1. Прочитайте перечисленные ниже документы:

– Требования рабочих Берлина (23 марта 1848 г.);

– Из отчета о собрании рабочих у Шенгаузенских ворот (26 марта 1848 г.);

– В. Вольф о положении немецкого дворянства и крестьянства в период революции;

– Из воззвания Центрального комитета германских демократов к немецкому народу Берлин (14 июля 1848 г.);

– Программа Готшалька;

– Стефан Борн о разрешении социального вопроса;

– Программа Центрального рабочего комитета.

Выполните указанные задания и ответьте на вопросы:

1. Опираясь на указанные документы, составьте сводный список требований демократического и рабочего движения в период революции 1848 – 1849 гг. в Германии.

2. Какую реакцию должны были вызвать указанные требования у большинства депутатов Франкфуртского собрания? Почему?

3. Насколько исторически оправданными и своевременными были эти требования с вашей точки зрения?

Задание 2. Прочитайте документ «Конституция Германской империи от 28 марта 1849 г.», выполните указанные задания и ответьте на вопросы:

1. Среди положений конституции укажите либеральные черты.

2. В каких положениях конституция носит консервативный характер?

3. Какие обстоятельства предопределили умеренный характер конституции?

Задание 3. Прочитайте документы «Воззвание демократической газеты «Die Republik» по поводу принятия имперской конституции 3 мая 1849 г.», «Из письма Фридриха-Вильгельма IV к прусскому послу в Англии фон Бунзену. 13 декабря 1848 г.», выполните указанные задания и ответьте на вопросы:

1. Опираясь на указанные документы, укажите причины, по которым конституция оказалась равно неприемлемой как для демократических, так и для монархических кругов германского общества.

2. При каких условиях и с какими положениями конституция могла найти поддержку в обществе и вступить в действие?

Методические рекомендации

Подготовку к семинару следует начинать с изучения событий марта 1848 г. в юго-западных германских государствах, реформ либеральных правительств, в т.ч. аграрных, их последствиях для дальнейшего развития революции. Здесь же необходимо познакомиться с событиями в Пруссии, рассмотреть политику министерства Кампгаузена-Ганземана, деятельность прусского Учредительного собрания. Вопрос о Франкфуртском парламенте потребует знаний о созыве парламента, его политическом и социальном составе, дискуссии о путях объединения Германии, проекте общеимперской конституции. Поскольку судьба Франкфуртского собрания и революции в целом оказалась связана с национальным движением на окраинах Германского союза, следует обратить внимание на национально-освободительное движение в Польше, его подавление, восстания в Шлезвиге и Гольштейне, соглашение в Мальме и отношение к ним Франкфуртского собрания. Поражение революции в Германии предполагает изучение политической ситуации в Пруссии и причин отказа Фридриха-Вильгельма IV от императорской короны, предложенной Франкфуртским собранием, борьбы за имперскую конституцию, попытки объединения Северной Германии и создания Союза трех королей, характера германской революции и причин ее поражения.

Революцию в Австрии следует изучать начиная с народного восстания 13 марта 1848 г. в Вене, затем ознакомиться со следующими проблемами: Апрельская конституция и ее характер, формирование Академического легиона, побег Фердинанда I в Тироль и «Манифест» от 21 мая, обострение противоречий между буржуазией и рабочими летом 1848 г., октябрьское восстание в Вене, причины поражения и значение венского восстания, разгон австрийского рейхстага, Конституция 1849 г. Подготовка по вопросу о революции в Венгрии, предполагает знания по следующим проблемам: «12 требований», образование венгерского правительства, крестьянское движение, Л. Кошут и движение за национальную независимость, Декларация о равноправии наций в Венгрии, революционная война венгерского народа в 1848 –1849 гг., поход хорватских войск Й. Елачича в Венгрию, подавление австрийцами движения трансильванских венгров за автономию, интервенция России и подавление венгерской революции, причины поражения революции в Австрийской империи. При изучении вопросов, связанных с революцией в Италии, необходимо составить представление о подъеме антиавстрийского движения в 1846 – 1847 гг., либеральных реформах Пия IХ, начале революции, восстании в Сицилии, Неаполе, конституции Пьемонта и Тосканы, событиях, получивших название «Пять дней» Милана, Республике Святого Марка в Венеции, национально-освободительной войне против Австрии, причинах поражения в войне с Австрией. Новый революционный подъем в Италии включает в себя такие сюжеты, как: Римская и Венецианская республики, Мадзини во главе Триумвирата, борьба за созыв Всеитальянского учредительного собрания, интервенция австрийских и французских войск против итальянских республик, характер и причины поражения революции в Италии. При подготовке первого доклада можно использовать учебное пособие И.С. Галкина «Создание Германской империи». В докладе должен быть раскрыт традиционный для советской историографии подход к деятельности Франкфуртского парламента, дискуссии о путях объединения Германии, проекту Имперской Конституции и причинам неудачи объединения Германии снизу. Во втором докладе, опираясь на учебное пособие И.В. Кузнецова, В.И. Лебедева «История СССР. XVIII – середина XIX вв.» необходимо показать хрестоматийные подходы к интерпретации причин поражения Венгерской революции, связанных с национальным вопросом и вторжением армии Паскевича, а также новые, представленные в статьях В.Н. Виноградова и И.И. Орлик. Третий доклад посвящен альтернативам объединения Италию, исходившим из различных слоев итальянского общества и оценкам их перспектив в историографии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: