Процессы технологической обработки данных




 

Информационная технология представляет собой совокупность информационных процессов, процедур, операций и направлена на получение качественного информационного продукта из исходного информационного ресурса в соответствии с поставленной задачей. К процессам информационной технологии можно отнести: получение, отображение информации; накопления, обработки, обмена данных; формирования знаний. Обработка данных включает процедуры: преобразование значений и структур данных путём моделирования, логический вывод, организация вычислений. Таким образом, следует выполнить характеристику технологических процессов и алгоритмов решения задачи.

 

4.1.Характеристика технологических процессов

 

Для идентификации реквизитов использовать буквы русского алфавита (не более 3 - 4). Недопустимо разным реквизитам присваивать одинаковые идентификаторы.

Таблица 7

Характеристика технологических процессов

  Процесс Исходные данные и их источники   Количество операций   Результаты   Периодичность выполнения
реквизит источник реквизита
           

В графе 1 – перечислить выполняемые процессы в задаче.

В графе 2 – указать реквизиты, которые необходимы для выполнения процесса (поиска и расчёта).

В графе 3 – отразить источник реквизита, т.е. указать идентификаторы массивов исходных данных, где они находятся.

В графе 4 – указать количество выполняемых операций, что определяет количество строк во второй части выходного документа.

В графе 5 – указать результативный реквизит и его идентификатор, используемый в алгоритме.

В графе 6 – указать периодичность выполнения процесса.

 

3. Алгоритм решения задачи

 

По разработанной форме выходного документа должен быть составлен алгоритм расчета показателей формы выходного документа, при помощи которого в дальнейшем будет разрабатываться программа обработки на алгоритмическом языке или при проектировании формы на персональном компьютере, используя различные автоматизированной системы обработки данных. Алгоритм решение задачи необходимо разработать в формульном и графическом (блок-схема) виде.

 

Пример решения задачи

 

Расчёт экономии горючего по автопарку сельскохозяйственного предприятия

Условия задачи

Для выполнения расчёта используются данные о фактическом пробеге автомобиля, фактическом расходе горючего каждым автомобилем и нормах расхода горючего на 100 км пробега по каждой марке. Исходные данные для расчёта приведены в табл. 8.

На основании исходных данных следует составить выходную ведомость, содержащую информацию о нормативном и фактическом расходе горючего, пробега и экономии (или перерасходе) горючего по каждому автомобилю и автопарку в целом. По автопарку дополнительно определить общий результат расхода горючего (экономия или перерасход).

 

Таблица 8

Исходные данные о пробеге и расходе горючего автомобилей

Марка автомобиля Государственный номер автомобиля Нормативный расход горючего на 100 км пробега, л Фактический
пробег,км расход горючего, л
ГАЗ - 53А Н205СА54RUS 25,0    
ГАЗ - 53А Н306СА54RUS 25,0    
ГАЗ - 93Б Н183СЕ54RUS 26,0    
ЗИЛ - 164 Н168СБ54RUS 40,0    
УАЗ - 469 Н836СЕ54RUS 14,0    
ГАЗ - 24 Н121СБ54RUS 13,0    
УАЗ - 452 Н993СЕ54RUS 17,5    

 

1.1. Организационно–экономическая сущность задачи

 

Экономия горюче-смазочных материалов – важнейшая задача работников предприятия, связанных с эксплуатацией машинно-тракторного парка.

Расчёты экономии (перерасхода) горячего достаточно трудоёмки, кроме того, предпосылкой для использования компьютера является то, что для обработки вся необходимая информация содержится в путевом листе.

Расчёт показателей по данной задаче осуществляется в следующей последовательности:

1. На основании фактического пробега автомобилей по каждому из них определить нормативный расход горючего (бензина). И путём сопоставления фактического и нормативного расхода горючего по каждому автомобилю определить экономию или перерасход бензина.

2. Путём суммирования определить по автопарку показатели «Пробег», «Расход горючего по норме», «Расход горючего фактически». Положительные (экономия) и отрицательные (перерасход) отклонения от нормативного расхода горючего раздельно суммировать по автопарку, т.е. по всем автомашинам.

3. Рассчитать общий результат расхода горючего по автопарку (экономия или перерасход).

Поставщиком данных является бухгалтер (диспетчер) автопарка. Результаты решения задачи используются для принятия решений заведующим автопарком и главным инженером предприятия. Периодичность решений – один раз в декаду, в крупных автопарках – ежедневно.

5.2. Входная информация

5.2.1. Характеристика реквизитов входной информации

 

Реквизиты «Марка автомобиля», «Государственный номер автомобиля» отнесены к условно-постоянным реквизитам, так как обновление парка автомобилей в течение месяца незначительное. Следовательно, условно-постоянным является и реквизит «Нормативный расход бензина на 100 км пробега».

Таблица 9

Характеристика реквизитов входной информации

  Реквизит   Шаблон Необходимость кодирования Степень постоянства
переменный условно- постоянный
Марка автомобиля Х (11) Да   *
Государственный номер автомобиля X (9) Да   *
Нормативный расход бензина на 100 км пробега, л 99T9 Нет   *
Фактический пробег автомобиля, км 9 (5) Нет *  
Фактический расход бензин, л 9(4) Нет *  
Наименование предприятия Х(?) Да   *
Наименование структурного подразделения Х(?) Да   *
Дата X(8) Нет *  

 

5.2.2. Коды номенклатур признаков

Для кодирования сельскохозяйственного предприятия применяется последовательный метод, значность кода равна 3.

Таблица 10

Код предприятия

Тип предприятия Код Наименование предприятия Код Полное кодовое слово
         

Для кодирования структурного подразделения предприятия применяется порядковый метод, значность кода равна 2.

 

Таблица 11

Код структурных подразделений предприятия

Структурное подразделение предприятия Код
   

Коды наименования предприятия и его структурных подразделений разрабатываются самостоятельно.

Учитывая, что количество автомобилей в хозяйстве, как правило, не превышает 99, коды марок и номеров автомобилей целесообразно сделать двузначными, порядковыми.

Таблица 12

Код марок автомобилей

Марки автомобилей Код
ГАЗ – 53А  
ГАЗ – 93Б  
ГАЗ – 24  
ЗИЛ – 164  
УАЗ – 469  
УАЗ – 452  

При кодировании номеров автомобилей можно использовать Государственный номер (без дефиса), применив порядковый метод, значность кода – 2.

Таблица 13

Код номеров автомобилей

Марка Государственный номер автомобиля Код
ГАЗ – 53А Н205СА54RUS  
ГАЗ – 53А Н306СА54RUS  
ГАЗ – 93Б Н183СЕ54RUS  
ГАЗ – 24 Н121СБ54RUS  
ЗИЛ - 164 Н168СБ54RUS  
УАЗ - 469 Н836СЕ54RUS  
УАЗ - 452 Н993СЕ54RUS  

 


 

5.2.3. Характеристика информационных массивов

Таблица 14

Характеристика информационных массивов

Массив Вид массива Идентификатор Тип машинного носителя Состав реквизитов массива
Массив фактических данных о пробеге и расходе горючего по автомобилям Информационно - поисковый, текущий MP01A Магнитный диск Код марки автомобиля Код номера автомобиля Фактический пробег Фактический расход горючего Код предприятия Код подразделения Дата
Массив норм расхода горючего Постоянный, справочный MC01A Магнитный диск Код предприятия Код подразделения Код марки автомобиля Марка автомобиля Нормативный расход горючего на 100км пробега Код номера автомобиля Номер автомобиля
Кодификатор марок автомобилей Постоянный, справочный MC02A Магнитный диск Марки автомобилей Код марки автомобиля
Кодификатор номеров автомобилей Постоянный, справочный MC03A Магнитный диск Марка автомобиля Государственный номер автомобиля Код номера автомобиля
Кодификатор предприятия Постоянный, справочный MC04A Магнитный диск Наименование предприятия Код предприятия
Кодификатор структурных подразделений предприятия Постоянный, справочный MC05A Магнитный диск Структурное подразделение предприятия Код подразделения

 

1.2.4. Носители исходной информации

 

Таблица 15

Характеристика носителей входной информации

Наименование документа или идентификатор массива информации     Реквизит     Вид реквизита   Количество значений   Перенос реквизита на машинный носитель
MP01A Марка автомобиля СП    
Код марки автомобиля ГП   *
Государственный номер автомобиля СП    
Код номера автомобиля ГП   *
Фактический пробег РО   *
Фактический расход горючего РО   *
Код предприятия ГП   *
С.х. предприятие СП    
Структурное подразделение СП    
Код подразделения ГП   *
Дата ГП   *
Наименование документа РП    
Подпись РП    
MC01A Код предприятия ГП   *
Код подразделения ГП   *
Код марки автомобиля ГП   *
Марка автомобиля СП   *
Нормативный расход горючего на 100км пробега РО   *
Код номера автомобиля ГП   *
  С.х. предприятие ГП    
  Структурное подразделение ГП    
  Дата ГП    
  Наименование документа РП    
  Подпись РП    

 

 

Эскиз первичного документа будет спроектирован в следующей форме:

 

С.х. предприятие Код Структурное подразделение Код Дата
         

Ведомость учёта пробега автомобилей и расход горючего

Марка автомобиля Государственный номер автомобиля Код марки автомобиля Код номера автомобиля Фактический
пробег автомобиля, км расход горючего, л
ГАЗ – 53А Н205СА54RUS        
ГАЗ – 53А Н306СА54RUS        
ГАЗ – 93Б Н183СЕ54RUS        
ЗИЛ – 164 Н121СБ54RUS        
УАЗ – 469 Н168СБ54RUS        
ГАЗ – 24 Н836СЕ54RUS        
УАЗ – 452 Н993СЕ54RUS        

Бухгалтер _________

Рис. 1. Эскиз первичного документа.

Эскиз справочника будет иметь следующий вид:

 

С.х. предприятие Код Структурное подразделение Код Дата
         

Справочник норм расхода горючего

Марка автомобиля Код марки автомобиля Номер автомобиля Код номера автомобиля Нормативный расход горючего на 100км пробега, л
ГАЗ – 53А   Н205СА54RUS   25,0
ГАЗ – 53А   Н306СА54RUS   25,0
ГАЗ – 93Б   Н183СЕ54RUS   26,0
ЗИЛ – 164   Н121СБ54RUS   40,0
УАЗ – 469   Н168СБ54RUS   14,0
ГАЗ – 24   Н836СЕ54RUS   13,0
УАЗ – 452   Н993СЕ54RUS   17,5

Бухгалтер ________

Рис. 2. Эскиз справочного документа.

Эскизы документов должны быть заполнены исходными данными в соответствии условия задачи и спроектированных кодификаторов номенклатурных признаков (также самостоятельно разработанные коды наименования предприятия и его структурного подразделения).

 

5.2.5. Макеты машинных носителей информации

 

Таблица 16

Содержание макетов машинных носителей входной информации

Идентификатор массива Реквизит Шаблон
MP01A Код предприятия  
Код структурного подразделения  
Дата X(8)
Код марки автомобиля  
Код номера автомобиля  
Фактический пробег 9(5)
Фактический расход горючего 9(4)
MC01A Код предприятия  
Код структурного подразделения  
Марка автомобиля X(11)
Код марки автомобиля  
Номер автомобиля Х(11)
Код номера автомобиля  
Нормативный расход горючего на 100км пробега, л 99Т9
MC02A Марки автомобилей X(11)
Код марки автомобиля  
MC03A Марка автомобиля X(9)
Государственный номер автомобиля Х(11)
Код номера автомобиля  
MC04A Наименование предприятия Х(?)
Код предприятия  
MC05A Структурное подразделение предприятия Х((?)
Код подразделения  

 

 

5.3. Выходная информация

5.3.1. Перечень выходных документов

 

Таблица 17

Перечень выходных документов

Наименование выходного документа Назначение документа Сроки составления документа Количество экземпляров Исходные массивы информации Состав массива
           
  Ведомость расчёта экономии топлива по автопарку   для учета расхода ГСМ и принятия решений заведующим автопарком и главным инженером   один раз в декаду месяца или ежедневно   MP01A   Код марки автомобиля Код номера автомобиля Фактический пробег Фактический расход горючего Код предприятия Код подразделения Дата
MC01A   Код предприятия Код подразделения Код марки автомобиля Марка автомобиля Нормативный расход горючего на 100км пробега Код номера автомобиля Номер автомобиля
MC02A   Марки автомобилей Код марки автомобиля
MC03A   Марка автомобиля Государственный номер автомобиля Код номера автомобиля
MC04A   Наименование предприятия Код предприятия
MC05A Структурное подразделение предприятия Код подразделения

 

 

5.3.2. Характеристика реквизитов выходной информации

 

Таблица 18

Вспомогательная таблица для проектирования выходного документа

  Реквизит   Шаблон Характеристика реквизита Соподчинённость группировочных признаков Степень постоянства реквизита в документе Последовательность расположения реквизитов
           
Фактический пробег 9(5) Р о ОГ переменный 2, 9
Фактический расход горючего 9(4) Р о ОГ переменный 2, 11
Код предприятия   ГП   постоянный 1, 2
Код подразделения   ГП   постоянный 1, 4
Дата Х(8) ГП   постоянный 1, 5
Марка автомобиля Х(9) СП   переменный 2, 7
Номер автомобиля Х(11) СП   переменный 2, 8
Нормативный расход горючего на 100км пробега 99Т9 СП   переменный -
Наименование предприятия Х(?) СП   постоянный 1, 1
Наименование подразделения Х(?) СП   постоянный 1, 3
Расход горючего норме, л 9(4) Р о ОГ переменный 2, 10
Отклонение – экономия, л 9(4) Р о ОГ, ВВ переменный 2, 12
Отклонение перерасход, л 9(4) Р о ОГ, ВВ переменный  
Наименование документа Х(46) Р п   постоянный 1, 6
Подпись Х(10) Р п   постоянный 3,14

 

 

5.3.3. Эскиз выходного документа

 

С.х. предприятие Код Структурное подразделение Код Дата
         

Ведомость расчёта экономии топлива по автопарку предприятия

Марка автомобиля Государственный номер автомобиля Фактический пробег, км Расход горючего, л Отклонения, л
по норме фактически экономия перерасход
ГАЗ – 53А Н205СА54RUS          
ГАЗ – 53А Н306СА54RUS          
ГАЗ – 93Б Н183СЕ54RUS          
ЗИЛ – 164 Н168СБ54RUS          
УАЗ – 469 Н836СЕ54RUS          
ГАЗ – 24 Н121СБ54RUS          
УАЗ – 452 Н993СЕ54RUS          
Итого по автопарку          
Всего          

Бухгалтер __________

Рис. 3. Эскиз выходного документа.

5.4. Процессы технологической обработки данных

5.4.1.Характеристика технологических процессов

 

Таблица 19

Характеристика технологических процессов

  Процесс Исходные данные и их источники   Количество операций   Результаты   Периодичность выполнения
реквизит источник реквизита
           
Расчёт нормативного расхода горючего по норме одного автомобиля Нормативный расход горючего на 100км пробега автомобиля (Н); Пробег автомобиля (П) MC01A   MP01A   Нормативный расход горючего по норме (НР) Ежедневно
Расчёт количества горючего, сэкономленного (перерасходованного) одним автомобилем Нормативный расход горючего по норме автомобиля (НР). Процесс - Нормативный расход горючего по норме одного авто.   Количество горючего, сэкономленное (пере расходованное) одним Ежедневно  

 

Продолжение таблицы 19

           
    мобиля   автомобилем  
  Фактический расход горючего автомобиля (Ф) MP01A   (Э)  
Расчёт фактического пробега по автопарку Пробег автомобиля (П) MP01A   Пробег по автопарку (ИП) Один раз в декаду месяца
Расчёт нормативного расхода горючего по автопарку Нормативный расход горючего по норме автомобиля (НР). Процесс - Нормативный расход горючего по норме.     Нормативный расход горючего по автопарку (ИНР) Один раз в декаду месяца
Расчёт фактического расхода горючего по автопарку Фактический расход горючего автомобиля (Ф) MP01A   Фактический расход горючего по автопарку (ИФ) Один раз в декаду месяца
Расчёт количества горючего сэкономленного по автопарку отдельными автомобилями Количество горючего, сэкономленное автомобилем (Э, если Э>0) Процесс - Расчёт количества горючего, сэкономленного (перерасходованного) одним автомобилем   Количество горючего сэкономленного по автопарку отдельными автомобилями (ИЭ) Один раз в декаду месяца
Расчёт количество горючего, перерасходованного по автопарку отдельными автомобилями Количество горючего, перерасходованное) автомобилем (Э, если Э>0) Процесс - Расчёт количества горючего, сэкономленного (перерасходованного) одним автомобилем   Количество горючего, перерасходованного по автопарку отдельными автомобилями (ИПР) Один раз в декаду месяца
Расчёт общего результата рас расхода горючего по автопарку (сэкономлено го или перерасходованного) Количество горючего сэкономленного по автопарку отдельными автомобилями (ИЭ).   Количество горюче- Процесс - Расчёт количества горючего сэкономленного по автопарку отдельными автомобилями. Процесс -   Общий результат рас ода горючего по автопарку (сэкономленного или перерасходованного), (ЭА) Один раз в декаду месяца

Окончание таблицы 19

           
  го, перерасходован ого по автопарку отдельными автомобилями (ИПР) Расчёт количества горючего, перерасходованного по автопарку отдельными автомобилями      

 

5.4.2. Алгоритм решения задачи

 

Обозначение данных

 

Обозначение данных, используемых в алгоритме:

i - порядковый номер автомобиля (i= 1,2…..n);

Ai - код номера i-го автомобиля;

Пi - пробег i-го автомобиля;

Фi - фактический расход горючего i-го автомобиля;

Нi - нормативный расход горючего на 100км пробега i-го автомобиля;

НРi - нормативный расход горючего по норме i-го автомобиля;

Эi - количество горючего, сэкономленное (перерасходованное) одним автомобилем;

ИП - пробег по автопарку;

ИНР - нормативный расход горючего по автопарку;

ИФ - фактический расход горючего по автопарку;

ИЭ - количество горючего сэкономленного по автопарку отдельными автомобилями;

ИПР - количество горючего, перерасходованного по автопарку отдельными автомобилями;

ЭА - общий результат расхода горючего по автопарку (сэкономленного или перерасходованного).

Формульное описание алгоритма

 

НРi = Нi * Пi/ 100, i = 1,2,…, n

Эi = НРi - Фi , i = 1,2,…, n

ИП = i

ИНР = i

ИФ = i

ИЭ = i, для всех Э>0

ИПР = i, для всех Э<0

ЭА = ИЭ – ИПР

 

 

Графическое описание алгоритма


 

 
 
Открыть массивы данныхМР01А, МС01А  


       
 
   
 

 

 



НРi = Нj * Пi/ 100
ДА

ИП= ИП + Пi  
НЕТ

       
 
   
 

 

 


НЕТ

       
   
Эi = НРi - Фi ,
 
 


ДА

       
   
 
 

 


J = 1
ЭА = ИЭ – ИПР  
НЕТ ДА

 
 

 


Рис. 4. Блок-схема решения задачи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: