Структура и классификация и сферы услуг




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГТЭУ)

Самарский институт (филиал)

Кафедра социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

 

 

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А

 

по дисциплине: Размещение производительных сил

на тему: Понятие сферы услуг, её структура,

роль в мировой экономике, тенденции развития

 

Выполнена студенткой 1 курса

заочной формы обучения (спец.)

специальности (направления) подготовки

080100.62 «Экономика»

Профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Никифорова Анастасия Юрьевна

 

Научный руководитель:

доцент Морозов В.Ю.

 

 

Самара 2014 г.

Содержание

 

1 Понятие сферы услуг……………………………………………………3 - 5

2 Структура и классификация и сферы услуг……………………….....5 - 10

3 Роль сферы услуг в мировой экономике …………………………....10 - 13

4 Тенденции развития сферы услуг……………………………...….13 – 17

Список использованной литературы……………………………………..18

 

 

Понятие сферы услуг

Стандарт ГОСТ 30335-95/ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и понятия» дает следующее определение понятию услуги: «Результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя».

Помимо этого определения, в различных источниках приводятся и другие трактовки понятия «услуга». Укажем только некоторые из них.

«Услуги, форма непроизводственного труда и в этом смысле – социально-экономическое отношение, выражающее потребление дохода; определенная целесообразная деятельность, существующая в форме полезного эффекта труда».

«Услуга (от англ. services) – это результат трудовой деятельности, являющийся полезным эффектом, удовлетворяющим какие-либо потребности человека.

Услуга – это вид деятельности, работ, в процессе которых не создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Другими словами - это благо, предоставляемое не в материальной форме, а в форме деятельности. То есть, само оказание услуг создает желаемый результат»

Анализ вышеприведенных определений показывает, что, несмотря на некоторую их расплывчатость, все они говорят об одном: о дуальной природе услуги. Во всех этих определениях подчеркивается двоякое определение услуги: услуга – это деятельность и услуга – это овеществленный результат деятельности.

И именно этим двойственным характером определяются основные отличительные характеристики услуги.

Неосязаемость услуги: ее нельзя предварительно продемонстрировать, то есть до момента приобретения услугу нельзя потрогать, увидеть, услышать, взять в руки.

Неотделимость услуги, неразрывность производства и потребления услуги. Это означает, что услуги нельзя отделить от их источника; вне зависимости от того, оказывается услуга машиной или человеком – услуга предоставляется ипотребляется одновременно, то есть услуга может быть оказана только при поступлении заказа на нее.

Непостоянство (изменчивость) качества. Качество может варьироваться в больших пределах в зависимости от того, когда, где, кеми при каких условиях услуга предоставляется.

Недолговечность услуги. Услугу нельзя хранить с целью последующей перепродажи или использования.

Отсутствие владения. При приобретении какого-либо материального (физического) товара, потребитель получает возможность владеть им в течение неограниченного времени. В отличие от этого услуга является собственностью потребителя только в оплаченный им период (концерт, страховой полис, почтовый абонентский ящик и т.д.).

Взаимозаменяемость услуг товарами, имеющими материальную форму. Здесь подразумевается возможность замены товарами техуслуг, которые удовлетворяют одинаковые(аналогичные) потребности.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что сфера услуг - часть экономики, которая включает в себя все виды коммерческих и некоммерческих услуг; сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами. Остальными частями экономики принято считать производство - промышленность и сельское хозяйство.

 

Сферу услуг часто относят к постиндустриальному экономическому укладу. Именно сфера услуг составляет, в экономически развитых странах, основную часть экономики по числу занятых (больше 60 %).

В сферу услуг входят: услуги общественного питания, жилищно-коммунальные услуги, услуги аренды, юридические услуги, гостиничные услуги, торговые услуги и др.

 

Структура и классификация и сферы услуг

 

Существуют различные классификации услуг, и каждая из этих классификаций отражает специфический подход к анализу сервисной деятельности. В общепринятом смысле классификация - это распределение предметов, явлений и понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков. Выявление признаков классификации основывается на качественных, стоимостных и иных характеристиках объектов. Существует множество видов классификации по таким принципам, как:

- на кого (на что) направлены услуги и их осязаемость;

- трудоемкость оказания услуги;

- степень контакта с клиентом при оказании услуги;

- степень участия клиента в процессе оказания услуги;

- кто является потребителем услуг;

- применения и т. д.

Однако существуют трудности классифицировать существующие услуги по этим характеристикам. Рассмотрим некоторые из них.

Экономика любой страны разделяется на три различных сектора (модель Фишера-Кларка): добывающий сектор (первичный), куда входит сельское хозяйство и горнодобывающая промышленность, сектор производства товаров (вторичный сектор экономики) и сектор услуг (третичный сектор). В зависимости от того, в чем именно проявляются услуги, сферу сервиса чаще всего условно подразделяют на два подсектора:

- производство материальных услуг (транспорт, торговля, жилищно-бытовое обслуживание и прочее.);

- производство нематериальных услуг (управление, деятельность армии и органов безопасности, образование, здравоохранение, наука, искусство, шоу-бизнес, социальное обслуживание, маркетинг, аудит, кредитование и т.п.)

 

Производство материальных услуг неотрывно связано с материальными объектами: транспорт изменяет положение предметов в пространстве, торговля - их принадлежность кому-либо и т.д. В отличие от него производство нематериальных услуг (знаний, безопасности, здоровья, положительных эмоций) гораздо сильнее оторвано от материальных объектов. Здесь объектом воздействия становятся не другие вещи, а непосредственно человек.

Наряду с традиционным делением сферы услуг на подсектора материального/нематериального производства встречаются и другие классификации.

В частности, чтобы подчеркнуть огромное значение в эпоху НТР производства и распространения знаний, науку и образование стали выделять в особый четвертичный сектор, отдельный от третичного (прочие услуги).

В литературе можно также встретить деление сферы услуг на три сектора:

- третичный - инфраструктурный (транспорт, связь, передача электричества и тепла);

- четвертичный - распределительно-обменный (торговля, страхование, финансы);

- пятеричный - социально-управленческий (управление, наука, образование, здравоохранение, искусство).

Исторически каждый вид услуг рассматривался отдельно, как особая сфера деятельности с только ей присущими особенностями. А вся сфера услуг представлялась как совокупность этих многих видов деятельности и фактически сводилась к их перечислению. Можно выделить пять общих типов услуг.

1) Производственные - инжиниринг, лизинг, обслуживание и ремонт оборудования.

2) Распределительные - торговля, транспорт, связь.

3) Профессиональные - банковские, страховые, финансовые, консультационные, рекламные.

4) Потребительские - так называемые массовые услуги, связанные с домашним хозяйством и времяпрепровождением.

5) Общественные - телевидение, радио, образование, культура.

6) В соответствии экономическими и социальными функциями сферы услуг в чистом виде существует немного видов услуг, которые формируют исключительно определенный по функциональной направленности сектор услуг. Поэтому целесообразно выделить в сфере услуг функциональную направленность:

- услуги, ориентированные на производство;

- услуги, ориентированные на общество;

- услуги, ориентированные на домашнее хозяйство;

- услуги личного характера.

Так, к услугам, ориентированным на производство, относятся услуги по техническому обслуживанию, наладке, настройке и ремонту производственного оборудования и технических систем. Сюда могут быть отнесены услуги по складированию, хранению материально-технических ресурсов и снабжению ими, а также различные услуги производственной инфраструктуры (дороги, мосты, подъездные пути).

Услуги, ориентированные на общество, включают услуги органов государственного управления, связанные с обороной страны, с поддержанием правопорядка, обеспечением внутренней безопасности, с выполнением функции по государственному регулированию экономики и социальных процессов, с проведением социальной политики. Нередко их называют государственными (правительственными) услугами.

К услугам, ориентированным на домашнее хозяйство, относятся услуги по поддержанию в нормальном состоянии жилья и коммунальные услуги, производственные виды бытовых услуг: техническое обслуживание и ремонт бытовой техники и теле-, видеоаппаратуры, автосервис, а также технический сервис оборудования и инвентаря для досуговой деятельности и т. д.

Услуги личного характера включают парикмахерские, фотоателье, разнообразные рекреационные услуги и непроизводственные виды бытового обслуживания.

Однако приведенные классификации не всегда четко позволяют проследить и определить истинную природу и характеристики конкретного сервисного бизнеса. Содержательным и информативным является использование аналитических матриц, типа матрицы Бостонской консультационной группы, но со специфическими параметрами для классификации услуг. Например, К. Лавлок предложил несколько классификаций услуг в матричном виде:

1) Матрица «Природа предоставления услуги» (рис.1.1). Предоставление услуги в соответствии с данной матрицей определяется действиями по предоставлению услуги (осязаемые/неосязаемые), а также объектом воздействия (человек в физическом смысле или ментальное воздействие/вещи).

 

  Объект воздействия
Люди Вещи
Действия по предоставлению услуг Осязаемые - Маникюр - Ужин в ресторане - Химическая чистка - Фрахт
Неосязаемые - Образование -Театральная премьера - Банковская услуга - Бухгалтерская консультация

 

Рисунок 1.1 - Природа предоставления услуг по К. Лавлоку

 

2) Матрица «Доставка услуг» (рис. 1.2). Взаимодействие потребителя и организации - (потребитель «идет» к организации/организация «идет» к потребителю/расстояние вытянутой руки)

 

  Места получения услуг
Единичные Многочисленные
Взаимодействие потребителя и покупателя Потребитель «идет» к организации - Театр - Сеть ресторанов фаст-фуд
Организация «идет» к потребителю - Скорая помощь - Такси
Расстояние вытянутой руки - Дистанционное обучение - Google (поисковая система)

 

Рисунок 1.2 - Доставка услуг по К. Лавлоку

3) Весьма показательна матрица, устанавливающая степень участия персонала сферы услуг в установлении контактов с клиентами и степень участия клиентов в обслуживании (рис. 1.3). др.

 

  Степень контакта с клиентами
Низкая Высокая
Степень участия клиента Низкая - Химчистка - Телевидение - Ремонт бытовой техники
Высокая - Самообслуживание - Содержания жилья

 

Рисунок 1.5 – Степень участия персонала сферы услуг в установлении контактов с клиентами и степень участия клиентов в обслуживании по Р. Чейзу

В общем виде технология предоставления услуг состоит из следующих стадий:

- прием клиента и установление контакта;

- выявление потребностей, выслушивание клиента;

- аргументация и предложение услуги;

- прием заказов (заявок) на услуги;

- выдача заказов, удовлетворение запросов клиента.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: