Основные требования к знаниям учащихся 10 класса




Класс (базовый уровень)

(3 часа в неделю; за год – 105 ч.)

  I четверть (9 н.) II четверть (8 н.) III четверть (10 н.) IV четверть (8(9) н.) Всего
Развитие речи 2 (у+п) 2 (у+п) 2 (у+п) 2 (у+п)  
Внеклассное чтение          
ТКР          
Сочинение          
Литература родного края          
Текстуальное изучение произведений          
Кол-во часов Содержание учебного материала Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся
  Введение Учащийся / учащаяся
  Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала). Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социально-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание. Теория литературы. Славянофильство и западничество. «Физиологический» очерк. «Чистое искусство». Антинигилистический роман. Межлитературные связи. Н.Г.Чернышевский «Что делать?» Межпредметные связи. История. Социально-историческое развитие России в середине XIX века и реформа 1861 года. Конфликт либерального дворянства и разночинной демократии. Музыка. «Могучая кучка». Изобразительное искусство. Художники-передвижники. Для внеклассного и семейного чтения. Н.Скатов. Литературные очерки. «Литературная матрица. Учебник, написанный писателями». Т.2 ü характеризует факторы, повлиявшие на развитие литературы данного периода; ü называет основные темы и проблемы литературного периода; ü приводит примеры произведений, относящихся к этому периоду; ü определяет место русской литературы XIX века в контексте мировой культуры; ü составляет тезисный план выступления; ü выражает собственное мнение о необходимости изучения классической литературы XIX века;
  Иван Александрович ГОНЧАРОВ.Жизнь и творчество. (Обзор.) Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к Обломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» H.А. Добролюбова, «Обломов» Д.И. Писарева). Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. Литературная критика. Межлитературные связи. Нарицательные образы – герои художественных произведений. Межпредметные связи.История. Социально-экономическое развитие России второй половины XIX века. Взаимодействие искусств. Живопись. Портрет И.А.Гончарова работы И.Н.Крамского. Иллюстрации к роману В.А. Табурина, С.М. Шор, В. Морозова, Г. Мазурина, М. Клячко, Н. Щеглова, Т. Шишмаревой, А. Зубчанинова, фотографии сцен спектакля «Обломов» Ленинградского театра им. Ленинского комсомола, 1958 год. Музыка. «Casta diva» - каватина Нормы из одноименной оперы итальянского композитора Винченцо Беллини. Кино. Х/ф «Несколько дней из жизни Обломова» (режиссер Н.Михалков, СССР, 1979). Архитектура и скульптура. Историко-мемориальный центр-музей И.А. Гончарова в Ульяновске. Для внеклассного и семейного чтения И.А. Гончаров «Обыкновенная история», «Обрыв», «Фрегат «Паллада» ü знает биографию писателя, называет этапные его произведения; знает содержание романа, его тему, идею, связь с современностью; ü определяет проблемы, поднятые в произведении; характеризует Обломова, определяя хорошее и дурное в его характере; ü комментирует отдельные отрывки из романа, обращая внимание на портретные характеристики, пейзаж, интерьер; ü определяет авторское отношение к героям; ü выражает собственное отношение к прочитанному;
  Александр Николаевич ОСТРОВСКИЙ. Жизнь итворчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара. Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света втемном царстве» Н.А. Добролюбова). Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия). Реалистическая драма. Речевая характеристика в драматическом произведении. Межлитературные связи. Д.И.Фонвизин «Недоросль», А.С.Грибоедов «Горе от ума», Н.В. Гоголь «Ревизор». Межпредметные связи. Развитие русского театра. Взаимодействие искусств Живопись. Портрет А.Н.Островского работы В.Г.Перова. Эскизы костюмов. Художник А. Головин. 1916 «Гроза». Художник Б. Кустодиев. Иллюстрации к пьесе С.В. Герасимова. Музыка. В. Трамбицкий «Гроза» (опера), В.Н. Кашперов «Гроза» (опера), Леош Яначек (Брно, 1921) «Катя Кабанова» (опера), Б.В. Асафьев «Гроза» (опера), Лодовико Рокка (Италия) «Гроза» (опера). Архитектура и скульптура. Памятник А.Н. Островскому перед Малым театром (скульптор Н. А. Андреев, архитектор И. П. Машков, 1929) Кино. Телеспектакль «Гроза» (постановщик Б.А.Бабочкин, СССР, 1977) Для внеклассного и семейного чтения А.Н.Островский. «Свои люди – сочтемся», «Доходное место», «На всякого мудреца довольно простоты», «Таланты и поклонники». «Бесприданница» (по выбору учащихся) ü знает биографию писателя, периодизацию его творчества, наиболее известные произведения; ü готовит сообщения на одну из предложенных учителем тем: «Пьесы Островского на сцене и в кино», «Гроза» в статье критика-демократа Добролюбова «Луч света в темном царстве»; ü составляет тезисный план к теме; ü знает и пересказывает содержание пьесы; ü определяет проблематику, характеризует образы пьесы, особенности ее драматического конфликта; ü объясняет принципы расстановки действующих лиц; ü объясняет смысл понятия социально-психологической драмы, отмечает ее признаки; ü анализирует статью Добролюбова «Луч света в темном царстве»; ü определяет отношение автора к героям; участвует в беседе (дискуссии) по содержанию пьесы; ü оппонируя, комментирует ответы одноклассников;
  Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ.Жизнь и творчество. (Обзор.) «Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русского человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе («Базаров» Д. И. Писарева). Теория литературы. Углубление понятия о романе. (Частная жизнь в исторической панораме. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе). Межлитературные связи. Деятельность журнала «Современник». Межпредметные связи. История. Положение России накануне реформы. Кризис крепостнической системы. Разночинцы-демократы. Либералы. Философия. Понятие «нигилизм». Ф.Г. Якоб. Взаимодействие искусств. Живопись. Портрет И. С.Тургенева работы И.Е.Репина. Иллюстрации к роману Д.Боровского, И.Д.Архипова Музыка. Сюита из музыки к кинофильму «Отцы и дети» (2008) Петра Климова. Кино. «Отцы и дети» — четырёхсерийный художественный фильм (режиссёр Авдотья Смирнова, 2008). Архитектура и скульптура. Па́мятник Ивану Сергеевичу Тургеневу в г. Орле (1968), авторы памятника: скульптор Г.П.Бессарабский, архитекторы А.И. Свиридов и В.С. Атанов. Для внеклассного и семейного чтения. И.С.Тургенев. «Новь», «Первая любовь», «Вешние воды», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Рудин» (по выбору учащихся)   ü рассказывает биографию писателя, называет его этапные произведения (с использованием знаний, приобретенных в предыдущих классах); ü излагая материал, оперирует уже полученными знаниями. ü знает содержание романа, его тему, идею, связь с современностью; ü формулирует проблемы, поставленные в романе, ведет диалог, раскрывая их; ü характеризует Базарова как нового героя нового времени; ü комментирует отдельные отрывки из романа, обращая внимание на портретные характеристики, пейзаж, интерьер, рассуждения героя; ü анализирует диалоги споров Базарова с Кирсановым; ü определяет авторское отношение к героям; ü - объясняет смысл названия произведения; ü Раскрывает смысл понятия «стиль писателя», отмечает характерные особенности стиля романа Тургенева «Отцы и дети»; ü конспектирует статью Д. Писарева, использует конспект при ответе; ü сравнивает свое восприятие мира с мыслями, высказанными в произведении; ü сравнивает образ Базарова с его интерпретацией в других видах искусства; ü обобщает свои знания и впечатления о творчестве Тургенева;
  Федор Иванович ТЮТЧЕВ.Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений. Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...». Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии. Межлитературные связи. Традиции Тютчева в поэтическом творчестве символистов, поэзии С.Есенина, Б.Пастернака и других. Ю.Нагибин «Сон о Тютчеве». Межпредметные связи. Философия. Фридрих Шеллинг. Взаимодействие искусств Живопись. Портрет Ф.И.Тютчева работы С. Александровского. Й.К. Штилер. Амалия Крюденер. Портрет Елены Денисьевой. 1842. Неизвестный художник. И.Левитан. Вечерний звон. «Осенний день. Сокольники», «Над вечным покоем», «Весна. Большая вода». Н.Нестеров «Молчание». Музыка. Романсы на слова Ф.И. Тютчева: С.В. Рахманинова, Н.К. Метнера, Г.В. Свиридова. П.И.Чайковский. Архитектура, скульптура, прикладное искусство. Памятник Тютчеву в Овстуге (автор проекта – А.И. Кобилинец). Для внеклассного и семейного чтения Ф.И. Тютчев. «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…», «Тени сизые смесились…», «29-е января 1837», «Чему бы жизнь нас не учила…» и другие стихотворения (по выбору учителя и учащихся) ü знает биографию поэта; ü ведет диалог о художественных достоинствах стихотворений поэта; классифицирует лирику (пейзажная, любовная, лирика, посвященная проблеме национальной самобытности); ü выразительно читает наизусть стихотворение, комментирует его; ü анализирует стихотворения и рецензирует результаты анализа своих одноклассников; раскрывает своеобразие символических картин природы и мимолетного состояния души человека, отмечает художественные достоинства поэтического языка; передает собственные впечатления от восприятия лирических стихотворений; раскрывает мысли и чувства, переданные автором; отмечает главные мотивы стихотворений, особенности их поэтического языка (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения, особенности ритмики);
  Афанасий Афанасьевич ФЕТ.Жизнь и творчество. (Обзор) Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета — практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи испособы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета. Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях». Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения. Межлитературные связи. Традиции Фета в поэтическом творчестве символистов, поэзии С.Есенина, Б.Пастернака и других. Межпредметные связи. История. История присвоения дворянства в России. Взаимодействие искусств. Живопись. Портрет А.А. Фета работы и картины Исаака Левитана, А.И. Куинджи. Портрет А.А Фета работы И. Репина. О. Бенуа «Зеркальце» в Большом Трианоне», В. Борисов- Мусатов «Куст ореха», В. Борисов – Мусатов «Реквием», И. Крамской «Лунная ночь». Музыка. Хоровые пьесы К. Жанекена. И. Стравинский. «Поцелуй земли» из балета «Весна священная». Для внеклассного и семейного чтения А.А. Фет. «Ласточки пропали…», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Фантазия», «Сияла ночь. Луной был полон сад…» и другие стихотворения (по выбору учащихся) ü рассказывает о жизни и творчестве А. Фета; ü знает основные особенности его художественного мышления, способность поэта передать самые тонкие движения человеческой души; ü выразительно читает наизусть стихотворение, ü обращает внимание на музыкальную ритмоорганизацию текста; ü читает и комментирует стихотворения, раскрывая глубину их лирического содержания; определяет основные мотивы и темы; ü передает собственные впечатления от восприятия лирических стихотворений; раскрывает мысли и чувства, переданные автором; отмечает главные мотивы стихотворений, особенности их поэтического языка;
  Алексей Константинович ТОЛСТОЙ.Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции. Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...», Теория литературы. Композиция лирического произведения. Для внеклассного и семейного чтения. А.К.Толстой «Князь Серебряный». Стихи (по выбору учителя и учащихся). ü рассказывает о жизни и творчестве А.К. Толстого; ü знает основные особенности его художественного мышления, способность поэта передать самые тонкие движения человеческой души; ü умеет выделять и аргументировано представлять основные темы, мотивы и образы поэзии; раскрывать влияние фольклора и романтической традиции; ü выразительно читает наизусть стихотворение, ü обращает внимание на музыкальную ритмоорганизацию текста.
  Николай Алексеевич НЕКРАСОВ. Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка. Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...». Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия). Межлитературные связи. Журнал «Современник». Деятельность В.Г.Белинского. Межпредметные связи. История. Социально-экономическое положение России после отмены крепостного права. Поражение России в Крымской войне. Эпоха реформ. Взаимодействие искусств Живопись. Н.А. Некрасов. Литография П.Ф. Бореля, И.Н. Крамской. Портрет Н.А. Некрасова. Иллюстрации к поэме С.В. Герасимова (Государственная Третьяковская галерея), Д.А. Шмаринова, картина «Нищие» художника С.А. Виноградова, картина «Деревня» Федора Васильева. Музыка. Песенная обработка «Двенадцать разбойников» – музыка Николая Маныкина-Невструева (в исполнении Ф. Шаляпина). Романсы Матюхина А.Б, Якова Пригожего, А.Н. Чернявского, А. Дагмарова, В.С. Ружицкого на стихотворения Некрасова. Архитектура и скульптура. Па́мятник Н.А.Некрасову в г. Ярославле (1958) скульптора Г.И. Мотовилова и архитектора Л.М. Полякова. Для внеклассного и семейного чтения. Н.А. Некрасов. «На улице», «О погоде», «Праздник жизни – молодости годы…», «Муза», «В дороге», «Огородник», «Нравственный человек» и другие стихотворения (по выбору учащихся) ü рассказывает биографию поэта; ü знает основные произведения и позицию Некрасова в современном ему искусстве; составляет тезисы лекции учителя; ü принимает участие в беседе по теме, используя уже имеющиеся знания; ü выразительно читает и комментирует стихотворения (со стороны идейности и художественных средств, использованных поэтом); ü систематизирует произведения по циклам (гражданская, любовная, пейзажная лирика); ü выделяет стихотворения, относящиеся к гражданской лирике, раскрывает их идейно-художественное своеобразие; объясняет, каков идеал лирического героя Н.А. Некрасова; ü читает и анализирует выученное наизусть стихотворение; ü знает содержание и особенности композиции произведения; ü -раскрывает авторскую позицию Некрасова как поэта разночинца-демократа; ü в контексте идеи произведения комментирует прочитанные отдельные главы; ü исходя из прочитанного, характеризует героев и поэтическое мастерство Некрасова; ü выступает с дополнительными сообщениями по творчеству Н.А. Некрасова; ü используя цитатный материал, ü пишет небольшое сочинение-рассуждение на заданную тему; ü высказывает свое отношение к проблемам, поднятым в произведениях Н.А. Некрасова;
  Михаил Евграфович САЛТЫКОВ - ЩЕДРИН. Жизнь и творчество. (Обзор.) «История одного города» — ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа. Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления). Литературная сказка, ее основные особенности. Сатирическая сказка. Понятие о гротеске. Взаимодействие искусств Живопись. Портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина работы И. Крамского. Самохвалова А.Н. Иллюстрация к «Истории одного города». Кукрыниксы. Иллюстрации к «Истории одного города». Мультфильм. «История одного города» (1991, СССР) – режиссер Валентин Караваев. Для внеклассного и семейного чтения. М.Е. Салтыков – Щедрин «Господа Головлевы». Сказки (по выбору учащихся и учителя).   ü знает биографию писателя, его литературно-критическую деятельность; ü раскрывает значение творчества Салтыкова-Щедрина как сатирика мирового уровня; ü составляет тезисный план ответа (лекции учителя); ü принимает участие в обсуждении прочитанного. ü пересказывает прочитанные главы и комментирует их в контексте идейного содержания всего произведения; ü выделяет средства сатирического обобщения, определяет гротеск и принципы гротескового отражения мира; ü участвует в диспуте, посвященном сатире как средству социальной критики; ü знает содержание изучаемых сказок, их обобщающее значение и специфические черты сатирического повествования; ü характеризует персонажей; ü выделяет приемы сатирической типизации; ü при чтении и комментировании отрывков из текста раскрывает проблемы, отраженные в сказках; ü объясняет смысл понятия «эзопов язык»; ü сравнивает свое восприятие мира с мыслями, высказанными в произведении; ü обобщает свои знания и впечатления о творчестве Салтыкова – Щедрина;
  Лев Николаевич ТОЛСТОЙ.Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир. «Война и мир» — вершина творчества Л.Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии. Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» —просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя, Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий, Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души», Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу. Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия). Межлитературные связи. М.Ю. Лермонтов «Бородино». Межпредметные связи.История. Отечественная война 1812 года в России. Толстовство. Взаимодействие искусств Изобразительное искусство. Портреты Л.Н. Толстого работы И.Е. Репина и И.Н. Крамского. Ясная Поляна. Фотография конца ХХ в. Иллюстрации к роману Апсита (Апситиса) А.П., Архипова И.Д., Башилова М.С., Николаева А.В., Рудакова К.И., Серова В.А., Шмаринова Д.А., Пастернака Л. Музыка. Леонид Гофман "Война и мир" (военная музыка для симфонического оркестра), «Война и мир» — опера Сергея Прокофьева, в тринадцати картинах с хоровым прологом, на либретто композитора и Миры Мендельсон-Прокофьевой. «Война и мир» (фильм-опера на музыку С. Прокофьева) – Франция, 2000). Кино. «Война и мир» (War & Peace, 1956, США, Италия) – режиссер Кинг Видор, «Война и мир» (1965, СССР) – режиссер С. Бондарчук. Архитектура и скульптура. Литературно-этнографический музей Льва Толстого в станице Старогладовской, Чечня, Мемориальный музей-усадьба Л.Н. Толстого «Хамовники», Музей-усадьба Л.Н. Толстого в селе Никольское-Вяземское. Памятник Л.Н. Толстому скульптора Г.Н. Новокрещёновой (1958 год). Москва Для внеклассного и семейного чтения. Л.Н. Толстой «Анна Каренина», «Воскресение», «Плоды просвещения», «Живой труп» (по выбору учащихся). ü рассказывает о жизненном пути писателя; ü выделяет основные этапы творческой биографии писателя; ü называет основные произведения; ü знает особенности творческого метода Толстого («диалектика души»); ü делает устные сообщения; ü ведет диалог по проблеме; ü составляет тезисный план выступления; ü знает содержание романа, образы главных героев; комментирует жанр (роман-эпопея); ü определяет проблемы, поднятые в произведении; ü пересказывая мирные и батальные сцены, говорит об оппозиции как любимом авторском приеме; ü комментирует духовные и нравственные искания героев как главный комплекс произведения; ü характеризует народную тему «Войны и мира»; ü комментирует понятие «народная война»; ü анализируя отдельные фрагменты, обращает внимание на толстовские средства психологического анализа; ü готовится к творческой работе (сочинение, сочинение-рассуждение, эссе по прочитанному материалу); ü на конкретных примерах раскрывает основные особенности стиля Л.Н.Толстого; ü сравнивает образы главных героев романа с их интерпретацией в других видах искусств; обобщает свои знания и впечатления о творчестве Толстого; ü определяет место романа и творчества Л.Н.Толстого в истории мировой литературы; ü сравнивает свое восприятие мира с мыслями, высказанными в произведении;
  Федор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ.Жизнь и творчество. (Обзор). Достоевский, Гоголь и «натуральнаяшкола». «Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» вромане, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев. Достоевский и его значение для русской и мировой культуры. Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского. Межлитературные связи. Использование Ф.М.Достоевским детективной схемы развития сюжета, связь с творчеством Ч.Диккенса. Традиции Ф.М. Достоевского в творчестве И.Франко. Межпредметные связи. История. Развитие капиталистических отношений в России второй половины XIX века. Революционный кружок М. Буташевича – Петрашевского. Идеи Фурье. Взаимодействие искусств Изобразительное искусство. Портреты Ф.М.Достоевского работы В.Перова, В.А.Фаворского, И.С Глазунова.Иллюстрации к роману Д.А. Шмаринова, О.С. Евсеева, рисунки И.С. Глазунова. Стрелка васильевского острова. Гравюра начала XIX века. Сенная площадь. Литография середины XIX века. Джотто. Воскрешение Лазаря. Музыка. Рок-опера «Преступление и наказание», автор музыки — Эдуард Артемьев, либретто А. Кончаловского, М. Розовского, Ю. Ряшенцева. Музыкальные миниатюры к фильму «Преступление и наказание», автор музыки – Артюр Онеггер Педролло Арриго "Преступление и наказание" по сюжету романа Ф.М.Достоевского (опера). Кино. х/ф «Преступление и наказание» (1969, СССР) – режиссер Лев Кулиджанов. Архитектура и скульптура. Па́мятник Ф.М. Достое́вскому работы скульптора Александра Рукавишникова, архитекторы М.М. Посохин, А.Г. Кочековский и А.С. Шаров. Для внеклассного и семейного чтения. Ф.М. Достоевский «Подросток», «Село Степанчиково и его обитатели», «Бесы» (по выбору учащихся). ü рассказывает о жизни и художественных поисках Ф.М. Достоевского; ü знает периодизацию его творчества и основные произведения; ü последовательно излагает материал; ü называет основные особенности психологизма Ф.М. Достоевского («диалектика мысли»). ü знает основные мотивы, главных героев романа; ü называет некоторые особенности поэтики романа («диалогичность» произведения); ü комментирует отдельные фрагменты произведения в контексте целого; ü характеризует Раскольникова как героя периода «слома сознания» и Сонечку как женщину, наделенною «комплексом Богородицы» (любовь спасающая); ü прослеживает этапы нравственного падения Родиона и рассуждает о возможности (невозможности) его спасения; ü называет главные особенности стиля писателя: «полифонизм» ü произведений, «удвоение» образа героя и др.; ü формулирует проблемные вопросы, связанные с идейностью романа; ü пишет сочинение либо творческую работу по изученному материалу; ü выражает собственное мнение о прочитанном;
  Николай Семенович ЛЕСКОВ.Жизнь и творчество. (Обзор.) Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа. «Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском человеке. (Изучается одно произведение по выбору.) Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации. Взаимодействие искусств Живопись. Портреты Н. С. Лескова работы В.Серова.Иллюстрации И. Глазунова, Н. Кузьмина. Музыка. О пера «Очарованный странник» Р. К. Щедрина. Балет «Скиталец» (хореограф Леонид Лебедев, режиссер-постановщик Владимир Аджамов, композитор – Юрий Симакин). Кино. х/ф «Очарованный странник» (1999, СССР) – режиссер Ирина Поплавская. Архитектура и скульптура. Памятник Н.С. Лескову в Орле. Скульпторы Ю.Г. и Ю.Ю. Ореховы, архитекторы В.А. Петербуржцев и А. В. Степанов. «Очарованный странник». Иван Северьянович и Грушенька. Фрагмент памятника. Для внеклассного и семейного чтения. Г.И.Успенский «Нравы Растеряевой улицы», Н.Г. Помяловский «Очерки бурсы» (по выбору учащихся). ü рассказывает о жизни и творчестве Н.С. Лескова; ü характеризует жанровые особенности и героев произведений Н.С.Лескова; ü знает содержание повести; ü раскрывает поднятые автором проблемы; ü характеризует героев, анализируя текст; ü определяет основные мотивы повествования Лескова о русском человеке, аргументируя цитатами из текста; ü отмечает роль сюжетно композиционных элементов в повести (портреты героев, внутренние монологи, пейзажи, речевая характеристика); ü сравнивает свое восприятие мира с мыслями, высказанными в произведении; ü комментирует отдельные фрагменты произведения в контексте целого; ü на конкретных примерах раскрывает основные особенности стиля Лескова; ü на основе изученного материала выражает собственное суждение о прочитанном;
  Антон Павлович ЧЕХОВ.Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека». Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов. Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре»,«Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама ссобачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др. «Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы. Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии. Межлитературные связи. Черты типологического подобия с европейской литературой рубежа XIX – XX вв. Взаимодействие искусств Живопись. Портрет А.П. Чехова работы И.Э. Браза. Иллюстрации Кукрыниксов, С. Алимова, Д.А. Дубинского, В.А. Милашевского, Т.В. Шишмаревой. Картина В.М.Максимова "Все в прошлом". Музыка. Оперетта Сиднея Джонса “Гейша” (либретто О.Холла и Г. Гринбэнка), романсы А.Г. Рубинштейна, М.Глинки, Г. Берлиоз. Фантастическая симфония». Кино. Х/ф « Вишнёвый сад» (1993, СССР) — режиссер Анна Чернакова. «Человек в футляре» (1939, режиссер И.Анненский). «Дама с собачкой» (1960, режиссер И. Хейфиц). Для внеклассного и семейного чтения. А.П. Чехов «Учитель словесности», «Палата №6», «Невеста», «Душечка», «Три сестры», «Дядя Ваня», «Чайка».     ü рассказывает биографию писателя, используя при этом знания, полученные в предыдущих классах; ü знает основные этапы творчества, основные темы, волновавшие писателя; ü обозначает черты поэтики (краткость, главенствующая роль детали, подтекст и настроение, ставшие сюжетообразующим фактором); ü пересказывает чеховские сюжеты; ü говорит о «мещанстве» как нравственной оценке бездуховного героя; знает содержание рассказов; определяет их темы, идеи; ü объясняет особенности мещанского сознания; ü рассказывает о художественном совершенстве «бытового рассказа» Чехова; ü отмечает роль деталей в текстах писателя; ü выступает с сообщениями по темам: «Современность чеховских героев», «Экранное воплощение чеховских сюжетов» и др.; ü знает основные особенности чеховской драматургии (поток обыденной жизни, видимая «бессюжетность», «бесконфликтность», подтекст, открытые финалы); ü анализирует идейно-образное содержание прочитанной пьесы, характеризует ее ге


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: