Наука в духовной культуре общества




Наука всегда занимала одно из важнейших мест в системе культуры. По мере развития цивилизации роль науки в ней увеличивается. В настоящее время научные знания способны воздействовать и на природу, и на общество. В результате научных открытий претерпевает изменение структура общества, а следом – и судьба поколений. Наука, с одной стороны, стимулирует развитие культуры, а с другой – сама зависит от состояния общества и культуры. Широк спектр оценок места науки в культуре. Наука участвует

в общецивилизованном процессе как форма повседневности, как реальная практика производства «человеческого» в культуре. Наука занимается не только производством знания, но и совершенствованием субъекта, способного искать истину. Несмотря на то, что теория культуры – относительно новая наука, она прочно завоевала статус междисциплинарного поля исследования, в которое вносят вклад разные дисциплины: философия, антропология, социология, история, педагогика, психология, языкознание, искусствоведение. Претерпевают изменения различные феномены культуры, и прежде всего наука. Можно на конкретных примерах уловить взаимосвязь науки и культуры. Передача науки и остальные ее процессы (открытие, применение) невозможны без такого элемента культуры, как коммуникации. Так, неотъемлемым атрибутом научного и художественного творчества является симметрия. Медицина занимается изучением парной деятельности полушарий головного мозга, физика рассматривает симметрию в качестве системообразующего принципа при классификации элементарных частиц, в геологии она используется для изучения Земли, а в архитектуре – как важное композиционно-выразительное средство. На фоне развернувшейся научной революции наука несет во все сферы нашей деятельности не только позитивные последствия. Это подтверждается созданием отравляющих веществ. Человечество создало атомное оружие, способное уничтожить всю планету. Отсюда возникает необходимость контролирования развития науки со стороны общества, что выражается в призывах к гуманизации

науки. Ставятся глобальные проблемы (прежде всего экологические) разрабатываются проблемы гуманизма. Представляется интересным понятие «квазинаука» – форма, которую принимает наука в условиях иерархически организованного научного общества. Квазинауку можно определитькак некое учение, которое отрицает аналогичную мировую науку и является орудием, позволяющим какой-либо группе ученых удерживать или захватывать власть в научном сообществе. Кроме того, существует «лженаука». Чаще всего она становится уделом дилетантов и представляет собой некое учение, находящееся с аналогичной по названию мировой наукой в состоянии взаимного отрицания. Можно сказать, что за время своего существования с Нового времени и до наших дней наука претерпела значительные изменения. От достаточно бескорыстного любопытства и благоговейного отношения к природе наука перешла к активным, а часто агрессивным формам познания, превратилась в реальную производственную силу и обрела доминирующее значение в познании и культуре вообще. Конечно, эти процессы далеко не однозначные, могут быть по – разному интерпретированы и оценены: то, как исключительно положительные для культуры и человека, то, как целиком отрицательные, то, как объективно необходимые и поэтому неизбежные, а значит не могущие быть поставленными в ценностно-нравственный контекст человеческого бытия. Но как бы мы не относились к содержанию этих процессов, они реальны, протекают в науке и тем самым является моментом совокупного общественного развития. Современное восприятие проблематики ценностного подхода к науке во многом зависит от философии, отношения к ней людей. Чем выше культурный уровень человека, тем острее он понимает полезность науки. В то же время сама наука формирует культурную «ауру» человечества. Глубокий интерес к неизведанному из века в век ведет человека по пути великих открытий. Можно сказать, что культура – это наука, а наука это культура. Чем более развита наука, тем культурнее общество, а чем культурнее общество, тем более развита наука.

1.2. Общая классификация наук

Изучение различных сторон науки ведется целым рядом ее

специализированных отраслей: логика науки, история науки,

социология науки, психология научного творчества и т. д. Познание

всех этих многочисленных аспектов науки называется

науковедением.

Науки принято подразделять на фундаментальные и

прикладные – по их направленности и по непосредственному

отношению к практике.

С помощью фундаментальных наук познают законы,

управляющие поведением и взаимодействием базисных структур

природы, общества и мышления.

Фундаментальные науки – астрономия, физика, химия. Задачей

прикладных наук является применение результатов

фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и

социально-практических проблем. К практическим прикладным

наукам относится физика металлов и полупроводников.

В соответствии с классификацией разделяют науки точные и

гуманитарные. Обычно под точными науками, обеспечивающими

технологическое развитие цивилизации, понимаются математика,

физика, информатика. Эти дисциплины основываются на моделях,

но они хорошо проникают в соответствующие предметные области.

Хотя слабой стороной точных наук является то, что модель,

которую можно математически или экспериментально изучить, не

всегда соответствует действительности.

Гуманитарные науки изучают человека, общество вокруг него.

Гуманитарное знание, в силу того, что оно не исходит из

ограниченного количества аксиом, в значительной мере

основывается на чувствах (например, на чувстве прекрасного),

имеет свою специфическую область исследования. Современная

наука включает около 15 тыс. дисциплин.

Рассмотрим основные области научного знания.

К философским наукам относятся – онтология, гносеология,

логика, социология (общая), этика, эстетика, история философии.

В социальные науки входят – история, археология, этнография,

экономическая география, статистики экономические, юридические

науки, искусствоведение, языкознание, психология, педагогика.

К математическим наукам относятся – математика,

математическая логика, практическая математика (включая

кибернетику).

К естественным и техническим наукам принадлежат механика,

астрономия, астрофизика, физика, физическая химия, химия,

геохимия, геология, география, биохимия, биология, физиология

человека, антропология, прикладная механика, космонавтика,

техническая физика, горное дело, сельскохозяйственные науки,

медицина.

1.3. Наука и практика как единая система

Единство науки и практики непосредственно проявляется в том,

что во-первых, и практическая, и научная деятельность реализует13

одну и ту же функцию, а во-вторых, взаимодействуя, они

составляют единую систему. Рассмотрим более подробно эту

систему, ее состав, структуру и функции.

Всякая наука изучает тот или иной участок или аспект

действительности, и поэтому именно о действительности должна

идти речь, если ставится задача раскрыть последовательность и

систему действий, воплощающих взаимосвязь познания и его

объекта. Это и будет исходным пунктом цикла, объединяющим

науку и практику в данной области. С ним соотнесены такие реалии,

как знания, методы действительности, закономерности, принципы.

Главный исходный элемент системы – сама практика или

практическая деятельность. Они соотносятся как лицо и зеркало.

Реальность как объект научного анализа. Наука, отражающая

объективную реальность, выделяет в ней свои объекты изучения,

рассматривая их через призму сформированных в данной науке

понятий. Так, например, физическую реальность следует отличать

от объективной. Физическая реальность характеризует объективно-

реальный мир посредством совокупности теоретико-физических

понятий и принципов. Объективная же реальность ни от каких

физических теорий не зависит.

В поле зрения той или иной науки специальным объектом

анализа становится только то, что включено в ее деятельность.

Например, педагогическую действительность (или педагогическую

реальность) можно определить как действительность, взятую для

научного рассмотрения в аспекте педагогической деятельности.

Можно сказать иначе: эта та часть действительности, которая

включена в педагогическую деятельность. Исходным пунктом

построения системы связи педагогической науки и практики будет

педагогическая действительность. Чтобы научно проанализировать

действительность, нужно сначала ее описать. Невозможно

непосредственно в «живом» виде принять в науку какой-либо объект

действительности, как нельзя сорвать ветку с дерева, показанную на

телеэкране. Изображение дерева сначала «записывается» в

телестудии, иными словами, кодируется в системе электронных

импульсов. Подобным образом необходимо средствами языка науки

закодировать отражение в ней объекта, чтобы можно было с ним

работать.

Первый шаг – описание. Таким образом, можно утверждать, что

первым шагом построения нашей системы будет описание

избранной нами педагогической действительности, включающее в

себя результаты наблюдения и отображения (в том числе первичное

обобщение) образовательной практики. Подобное описание

называют эмпирическим, поскольку оно содержит знание фактов,

доступных непосредственному наблюдению и измерению. Состав

его многообразен. В него могут войти любые знания, отражающие

какие-либо элементы педагогической действительности, например

знания о психических процессах, протекающих в условиях

педагогической деятельности и т. п. Такое знание может быть даже

теоретическим по отношению к собственному предмету данной

науки (в нашем примере – психологии), хотя по отношению к нашей

системе, и отражая многообразие конкретных характеристик

педагогической действительности, оно остается эмпирическим.

Второй шаг – теория и закономерности.

Обращаясь к нашему примеру, касающемуся педагогической

науки, отметим, что недостаточно просто описать, что происходит в

образовательных учреждениях. Необходимо найти глубинные

основания педагогической деятельности, выявить ее сущность

педагогической действительности, раскрыть действующие в ней

закономерности.

Если преподаватель не прибыл в образовательное учреждение,

тогда педагогические закономерности в отношении него не

проявятся. Но если он приступил к занятиям, он неизбежно вступает15

в систему педагогических отношений. В педагогике выявлен и

сформулирован ряд общих закономерных связей, существующих в

педагогической деятельности. К ним относятся, например,

взаимодействие преподавателя и ученика в процессе обучения, без

которой нет самого процесса, связь содержательной и

процессуальной сторон обучения. Из частных закономерностей

можно упомянуть сформулированную в методике обучения

иностранным языкам: соотнесенность языковых систем родного и

иностранного языков во взаимодействии преподавателя и ученика.

Это именно закономерность, поскольку такая соотнесенность

существует независимо от намерений того или другого. Однако

закономерность не всегда удается успешно выявить и

сформулировать. Например, такие, постулируемые иногда как

закономерные, свойства педагогического процесса, как его

«целостность и соответствие возрастным особенностям учащихся»,

на самом деле закономерными считать нельзя, поскольку они лежат

не в области сущего, а в сфере должного. Их еще нужно установить,

объяснить и целенаправленно поддерживать. Создание научно

обоснованных систем обучения и воспитания, новых методов и

учебных материалов возможно на основе познания сущности

педагогических явлений в ходе теоретических исследований. Только

на этой основе можно осуществить опережающее отражение

педагогической действительности, обеспечить влияние науки на

практику. От науки во многих случаях требуется разработать новое,

то, чего нет в опыте практической деятельности. Например,

выдвинутый и обоснованный Я.А. Коменским принцип наглядности

опережал современную ему практику обучения; он не мог бы

появиться в результате простого обобщения опыта средневековой

школы. В наше время необходимость развития у учащихся умения

самостоятельно пополнять свои знания потребовала от

педагогической науки теоретического обоснования и разработки

такого содержания и методов обучения, которые позволяли

формировать такое умение.

Третий шаг – принципы. Так мы подошли к рубежу перехода от

отображения сущего к разработке норм должного, т. е. от научно-

теоретической функции к конструктивно-технической. Этот переход

осуществляется на высоком уровне теоретического обобщения и

выступает как движение от закономерностей к нормативным

обобщениям наиболее высокого ранга – к принципам педагогической

деятельности. В логическом смысле принцип – это центральное

понятие, представляющее собой обобщение и распространение

какого-либо положения на все явления той области, из которой

данный принцип абстрагирован. Другой смысл термина – принцип

действия, под которым подразумевается, например, этическая

норма. Именно второй смысл подходит для педагогики по

следующим основаниям. Эта наука имеет дело с деятельностью и

должна в конечном счете давать нормативное знание, предписывать,

как следует эту деятельность строить, осуществлять и

совершенствовать. Педагогические, в частности дидактические,

принципы – это принципы деятельности, представляющие собой

наиболее общее нормативное знание, которое педагогика получает,

когда она реализует свою конструктивно-техническую функцию.

Это – наиболее общие указания относительно того, как нужно

действовать, чтобы добиться желаемых результатов, чем они

отличаются от тех принципов, которые формируются, например,

физиками и психологами.

Так, принцип наглядности в педагогике означает, что следует

применять в обучении средства наглядности. Чтобы

сформулировать принцип, нужно обладать многими знаниями.

Теоретической основой для выработки норм деятельности служат

закономерности, которые сами по себе никаких указаний не

содержат. Связь между теми и другими устанавливается не путем17

логических операций, а в процессе научного обоснования практики.

В закономерностях в неявном виде заложена ориентация на общее

направление разработки принципами. Сами же принципы создаются

с учетом условий и факторов, определяющих конкретные формы

воспитания и обучения. Они объективно обусловлены состоянием

образовательной сферы в данный период и возникающими в

обществе требованиями к образованию. В то же время в отличие от

закономерностей, они имеют субъективную сторону в том смысле,

что осуществление принципами не обязательно для преподавателя.

Он может, например, не реализовать принцип наглядности, от этого

процесс обучения не исчезнет, хотя станет менее эффективным. В

принципах содержится знание о том, что не существует без наших

усилий. Например, единство обучения и воспитания не

устанавливается само собой автоматически. Положение о таком

единстве формируется как дидактический принцип (а не

закономерность) именно потому, что нужна специальная

целенаправленная работа преподавателей-теоретиков, составителей

учебных материалов, чтобысделать обучение воспитывающим.

Прямое приближение к практике начинается с принципов. Они

стоят в одном ряду с закономерностями, но логически из них

выводятся. Для того чтобы принципы были содержательными и

действительно служили вехой на пути от теории к практике,

необходимо кроме закономерностей использовать другие

многообразные знания. Нужно учитывать цели образования,

конкретные условия, в которых протекает педагогический процесс,

возрастные и другие особенности учащихся, специфику

преподаваемой дисциплины и многое другое. Все это учесть можно

лишь в ходе специальной исследовательской работы.

Таким образом, можно утверждать, что переход от

закономерностей к принципам и тем самым от одной функции

педагогической науки к другой может осуществляться не

посредством логических преобразований, а через

исследовательскую деятельность. При этом знание педагогических

закономерностей не является лишним. Какие бы другие знания не

включались в исследование, закономерность остается основой в

переходе от отображения к конструированию.

Закономерности и принципы служат главными ориентирами в

этом переходе и являются структурными элементами системы связи

педагогической науки и практики.

Четвертый шаг – возвращение к практике: методическая

система, проект.

По мере дальнейшего приближения к практике все описанные

выше элементы выстраиваются в методической системе,

представляющей собой нормативное отображение определенного

участка педагогической действительности, например преподавания

истории или эстетики. В этой системе расположены знания разной

степени общности - от общих принципов воспитания и обучения до

конкретных приемов обучения какому-либо предмету или

воспитания.

Методическая система затем конкретизируется в проекте этой

деятельности. Если речь идет об обучении, эта программа

преподавания конкретных предметов и те материалы, в которых эти

программы находят свое воплощение: учебники, сборники задач,

книги для чтения, наглядные пособия, технические средства

обучения и т. п. Они могут проверяться на практике в ходе опытной

работы. Такие материалы – предпоследнее звено в системе,

охватывающей науку и практику в их единстве. В них заключены

вполне конкретные указания к деятельности преподавателя и

ученика. В то же время они являются частью и средством этой

деятельности. Это конечный результат научной работы и

одновременно – начальный пункт практической деятельности.

Пятый шаг. Последний элемент системы. Начало и конец19

системы совмещаются в работе преподавателя-практика

создающего новую педагогическую действительность. Эта

действительность вновь становится объектом изучения:

наблюдения, описания, теоретического анализа, в результате

которого выявляются новые закономерности, конкретизируются и

пополняются ранее полученные знания. Уточняются принципы

обучения и воспитания, формируются новые принципы,

разрабатываются рекомендации, создаются новые проектыи т. д.

Связь науки и практики в движении.

Система связи науки и практики существует не в виде

застывшей схемы. Она движется и развивается. Это не просто

система знаний, а единый, все время возобновляющий цикл

деятельности.

Движение познающей мысли можно обозначить так. Знание

теории дает исследователю возможность целенаправленно

наблюдать действительность, а знание уже сформулированных

принципов позволяет ему более глубоко раскрыть закономерности.

Но это будет происходить не на томже витке спирали познания, а на

следующем; новые закономерности рассматриваются в свете ранее

сформулированных принципов, а не тех, которые еще предстоит в

будущем определить, опираясь на новые закономерности. Взгляд в

этом случае будет направлен от старого принципа к новой

закономерности. В терминах пространственного видения процесса

можно сказать, что на проявляющуюся новую закономерность мы

смотрим по перпендикуляру, через призму ранее введенного в науку

принципа.

Что позволяет науке опережать практику? Когда речь идет о

всей совокупности исследований, о деятельности в целом, можно

говорить о прогностической функции науки, о научной

обоснованности рекомендаций, о влиянии науки на практику,

обязательно связанном с опережением практики наукой: сначала

изучить, потом действовать. Наука, чтобы выполнять свою

прогностическую и преобразующие функции, должна быть в

состоянии заглядывать вперед, опережать практическую

деятельность людей.

Чтобы опередить и преобразовать в нужном направлении

имеющийся практический опыт, наука должна использовать все

богатство человеческой культуры, общественной практики,

социального опыта в целом и отражение этого опыта в научном

знании. С этих наиболее широких позиций наука – тоже практика в

том смысле, что научная деятельность есть часть социального опыта

человечества. Научное знание – не что иное, как

концентрированный, очищенный от преходящих деталей,

определенный опыт познания. Кроме того, нужен учет всего

научного содержания, накопленного в течение веков самой наукой.

Здесь имеют значение философские знания, поскольку

теоретическое исследование связано с изучением действительности

опосредованной, и для полученного в его результате знания

характерна непосредственность его связи не с данными опыта, а с

определенными философскими знаниями и идеями.

Также понадобятся знания о способах построения самой теории

и о методах научного познания вообще, т. е. знания методические,

которые служит регулятивами, в той или иной степени

контролирующие процесс познания.

Педагогика как наука, избранная в качестве нашего примера, не

может обойтись без знаний социологических, психологических,

физиологических. Наконец, необходимо знание содержания и

логики научных дисциплин, выступающее как один из источников

формирования определенных учебных предметов. В случае

использования всех этих знаний, преломляясь через призму науки,

находит свое отражение и воплощение совокупность социально-

практической деятельности. Это относится также к любым другим21

знаниям, применение которых может оказаться необходимым в ходе

исследования. Все это плюс творчество ученых - преподавателей

дает ту прибавку к педагогическому опыту, которая опережает этот

опыт - конкретный участок практической деятельности.

2. НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ТИПЫНОВАЦИЙ

Основные характеристики научного знания. Оно имеет

системный упорядоченный характер, обладает логической

доказательностью, т. е. выводимостью одних знаний из других.

Научному знанию присуща универсальность, т. е. общезначимость,

общеприменимость, согласованный (непротиворечивый) характер.

Научное знание имеет объектом познания как предметы и явления

реального мира, так и их мыслительные аналогии – понятия,

категории, законы, числа и т. п. Научное знание есть результат

осознанного и целенаправленного процесса получения нового

знания. Кроме того, оно характеризуется объективностью

открываемых истин, т. е. независимостью от познающего субъекта.

Научное знание требует простого, строгого и однозначного

научного языка. Научное знание обладает большим

информационным потенциалом. Оно имеет прогностический

характер.

Процесс научного познания. Наука строится из наблюдений,

экспериментов, гипотез, теорий аргументации. Наука в

содержательном плане - это совокупность эмпирических обобщений

и теорий, подтверждаемых наблюдением и экспериментом. Причем

творческий процесс создания теорий и аргументации играет в науке

не меньшую роль, чем наблюдение и эксперимент.

Структура научного познания:

• эмпирический факт;

• научный факт;

• наблюдение;

• реальный эксперимент;

• модельный эксперимент;

• мысленный эксперимент;

• фиксация результатов эмпирического уровня исследования;

• эмпирическое обобщение;

• использование имеющегося теоретического знания;

• образ;

• формирование гипотезы;

• проверка гипотезына опыте;

• формирование новых понятий;

• введение терминов и знаков;

• определение значения новых терминов и знаков;

• выведение закона;

• создание теории;

• проверка теории на опыте;

• применение дополнительных гипотез в случае

необходимости.

Данная структура научного познания представляет собой

научный метод. Методы научного познания. Метод – это путь

исследования, познания, теория, учения. Метод представляет собой

набор действий, призванных содействовать получения нужного

результата. Метод есть форма теоретического и практического

освоения действительности, исходящего из закономерностей

изучаемого объекта. Это система регулятивных принципов

преобразующей, практической или познавательной, теоретической

деятельности. Метод координирует деятельность людей, уравнивает

их способности. Метод в науке – это система положений,

принципов, категорий и законов. В настоящее время каждая наука

имеет особый предмет исследования и обладает определенным

методом, который делает ее универсальной. Современная наука23

содержит в себе определенную методологию на каждом уровне

исследований.

Методология – это учение о методах и принципах познания.

Поскольку метод связан с научным знанием, методология делится на

две части:

a) учение о принципах познания;

б) учение о способах и приемах исследования, опирающихся на

эти принципы.

Могут быть методы эмпирического исследования и методы

теоретического исследования, а также методы, используемые как

эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования. Вместе

с тем есть всеобщие методы, из которых вытекают общенаучные и

конкретные научные методы. Научный метод делится на методы,

которые используются на каждом уровне исследований.

2.1. Эмпирическиеметоды исследования

К эмпирическим методам относятся: наблюдение, описание,

измерение, эксперимент, сравнение.

Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений

объективной действительности.

Описание – средство передачи информации об объектах при

помощи естественного и искусственных языков.

Измерение – сравнение по аналогичным свойствам, параметрам

исследуемых объектов.

Эксперимент – наблюдение в искусственно созданных ситуациях,

контролируемое и позволяющее представить при повторении

аналогичный процесс.

Сравнение – одновременное соотносительное исследование и

оценка общих для двух или более объектов свойств или признаков.

2.2. Теоретические методы исследования

Методы теоретического познания: формализация,

аксиоматизация, гипотетико-дедуктивный метод.

Формализация представляет собой построение абстрактно-

математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых

процессов действительности.

Аксиоматизация – построение теорий на основе аксиом –

утверждений, не требующих доказательств.

Гипотетико-дедуктивный метод – создание системы дедуктивно

связанных между собой гипотез, из которых выводится утверждения

об эмпирических фактах.

Дедукция – это мышление, протекающее от общих положений к

частным выводам.

2.3. Всеобщиеметоды научных исследований

В зависимости от применения метода, не только в науке, но и в

человеческой деятельности, либо в конкретной отрасли науки, или

сразу во всех областях, существуют методы: специфические,

всеобщие, общенаучные и конкретно-научные. Общими методами

познания являются индукция и дедукция, анализ и синтез, обобщения

и абстрагирование, аналогия и моделирование, исторический и

логический, классификация.

Индукция представляет собой способ рассуждения от частных

фактов к общим выводам.

Дедукция – способ рассуждения, при котором новое положение

выводится чисто логическим путем от общих положений к частным

выводам. 25

Анализ – это метод научного исследования путем рассмотрения

отдельных сторон, свойств, составных частей.

Синтез – метод исследования какого-либо явления в его

единстве, и взаимной связи частей; обобщение, сведенное в единое

целое данных, полученных при помощи анализа.

Обобщение – это выражение основных результатов в общем

положении, придание общего значения исследуемым объектам.

Абстрагирование – это теоретическое обобщение опыта,

мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств

и связей предметов и явлений для выделения существенных

признаков.

Аналогия – метод, при котором из сравниваемых объектов

выделяют аналогичные черты.

Моделирование – это изготовленные модели для изучения

оригинала.

Классификация – это распределение по группам, разрядам,

классам.

Исторический метод – история изучаемого объекта при этом

воспроизводится во всей своей многогранности, с учетом всех

мельчайших деталей и случайностей.

Логический метод – это логически воспроизведенная история

изучаемого объекта, это действительная история, но обобщенная,

освобожденная от всего случайного, несущественного. Логический

метод есть, в сущности, тот же исторический, но освобожденный от

его исторической формы.

2.4. Статистическиеметоды

С помощью статистических методов можно определить средние

значения, описывающие весь набор изучаемых предметов. Следует

различать методологию естественнонаучного и гуманитарного

познания.

В методологии естествознания не учитывается

индивидуальность предмета, но в историческом познании

используются методы, позволяющие наблюдать становление

предмета и его индивидуальные особенности.

Методология социального познания должна не только обобщать

факты, но и принимать во внимание индивидуальные факты

большого значения.

Методы гуманитарного исследования должны быть

индивидуальными, т. е. исходить из особенностей каждого человека.

2.5. Системныйметод

В середине XX века шел активный поиск новых научных

методов, которые имели бы общий смысл. В методологии науки

сложилось утверждение о том, что развитие научного познания

исходит из сложности подходов к исследованию и обоснованию

новых методов научного познания. Основываясь на этом, следует

выделить такие их особенности:

• изучение поведения объекта (егожизнедеятельности) – это

сложная форма научных исследований;

• системное изучение объектов – есть самая сложная форма

научного познания;

• функциональное описание – определяется необходимостью

представления объекта как целой системы;

• морфологическое описание – выявляет отдельные составные

части объекта;

• параметрическое описание – дает информацию о свойствах,

отмеченных чертах исследуемого объекта и является простой формой27

научного исследования и его отправной точкой.

Для изучения сложных объектов был разработан системный

метод, который впоследствии стал широко применяться в биологии,

технике, кибернетике, экономике. Уникальность системного метода

проявляется в том, что он основан на совершенно новых принципах

изучения объектов. Этот метод подходит для сложных, больших

систем. Само понятие система означает целое, которое образовано

множеством взаимосвязанных элементов, где в качестве элементов

выступает сложные, иерархически организованные структуры,

связанные со средой.

2.6. Взаимодействиеметодов в процессе интеграции научного

знания

Исследование развития науки можно осуществить, оптимизируя

в связи с изменениями, которые происходят в содержании, формах,

структуре научных методов, ибо научный метод является

синтетической характеристикой развития научного познания. С

самых ранних этапов развития науки ученые разрабатывают ее

методы, сначала в форме неявных правил научного познания, а затем

в виде методологии науки. Следует отметить, что понятие научного

метода в достаточной мере собирательно. Нельзя говорить о научном

методе как об органически целостном образовании, как о неком

едином способе познания в науке. В науке, как мы убедились,

существует великое множество методов. Они могут быть

дифференцированы по уровню общности, по предмету познания, по

способу познания и т. д. Кроме того, принципиально разнятся между

собой научные методы, функционирующие в естественных науках и

в науках общественного профиля. Поэтому не приходится говорить о

научном методе как едином способе, всеобщем для всей науки.

Вместе с тем вполне уместно говорить о научном методе как

средстве развития науки, способе построения наукой своего предмета

и о реальных формах познания этого предмета. При этом очевидно,

что научный метод находится в сложном диалектическом единстве с

предметом познания, с субъектом познавательного процесса, со

структурой научного познания, с наукой как познавательным

феноменом и даже с человеческой культурой в целом.

Научный метод является реальным способом разрешения

познавательной задачи, поставленной перед собой наукой, и поэтому

он синтезирует в себе практически все аспекты познавательного

процесса в науке. Научный метод отличается от множества других

способов осуществления познавательного отношения. Наука – это не

все познание, кроме нее существует обширная сфера познания

человеком самого себя, своего места в мире и мира.

Кроме научного метода существуют другие, ненаучные и

вненаучные методы познания. Поэтому перед ранней наукой стояла

задача создания специфического научного метода познания, который

позволил бы получать именно научное знание. Некоторые аспекты

содержания этого научного метода возникли как отрицание не

устраивающих зарождающуюся науку способов и форм ненаучного и

преднаучного познания. Наряду с отрицанием каких-то приемов,

способов познания, установок, что отграничивало науку и ее метод от

других способов познания, в содержание научного метода сразу

вошли специфически научные приемы познания, такие как научный

эксперимент, математический способ описания изучаемых явлений,

ребование объективности, воспроизводимости и всеобщности

полученного знания и ряд других. Формирование содержания

научного метода происходило в контексте складывающегося

научного мировоззрения, которое создавало общий фон, общую

тональность этому методу. Это такие определенности как бытие мира29

самого по себе, его бесконечность и вечность, его единство, его

познаваемость, способность человека к объективно-истинному

познанию и т. д. И, наконец, к условиям формирования содержания

научного метода следует отнести социокультурный контекст

становления и развития науки, который задавал самое пространство

возможного развития научного познания.

Наука с самого начала своего разв



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: