Генезис мультикультурализма.




Курсовая работа

по дисциплине: “Этноконфессиональные проблемы современной Европы”

на тему:“Мультикультурализм Великобритании”

 

Cтудентка: Кузина Анна Геннадьевна

Специальность: Зарубежное регионоведение

Преподаватель: Антохина Е. А.

 

 

Орел, 2015

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………..3

1.Генезис мультикультурализма……………………………………..5

1.1. Суть Британскогомультикультурализма……………….....8

1.2. Лейбористская партия и мультикультурная политика......11

2. Парламентские выборы. Особенности процесса мультикультурализма в Англии 1990-2010г……………………………………………………………...12

2.1. Падение Либеральной партии……………………………………....13

2.2. Первые признаки несостоятельности программы мультикультурализма………………………………………………………......14

2.3. Консервативная партия и мультикультурализм…………………...16

2.4 Британское общество и мультикультурализм……………………...19

2.5 Проблема иммиграции и парламентские выборы 2010 г. в Великобритании………………………………………………………………...21

3. Иммиграционная проблема………………………………………………….23

3.1. Коалиционный кабинет Д. Кэмерона — Н. Клегга (2010–2015 гг.) и иммиграционная проблема……………………………………………………..23

3.2. Европеизация ислама или исламизация Европы?...........................26

Заключение……………………………………………………………………...31

Список используемой литературы…………………………………………….32

 

 

Введение

Актуальность проблемы мультикультурализма определяется рядом моментов.

Национальное развитие любого мультикультурного общества сопряжено с рядом проблем и сложностей, поскольку такое общество представляет собой совокупность различных культур, существующих в едином пространстве, и подразумевает способность уживаться в рамках единой территории людей, различных в национальном, религиозном и культурном отношении. В связи с этим актуализируется проблема взаимодействия культур, а также ставятся вопросы о роли и месте отдельных культур в рамках мультикультурного общества, о степени их влияния друг на друга.

От того, как строятся отношения между носителями тех или иных культурных традиций зависит не просто социальная стабильность, но само существование страны в качестве единого целостного государственного образования.

Еще большую актуальность теме изучение мультикультурализма, придает постоянное усложнение общественных структур и процессов, требующее нового осмысления функционирования механизма культурного обмена

Целью курсовой работы является выявление специфики мультикультурализмаи исследование мультикультурализма Великобритании.Провести анализ проблем сферы межкультурных отношений в условиях миграции;

 

 

Задачи:

1. Объяснить и исследовать суть мультикультурного движения.

2. Выявить признаки проявившиеся в странах Европы.

3. Рассмотреть особые черты мультикультурализма в Англии.

4. Изучить особенности процесса мультикультурализма.

5. Обозначить тенденции становления и развития мультикультурализма и толерантного сознания в современной Англии.

 

 


 

Степень изученности. Либеральный мультикультурализм как политическая практика и как политическая теория представляет собой объект изучения политологов, социологов, философов, исследователей, занимающихся гендерной проблематикой, историков, культурологов и т.д. Среди западных исследователей, рассматривающих проблемы реализации политики либеральногомультикультурализма в иммиграционных странах и национальных государствах, можно назвать таких как Ч. Тейлор, У. Кимлика, Ч. Кукатас, М. Уолцер, С. Вэйлэнд, К. Виндшаттл, К. Беттс, А. Олунд, Б. Сиим и многих других.

В центре внимания западных исследователей стоит вопрос о пределах толерантности. В частности, сегодня наиболее дискуссионным является вопрос о пределах толерантности по отношению к религиозным различиям. Данный вопрос в 90-ых годах выходит на первый план ввиду возникновения дискуссий вокруг «исламизации» Европы, т.е. увеличения количества иммигрантов и граждан, исповедующих ислам. Обсуждаемая проблема при этом заключается не в признании исламской религии как таковой, а в предоставлении мусульманам свободы выражения своей культурной и религиозной принадлежности.

Анализ литературы по проблеме мультикультурализма показывает, что в гуманитарной науке на сегодняшний день еще не выработана единая общепризнанная трактовка данного понятия. Разнообразие интерпретаций мультикультурализма объясняется тем, что он находится в эпицентре различных подходов к осмыслению проблем взаимоотношения и взаимодействия культур.

В последние годы интерес к исследованию мультикультурализма в России стремительно растет. Вопросы межнациональных, межкультурных отношений находятся в центре обсуждения ученых, политиков и общественных деятелей разных стран.

 

Генезис мультикультурализма.

Проблема организации диалога разных культурных традиций в национальных рамках стоит сегодня не только перед странами, которые изначально делали ставку на приток иммигрантов из разных частей света, но и перед Старым Светом, поскольку этно-культурный состав современных национальных государств с каждым днем практически повсеместно утрачивает свою однородность. В этих условиях и становится актуальной идеология плюрализма культур внутри одного государства или мультикультурализма.[1]

Вероятно, можно спорить о том, насколько удачен данный термин для обозначения единого культурного пространства внутри современного национального государства, но для западной политической мысли последних двух десятилетий он давно стал не только устоявшимся, но и «работающим» понятием.

Мультикультурализм предлагает мирное сосуществование различных культур в одной стране. Мультикультурализм — это концепция, которая предлагает признать, что все культуры равны и имеют одинаковое право на жизнь. Мультикультурализм предлагает интеграцию (объединение) культур без их ассимиляции (слияния).

Ассимиляция, как стратегия по отношению к пришлым (иммигрантским) культурам, использовавшаяся на протяжения прошлого века многими европейскими странами, в большинстве случаев себя не оправдала. Ксенофобия, фанатизм, фундаментализм, радикализм, экстремизм, терроризм — вот лишь некоторые побочные результаты попыток проводить подобную стратегию в полиэтничной среде.

 

Таким образом, в основе политики мультикультурализма лежат три принципа:

· признание государством культурного плюрализма как важнейшей характеристики гражданского общества.

· устранение препятствий, мешающих социализации маргинальных культурных групп.

· поддержка воспроизводства и развития разных культур.

Если в основе традиционной западноевропейской либеральной идеологии лежала идея защиты равных прав индивидов-граждан, то мультикультурализм, делая шаг вперед, распространяет это право на коллекктивных индивидов — представителей тех или иных культур. Поэтому в некотором смысле мультикультурализм — это демократия или равноправие культурных ценностей в условиях глобализации.[2]

У мультикультурализма есть своя мораль под названием толерантность, то есть терпимость. Но эта нравственность исходит не от души, скорее от рассудка. В общезначимом контексте мультикультурализм поднимает проблему взаимодействия культуры большинства и культуры привносимой извне (проблема иммигрантов и меньшинств), проблему комплексных коллективных идентичностей, проблему культурной толерантности и культурного диалога в контексте глобализации. И на все эти проблемы он предлагает вполне рациональные решения. Быть терпимым ко всем культурным традициям взаимовыгодно, утверждают теоретики мультикультурализма.[3]

Мультикультурная модель государственности основана на идее о том, что культурные различия внутри общества вполне в норме вещей. Иммигранты здесь являются полноправными пользователями системы образования, участниками рынка труда и жилья, а также полноправными участниками демократического процесса принятия решений. Для этой модели приоритетной задачей является достижение равенства перед законом и ради достижения этой цели практически все средства хороши. Во многом это обеспечивается с помощью несложных законов о гражданстве, но государства, придерживающиеся этой модели, могут и непосредственно уравнивать приезжих иностранцев и местное население в политических и гражданских правах.

Несмотря на устойчивое представление, будто появление в европейском общественно-политическом дискурсе лексики мультикультурализма было не чем иным, как продуктом интеллектуального импорта из США и Канады, оно было обусловлено более глубокими причинами. Обращение к идеям «мультикультурного общества» – как со стороны бюрократии, так и со стороны публики – отражало насущную потребность включения мигрантского населения в жизнь принимающего государства. [4]Актуальность этой задачи осознавалась по мере того, как становилось ясно, что большинство тех, кого считали «гостевыми рабочими», останутся в стране навсегда (не говоря уже об их детях, для которых европейские государства стали родиной). А поскольку ассимиляция, т.е. полное растворение вчерашних мигрантов в новом для них социокультурном окружении, была явно неосуществимой опцией, в качестве ориентира была принята формула «интеграция без ассимиляции».[5] Отсюда и популярность в Европе 1980-х – первой половины 1990-х годов таких речевых фигур, как «уважение к культурной отличительности» и «право на идентичность».

Предполагалось, что такая установка позволит избежать появления в европейских странах «этнического андеркласса» и, как следствие, геттоизации мигрантов и их потомков.

Согласно распространенному мнению, эта установка не только не оправдала себя, но и послужила источником провала интеграции мигрантского населения в Европе. Молчаливое допущение, стоящее за этим мнением, заключается в том, что если бы европейцы не увлеклись мультикультурализмом, а с самого начала ориентировались на ассимиляцию мигрантов, показатели интегрированности последних были бы выше. Нет ничего более далекого от истины, чем это допущение.

Во-первых, источник проблем, связанных с иммиграцией, лежит не в культурной плоскости. Это, в первую очередь, социальные проблемы, а риторика мультикультурализма как раз способствует тому, что они «культурализируются» – переводятся из структурного плана в морально-психологический. Во-вторых, и содержание обращения к мультикультурализму в Европе, и масштабы его распространения нуждаются в серьезной ревизии. Дело в том, что «мультикультурный поворот», о котором так много говорили на рубеже 1980–1990-х годов, затронул в большей мере сферу публичной риторики, чем реальной политики.

Собственно, в Европе власти всего двух государств – Швеции и Нидерландов – сделали конкретные шаги в соответствии с идеями мультикультурализма. Шведские власти с середины 1970-х годов и голландские с начала 1980-х проводили систему мер по поддержке мигрантских меньшинств.

Государство реализовывало, т.е. обеспечивало финансово и инфраструктурно, их права на образование на родном языке, на издание собственных СМИ, на проведение культурных мероприятий и т.д. Однако размах этих мер не стоит преувеличивать. Они были адресованы преимущественно этническим активистам из числа мигрантов и не затрагивали глубокие нужды большинства мигрантского населения. Нелишне напомнить и о том, что во второй половине 1990-х годов власти обеих стран сделали шаг назад. В Швеции был пересмотрен закон о поддержке меньшинств, в рамках которого иммигрантские сообщества были приравнены к историческим меньшинствам (саамам, финнам), а в Нидерландах была свернута программа развития меньшинств, запущенная в 1983 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: