Понятие стратегии организации




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства

И государственной службы

При Президенте Российской Федерации»

Красногорский филиал РАНХиГС

Г. Красногорск

Кафедра экономики и финансов

Направление подготовки (специальность) 080100 «Экономика»

Профиль «Экономика и управление проектами»

 

Отчет

О прохождении научно-исследовательской практики

Кульковой Марии Сергеевны

 

 

1 курс, 2 семестр

 

 

Срок прохождения практики: с «» 201 г. по «» » 201 г.

 

 

Руководители практики:

 

От вуза Рыхтикова Наталья Александровна, доцент

 

Расчет фактического результата прохождения научно-исследовательской практики.

 

Подготовка плана прохождения практики 8 ак.ч.
Подготовка отчета о практике 9 ак.ч.
Доклад и обсуждение на научном семинаре 4 ак.ч.
Научно-исследовательские семинары 12 ак.ч.
Доклады и сообщения на научно-теоретических конференциях, симпозиумах, «круглых столах» и семинарах, связанных с деятельностью Академии «Управление изменениями: вызовы и возможности» Секция «Маркетинг: новые стратегические вызовы» Форум профессиональных возможностей - Конкурс бизнес-идей (доклад) (11 апреля 2013г.) 40 ак.ч.
Подготовка коллективных трудов кафедры, индивидуальных публикаций, статей «Понятие стратегии организации» Приложение 1 «Стратегический процесс» Приложение 2 23 ак.ч.
Участие в разработке материалов и документов для Правительства РФ и федеральных органов власти и управления по заданию ректората «Отчет по Северо-Западному федеральному округу» Приложение 3 20 ак.ч.
Участие в научных конференциях, симпозиумах, «круглых столах» и семинарах
  1. Форум профессиональных возможностей - Конкурс бизнес-идей (11 апреля 2013г.)
  2. «TransCon: Дороги и Мосты» (12-14 марта 2013г).
  3. «ДОМЭКСПО» (11-14 апреля 2013)
  4. ДОРКОМЭКСПО-2013 научно-практическая конференция
«Отечественное машиностроение – дорожно-транспортной инфраструктуре России» (16-19 апреля 2013)
  1. «Дни малого и среднего бизнеса России 2013» Пленарное заседание XIII Всероссийской конференции представителей малых и средних предприятий «Инструменты поддержки и защиты малого и среднего бизнеса в условиях глобальных рынков» (13-15 мая 2013)
  2. «Управление изменениями: вызовы и возможности» (23 мая 2013г.)
  3. Научно-практическая конференция «20 лет модернизации российской статистики: опыт и перспективы» (24 мая 2013г.) - Сессия 4. «Официальная статистика глазами пользовательских и экспертных кругов»
Приложение 4
52 ак.ч.
Подготовка научно-методических материалов презентационного характера по теме исследования, для представления на обсуждение в рамках научно-исследовательского семинара Приложение 5 4 ак.ч.
Участие в научно-исследовательских семинарах, совещаниях, мастер-классах мастер-класс «Бизнес в сфере IT» (16 апреля 2013г.) 4 ак.ч.
Подготовка материалов по теме исследования в соответствии с индивидуальным планом магистранта Приложение 6 94 ак.ч.
Итого 270 ак.ч.

 

Приложение 1

М.С. Кулькова*

Понятие стратегии организации

Аннотация:

Стратегия является мощным инструментом развития компании, однако единой методологической базы для определения основных терминов стратегического менеджмента нет. Статья посвящена теоретическому осмыслению понятия стратегия, а также рассмотрению стратегического менеджмента как самостоятельной научной дисциплины.

Ключевые слова:

Бизнес-школа, внешняя среда, внутренняя среда, стратегический менеджмент, модель, стратегия, стратегическое планирование, стратегический процесс, стратегическое предвидение, инновации.

Стратегический менеджмент рассматривается и изучается как самостоятельная научная дисциплина, наравне с маркетингом и финансовым менеджментом, с середины XX в.[1], однако до сих пор его сущность не понимается однозначно. Кроме этого ряд ученых критикуют саму идею стратегического предвидения в виду изменчивости внешней среды. Отсутствие стратегии далеко не всегда является отрицательным фактором. Продуманные действия способствуют повышению гибкости организации и в отсутствие единой стратегии компании сохраняют способность к инновациям и экспериментам. Однако, по моему мнению, само понятие стратегии необходимо изучать, а также использовать лучшие наработки в практической деятельности организации.

Традиционно теорию стратегического менеджмента рассматривают в двух направлениях: первое - это периодизация, в рамках которой изучаются основные теоритические работы и достижения конкретных школ; второе направление непосредственно связано с конкретным положением теории стратегического менеджмента, будь то развитие определенной теории или применение на практике тех или иных моделей.

Существует множество трактовок термина стратегия. Проводя аналогию с военным происхождением, можно сказать, что стратегия – это план действий, предусматривающий изменения, в рамках имеющихся ресурсов, привязанный к временным рамкам. В течение последних лет стратегическое планирование существенно расширило сферу и горизонты своего присутствия в экономике. Стратегию активно разрабатывают предприятия, города и регионы, министерства и правительство в целом. Однако единая методологическая и методическая база реального стратегического планирования отсутствует. Это создает трудности не только при разработке, но и при анализе, сравнении, согласовании и агрегировании стратегических планов всех уровней экономики.

Один из основоположников теории стратегического менеджмента И. Ансофф определяет стратегию как понятие трудноуловимое и несколько абстрактное. Её выработка обычно не приносит фирме никакой непосредственной пользы. Кроме того, она дорого обходится как по денежным расходам, так и по затратам времени управляющих.[2] Одновременно с этим автор говорит, что только стратегия позволяет достичь сбалансированности действий и организационной координации, направленной на обеспечение роста компании и достижение конкретных финансово-экономических показателей.

Г.Б. Клейнер рассматривает понятие стратегии как системы. Возможны два альтернативных взгляда на стратегию предприятия как на систему. В первом случае стратегия рассматривается как один из плановых документов. В качестве системосодержащего пространства здесь выступает совокупность плановых документов различного вида и назначения. Стратегия предприятия при таком видении является системой, но не является социально-экономической системой. Во втором случае предполагается, что стратегия рассматривается не просто как текстуальное («плоское») описание, но как многомерная система взаимосвязей между составляющими и движущими силами стратегического процесса и производственной деятельности предприятия: материальными факторами, информационными ресурсами, в том числе потенциальными и реальными разработчиками и исполнителями стратегии. Здесь системосодержащее пространство представляет собой совокупность реальных и мыслимых состояний экономических явлений и образований, а стратегия - одну из социально-экономических систем.[3]

Р.А. Фатхутдинов определяет сущность стратегии как программу, план, генеральный курс субъекта управления по достижению им стратегических целей в любой области деятельности.[4] Необходимость выстраивания стратегии обусловлена достижением оптимального уровня эффективности и конкурентоспособности товаров и организации в целом.

А.П. Градов видит сущность стратегии в наборе правил и приемов, с помощью которых достигаются основополагающие цели развития той или иной системы.[5] В рамках развития системы на первый план выходят вопросы эффективного применения ресурсов на предприятии и оптимизации затрат на их приобретение.

Исследования Г. Минцберга по стратегическому менеджменту позволили выделить пять основных трактовок термина «стратегия». Данная классификация получила название «5П Минцберга».

Стратегия - план последовательных действий.

Стратегия - принцип поведения или следование некоторой модели поведения.

Стратегия - уникальная позиция на соответствующем рынке.

Стратегия - прием взаимодействия с конкурентами.

Стратегия - перспектива, основной способ деятельности компании.

Очень важно рассматривать каждую из этих составляющих во взаимосвязи. Недостатком данной схемы является вынужденное упрощение ее компонентов. «5П Минцберга» не являются взаимоисключающими составляющими. Это означает, что в рамках организации возможно одновременное использование нескольких компонентов.

Все различные взгляды на определение термина стратегия можно разделить на две основные группы: при первом понимании стратегию можно охарактеризовать как конкретный долгосрочный план достижения конкретной долгосрочной цели, а выработку стратегии как нахождение цели и составление долгосрочного плана, при втором - под стратегией подразумевают долгосрочное количественно определенное направление развития организации, касающееся сферы средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящих организацию к ее целям.

Говоря о практическом использовании стратегии на предприятии, по моему личному мнению, для персонала удобнее и проще работать с четким планом, сопоставляя запланированные результаты с действительными. Однако, как было сказано ранее, стратегия (в рамках определения ее как плана, программы) зачастую создает барьеры и мешает креативному мышлению. Результаты финансово-экономической деятельности организации нельзя определить с абсолютной мерой точности, а элементы стоимости предприятия зависят от внешней среды компании, которая периодически изменяется под действием тех или иных факторов. Это означает, что необходимо пересматривать и оптимизировать параметры устойчивого развития предприятия в зависимости от состояния внешней и внутренней среды, а затем, на основе регламентирования соответствующих процедур, адаптировать стратегические планы. Системный подход, используемый для создания стратегии, призван решить данные задачи, однако внедрение стратегии и дальнейший контроль за развитием компании в рамках данной системы предполагает наличие квалифицированного управленческого аппарата.

Таким образом, стратегия - это понятие системное, которое нельзя рассматривать в отрыве от внешней и внутренней среды организации. Рассматривая все подсистемы организации, стратегия помогает определить общий курс развития компании с учетом нестабильных, изменяющихся факторов.

Список литературы:

1. Ансофф И. Стратегическое управление: Экономика; Москва; 1989. – 303 с.

2. Градова. – 3-е изд., испр. – СПб: СпецЛит, 2000.

3. Клейнер Г. Б. Стратегия предприятия. - М: Издательство: Дело, 2008 год. - 568 с.

4. Минцберг, Г., Альстрэнд, Б., Лэмпел, Дж. Школы стратегий. – СПб.: Питер, 2000. - 336 с.

5. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. 7-е изд., испр. и доп. - М.: Дело, 2005. — 448 с.

6. Экономическая стратегия фирмы. Учебное пособие / Под ред. А.П.


Приложение 2

М.С. Кулькова*

Стратегический процесс

Аннотация

В статье дается четкое представление стратегического процесса как последовательного решения задач стратегического анализа от выбора и создании концепции до воплощения стратегии в жизни, раскрывается содержание данных задач, рассматривается порядок проведения стратегического анализа, устанавливается связь стратегического управления со смежными областями менеджмента.

Ключевые слова

Стратегический процесс, принятие решения, предвидение, стратегический анализ, стратегический менеджмент, анализ внешней среды, стратегический контроль, реализация стратегии, бизнес-планирование.

 

Существуют различные модели процесса стратегического менеджмента, и выдвигаются различные модели осуществления стратегий в рамках организации. В целом эти модели выделяют одни и те же стадии процесса стратегического менеджмента. Все они исходят из того, что начинать следует с анализа внешней среды деятельности, далее нужно перейти к стадии разработки стратегии и ее реализации. Как правило, процесс завершается оценкой результатов, стратегическим контролем. Стратегический процесс включает в себя как этап разработки характера предприятия, его миссии и видения, так и составление стратегии, ее последовательную реализацию, корректировку. Это становление и развитие фирмы (управление, производство, продвижение).

Стратегическое бизнес-планирование - это выработка стратегии с помощью комплекса формализованных процедур, которые направлены на построение как модели будущего компании («как хочется»), так и программы перехода из текущего состояния к этой модели.

Стратегическое планирование - деятельность по разработке стратегии и ее конкретизации в форме стратегического плана. Существует много подходов стратегического планирования, но обычно оно предполагает прохождение трех аналитических этапов:

1. Оценка текущей ситуации и причин ее возникновения.

2. Целеполагание.

3. Путь. Составить карту пути достижения цели.

Стратегия многих организаций складывается стихийно и является событийной, что заводит компании в тупик, поскольку нет четкого плана движения. В работе «Стратегический процесс: концепции, проблемы, решения» концепция стратегического процесса основывается на влиянии стратега, его интуиции. Разработка стратегии - это прерогатива руководителя компании. Чаще всего, по мнению авторов, стратегом является руководитель компании, а его действия отражают собственное внутреннее видение мира, что является экстраполяцией его жизненного опыта.[6]

Стратегический менеджмент начинается с тщательного анализа внутренних достоинств и недостатков компании, а также внешних возможностей и угроз[7]. Информация, полученная в ходе анализа, используется для построения стратегий, направленных на осуществление миссии компании. Аналогично этому модель стратегического менеджмента «запускает» процесс путем определения миссии компании на основе ее профиля, внешней среды деятельности и анализа отрасли, в которой она действует. Тогда стратегии должны разрабатываться таким образом, чтобы соразмерить возможности, выявленные во внешней среде деятельности, с внутренними достоинствами компании.

Стратегический процесс как единое целое на предприятиях и в других экономических системах объединяет функционирование и взаимодействие таких разнородных экономических сущностей, как объект стратегического планирования; субъект стратегического планирования; процесс разработки стратегии и результат стратегического планирования – стратегический план. Реализация стратегии, как часть стратегического процесса, предполагающего осуществление выбранной стратегии, включает проведение необходимых изменений, реструктурирование ресурсной базы.

Стратегия, основанная на миссии, - это путеводная звезда, которая ведет компанию вперед. Стратегия и миссия - это фундаменты компании, чем они прочнее и основательнее, тем лучше будет держаться все строение. От вас зависит, какой вы путь выберете и на какую путеводную звезду станете ориентироваться. Зная свои желания, желания сотрудников, учредителей, желания потребителей, для которых вы работаете, вы сможете выбрать тот верный путь, который приведет к устойчивому успеху и процветанию. Поставить достижимые цели. Для этого необходим анализ актуальной ситуации.

Когда составлен план, есть стратегическая карта стоит сформулировать для компании ряд принципов, которых стоит придерживаться в процессе реализации стратегии.

1. Не откланяться от стратегических целей компании.

2. Оптимизировать внутренние и внешние связи.

3. Уменьшать производственные разрывы.

4. Соблюдать принцип единоначалия.

Стратегическое управление - это непрерывный процесс. Недостаточно стратегии разработать и внедрить, их надо ещё и отслеживать, а также периодически осуществлять оценку их реализации.

В процессе выработки стратегии принимаются решения по поводу того, как и в каком направлении будет происходить развитие организации, что делать с каждым направлением бизнеса или продуктами, какое место планируется занять на рынке. Но любая стратегия когда-нибудь изживает себя, поэтому должна замениться новой. Всё это вместе и является моделью процессов стратегического управления.

Процесс стратегического управления отличается определённой последовательностью шагов. Это следующие этапы:

1. Стратегический анализ;

2. Стратегический выбор;

3. Реализация стратегии.

На этапе стратегического анализа происходит исследование положения организации. Надо изучить изменения во внешней среде и оценить, насколько данные изменения повлияли на преимущества или недостатки ресурсов организации. Цель стратегического анализа — оценить ключевые воздействия на текущее и будущее положение организации.

Выделяют три компонента стратегического анализа.

1. Цель, задачи, ожидания и полномочия. Это отношения внутри организации, которые составляют фон для формирования предполагаемых стратегий, смысл существования организации, характер её деятельности, конкретные сроки реализации стратегии, среднесрочные и долгосрочные планы компании.

2. Анализ внешней обстановки. Представляет собой исследование характеристик внешней среды, в которой действует организация. Внешняя обстановка включает в себя множество элементов, которые могут создавать возможности или угрозы для организации.

3. Анализ внутренних ресурсов. Изучаются внутренние ресурсы, принадлежащие организации, ключевые преимущества и недостатки организации.

Внутренний анализ определяет сильные и слабые стороны организации, а также определяет ожидания и возможности владельцев и персонала влиять на процессы стратегического планирования.

На втором этапе стратегического процесса можно выделить следующие четыре компонента.

1. Выработка стратегических вариантов. Это стратегические альтернативы, каждая из которых представляет возможные направления действий. При разработке стратегий важно учесть максимально возможное количество вариантов.

2. Оценка стратегических вариантов. Для того чтобы выбрать тот или иной вариант, надо сравнить их между собой, исходя из их способностей достичь организационных целей.

3. Выбор стратегии. Когда тысячи идей, десятки стратегий, воплощаются в один-два удачных проекта.

4. Стратегические линии поведения и планы. Это изучение потребности в капитале, трудовых ресурсах, в исследованиях и разработках.

Задача третьего ключевого этапа стратегического процесса - превратить в жизнь ту стратегию, которой намерено придерживаться. При реализации стратегии важно разработать план действий при непредвиденных обстоятельствах (создать идеальную ситуацию, к которой нужно стремиться) и создать организационную структуру - то есть, создать возможности для реализации стратегии, распределить ответственность за выполнение задач и права на принятие решений в организации.

Таким образом, в основе управления компанией лежит разработка стратегии, ее адаптация к внутренним и внешним факторам и реализация.

Список литературы:

1. Аналоуи Ф., Карами А. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий. - М.: Юнити, 2005. - 397 с.

2. Кэмпбел Д., Стоунхаус Дж., Хьюстон Б. Стратегический менеджмент. - М.: Проспект, 2002. - 334 с.

3. Минцберг Г., Куинн Д.Б., Гошал С. Стратегический процесс: Концепции, проблемы, решения. – СПб.: Питер, 2000. - 684 с.


Приложение 3

Введение

Методика проведенной работы:

1. Анализ социальных отраслей.

· Определение субъектов социальной политики

· Основные нормативы, действующие в отрасли

· Правовая база

· Критериальные показатели статистики и их динамика

· Проблемы, заявленные властями

· Проблемы, заявленные населением

· Тенденции

2. Определение основных ключевых направлений социальной политики региона и РФ.

Результат: четкое видение желаемых результатов

3. Группировка проектов слушателей по субъектам.

4. Изучение проектов.

5. Определение желаемых результатов слушателей.

6. Сопоставление п.2 и п.5.

7. Определить основные проблемы по каждой категории и в общем.

8. Сгруппировать проекты в зависимости от показателей их проектов.

Формулировка гипотезы: выявить соответствия проблем и мероприятий по их решению с учетом проектов слушателей и необходимых потребностей каждого из субъектов, исходя из запросов населения и целей властей.

Далее рассмотрен СЗФО в общем и по субъектно. В описании субъектов в специальном блоке определено наше видение проблемы субъекта, исходя из проведенного анализа. Ссылки на источники информации присутствуют.

Последний параграф - анализ проектов слушателей. Их группировка и основные характеристики представлены отдельно в файле «СЗФО проекты».




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: